Источник

§ 11. Истина бытия Божия

Основной религиозной истиною несомненно является истина бытия Божия. Какие же данный есть в пользу этой истины? Истина бытия Божия вытекает прежде всего из факта всеобщности религии и врожденности религиозной идеи. Невозможно допустить, чтобы столь глубокое влечение не отвечало действительности. Все живые существа не обманываются в своих влечениях; ни одно из них не стремится к недостижимому. Необходимо поэтому признать, что религиозное влечение истинно целесообразно, что действительно существует Бог, призывающий человека к единению с Ним.

Есть в духовной природе человека и еще доказательство бытия Божия. Каждый человек замечает в себе нравственный закон, повелевающий нам делать добро и избегать зла. За добрые поступки он награждает нас спокойствием совести, за зло наказывает угрызением её. Откуда же в человеке этот закон? Ответ может быть только один. Нравственный закон вложен в человека самим Богом, почему совесть и принято называть голосом Божиим в нашей душе.

К признанию истины бытия Божия приводить нас и наблюдение над внешнею природою, её условностью и в то же время стройностью, порядком и целесообразностью.

Останавливая свой взор на окружающем нас мире, мы усматриваем что ни одно существо мира не самобытно, не есть причина себя самого. Существование каждого предмета зависит от других предметов, как от причин. Ближайшие причины и условия данных предметов или существ мы, конечно, находим в других предметах. Но рассматривая и эти предмету, мы скоро замечаем, что и они также несамобытны, условны и зависят в своем бытие от дальнейших причин, которые в свою очередь также оказываются условными. Отсюда видно, что совершеннейшего и окончательного основания мы должны искать не в этих частных предметах и состояниях, но во всеобщей причине, от которой зависят все явления и состояния. Эта первая всеобщая причина всякого условного бытия есть бытие безусловное и необходимое, которое мы и называем Богом.

О бытие Бога говорить нам и дивное устройство мира. «Мне кажется, пишет один ученый (ботаник проф. Рейнке), природа похожа на совершеннейшее создание искусства вроде какой-нибудь симфонии Бетховена по совершеннейшей гармонии (согласии) своих законов, но как симфония немыслима без создавшего ее композитора, так и гармония природы может быть делом только могучего творческого ума». Ума нельзя видеть глазами, но он открывается в своих произведениях; так и Бог открывается в порядке и законах природы.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle