§ 10. Новоиудейство.
От истинной и откровенной ветхозаветной религии нужно отличать искаженную новоиудейскую или талмудическую.1
Вероучение Талмуда страшно обезображено сравнительно с ветхозаветным, откровенным. Строго говоря, Бог талмудистов не имеет ничего общего с ветхозаветным Иеговою, почему и получил в Талмуде особое имя Шехины, т.е. божества видимого, чувственного, осязаемого. В Талмуде математически высчитывается мера, и определяется рост Шехины, подробно рассказывается, какие у Шехины плечи, руки, ноги, какая шея, борода, как велико расстояние между его глазами, бровями и т. п. Такой Бог, очевидно, и занятия должен иметь человеческие, – и в Талмуде, точно, говорится, будто Шохина несколько часов в сутки посвящает на изучение Талмуда: всякое утро кладет на себя тефилимы (те значки, что евреи кладут себе на лоб, когда молятся) и молится о том, чтобы гнев Его не пересиливали Его милости. Шохина не свободен и от ошибок. И эти ошибки причиняют Ему величайшие огорчения. Так, Он сожалеет, что допустил обидеть «невинный народ» разрушением Иерусалима и не знает чем загладить свою вину. После разрушения Иерусалима изменился и образ жизни Шехины; так забава Его с Левиаеаном, царем рыб, имела место только до разрушения Иерусалима. Напротив, после этого Бог талмудистов в течении трех частей каждой ночи сидит и рыкает, как лев, и с плачем взывает: «горе Мне, что Я дозволил опустошить Мой дом, сжечь храм и отдать детей Моих в рабство!» А когда теперь славословят Бога Израиля, Он только потрясает головой и говорить: «благословен царь, которого превозносят в дому Его! Но что должно воздавать отцу, который допускает, чтобы дети его ходили в нищете?»
Бедственное состояние евреев по всей земле Бог оплакивает, фантазирует Талмуд, как дело рук Своих, и ежедневно проливает две великих слезы, который со страшным грохотом скатываются с неба в море; грохот этот слышен во всех концах света, а от падения этих слез на землю происходит землетрясение.
Миры творимы были Богом от вечности, но по несовершенству их Бог разрушал их каждый раз непосредственно после творения их, и только наш настоящий мир оказался угодным Ему. Ангелы созданы были к концу творческой недели, именно для того, чтобы никто не мог думать, что Михаил Архангел прикрыл свод небесный на юге, а Гавриил – на севере. Все души сотворены уже раз навсегда – в первый момент творения – и находятся под Крепкою охраною у престола Божия. Душа одного человека, по учению Талмуда, по разлучению с телом, может перейти в тело другого: душа праведника желает переселиться в чистое тело другого праведника, чего Господь и сподобляет ее. Веруя в переселение душ, евреи веруют и в то, что души грешников переходят в низшие тела, и не только в человека, но и в животных, в лошадь, корову.
Касательно первого человека Талмуд учит, что Бог сотворил его двуполым, и когда он глубоко стал чувствовать тяжесть одиночества, сотворил ему Еву из его собственной природы, а когда приводил ее к Адаму, – сам заплел ей волосы
Воцарению Мессии по Талмуду будет предшествовать истребление всех народов в междоусобной войне Гога и Магога, которые будут поражены воцарившимся Мессиею. Оставлены будут только некоторые из язычников с тем, чтобы взять на себя обязанности рабов.
Затем в Иосафатовой долине наступить воскресение всех верных израильтян: трупы евреев, умерших вне Палестины, подземными трубами перекатятся к Иосафатовой долине и там воскрешаемы будут ангелом смерти посредством удара палкой по устам. После всеобщего воскресения последует восстановление Иерусалима и храма, всех жертв и обрядов, всего того, что определяется законом.
Талмуд делить все человечество на две части: евреев н не евреев; последних он называет гоями. Только одни евреи произошли от Бога; все прочие люди произошли от низших божеств. Насколько люди выше животных, настолько евреи выше всех остальных людей. «Эти последние суть семя животное». Раввины сравнивают гоев то с собаками, то с ослами, то, наконец, со свиньями.
Этот взгляд евреев на иноплеменников хорошо иллюстрирует следующий рассказ. Знаменитый раввин бен Сира находился в плену Вавилонском и пользовался большой дружбой Навуходоносора. Царь оказывал ему всевозможное внимание и однажды предложит, ему жениться на его дочери. Бен Сира сказал царю: «Знай, царь, что – я дитя человеческое, а не животное». Дочь царя, таким образом, с точки зрения Талмуда, была не больше как животное, и брак с нею мог бы унизить еврея.
На этом главном различием между не евреем и евреем, который один имеет достоинство человека, основывается вся мораль Талмуда.
Заповеди о любви, которые дал Моисей, Талмуд повелевает исполнять тогда, когда дело касается евреев, но они не должны исполняться по отношению к гою, жизнь которого ценится евреями, как жизнь собаки. «Над ослами и собаками так не тяготит гнев Божий, как ненависть Иеговы тяготеет над гоями».
Та мысль, что Бог ненавидит гоев, оправдывает по Талмуду все жестокости евреев по отношению к гоям. И в самом деле, как любит тех, кого проклинает Бог? На этом основании Талмуд дает следующее предписание: «вы не должны оказывать гоям никакой помощи». Гои не могут не быть, по мнению Талмуда, не злыми, а посему, если они делают добро, если они подают милостыню, если они оказывают милосердие, то их тем более нужно проклинать и вменять им эти дела в грех, потому что они делают это ради тщеславия.
Но так как опыт научил евреев, что нельзя так открыто порицать гоев, то поэтому Талмуд рекомендует евреям быть лицемерными по отношению к гоям. «Приветствуй гоя, чтобы быть с ним в мире и чтобы сделаться приятным ему и избежать распрей». Для того, чтобы лучше обмануть гоя, еврей может посещать его больных, погребать покойников, помогать бедным, но все это нужно делать для того, чтобы иметь мир с гоями, и чтобы эти нечестивцы не делали зла евреям.
Запрещается возвращать гою то, что он потерял; тот, кто возвратить гою то, что он потерял, – не найдет милости у Бога. «Если еретик упадет в яму,– говорится в Талмуде, – то не вытягивай его; если в яме есть лестница, то ты ее вытащи оттуда; если около ямы находится камень,– то ты брось его туда».
Талмуд разрешаете евреям клятвопреступления. В Талмуде имеется следующий рассказ. Раввин Иоханан пользовался доверием одной дамы, которая поведала ему большой секрет под великой клятвой, что он его никому не расскажет. «Я не открою этого секрета и Богу Израиля», ответил ей раввин. Дама ему поверила, но равви Иоханан про себя прибавил: «Богу Израиля я не открою секрета, но народу израильскому открою». Талмуд очень восхваляете эту изобретательность раввина и рекомендует евреям: когда они дают клятву не еврею, то про себя должны говорить: «эта клятва не имеете значения», и тогда их совесть будете спокойна. Но когда еврей совершить какое-нибудь большое преступление, а другой еврей будет привлечен в качестве свидетеля против него, то этот последний может дать ложную клятву, пользуясь указанной оговоркой про себя, чтобы оправдать своего брата.
Вот примеры еврейской клятвы: король из числа гоев требует от еврея, чтобы он поклялся, что он не уйдет из его страны; еврей должен сказать про себя: «сегодня я не уйду»; король требует, чтобы еврей поклялся, что он никогда не убежит; еврей должен про себя сказать: да, но при таком-то условии, потом выбрать какое-нибудь невозможное условие, например, если король сегодня не будет кушать. Таким способом евреи могут нарушать всякую свою клятву и сохранять спокойствие совести 2.
Правда, кое-где Талмуд рекомендует добрые отношения евреев к другим народам, но все такого рода советы как-то мало вяжутся с другими узаконениями Талмуда, проникнутыми враждой и ненавистью к иноплеменникам.
* * *
Все евреи убеждены, что Талмуд (учение) или устный закон имеет авторитет божественный, и что этот закон Моисей получил вместе с писаным на горе Синайской от Самого Бога. По словам Талмуда, Моисей передал этот устный закон И.Навину. И.Навин – старейшинам, старейшины – пророкам, а пророки – синедриону или великой синагоги. Действительное происхождение Талмуда таково. Со времени плена Вавилонского среди учителей народа еврейского появилось стремление дать точная и подробный указания и определения на все случаи жизни, но так как закон таких определений не давал, то раввины прибавили к писаному закону многочисленный неписанные заповеди или «предания старцев». Около конца II века по Р. Хр. Равви Иуда собрал в одно целое все эти постановления устного закона и передал письменно. Свое собрание он назвал „Мишною», или повторением закона, которое имело значение толкования на письменный вагон. С течением времени разных толкований и комментариев на Мишну накопилось так много, что один из преемников Иуды собрал все эти разноречивые толкования на Мишну и около IV в. по Р. Хр. издал свой труд под именем «Гѳмары» (усовершенствование). В это издание вошло учение палестинских раввинов, чрез что оно и сделалось известным под именем Талмуда Иерусалимского. Около этого времени число школ чрезвычайно размножалось; толковали Мишну и в Персии. Впоследствии в VI веке и эти толкования были собраны, и это собрание по месту своего происхождения получило название Талмуда Вавилонского.
Подробные сведения о нравоучении Талмуда можно почерпнуть в «Церк. Вед.» 1913 г., № 44.