Источник

§ 16. Разбор возражений против чудес

Деисты отрицают самую возможность чудес, во-первых, на том мнимом основании, что допущение чудес предполагает, будто бы, изменяемость и нарушение сил и законов природы, которые, между тем, неизменны и непреложны. Но чудеса не изменяют и не нарушают законов природы, а только на время останавливают их течение. Для разъяснения возьмем пример. Представим, что я своею рукою бросил камень вверх. По закону всеобщего тяготения, камень этот из моей руки должен лететь книзу, но он, между темь, летит вверх: спрашивается, есть ли это нарушение закона в самом его существе? Отнюдь нет Закон тяготения по прежнему остается тем же законом, как на всем земном шаре, так и по отношению к самому тому камню, который брошен моею рукою вверх, но только в данном случае закон этот уступает свое действие новому закону, превзошедшему на время вследствие моей личной воли. Так точно и по отношению к чудесам. Всякое чудо не нарушает в существе того или другого закона, а только на время приостанавливает, препобеждает его в силу особой воли Божьей на то. Когда, например, в одном месте, по воле Божьей, огонь не жжет, вода не топит и под., во всей остальной обширнейшей области бытия эти стихии действуют согласно со своими естественными свойствами.

Во-вторых, говорят, что чудеса в природе несообразны с совершенством последней, заставляя допускать, будто её естественные силы и законы недостаточны для её целей и нуждаются в пособии сверхъестественном. Но чудеса предполагаются нужными совсем не для целей природы, которая, действительно, всегда может достигать их своими естественными средствами, данными от Бога, а собственно для целей человека, и притом самых высоких, каково, например, убеждение человека в истинности откровения, чтобы он не мог вместо истины принять лжи. Вообще отрицать чудеса значит не признавать Бога существом личным, живым, желающим всегда спасения человеку, а представлять Его себе какою-то отвлеченною силою, не имеющею никакого нравственного общения с сотворенными Им существами.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle