§ 14. Разбор возражений деистов против возможности сверхъестественного откровения. Возможность и необходимость откровения
Против возможности сверхъестественного откровения возражают деисты. По их учению, Бог, сотворивши мир, предоставил его самому себе, его собственным силам и законам, а Сам пребывает в покой. Он также относится к миру, как мастер к своей машине, которая действуете по тем законам на которых основано её устройство, нисколько не нуждаясь в помощи и содействии со стороны своего мастера.
Что сказано о мире вообще, то же нужно сказать и о человеке в частности: и он предоставлен самому себе, нисколько не нуждается в помощи своего Творца, и Бог не вмешивается в его дела, в его жизнь, в его историю. Стало быть, нет, да и не нужно никакого особенного откровения Божия человеку.
Но такое представление об отношении между Богом и Миром положительно противоречить как понятию о высочайшем совершенстве Бога, так и понятию о тварности и условности Мира. Можно ли признать бесконечною, всемогущею и всеблагою ту силу, которая, обнаружившись однажды моментально в творении других конечных сил, ушла бы затем совершенно и навеки в самое себя и только страдательно глядела бы на игру этих, не нуждающихся более в ней, сил? Такая сила, очевидно, не была бы абсолютною силою, а скорее абсолютною немощью, потому что подле неё действовали бы другие силы, независимые от неё, между тем как она пребывала бы в бездействии. А мир со своими законами, сделавшись каким-то образом независимым от Бога, не только ограничивал бы собою своего Творца, но и в некоторой мере стал бы сам на место Его...
В возможности сверхъестественного откровения нельзя сомневаться, если мы верим в живого и личного Бога и убеждены, что человек создан по образу Божьему. Возможно ли допустить, чтобы Бог, сама любовь, оставить Свое создание, слабое и немощное, без Своего откровения, вразумления и просвещения? С другой стороны, между Богом и человеком, при всем безмерном различии, есть нравственное сродство, и человек может входить в живое общение с Богом. Бог, как Существо всеведущие, знает все наши нужды и, как Существо всемогущее и премудрое, имеет в Своем распоряжении все средства для сообщения людям Своего откровения. А человек имеет способность к восприятию сего откровения.
Но Божественное откровение не только возможно, но и необходимо.
При ограниченности и греховном помрачении своих сил и способностей, человек в решении самых существенных вопросов, каковы для него вопросы религиозные, естественно, не может положиться на себя самого, но ищет Божественной помощи, ищет авторитетного разъяснения этих вопросов. Вот почему во все времена, во всех религиях последним доказательством истинности проповедуемого учения служить не разум, а то, что это учете получено свыше, имеет Божественный авторитет.