Источник

VI. Пастырское призвание. Взгляд на него пасторологов. Призвание внутреннее и внешнее. Необходимость подготовки к пастырскому служению

Величайшее из земных служений – пастырское – требует от проходящего его особенных качеств, прежде всего требует призвания к нему.

Обязательное условие успеха всякого дела, всякого служения – наличие у деятеля призвания к избранному им роду деятельности. Мы говорим, что деятель имеет призвание, когда видим у него любовь, склонность, способность к своему делу. Любимое, близкое уму и сердцу делается легко, без воздыхания. Тогда между душою деятеля и делом, им исполняемым, устанавливается гармония, возбуждающая интерес, обостряющая внимание, умножающая силы и притупляющая чувствительность тяжестей и страданий, сопутствующих работе. Любящая мать героически переносит бессонные ночи, лишения и страдания, связанные с рождением и воспитанием ребенка, как бы не чувствуя их мучительной остроты и тяготы. Самоотверженный воин умирает за родину, благословляя свои страдания. Христианские мученики с победными песнями шли на костры, навстречу разъяренным зверям и, благословляя Господа, умирали на крестах, в цирках (от зубов диких зверей), на кострах в пламени. Пастырская деятельность не может составлять в этом отношении исключения. Напротив, для нее-то в особенности необходимо призвание. Инструментом, орудием этой деятельности служит душа. Никому в голову не придет, чтобы можно было взяться за тонкую хирургическую операцию, имея в руках лишь плотничьи инструменты, или можно было художественно передать дивные мелодии Бетховена на одной случайно попавшейся, расстроенной скрипке. Как же станет управляться со своей чрезвычайно высокой, требующей воодушевления, самозабвения, терпения, а иногда и мученичества, работой пастырь с душой не настроенной, влекомой к иным интересам и иным занятиям. Пастырское служение соединено не только с величайшими трудностями, но и с величайшими опасностями. Вынести первые и устоять перед вторыми сможет только человек с внутренним огнем призвания к великому пастырскому делу. И, кажется, все без исключения пасторалисты солидарны в признании, что пастырское служение должно предваряться призванием к нему. Но в определении самого понятия «призвание» пасторалисты не сходятся. Одни считают необходимым внутреннее призвание (vocatio interna); другие готовы ограничиться одним внешним призванием (vocatio externa), даже «слишком» внешним, когда, например, кого ведут к нему (пастырскому служению) желание родителей или воспитание в церковных учреждениях, приготовляющих молодых людей к пастырскому званию, или если кого настоятельно приглашают к тому представители воли и власти народной»37. Одни готовы ограничить выявление призвания одним всего моментом желания, принимающим форму господствующего мотива, стремящегося все подчинить себе38; другие считают, что для уверенности в призвании надо, чтобы в течение многих дней, недель и месяцев слышать божественный внутренний голос, который с постоянно увеличивающейся силой убеждения будет говорить тебе: «Вот твое призвание»39; третьи находят необходимым иметь постоянную внутреннюю склонность к духовному званию, которая, кроме того, должна быть проверена опытными водителями душ: «Есть ли она плод благодати или же плод чисто человеческих расположений». А проф. A. Vinet заявляет: «Когда совесть уполномочивает нас и побуждает наложить на себя известную обязанность, тогда мы имеем то, что вне всякой чудесности наилучше заслуживает имя призвания». Когда чувствуется такое побуждение, проф. Vinet советует кандидату пастырства рассмотреть, «сливается ли побуждение, которое заставляет его посвятить себя служению, с самой целью служения, как ее можно понять из Евангелия»40.

Не будем вдаваться в разбор частных взглядов на пастырское призвание. Вместо этого укажем ясно различимые, по нашему разумению, в нем моменты. Такими моментами являются:

1) Природная склонность души кандидата пастырства к духовной жизни и деятельности. Она может быть унаследованной от благочестивых и благоговейных родителей. Св. Василий Великий с братом Григорием Нисским, св. Григорий Богослов и св. Иоанн Златоуст своим высоким настроением и тяготением к служению Церкви Божией были обязаны: первые два – своим бабке Макрине и матери Эмелии, третий – своей матери Нонне, а последний – своей матери Анфисе, с кровью передавшим и последующим влиянием закрепившим в них высокое настроение своих душ. Несомненно, наследственным, хотя оно и было временно заглушено языческой средой, бурными порывами и недобрыми увлечениями, было тяготение к Церкви Божией и у блаж. Августина, сына богобоязненной и восторженной христианки Моники. Но может оказываться в душе человека природная склонность к духовной деятельности и независимо как от наследственности, так и от других видимых причин. Это уже бывает прямо от Бога. В первом и во втором случае стремящийся к пастырскому служению может сказать вместе с пророком: «Ты (Господи) влек меня от утробы матери моей». Природная склонность составляет прочную основу – почву, на которой легко разрастается брошенное семя и которая обеспечивает первый урожай. 2) Любовь ко Христу Спасителю, когда, увлеченный бесподобным, полным величия и беспредельной любви к человечеству образом Христа Спасителя, будущий пастырь вместе с пророком восклицает: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною... И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но был в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог» (Иер.20:7; Иер.20:9). Подобное же настроение ап. Петр выразил в восклицании: «Господи! К кому нам идти! Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Ин.6:68–69). 3) Сознание чрезвычайной важности пастырской работы и настойчивое требование совести посвятить себя ей (Мф.9:36). Все это элементы внутреннего порядка (vocatio interna); ускорение или замедление в следовании их одного за другим зависит от разных обстоятельств в жизни. Окончательно же определяющим моментом является требование совести посвятить себя пастырскому служению. Совесть должна разобраться: от Бога ли побуждения эти или от собственного «я»; влечет ли кандидата пастырства чистое, самоотверженное желание послужить спасению людей, или же его толкают на этот путь другие побуждения, не столь возвышенного порядка; стремится ли он к пастырству, чтобы питать и поить духовно алчущих и жаждущих, или его привлекают там тук и волна его духовных овец (Иез.34:3–4); предвидит ли он неизбежные при пастырском служении скорби и печали и готов ли за имя Христа их понести, или он надеется в пастырстве найти беспечальный «живот» и готовый сытый кусок хлеба; идет ли он на пастырский подвиг с готовностью принимать оплевания, заушения и понести крест Христов, или его влекут туда жажда власти и суетной мирской славы. Совесть должна испытывать намерения кандидата священства, и если окажется, что намечаемая им цель пастырствования совпадает с целью, изображенною Евангелием, – тогда наличие пастырского призвания у кандидата не подлежит сомнению.

Кроме внутреннего призвания бывает призвание внешнее. Иногда оно проявляется в явно чрезвычайных действиях, когда Господь чудесным образом призывает избранника к пастырству. Так было с ап. Павлом (Деян., гл. IX), с ап. Нафанаилом (Ин.1:47–51) и др. В других случаях Господь сокровенным, хоть, по существу, тоже чудесным путем, посредством различных обстоятельств, переживании, совпадении в жизни кандидата пастырства напоминает ему о его долге посвятить себя великому служению. Так было с преп. Антонием Великим, когда услышанные им в храме слова: «Если хочешь совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах... и следуй за Мною» (Мф.19:21), так поразили его, что он тотчас продал свое имение и раздал нищим. Услышанные им в другой раз в церкви слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34) разрешили ему вопрос: как же оставить сестру? После этих слов он поручил сестру христианским девственницам, а сам ушел в уединение на великий подвиг. Многие священники в постигшем их вдовстве усматривали призыв к монашескому житию. К числу обстоятельств, призывающих к пастырскому служению, можно отнести и воспитание кандидата по воле его родителей в духовной школе, и многое другое. Но к подобного рода сокровенным указаниям все же надо относиться осторожно, внимательно испытывая, от Бога ли они, чтобы случайного не принять за провиденциальное обыкновенного, человеческого – за чудесное Божие.

Кажется, приглашение кандидата церковной общиной или духовной властью следовало бы считать за явное проявление голоса Божия. Но и тут нельзя забывать примера св. Иоанна Златоуста, при всех своих чрезвычайных дарованиях и самом высоком духовном настроении долго уклонявшегося от пастырства несмотря на то, что и епископ и народ усиленно звали его. И церковная община, и даже церковная власть тоже могут ошибиться в определении человека, ибо «кто весть от человек яже в человеце, точно дух человека, живущий в нем» (1Кор.2:11). Чтобы кандидату поверить в свое «призвание» и принять положительное решение, ему надо взвесить все данные за и против и только после того, как совесть скажет окончательное свое слово, решиться на определенный шаг. Преп. Симеон Новый Богослов следующими словами характеризует настоящего Божьего избранника: «Кто имеет тайную любовь к Богу, что от одного слышания имени Христова тотчас разгорается любовию и источает слезы, а кроме сего, плачет о ближних своих и чужие согрешения вменяет, как свои, и себя от души считает грешнее всех... и, зная немощь человеческого естества, уповает на благодать и на укрепление от нее и, будучи побуждаем горячестью оной, от усердия решается на сие дело (пастырское), отвергая всякий человеческий помысел и с готовностью положить самую душу свою ради единой заповеди Божией и любви к ближним» (XII слово, изд. 1869 г.)41.

Природное призвание в пастырском служении – великое, первейшее дело. Но можно ли только им одним руководствоваться? Ведь внутреннее призвание самим призываемым может быть совсем не осознано, или же осознано очень поздно, и другими может быть не замечено. Да и много ли таких избранников, которые с искренностью могут сказать, что они от утробы матери к пастырству призваны? «Люди с таким природным дарованием, – замечает м. Антоний, – чрезвычайно редки, притом же и они не предохранены от самообольщения, если не будут работать над собою»42. Всякая сила и способность для лучшего выявления и действования нуждается в развитии и воспитании. Было бы наивно думать, что наделенный от природы большими математическими способностями может, не учившись, постигнуть высоты математики и приняться за чтение лекций по этому предмету. Образование и воспитание будят способности спящие и усовершенствуют обнаружившиеся, обогащая обучаемого запасом знаний, без которых самые большие способности не могут получить должного применения и дать совершенного плода. Эта очевидная для всех истина не может быть исключена в отношении пастырского служения. Приготовление к пастырскому служению должно сопровождать и дополнять призвание. Оправдание этому мы видим в примере Спасителя. Призвав Апостолов, чтобы сделать их «ловцами человеков» (Мф.4:19 и др.), Он в течение трех лет подготовлял их к уловлению человеческих душ, наставляя их и словами, и примером Своим. Св. Амвросий Медиоланский, по указанию свыше избранный и посвященный в сан епископа, горько сетовал о своей неподготовленности к пастырскому служению и всеми силами старался восполнить недостаток специального богословского образования. Сделавшись епископом, он устроил пастырскую школу для клириков, чтобы и они потом не оказались в таком же затруднительном положении, в каком очутился он. Существование в Церкви во все последующее время специальных школ, готовивших к прохождению пастырского служения, доказывает, что сознание необходимости особого приготовления избранников к пастырскому служению в Церкви никогда не исчезало. Призвание – Божий дар, приготовление – человеческий труд. Великое Божие и доброе человеческое должны гармонично соединиться, чтобы для славы Божией и блага людей принести добрый плод.

* * *

37

Проф. Певницкий. Священство. Основные пункты в учении о паст. служении. Киев, 1892. С. 95.

38

Арх. Борис. Записки по Пастырскому Богословию. Вып. I. С. 51–53.

39

Сильвио Пеллико. Обязанности человека / Перев. Зиновьевой. СПб., 1899. С. 57.

40

A. Vinet. Theologie Pastorale ou théorie du ministere evangelique. Paris, 1854. C. 68–118.

41

Архиеп. Антоний. Собрание лекций... С. 37.

42

Там же.


Источник: Православное пастырство / Протопресвитер Г. И. Шавельский; [Послесл. М. А. Антипова]; Рус. христиан. гуманитар. ин-т. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1996. - 679,[5] с., [1] л. портр. (Серия "Живая традиция").

Комментарии для сайта Cackle