Георгий Константинович Властов

Глава XXII

С 1 по 14 стих произносится угроза городу, названному „долина видения“. Почти все комментаторы согласны в том, что под этим именем надобно разуметь Иерусалим. Но не все согласны с тем, к какому именно событию надобно отнести пророчество. Новейшие комментаторы думают, что Исаия видит Иерусалим при Седекии, осажденный Навуходоносором887. Блаженный Иероним указывает на раввинское предание, по которому первые 14 стихов считаются пророчеством об осаде Иерусалима при Езекии, царем Сеннахеримом. Есть еще особый взгляд, защищаемый Кеем888, что долина видения есть город Самария. Но мы не можем согласиться с этим последним взглядом и относим пророчество к Иерусалиму, что особенно выясняется отдельным изучением стихов пророчества889. Здесь мы скажем только, что комментаторы, признающие в „долине видения“ Иерусалим,– указывают, что это выражение может быть противополагаемо надписанию главы XXI „о пустыне приморской“. Там разумеется Вавилон, бесплодный для царствия Божия, окруженный волнами моря народов; здесь приветливая долина, лежащая у подошвы горы Божией. Епископ Петр в своем объяснении пр. Исаии (ч. I, стр. 258) указывает, что Иерусалим назван долиной видения: „как город избранный Богом для откровений и как жилище прозорливцев-пророков, которых училище находилось в обширной долине, наполненной зданиями и лежащей между двумя горами Сионом и Акрою. На Сионе возвышался храм Бога Израилева, от Которого исходили все откровения“.

Мы к этому прибавим, что пророк Иеремия (Иер. 21:13) называет Иерусалим: „жительница долины, скала равнины“.

И плач Исаии в стихе 4 этой главы относится к Иерусалиму, как несомненно к нему относятся стихи 5 и 9 о проломах „в стене города Давидова“ и собирание воды в нижние пруды и устроение между двумя стенами хранилища вод (ст. 9 и 11), что очевидно согласуется с работами, всегда производимыми в Иерусалиме перед ожидаемой осадой города890. Точно то же надо сказать о стихе 10, который указывает, что починка стен в Иерусалиме производилась материалом, взятым из домов, нарочно отмеченных для этой цели.

Очень замечательны последние стихи главы XXI об удалении от дел вредного по влиянию своему иноземца Севны, склонявшего царя искать помощи в союзе с Египтом,-между тем как Исаия проповедывал непоколебимую веру в Бога, защитника Израиля891. Указание на Севну заставляет думать, что пророчество произнесено в виду грядущего нашествия Сеннахерима, армия которого погибает в стане под Ливной (или далее по пути к Пелузиуму). Угрозы ст. 2–3 не исполнились в этот раз, потому что царь и народ послушались Господа892, хотя исполнились позже и при обстоятельствах, напоминающих политическое положение дел при Исаии. Исаия предупреждал Ахаза не вступать в союз с Ассирией,-тот не послушался, и Ассирия принесла бедствие царству Иуды.-Исаия настаивает, чтобы Езекия не вступал в союз с Египтом и надеялся на Господа Бога; Езекия послушался и Господь помиловал Иерусалим. Но позже пророк Иеремия (Иер. 27:6–22) возвестил Седекии волю Господню, чтобы цари Иуды покорились Вавилону и не надеялись на Египет893. Седекия не послушался пророка и Иерусалим был взят при нем Навуходоносором и он сам умирает в плену,-ослепленный. (См. весь ряд событий от царствования Иохаза и фараона Нехао до Седекии 4Цар. 23:36–25:8).

1. Пророчество о долине видения. – Что с тобою, что ты весь взошел на кровли?

2. Город шумный, волнующийся, город ликующий! Пораженные твои не мечем убиты и не в битве умерли;

3. все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найденные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали.

Мы говорили во вступлении, что пророчество исполняется буквально при Седекии, который не слушается голоса пророка Иеремии, и что оно могло также исполниться при Езекии, если бы этот последний не послушался Исаии. Напомним несколько обстоятельства нашествия Навуходоносора. Седекия, не смотря на увещания Иеремии: „нарушает клятву с именем Божиим“, данную им царю Вавилонскому894. В настоящей главе Исаии первый стих рисует ожидание бедствия, вследствие этого поступка Седекии; второй и третий стихи предвидят последствия этого необдуманного – и главнейше незаконного, – шага. В плаче Иеремии (Плч. 4:9) находится разъяснение слов: „пораженные твои не мечем убиты“; Иеремия говорит, воспоминая бедствия осажденного Навуходоносором Иерусалима, – „умерщвляемые мечем счастливее умерщвляемых голодом.... которые истаивают“. Слова стиха 3-го этой главы Исаии суть слова пророческие, исполнение которых мы видим в сказании книги Иеремии XXIX, 3–4; т. е. слова Исаии относятся к неудачному бегству Седекии и его сановников, захваченных Халдеями, как то подробно описано в 4Цар. 25; 2Пар. 36:11–17. Мы знаем, что схваченный Седекия ослеплен, после того, как перед глазами его закололи сыновей его895, всех же вельмож и воинов отправили связанными в Вавилон.

4. Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего.

5. Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы.

В кн. пр. Иеремии (XVI гл.) мы читаем слова Господа о близящемся бедствии Иерусалима и о причинах его. Это бедствие видит ранее его пророк Исаия и „горько плачет о разорении дочери народа своего“. Дочерью народа называется как бы рожденная народом его столица, ибо в ней отражается сущность всех дурных и хороших сторон народа, ее создавшего, с некоторым даже усилением выдающихся сторон его характера и нравственности, так как все эти черты народа более резко обозначаются среди столиц всех народов896.

„День смятения и попрания и замешательства“ суть слова, близко напоминающие выражения Второзакония, предупреждающего Израиля, что за непокорность его: „пошлет на тебя Господь проклятие и смятение и несчастие“. Так пророчествовал Моисей во Втор. 28:20.

Мы не раз останавливали внимание читателя на том, что многие выражения Второзакония,-в особенности угрозы за отступничество от Господа Бога, встречаются в пророчествах Исаии, как бы с прямым напоминанием сказанного Моисеем897.

Последнее восклицание: „ломают стену и крик восходит на горы“ начинает картину осады.

6. И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит.

Крик подымают осаждающие, идущие на приступ после пролома стены, сделанного стенобитными орудиями. Елам и Кир представляют собою предельные народности на востоке, на которых сначала распространялось влияние Ассирии и которые после падения Ассирии частию вошли в состав Вавилонии, а частию создали сильную Мидо-Персидскую монархию. Здесь они упоминаются в числе войск Навуходоносора, как союзники Вавилонии, которая лишь при содействии Мидян разрушила Ниневию и могущество Ассирии. Чрезвычайно знаменательно, что только эти Арийские народности упомянуты в числе войск Вавилона. Елам, как мы говорили,-означает Сузиану, но уже занятую Персами. Кир (весьма замечательное имя) по мнению всех почти комментаторов означает народ, пришедший с берега Куры (или Киры) в нынешнем Закавказье898, т. е. означает Мидию и Мидийцев, союзников Вавилона. Надобно однако сказать, что Реннель (Géographie of Herodotus) под именем Кира разумеет Курдистан; Бохарт (Phaleg) думает, что Кир есть Мидийский город Курну (или Курену), – а Витринга думает, что это Мидийский город Карину. Но мы видим, что все комментаторы сходятся на одном, что это местность в стране, занятой Мидийцами, но которая была под влиянием Ассирии, во дни ее могущества, так как по 4Цар. 16Феглаффелассар переселяет жителей Дамаска в Кир. Для нас здесь важно заметить, что в минуты величия Вавилона, исполнителями Божия гнева называются в пророчестве Исаии народы Иафетического происхождения, из которого один назван пророческим именем будущего царя Персов.

7. И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот,

8. и снимают покров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом.

Если бы остановиться на пророчестве в этих двух стихах, то кажется несомненным, что оно относится ко времени Езекии и Сеннахерима и посылки Рабсака с конницей, которая „выстроилась против ворот“, что совершенно согласуется с 4Цар. ХVIII, 13–37 и Исаии XXXVI, 1–27, причем мы заметим, что в начале этих сказаний говорится, что царь Сеннахерим пошел по Иудее и взял все укрепленные города ее, что согласно и с надписями Ассирии и между тем выражено в пророчестве Исаии словами: „снимают покров с Иудеи“. Надо помнить, что Палестина не раз была опустошаема войсками Ассирии, но Иудею с ее лесистыми горами и пустынными скалами по большей части обходили войска восточных монархий. Так было и при Салманассаре. Повидимому покров Иудеи был снят впервые войсками Сеннахерима. Но повторяем мы, бедствие грозящее и Иерусалиму „затопленному по шею“899, отменяется Господом, вследствие благочестия Езекии, и пророчество последующих стихов относится уже к окончательному его исполнению. Вообще следует рассматривать пророчества не как отдельные предречения известных событий, а как предсказание общего плана Божественной воли, причем некоторая часть пророчества может исполниться ранее, между тем как остальная часть пророчества исполняется позже, смотря потому, что Господь повелевает в виду покаяния или ожесточения народа, как мы выше говорили, указывая на Иер. 18:7–10.

9. Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде;

10. и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену;

11. и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это.

Заметим, что все приготовления к защите Иерусалима совершенно те, которые описаны в 2Пар. 32:2–5, когда Езекия готовился к защите против Сеннахерима. Но нельзя не памятовать и того, что те же работы повторялись при всяком ожидаемом нападении и по самому положению Иерусалима сосредоточивались на возобновлении и укреплении северной стены его900, на усилении обороны Милло, (цитадели), и на снабжении города водою, когда забивали источники и пруды, вне стен находящиеся, и проводили их воду частию подземными каналами, частию трубами между двойных городских стен901 во внутрь города. Подобные же работы несомненно должны были быть произведены и при Седекии, когда он решился отложиться от Вавилона.

„Дом кедровый“, в котором хранилось оружие, напоминает дом, выстроенный Давидом (2Цар. 7:2), что заставляет нас думать, что старый царский дворец Давида был обращен в дом для склада оружия, так как Соломон выстроил новый обширный дворец (3Цар. 7:1–12). Указание на „проломы в стене“ (ст. 9, см. ст. 5) и заделку их может относиться и к проломам издавна сделанным902 и не починенным при царях до Езекии, и к проломам начавшейся уже осады, которая действительно имела место лишь при Навуходоносоре903.

В стихе 11 настоящего пророчества Исаия упрекает Иудеев и в особенности жителей Иерусалима в том, что, принимая меры к защите города, они не помнят Бога, Который посылает бедствие и „издавна определил это“. Этот стих конечно не может быть применен к Езекии, которого Господь спас за благочестие. Но определения Божии непреложны. Воля Божия свершилась позже, но опять-таки потому, что следующее поколение не послушало гласа пророка Божия. (Сравни Иер. 22:25, 27:12–13,16, 29:10, 32:28, 34:2–3, 38:2,17).

12. И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем.

13. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: „будем есть и пить, ибо завтра умрем!“

14. И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф.

Все эти три стиха никак не могут быть отнесены ко времени Езекии, когда после благоговейно совершенной пасхи, Иерусалим встречал ожидаемое нашествие Сеннахерима в смирении и покаянии. Кроме того, 14 стих указывает на то, что будущее неверующее поколение, к которому обращено пророчество, не увидит возврата из плена, ибо слова: „не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете“, обращены к Израилю вообще с намеком на то, что прощение будет даровано, но не прежде, пока наказуемое поколение не вымрет904.

И исторические сближения заставляют относить это пророчество к событиям, совершившимся во времена Седекии, когда он отложился от Навуходоносора. Мы читаем у пророка Иеремии, что был момент, когда Иерусалим мог считать себя спасенным905; хотя пророк предупреждал Иерусалим, чтобы жители его не радовались, ибо: „так говорит Господь: Халдеи снова придут“906. Читаемое нами пророчество Исаии относится вероятно к этому времени, когда жители Иерусалима думали, что опасность совершенно миновалась. Но быть может многие из неверующих Иудеев во время самого бедствия осады старались забыться среди постыдных оргий: „ибо завтра умрем“. Это неверие и кощунство было открыто в видении пророку Исаии, и он произнес именем Бога приговор, что поколение, виновное в неверии, не увидит прощения. В письме своем к переселенцам в Иерусалим (глава XXIX Иер.) Иеремия пророк требует, чтобы они с покорностью сердца „строили дома (в Вавилоне) и жили и разводили сады“,-но указывает, что Господь „посетит их и возвратит их“ в землю их: „когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет“ (ст. 10).

Следующий отдел пророчества о Севне возвращает нас ко временам Езекии, ранее нашествия Сеннахерима. Повидимому Севна907 был Египтянин по происхождению или по воспитанию и вследствие этого уговаривал царя Езекию вступить в союз с фараоном жреческой династии Тиргакой, точно также как позже Египет при Вафрии (Хафра) искал союза с Седекией, что и погубило этого последнего. Нам кажется, что вслед зa видением предыдущих стихов, Исаия, пораженный словами Господними об Его определении, но не зная еще, ни когда оно совершится, ни при каких обстоятельствах,-боится только одного, чтобы человеческое мудрование не ускорило исполнения приговора и потому считает своим святым долгом противодействовать всякой попытке Езекии решать своим умом и соображениями, то, что принадлежит исключительно Богу. Его мысль ясна: „один Господь вам помощник; на Него надейтесь“. Это особенно ясно выражено в 1 стихе XXXI главы: „Горе тем, которые идут в Египет за помощью.... а на Святого Израилева не взирают, и к Господу не прибегают!“

Господу при Езекии угодно было удалить царя с ложного пути, на который наводил его царедворец Севна; и когда царь послушался, Иерусалим был спасен. Седекия не послушался Иеремии, и приговор Божий свершился.

15. Так сказал Господь, Господь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца (и скажи ему):

Перевод LXX называет Севну строителем (т. е. управляющим) дома; а Вульгата praepositus templi908. Может быть и Славянский перевод под именем дома разумеет храм; но в стихах 21–22 ясно, что должность Севны и его преемника была управлять „домом Давида“ и быть „отцом народа“, что прямо указывает на должность подобную должности восточного визиря нашего времени909. И самое описываемое событие очевидно относится к области влияния, которое имел Севна на политику царства. Очень характерно то обстоятельство, что когда он потерял власть в государстве, то он удовольствовался скромною ролью писца910, что кажется указывает на искателя приключений, пришедшего из чужой страны и случайно попавшего во временщики. Мы держимся того мнения, что имя его происхождения Египетского, но некоторые комментаторы силятся найти Еврейское значение в слове Шебна, как напр. Шеб (сядь), на (ныне); или в перифразе „теперь опустись низко“. Так толкует Кей, в учительской же Оксфордской Библии, дается значение этому слову „а youth“ т. е. молодой человек.

16. (15. И скажи ему): Что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? – Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе.

Высекание себе гробницы и притом человеком не царского рода так напоминает обычаи Египта и частные гробницы в скалах Бени Гассана и других местностях911, что мы не колеблемся признать в Севне или Семита, выходца из Египта, или природного Египтянина. Исаия прямо укоряет иноземца в том, что у него нет никакого родства в Палестине, и говорит ему, что Господь „перебросит его“. Очевидно, что Севна пришел искать счастья в Палестине и, попав в доверенность царя, возгордился и задумал создать себе вечную гробницу, как те, которые созидали себе сановники в Египте.

17. Вот Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком;

18. свернув тебя в сверток, бросит тебя, как мяч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего.

19. И столкну тебя с места твоего, и свергнут тебя со степени твоей.

Стихи эти пророчествуют не только о том, что Севна будет удален от высокого места, им занимаемого, но еще, что он, будет изгнан в „страну обширную“. По этому поводу и в виду 4Цар. 18:16, 19и Ис. 36:3, где мы читаем, что Севна, как писец, присутствовал при переговорах Рабсака, возникло несколько предположений.

Одно из них заключается в том, что Севна царедворец и Севна писец разные лица. Но вероятно, что пророк и начертатель 4 Книги Царств упомянули бы о том, что это разные лица. Другое предположение заключается в том, что Севна, после переговоров мог быть взят вне Иерусалима Ассириянами в плен и отведен в Месопотамию. Третье предположение, что Севна смирился и был прощен Господом. Мы склоняемся к последнему.

20.И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина,

21. и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина.

22. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.

23. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего.

24. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий.

25. В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит.

Елиакиму передается „одежда и пояс и власть, потому что он „раб Господень“ и поэтому будет „отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина“. Возложение ключа дома Давидова на рамена его, очевидно, указывает на должность визиря царства и управление всеми членами царского семейства и царского рода, который как мы видим в Ис. 7занимал особое почетное место среди народа, заключая в себе всех, хотя бы и отдаленных от царствующего дома потомков Давида; ибо в этом роде должен был явиться Мессия.

Понятно, что распорядитель царства и поставленный управлять родом Давида имел почти неограниченную власть во всем царстве: „отворять и запирать“912. Заметим, что права Елиакима повидимому гораздо обширнее власти Севны, так как едва ли Севна, как чужеземец, имел влияние на „дом Давида“. Нельзя также не иметь в виду того, что несомненно важнейшие места в Государстве были занимаемы потомками Давида и Елиаким, призванный к управлению „родом“ или „домом Давидовым“, имел прямое влияние на всех этих лиц. Прямым последствием такой власти была возможность зорко следить зa всем, совершающимся в государстве и в столице, и предупредить всякую попытку измены в это опасное время. Мы еще скажем, что во время переговоров с Рабсаком народ, пребывавший в безмолвии по указу царя, (4Цар. 18:36) представляет прекрасный пример дисциплины, к которому его подготовил Елиаким сын Хелкиин.

Потомки Елиакима нам неизвестны: об них нет ни слова в книгах Ездры и Неемии.

Нам остается упомянуть о трех последних стихах, которые по связи речи относятся к Елиакиму, но которые многие комментаторы относят к Севне913. Это одно из очень трудных мест, с чем согласны все толкователи.

С одной стороны 23 и 24 стихи говорят (повидимому несомненно) о Елиакиме, уподобляемом гвоздю в стене или гвоздю шатра914, на котором вешается все нужнейшее в доме; в 25 стихе говорится, что гвоздь этот пошатнется и будет выбит, и все, висящее на нем, упадет. Относится ли это к Елиакиму, или же к управляющему потомством царственного дома Давида? Мы смеем думать, что надо принять последнее значение. Замена Севны Елиакимом „рабом Господним“ (ст. 20) послужила к укреплению царства, но не на всегда. Исаия уже видел и объявил Езекии, что „все, что есть в доме твоем, будет унесено в Вавилон (Ис. 39ср. 2Пар. 26:18). Не к этому ли событию должны относиться слова стиха 25 этой главы,– что гвоздь будет выбит...,“ и распадется вся тяжесть, которая на нем?

* * *

888

Kay: Isaiah in loco (Speaker''s Comm). См. его очень остроумные доводы в указанном месте.

889

См. стр. 356 толк. проф. Якимова на Исаию, в прилож. в Хр. Чтению, Спб. Дух. Академии.

890

При Ахазе, в ожидании нападения Дамаска и Самарии, (Ис. 7:3) и при Езекии 2Пар. 32:2–5,30.

891

Сравни ниже Ис. 31:1.

893

В Египте царствовал во времена Седекии фараон Вафрий (Хофра) XXVI династии. См. пророчество Иеремии ХLIV, 30. (и XXXVII, 5–10).

894

См. 2Пар. 36в дополнение сказания 4Цар. 24:20–25:5.

895

Эти именно безжалостные поступки Ассирийских и Вавилонских монархов делают их власть невозможною, и Господь вызывает для управления землею новое племя сынов Иафета.

896

Это выясняется во многих местах пророка Иеремии, напр. в IV главе, в Плаче II и IV Иерусалим представитель всего народа.

897

Очевидно, что этот факт совершенно устраняет гипотезу о начертания книги Второзакония Иеремией, не ранее времени царя Иосии и первосвященника Хелкии. Что список Второзакония мог быть найден в это время в храме, это очень возможно, но мы настаиваем на том, что Исаия знал Второзаконие, и думаем еще, что Тора хранилась как тайна и святыня в пророческих школах, и что она скрывалась от языческих и язычествовавших иудейских царей.

898

По Ам. 9„Арамляне“ (Сирияне) придут из Кира, но потому что в Ам. 1Арамеяне отведены в плен в Кир.

899

См. Ис. 8и наши замечания.

900

Самой доступной или лучше сказать единственно доступной для приступа.

901

2Пар. 32:5,30 и читаемое место Исаии.

902

Напр. 4Цар. 14:13.

903

Мы уже указывали, что войско Сеннахерима пришедшее с Рабсаком для переговоров не начинало осады, и было весьма немногочисленно.

904

Ср. подобное же определение Божие Чис. 14:22–31 о том, что старое поколение падет в пустыне, а лишь дети его войдут в землю обетованную. Ср. Мф. 12:27 о детях, имеющих быть судьями отцов своих. Ср. еще наши замечания на Ин. 1:12–13, стр. 70–72 первой части, Изучения Евангелия Иоанна Богослова.

905

Иер. 37:5,11: „войско фараоново выступило из Египта“.... „а войско Халдейское отступило от Иерусалима, по причине войска фараонова“.

907

Имя происходит от имени бога Себ (и ном того же имени). См. Себ божество и составные с ним имена в нашем Бругше по указателю.

908

В греческом просто τάμιας-quaestor.

909

Ср. в I т. Св. Лет. наши примечания на стихи 43–44 главы ХLI Бытия, о возвышении Иосифа.

910

Ниже Ис. 36и 4Царств главы 18 и 19. Под именем писца надо разуметь секретаря визиря.

911

См. описание гробниц, особенно в Бени Гассане в нашем Бругше.

912

И доселе на востоке эти выражения означают высшую власть визирей государства.

913

Так и Епископ Петр.

914

Кей указывает, что то же слово употреблено в Ис. 33:20, и Ис. 54:2, как утверждение шатра или скинии. У нас в первом случае употреблено слово столб, во втором кол.



Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Вам может быть интересно:

1. Священная летопись. Том 3 – Четвертая книга Моисеева. Числа Георгий Константинович Властов

2. Послание к смирнянам священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

3. Проповеди. Разное архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Евсеев профессор Александр Павлович Лопухин

5. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ТЕРПЕНИЕ (См. также ИСКУШЕНИЯ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ, СКОРБИ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

6. Основы христианства. Том V. Дополнительный. Религиозная жизнь Михаил Михайлович Тареев

7. Послания – Послание 65(253). К Евдокиму спафарию преподобный Феодор Студит

8. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – V. Схолии проф. Попова к творениям блаж. Диадоха, их прототипы и источники. профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

9. Собеседование о Псалмах – Собеседование 12 на псалом 79 святитель Иоанн Златоуст

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Даниил, Игумен Русский митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle