Глава XXVII
Глава XXVII продолжает речь о суде Божием и представляет собою в сокращении сущность предыдущих глав с XXIV по XXVI, заканчиваясь знаменательно звуком великой трубы. Господь поражает всякое зло под типами левиафана и змей и чудовища морского.
Но Господь хранит Свой возлюбленный виноградник и когда посещает его гневом Своим, то для того, чтобы уничтожить в нем волчцы и терния, чтобы очистить его, но не уничтожить его бесследно. Земля от Евфрата до Нила будет потрясена, города опустеют, а Израиль соберется снова в землю свою и поклонится Господу на горе святой Его в Иерусалиме.
Пророчество это, как и многие другия, имеет и ближайшее значение и таинственное исполнение в далеком неопределенном будущем.
В первом значении очевидно можно разуметь его как предсказание возврата из плена Вавилонского и восстановления храма, разрушенного Навуходоносором.
Но последний стих этой главы дает нам понять, что пророчество объемлет всю жизнь будущей Христианской церкви, даже до последнего дня земли. С этой точки зрения в главе этой мы видим и мировой переворот, произведенный Евангельским учением, и окончание земной жизни церкви. Заметим, что в стихах 10 и 11 предсказывается запустение Иерусалима, а об Израиле (как народе) говорится, что это народ безрассудный и что Творец его не сжалится над ним, так что очевидно, что собрание Израиля со всей земли и поклонение Господу на святой горе и в Иерусалиме (ст. 13) может относиться лишь к новому народу и к новому Иерусалиму в высшем духовном смысле991, т. е. во первых к Христианам, овладевающим миром и воздвигающим в Иерусалиме Крест Господень, и во вторых к „новой земле“ Откровения св. Иоанна, и к горнему Иерусалиму. (Откр. 21:1–2).
1. В тот день поразит Господь мечем Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямобегущего, и левиафана, змея изгибающагося, и убьет чудовище морское.
Комментаторы указывают, что в еврейском тексте слово лив-иатан употреблено, кроме настоящего места, лишь четыре раза в канонических книгах ветхого завета, а именно два раза в книге Иова (Иов. 3:8, 40:20) и два раза в Псалмах (Пс. 73:14, 103:26)992. Говоря о книге Иова в 4 т. Св. Летописи, мы имели случай указать, что в этой книге левиафан есть гигантский крокодил, перенесенный из рек в океан. Но из настоящего места пророка Исаии можно заключить, что образ левиафана был в его время довольно неопределенным, так что он правильно передается и словом змий, как указывает проф. Якимов на Исаию XXVII, 1. Во всяком случае левиафан Иова и Псалмов есть образ несокрушимой земной силы, которой управлять может только один Бог. Эта же мысль проводится и Исаией: в 1 стихе этой главы, так как только меч Божий поражает левиафанов (змий) и морское чудовище (которое по-видимому у Исаии заменяет левиафана книги Иова). Исчисленные чудовища, поражаемые мечем Божиим, типически изображают те великие древния монархии, которым Бог попустил до времени владеть тогдашним культурным миром в передней Азии и в северовосточном углу Африки. У Иова о левиафане (ср. Иов. 40и продолж. Иов. 41:26) говорится: „он царь над всеми сынами гордости“. Сближая это место с XIV главой Исаии, мы заметим, что левиафан представляется (как типический Ассур) видимым образом сатаны. Имея это в виду и объяснения, даваемые нами выше о проявлении гордыни сатаны в монархиях, предназначенных к уничтожению и замененных царствами из племени Иафетидов,-мы придем к заключению, – к которому пришли и все комментаторы, что образы стиха 1 гл. XXVII представляют собою монархии того культурного мира, конец которого был близок. Под именем левиафана или змея, прямо бегущего, обыкновенно разумеют Египет993. Под именем левиафана-змея изгибающагося, разумеют Месопотамию, страну рек изгибающихся (Тигра и Евфрата), т. е. Ассирию и Вавилон. Наконец под именем „морского чудовища“ разумеют Тир (о котором пророчествовал Исаия в XXIII главе) и вообще всю Финикию с ее громадным торговым флотом, которая владела всеми морями.
2. В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике:
3. Я, Господь, – хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
4. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
5. Разве прибегнет в защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
Мы видели в V главе значение виноградника Господня, который зарос тернием и оставлен Господом: в этой притче, как мы видели, изображено будущее ветхозаветного Израиля. Но вот снова перед нами образ виноградника, который охраняем и напояем Господом, и оберегаем Им от нападения и который напоминает нам слова Господа Иисуса об охранении Им стада Своего994. Это-тот же виноградник, но возрожденный милосердием Всевышнего, – не приуроченный к какому-нибуд народу, а составленный Господом из всех ветвей, привившихся „к отрасли“, о которой говорил Исаия. Виноградник, который есть церковь Христианская, Церковь вселенская, потому снова возрожден и оберегается Господом, что: „у Господа нет гнева“,-любовь Его хочет всякого спасти; в числе путей спасения Господь употребляет и наказание (выше XXVI, 9–10), но конечная цель Его спасти мир. Господь знает (ст. 4), что в каждом обществе являются волчцы и тернии; и только они выжигаются Господом, знаменуя в церкви Христианской ереси и расколы, которые и искоренены и вызжены вселенскими соборами, осеняемыми благодатию Духа Святого. И стих 5-й дополняет это пророчество, указывая на бесконечное милосердие Божие, глаголющее, что Он и еретика и грешника прощает, пусть только подчинится Церкви и „заключит мир с Господом“ и мир Господень успокоит смирившуюся душу, и „будет едино стадо и един Пастырь“.
Следующие стихи продолжают это видение царства Мессии среди избранного „остатка“ народа обетования.
6. В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.
7. Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Стих 6-й очевидно есть пророчество об Отрасли (ср. выше XI, 1–10), о Мессии, который должен произойти от рода патриарха Иакова, видевшего небесную лестницу и названного позже, после таинственной борьбы, Израилем995. Иаков или Израиль был более двух предшествующих патриархов просвещен откровением о Мессии. Мы сближали в нашем изучении Евангелия Св. Иоанна слова Господа, глаголавшего об „Ангелах Божиих, восходящих и нисходящих Сыну Человеческому“, с видением небесной лестницы Иакова. Ему же дано было произнести пророчество о Примирителе, имеющем восстать в потомстве Иуды (Быт. 49:10). Поэтому мы и настоящее пророчество об отпрыске Иакова, о расцвете Израиля, о наполнении плодами вселенной, не можем отнести ни к чему другому, как к плодам благодати и истины, внесенным в жизнь человеческую пришествием Господа вашего Иисуса Христа996, которые наполнили вселенную. И ныне, разве не наполнилась и не наполняется плодами благодати Духа Святого вселенная? разве не видим мы наших миссионеров в Сибири, в Камчатке, на Алеутских островах, просвещающих светом тот мрак, в который погружены были дикари997? и христианских миссионеров других Арийских народов и в Африке, и в Индии, и в южной Америке, и в Китае, и на островах Тихого Океана, с самоотвержением проповедующих Христа и благодать и истину, внесенные Им в мир?
„И наполнилась плодами вселенная“.
Стих 7-й указывает на то различие, которое положено Господом в основание наказаний, посланных Израилю и других современным ему народам. Не без основания останавливается пророк на этой мысли. Государства Месопотамии стерты с лица земли без следа998. Что осталось от их культуры, от их религии, от их взглядов и мнений? ничего! Сопоставляя Ис. 10с Ис. 14:5,6,22 мы видим, что и прежде Исаия в пророческих видениях своих указывал на это различие, так как Израиль, не смотря на грехи свои, должен был исполнить свою миссию, оставаясь народом, не смешанным с другими народами, доколе „святое семя“ (Ис. 6:13) не воссоздаст нового Израиля из народов всей вселенной. Как племя, Израиль пощажен даже до ныне: он остался упорным хранителем откровений ветхого завета, он поражен и рассеян за нежелание идти к свету, но он не убит, как убиты Ассирийцы, Вавилоняне, Финикияне, Хеты, Моавитяне, древние Сирияне и мн. др. народы, современные государственной жизни Израиля. И ему всегда открыт доступ к общине „духовного Израиля“, „если он прибегнет к Господу и заключит с ним мир“ (выше ст. 5). На это указывает и Св. Апостол Павел в главах IX-XI послания к Римлянам.
8. Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим, как бы в день восточного ветра.
9. И чрез это загладится беззаконие Иакова, и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
С 3-го по 5-й стих пророк объявляет слова Самого Господа; в стихе 6 и 7 пророк говорит об судьбах Божиих, ему открытых, и говорит о Господе в третьем лице (см. местоим. Он в 7 стихе). С 8-го стиха пророк обращается к Господу, говоря: „Ты Господи наказывал его....“ В 8 и 9 стихах пророк воспоминает справедливость и милосердие Божие, и те пути, которыми Он ведет Израиля к покаянию999, чтобы даровать ему прощение. „Мерою наказывал Ты!“ Эти слова Исаии дополняются пророчеством Иеремии, который (Иер. 30:11) говорит: „Я Господь буду наказывать Тебя (Израиль) в мере,-но не наказанным не оставлю тебя“. Весьма замечательно выражение Исаии пророка о том, что Израиль будет выброшен из места жительства, как дуновением сильной бури „в день восточного ветра“ (8) и (ст. 9) „через это загладится беззаконие Иакова“. Далее пророк указывает, что с него снимется грех, когда совершенно искоренится среди его идолопоклонство.
Вникая в это пророчество, мы видим несколько исторических моментов, отвечающих этому пророчеству. Вспомним, как глубоко вкоренилось идолопоклонство в нравы Израиля и Иуды, пока народ обетования не был уведен в плен. Вспомним еще, что даже когда половина Иерусалимских жителей была уведена Навуходоносором в Месопотамию, когда бедствия уже обрушились на царство Иудейское, Иезекииль на Ховаре видит в видении идолопоклоннические мерзости, которые совершаются в Иерусалиме. (Иез. 8:3–18). Но вот Вавилонская буря сносит град и храм, от которого отошла слава Божия (Иез. 10) и народ посреди идолов Вавилонских отрезвляется и с той поры никогда более не впадает в идолопоклонство. Тогда „снимается грех с Иакова“ и Господь позволяет народу Своему снова воздвигнуть храм.
Но этим не исчерпывается исполнение пророчества; в стихе 8 есть особое указание, которое расширяет значение пророчества. Великая буря, которая рассеяла народ навсегда, была та буря, которая окончательно и навсегда разрушила ветхозаветный храм. Сам Господь выбросил народ из удела его дуновением Своим „как бы в день восточного ветра“. О значении для распространения Христианства разрушения ветхозаветного храма мы говорили в нашем вступлении в Евангелие Св. Иоанна Богослова. Связь с Иудейством порвана была навсегда. Но затем слова пророка „как бы в день восточного ветра“ указывают даже направление, по которому развеяны были личности, составлявшие прежде народ обетования. Во время нашествия Месопотамских царей народ был переселяем с запада на восток из Палестины в Месопотамию и в города Мидийские1000. Но последнее переселение масс, как бы гонимых восточным ветром, было на запад от Палестины, в те таинственные еще острова Киттим, о которых пророчествовал Валаам с высоты Фегора, говоря, что они смирят не только Ассура, но и самого Евера1001. Масса Иудеев после совершения приговора Господня над Иерусалимом, была продана в рабство в Александрию, в Грецию, в Италию, в Испанию; оставшиеся свободными бежали большею частью также по этому направлению на запад на острова Кипр, Крит, в Сицилию, в Африку, в Европу. Поэтому главное значение пророчества Исаии главы XXVII есть совершение судеб Божиих, переносящих значение „народа избранного“ на чад Божиих, на народ, составленный не из сынов Израиля по крови, – не из тех, которые не приняли пришедшего к ним Сына Божия,-а на тех „которые приняли Его“ „на верующих во имя Его, которым Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови.... но от Бога родились“1002. Этим и объясняется кажущееся противоречие между стихами 9 и 11 (см. ниже). В первом говорится о том, что грех Иакова заглажен (после бури, выбросившей народ), а во втором, что Творец не сжалится над народом безрассудным. Стих 9-й относится к потомкам Иакова узнавшим Мессию, а 11-й к тем, которые не приняли Его. С этими последними погибает государство Израильское, но первые входят в состав всемирного царства, того виноградника, плодами которого наполнится вселенная (ст. 2–7).
Следующие стихи изображают, как произойдет очищение страны и града, где когда-то возвышался ветхозаветный храм и указывают на участь Израиля как народа.
10. Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там будет покоиться и объедать ветви его.
11. Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины приидут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель Его.
Очищение города, т.е. Иерусалима, происходит полным его запустением. Жилища в нем покинуты: на месте его пустыня. Стоял Иерусалим почти совершенно пустынный от Навуходоносора до Кира с 586 года по 534 год до Р. Хр. в течение 52 лет, но храм, воздвигаемый Зоровавелем окончен лишь при Дарие Истаспе в 516 году, что составляет 70 лет запустения. Стены же Иерусалима окончены лишь в 445 году. Но это запустение града было лишь предзнаменованием другого запустения, совершившагося в 70 году после Р. Хр. или 37 лет после слов Господа Иисуса: „и оставляется дом ваш пусть“1003. С 70-го года по 131 год Иерусалим действительно представляет ту пустыню, о которой пророчествовал Исаия в читаемом 10 стихе,– пустыню уже поросшую кустами и деревьями, в которой пасется скот, объедающий ветви деревьев. Только в 131 году Кохеба овладевает местом бывшего Иерусалима и мечтает на горе Сионе утвердить престол своего царства: но он вскоре убит и войско его истреблено1004. Только в 135–6 годах повелением Императора Адриана поселена на месте Иерусалима колония, названная Елия Капитолина, в которую под смертною казнию воспрещался вход Иудеям. Но вновь возникающий город быстро наполнялся Христианами, которых первым Епископом во времена Адриана называют Марка. Между ними город назывался Иерусалимом, но имя это снова входит в общее употребление лишь при Св. Константине Великом.
Обращение градов в пустыню есть одно из действий правосудия Божия, очищающего человечество от грехов и страстей и неверия и служения плоти и другим идолам человеческого сердца, которые более всего гнездятся в больших центрах, служа очагами заразы всей страны. Так обращены в пустыню Фивы Египетские, Ниневия и Вавилон и Мемфис и Танис и Тир и Сидон и Карфаген и развратные города Великой Греции (южного побережья Аппенинского полуострова) и многие другие многолюдные центры идолопоклонства, в какой бы древней или новой форме оно ни проявлялось. Но святый град Иерусалим, подвергшийся той же участи, уничтожению и обращенный в пустыню „за безрассудство своего народа“, имел другую будущность: над безрассудным народом „не сжалится Творец и не помилует его Создатель Его“; „ветви его засохнут и обломают их и они будут сожжены“-согласно словам Господа нашего Иисуса Христа (см. Ин. 15:6 и ср. Мф. 3слова Иоанна Кр.). Но (ст. 9) для многих из потомков Иакова загладилось беззаконие и грех снят с них, кровию Господа нашего Иисуса Христа, а потому и земной Иерусалим не остался пустыней; в нем живет священная память жизни и страданий и воскресения Господа нашего, и он остается священным местом для нас в ожидании „нового неба и новой земли и небесного Иерусалима“. (Откр. 21; Евр. 12:22–23).
12. Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому;
13. и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.
И здесь можно дать два объяснения пророчеству. В ближайшем значении можно видеть в нем великий переворот произведенный Ариями, вызванными Богом во исполнение Его судеб о человечестве (Ср. главы XIII, ХVIII, XXI, 1–9; XXII, 1–7 с нашими замечаниями). Этому объяснению соответствует и предсказываемый возврат „затерявшихся в Ассирийской земле и изгнанных в землю Египетскую“. (Ср. 4Цар. 25и Ос. 11:11). Но в более обширном смысле это есть таинственное видение суда Божия и последнего дня. (Ср. выше замечания на гл. XXVI, 19–21). „Вострубит труба!“ говорит пророк. Но Труба в Св. Писании нигде не возвещает земных событий1005. Трубный звук упоминается всегда в сочетании с великим судным днем, к которому созываются живые и мертвые. Сыны Израиля собраны будут, говорит пророк, „один к одному“. Кто здесь сыны Израиля? На это мы отвечаем словами Ап. Павла: „не тот Иудей, кто таков по наружности.... но тот, кто внутренно таков“. „Бог всех заключил в непослушание (и язычников и Иудеев), чтобы всех помиловать“. (Рим. 2:28–29, 11и смотри все это послание о домостроительстве милосердия Божия ко всем человекам).
Мы видим поэтому и во всем этом отделе с XXIV гл. по XXVII включительно, и в заключительных стихах этого отдела пророчество о всей жизни всего человечества, даже до последнего дня. Гора Святая, к которой текут все народы, есть уже Иерусалим небесный.
ГЛАВЫ XXVIII-XXXV
Эти главы предшествуют не только обложению Иерусалима Сеннахеримом, но и падению Самарии1006. Несомненно по их содержанию, что они произнесены в первые годы царствования Езекии. Глава XXVIII вероятно произнесена до взятии Самарии, а последующие главы, угрожающие Иерусалиму, а за тем другим народам и Идумее, суть речи, произнесенные в течение последующих восьми лет. С главы XXXVI начинается историческое повествование событий, которых очевидцем был пророк.
В XXVIII главы пророк предсказывает близкое падение Самарии1007 и произносит укоризны Иерусалиму за его самовосхваление и ложь. Перед очами пророка восстает священный образ Мессии,-вечной правды,-о Котором он пророчествует под символическим названием „Камня, полагаемого в основание на Сионе, и в которого верующий не постыдится“.
В главе XXIX пророчество обращено к Иерусалиму под именем Ариила, или льва Божия1008 Пророк напоминает Иуде об обетованиях, о необходимости быть верным царю своему Иегове и о наказаниях, имеющих постичь тех, кто лицемерно чтит Господа. Памятуя о возврате народа к Господу, совершившемся в начале царствования Езекии, при праздновании народной пасхи, – пророк предвидит, что, „Иаков не будет в стыде“, что очевидно исполняется гибелью армии Сеннахерима.
В главе XXX пророк восстает против тех, которые ищут союза с Египтом. (Ср. гл. XXII с прим.), он в особенности укоряет тех, которые ждут от пророка не суровой правды, а слов приятных и потворствующих их человеческим мечтаниям. Пророк настаивает на том, что высшая мудрость есть покойное упование на Всевышнего.
Глава XXXI опять говорит против весьма сильной по-видимому части населения, искавшей настойчиво союза с Египтом. „Господь защитит Иерусалим“ (ст. 5) восклицает пророк; „Ассур падет, но не от человеческого меча“ (ст. 8).
Видение об Ассуре в главе XXXII временно прерывается. Перед духовными очами пророка исчезают все человеческие царства земли. Исполненный Духа Божия, он видит царство правды, он видит возрождение людей к новой жизни излияниям Духа Божия свыше. Пустыня, соделанная людьми, превратится благодатию Духа Божия в сад. Но раскрытая на мгновение завеса далекого будущего опять закрывается, и в гл. XXXIII пророк возвращается к ожидаемому нашествию опустошителя. Но и в этой главе есть утешение, относящееся и ко временам Сеннахерима: „настанут безопасные времена“ (ст. 6); и может быть ко временам Мессии: „Единый Господь будет судиею и законодателем.... Он спасет Израиля“ (ст. 22). В главах XXXIV и XXXV излагается как бы сущность всего этого отдела пророчества. Глава XXXIV обращена ко всем народам, а Едом (в ст. 5) является как бы представителем всех народов, враждующих с народом Божиим. В лице Едома рисуется то запустение, которому подвергнутся грады государств, навлекших на себя гнев Божий и предназначенных к уничтожению. Самые выражения стихов 13–14 этой главы близко напоминают то запустение, которому должен подвергнуться Вавилон, как оно изображено в гл. ХIII, 21–22 (см. замеч.). В главе XXXV рисуется красота страны, возрожденной после опустошения; притом выражения, употребленные пророком, таковы, что они приличествуют „новой земле, на которой обитает правда“ (2Пет. 3:3). Этим оканчивается этот отдел пророчеств, после которого следует сказание об исторических событиях.
Окидывая одним общим взглядом пророчества, произнесенные пророком Исаиею со времени царя Озии до дней нашествия Сеннахерима, мы обратим внимание на следующее: в первых пяти главах произносятся обличения народу и угрозы ему гибелью. Но в шестой главе в величественном видении славы Господней, пророк слышит обетование о священном семени, имеющем произрасти из срубленного древа.
Вслед зa сим, с главы VII по ХII включительно, произносится пророчество о Еммануиле, заканчивающееся гимном славословия в ХII главе. Главы ХIII-XXIII объемлют пророчество о разных языческих народах. Сильнейшие монархии Азии падут: владычество мира передастся племенам новым, вызываемым с востока Господом. С XXIV по XXVII главы включительно собраны разные пророчества, произносимые в разные времена. Среди их высятся видения об Еммануиле, о спасении всего человечества и о великом судном дне.
* * *
Некоторые комментаторы указывают, что второе исполнение пророчества (если первым считать восстановление храма при Ездре и Зоровавеле) можно видеть в запустении Иерусалима от дня его разрушения (70 г. пo Р. Хр.) при Тите до восстановления его при Адриане (136 год) под именем Елия Капитолина. В этот город вход Иудеям был воспрещен, но Христианская церковь здесь упрочилась, так что от времен Адриана до времен Константина великого в Иерусалиме считают 23 преемственных Епископа от Епископа Марка до Епископа Макария. Оть Иакова же Апостола до времен Адриана 15 Епископов. См. Евсевия Церк. Хр. IV, 5; Кальмета Dict. de la Bible, Jerusalem, статью Фергюссона в Библ. Словаре Смитта, также sub. voc. Jerusalem, р. 10.
В неканонической книге нашей 3 Ездры (4 Ездры Вульгаты) VII, 52 Левиафан представляется уже занимающим седьмую часть мира и с намеком на талмудическое сказание, что мясо его составит пищу для Иудеев во время пришествия Мессии, (см. Исаии XXV, 6 наше прим.).
Ср. Иез. 29об Египте: „крокодил, который лежит среди рек своих и говорит: моя река, я создал ее для себя“.
Об значении лестницы см. наши прим. на Быт. XXVIII, 11–22 в I т. Св. Летописи и наши объясн. в Опыте изуч. Ев. от Иоанна на I, 51. Об значении борьбы под Пенуэлом см. наши примечания на Быт. XXXII, 24–30 в I т. Св. Летописи.
Ин. 1:17; ср. Гал. 5:22–23; Еф. 5:9.
См. путевые заметки Епископа Николая, и вспомним всю деятельность незабвенного митр. Иннокентия с его сотрудниками.
Мы прибавим, что и фараоны исчезли с Камбизом. Древний Египет не имеет и не имел наследников; он стал сначала областью Персии, потом греческой монархией, потом областью Рима. Но Египту, как народу высшей и человечной культуры, Господь оставил память на земле.
Ср. выше Ис. 26:8–10.
См. Чис. 24и наши примечания в 3 т. Св. Летописи.
Ин. 1:11–13; и наши замеч. в нашем Опыте изучения Евангелия от Иоанна.
Мф. 23:38. См. слезы Господа о Иерусалиме Лк. 19:41–44.
Многие в 11 стихе видят пророчество о бесплодности попытки Кохебы возобновить Иерусалим. Не Иудеям, отвергшимся Христа, и не лжехристам и лжепророкам изменять судьбы Божии.
Призвание Мидян в ХIII главе совершается поднятием знамени и призывом их. В Мф. 24:31; 1Сол 4:16, Откр. 8трубный звук возвещает суд Божий.
Езекия Иудейский воцаряется в третий год Озии Израильского (4Цар. 18:1). Озия изменяет Ассирии еще при Ахазе Иуд. Самария взята в 9-й год Озии, т. е. в 6-й год Езекии (4Цар. 17:4,6), Сеннахерим входит в Иудею в 14-й год Езекии (4Цар. 18:13).
См. ниже зам. на это место, причем мы напомним Быт. 49:9; в устах Иакова, произносящего предсмертное пророчество, Иуда называется львом.