Азбука веры Православная библиотека святитель Григорий Антиохийский Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гроб Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гробе Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа1

Источник

1. Достохвальный и таковой закон (обычай) Церкви выражается в том, чтобы мы совершали памятствование тридневной смерти нашего Спасителя (пребывая) в Храме-Усыпальнице (ориг. – «в Сокровищнице умерших»)2. Потому что, принимая на ум животворящую кончину Спасителя, кто не придет к заключению, что умершие пребывают как-бы в божественных скиниях в ожидании небесной трубы, имеющей всех нась призвать из наших гробов на страшный день суда? Кто же, взирая на оный спасительный Гроб (Христов), не приступает к гробам (усопших) как к чертогам, заключающим в себе жизнь? Кто, веруя в Возстание Господа из мертвых, и сам не настроится к тому, чтобы возстановить себя самого (отойдя от мертвости греха), имея наследовать чрез Него (и свое) воскресение3? Итак, следуя сему прекрасному закону (обычаю) Церкви, вы, бодрствующие, притецыте к почивающим в гробах; когда вы находитесь в тесноте в этом месте, расширьтес духом любви (друг к другу); Христолюбивый народ напоминает собою виноградную кисть, в которой ягода примыкает к ягоде, так и вы – соединены друг с другом; и услышьте желанную для вась тайну смерти, которую и после того как узнает, никто из смертных не в силах постигнуть.

2. Владыка Христос, Единородный Сын Божий, по Своей воле, – не4 по необходимости, – восшед на Крест, и распростертием Своих рук защитив всякую тварь, и посрамив все невидимыя и лукавыя силы Страстью Своего Тела, изволил, чтобы Его святая Плоть вкусила тридневную смерть ради спасения всей природы, дабы в силу ея (Своей смерти) даровать Воскресение умершему человеческому роду; и, вот, склонив святую Свою главу, Он велел смерти, как служанке, приступить к Его Плоти; и немедленно же, точно рабыня, пришла смерть, служа Владычнему повелению и, приняв Тело, которое получило повеление взять, она задержала Его (в своей области). И, вот, в то время, как Его Тело, страшное для Херувимов и трепетное для Серафимов, удерживалось смертью, какь это пожелал Господь Тела, а Душа Спасителя приняла на себя проповедь благовествования душам (бывшим в аду) их искупление, – и никоим образом Божественная Его природа не отделилась от Его человеческой природы после соединения их (в Его Воплощении), но и на небесахь было и в гробу безстрастно пребывало, сохраняя нетленным Свое одеяние (т. е. воспринятую Им плоть), потому что таким образом совершалось дело Домостроительства, – тогда Иосиф, некий знатный и богатый муж, носящий имя по Аримафеи, ставший учеником Распятаго, приступил к Пилату, моля его и говоря: «Сию просьбу я приношу тебе об Умершем, оклеветанном врагами; во время же Страданий Его, покинутом друзьями. Я молю о Мертвом, не имевшем ни золота, ни серебра, ни войск, ни споборников, ни копьеносцевь, никого – за исключением лишь бедной Матери, Которая была богата тем, что имела Его Сыном. Я приношу моление о Мертвом, добровольно приявшем смерть: потому что если бы Он не пожелал, Он бы не умер. Итак, пусть уже Он будет снят с Креста, Он, Который отнюдь ни вь чем не имел вины, благодеяние же оказывал безчисленному множеству людей. Окажи мне милость, больше которой и не можешь оказать; милость окажи мне, которая меня, приемлющаго ее, делаеть блаженным. Даруй мне Животворящаго Сего Мертваго, дабы, прияв Его, я предал Его земле. Даруй мне треблаженное Тело, которое, увидев умершим, тварь восплакала. Даруй мне треблаженное Тело, которое, видя бездыханным, храм разорвал свою завесу. Даруй мне Тело, по причине котораго камни раскололись, своим расщеплением выражая свою скорбь. Я облобызаю язвы святых рук, которыми были исцелены язвы моей души. Осяжу оное пречистое ребро, из котораго истекли таинственная Кровь и Вода возрождения5. Пусть мои руки похоронят Того, Кто имееть разорвать узы смерти. Пусть грешные пальцы позаботятся о Совершителе всякой правды и наставления. Прикоснусь к безгрешной плоти, к которой всякий с верою прикасающийся – треблажен. Предпошлю в гробницу Того, Кто имеет отверсть могилы умершим. Я проведу для усопших Источник Воскресения. И для держимых в аду я зажгу светильник Воскресения».

3. Это благочестиво сказал Иосиф. Пилат же выслушал благосклонно: потому что божественная сила просимаго от него Мертваго, боголепно содействовала делу и склонила душу Пилата к послушанию; и немедленно посол (т. е. Иосиф Аримафейский) явился погребателем. Получив желанное им Тело, он, обняв, облобызал его и приложился губами к святым членам, помышляя в себе так: Если оная женщина, имевшая кровоточащую рану, сь верою прикоснувшися кь Его одежде, изсушила у себя ток крови6, то я, прикасаясь к Его Божественному Телу, какие только не получу от этого дары?! – Затем, чистой плащаницей обвив Жемчужину, он положил Ее в своем новом гробе и, привалив камень к устам гробницы, со слезами вернулся к себе, при этом часто оборачиваясь к гробнице и оплакивая утрату Учителя. Но нечестие иудеев опередило благочестие Иосифа. Потому что снова собравшись в субботный день, богоборцы пришли к Пилату, заявляя: Господи, помянухом, яко льстец он рече еще сый жив: по триех днех возстану. Повели убо утвердити гроб до третияго дне: да не како пришедше ученицы его нощию, украдут его, и рекут людем: воста оть мертвых, и будет последняя лесть горша первыя (Матф. 27, 63–64). – Что говоришь ты, обманщик и беззаконный иудей? – Был ли обольстителем Тоть, Кто исцелял сущих одного народа с тобой прокаженных? Был ли обольстителем Тот, Кто единоплеменных с тобою слепцов освободил от присущей им с рождения ночи? Был ли обольстителем Тот, Кто одержимых бесами избавил от бешенства демонов? Был ли обольстителем Тот, Кто в пустыне предложил тебе трапезу, не возращенную руками человеческими? Был ли обольстителем Тот, Кто воззвал Лазаря из гроба, и мертвеца, как бы спящаго, разбудил Своим словом? Христос был обольстителем? – Тогда кто же иной – истинный? Христос быль обольстителем? – Так чего же ты страшишься того, что «обманщик» сказаль? Был Он обольстителем? – Так чего же ты боишься слов Мертваго? Действительно, Он сказаль нечто о Воскресении, еще будучи в жизни? Конечно, ты веришь Его предсказаниям? – Так чего же напрасно ты мучишь себя прежде события? Ведь, если не воскреснет Оный Мертвый, который является предметом твоих безпокойств, то ясно, что Он – обольстител, как это ты и хулишь.

4. Что же в ответь сказал имь Пилать? – Имате кустодию, идите, утвердите, якоже весте (Матф. 27, 65). – Если вы до такой степени боитесь онаго противника Божияго и беззаконника, – как это вы его так называете; – если вы, живущие, так устрашаетесь Умершаго, – то у вас есть стража, у вас имеются воины; воюйте многие против Одного, закуйте страшнаго для вас Умершаго, делая это, как сами знаете. Хотите поставить печати на гроб? – Ставьте. Хотите обнести гроб железными цепями? – Обнесите. Не говорите, в конце концов: если бы нам было допущено охранять гроб, то мы бы не потеряли Мертвеца. – Идите, утвердите, якоже весте. Если там покажется Петр, уничтожьте его. Если явится кто из учеников Назорея, то, встав, сразу же убейте его. Пребывайте бодрствующими и строго соблюдающими стражу, чтобы никто, если вы уснете, не возмог бы похитить от вас вашу награду. – Итак, снабженные таковыми наставлениями, оружием и войсками, враги Спасителя с рвениемь и яростью захватили Гроб Господень, и возложив железныя печати к Гробу, сидели возле, соблюдая стражу, до тех пор, пока это было угодно Охраняемому ими.

5. Между тем, когда настал уже второй день после смерти Спасителя, смерть, как и в первый день, лелеяла в себе свою Добычу, и возжелав впиться в Нее своими зубами, укус которых приводил тело к истлению, оказалась безсильной это сделать. И на второй день, опять же, возжелав попробовать это, не возмогла. И недоумевая, как представляется, она так разсуждала сама сь собой: – Кто же – Этот несокрушимый и необыкновенный Мертвец? Кто это – Кто по закону (природы) является мертвым, и, однако, выше закона сохраняется нетленным? Богом Он не может быть: потому что Сущий безплотный не оказался бы подверженным смерти. Ангел Он не есть: потому что Он носит человеческий образ. Как Адам, Он подвержень моей власти, но, в отличие от Адама, не подвергается тлению. Как человек, Он претерпель смерть, но, в отличие от смертных, не допускает к Себе последствий ея. Плоть Его является сильнее тления. Никто из от века умерших, сущихь под моим царством, не пришел ко мне, обладая таким телом. Не является ли это Тело одеянием Бога, и по этой причине оно, таким образом, противостоит моим устам? Не является ли оно скинией Бога Слова? Не является ли оно храмом Того, Кто сказал иудеямь: Разорите церковь сию, и треми деньми воздвигну ю (Иоан. 2, 19)? Не сохраняется ли Он нетленным ради Воскресения? Этот поразительный Мертвый не является ли тайным изследователем, пришедшим сюда для того, чтобы проверить состояние мертвых7? Не возведет ли Он с Собою, взяв отсюда и тех мертвых, которыхь с древних времен я поглотила? Не подобно ли Ионе, который в неприкосновенности прожил во чреве китовом, и Этот у меня пребывает таким же образом и ожидает третьяго дня, дабы тогда первый возстав, явит и другим мертвым врата (ведущия из моей области)? – Так смерть вещала не в словах, а на деле.

6. И, вот, когда это совершалось, и иудеи вместе со стражниками сидели у Гроба Господня, – В вечер же субботный8, свитающи во едину от суббот – в ожидание наступления Господняго (Воскреснаго) Дня – прииде Мария Магдалина, и другая Мария, видети гроб. (Матф. 28, 1). О, какия удивительныя и поражающия чудеса! – Петр, первый воевода Христов, устрашившись языка служанки, отрекся от своего живого Владыки, а женщины, слабыя и робкия, пришли в этот день, чтобы почтить своего Учителя. Прииде... видети гроб. Потому что оне еще не в совершенстве уверовали вь понятие Воскресения. Прииде... видети гроб, чтобы от вида Гроба Господня несколько утешиться в скорби. Потому что оть вида гробницы своих близких, как и от вызванной (сим видом) слезы, души скорбящих имеют обыкновение получать утешение. Прииде... видети гроб, и, действительно, приблизились к нему насколько желали; испытывали же нерешительность по причине страха перед иудеями. Итак, тайно прокравшись, оне окропили гроб Спасителя миромь и снова украдкой удалились, и таким образом, стоя издалека и с глазами полными слез взирая на Гроб, оне стенаниями и причитаниями предприняли, как это было вь обычае в отношении умерших, послужить Господу. И тихим голосом, вь некоей степени высказывая друг другу порицания иудеев, вопиющих и заглушающих их, оне, представляется, так говорили: – Как это они дерзнули на нечто такое против такого Владыки, не имея возможности приписать Ему никакой вины? Как не устрашились пригвоздить ко Кресту Того, Кого, видя распятым, солнце помрачилось (ориг. – убежало)? Как не убоялись предать смерти Того, Кто не сделал ничего заслуживающаго смерти? Как это не насытились они в своей жестокости, ни даже после смерти Того, против Кого они незаслуженно злоумышляли? Допустим, во время Его жизни, они питали на Него такую великую злобу; зачем же и после смерти они осаждают Его могилу, и препятствуют доступ к ней облагодетельствованным Им, не допуская им свободно поклониться Гробу, и за принятую от Него милость, каждому воздать некое малое воздаяние в виде слез?

7. Так, когда Жены скорбели и оплакивали Христа, как Мертваго, Он Сам, оплакиваемый ими Владыка, скрытый от взора стражников, и оставив гроб запечатанным, и уйдя из него так, как это известно только Ему, послал Ангела, говоря ему: – Пойди к этим Женам, мужественным и верным, плачущим и полагающим, что Я – еще мертв, и научи их, что Я победил смерть, и Я – жив, как это ты видишь. Измени их скорбь в радость. Десницей твоей отстрани камень от гроба, который был привален трудом многих рук. Покажи им, что можеть сделать один законный воин законнаго Царя против многих беззаконных, насильнических воинов. Введи Жен внутрь помещения Гроба, чтобы оне знали место Моего добровольнаго состояния умершаго, и воспели Мою силу. Яви себя страшным и стражникам у Гроба. Порази всех ужасом твоего вида, чтобы, на основании твоей мощи, оне познали, что не по слабости, а по человеколюбию, Я претерпел их дерзость. Ты шествуй, неся на устах знамение Царства9, и Я, вместе с тобою прийдя, опять потрясу землю, дабы землетрясение подтвердило твое возвещение.

8. Немедленно же Ангел сошел к Гробу Господню: потому что он не дерзнул ослушаться Владычняго повеления. И прийдя, он сначала потряс землю от оснований ея, дабы разбудив стражников, при них, как свидетелях, возвестить причину своего пришествия. Затем, в то время как они взирали, он отвалил камень от отверстия Гробницы, и возсел на нем, насмехаясь над железными печатями и глумясь над иудеями, думавшими камнем укрепить охранение Гроба Господня (Матф. 27, 66). Бе же зрак его (вид его) яко молния (Матф. 28, 3). Потому что там, где туча греха не омрачает, тамь образ сияния – велик. И одеяние его бело яко снег. Потому что в соответствии с теми вещами, которыя он имел возвестить, он и имел достойный их вид и одеяние. Потому что долженствовало, подобало, чтобы Возвеститель светлой вещи и сам во всем был светлым. Поразив же стражников великим страхом, так что мало не доставало до того, чтобы всех находящихся тут иудеев умертвить, он сказал им. Чего вы боитесь, о фарисеи? Почему дрожите и пали на лица своя как бы мертвые? Пред лицем меня, раба, вы – мертвые, а пред лицем Владыки – наглые? Для вас страшным показался воин, а Царь Небесный внушает вам презрение? Вы без опасности для вашей жизни не переносите пришествия одного Ангела, и как вы берете на себя противодействовать Творцу Ангелов? Вы, сущие не в силах воспрепятствовать мне, небесному служителю, переставить камень, как возможете воспрепятствовать Художнику всей твари, желающему возстановить храм Своего Тела? Созданному10 не в силах воспрепятствовать, как вы пытаетесь возстать против Творца? Но встаньте и внимательно осмотритесь вокруг. Не имею ли я сейчас Петра со мною? Не иной ли какой рыбарь вместе со мною крадет Мертваго? Не нуждается ли Бог в помощнике? Не имеет ли Бог-Слово необходимости в каком сотруднике для Воскресения Своей Плоти?

9. Сказав это стражникам и фарисеям, и оставив их отверженными и трепещущими, Ангел обратил свое лицо к женам, и сначала предоставил им насладиться своим ласковым и благосклонным к ним взором; и затем отстранил изь их душ чувство страха, взывая к ним: Не бойтеся вы! Пусть это те боятся и трепещут: потому что они – враги и противники; а вы – не бойтесь, но ликуйте и радуйтесь. Вы совершили достойное венцев (награды). Не бойтеся вы: потому что мы принадлежим к одному Владычеству; Того же славим Господа. Вемь бо яко Иисуса распятаго ищете. Не сказал: Иисуса мертваго. – Потому что тогда Он уже не был мертвым. Иисуса распятаго – ради вас поправшаго посрамление распятия (Евр. 12, 2). Вы ищете Взыскующаго ищущих Его11. Вы ищете Того, Кто – близок к призывающим Его (Пс. 144, 18). Вем бо яко Иисуса распятаго ищете. Несть зде. – Его нет тамь, где вы думаете (Он находится); Его неть там, где Его положили. – Что такое говоришь ты, о, Ангел?! – Здесь нет нашего Владыки и Господа? Неть здесь Предмета наших слез? Мы безцельно его оплакивали? Напрасно принесли Ему цары, приносимые мертвым? Его здесь нет? Снова ли Его переместили в другое место эти дурные люди? Позавидовали ли Ему и в могиле те, кто завидовали Его жизни? Его тут нет? Но где же Он? Скажи нам, молим тя, скоро. Успокой наши трепещущия души; не прибавляй к печали иную печаль. Покажи нам место искомаго нами Мертваго, чтобы быстро устремившись туда, мы бы выплакали нашу скорбь.

10. И Ангел сказал: – Вы желаете узнать, где – Искомый вами, и какь Он возстал? Я вам поведаю; ради этого я послань к вам Им, искомым вами Мертвым, чтобы и Воскресение Его возвестить, и уврачевать ваши души, и остановить слезы, и моим возвещением побудить вас к радости. – Воста бо, якоже рече (Матф. 28, 6). Истинствовала и ныне свойственно себе Истина, и то, что Он возвестил словами, это Он исполнил на деле. Его безсмертное Божество пребыло безсмертным; и во время кончины плоти (Богочеловека), Его смертное тело, Своими телесными глазами, приняло сон смерти. Потому что по-царски возлегь, уснул Лев (Быт. 49, 9); возстав же, выступил отсюда, как это подобает Богу. Не узнали стражники отшествия Охраняемаго ими: потому что не были достойными того, чтобы увидеть Воскресение Того, с Кем боролись. Не воспрепятствовали железныя печати уходу Господа12; не воспрепятствовал гроб Воскресению Всемогущаго. Была безсильной смерть сковать Несвязаннаго узами греха. Против воли тиран уступил место законному Царю. Сам ад, устрашившись, затрепетал вместе с ним; привратники ада, бросив ключи и растворив врата, не посмели ничего сказать никому и совоскресающих вместе сь Ним. Воста бо, якоже рече. Как я поведаю вам то, что – неизреченно? Как возвещу то, что превосходит всякое слово и ум? Как истолкую тайну Владычняго Воскресения? И Крест – тайна; и тридневное Его Воскресение – тайна; и все относящееся к Спасителю – тайна. Потому что, как Он родился при заключенныхь вратах девства, так и воскрес при заключенном гробе; и как стал Первородным от Матери Единородный Сын Божий, так стал и Первородным из мертвых, воскресши от гроба. Итак, как, родившись, Он не расторг девства Девы Матери, так и, воскресши, не расторг печатей гроба. Итак, я и не могу словами выразить Его Рождение, и не в силах постигнуть Его путь из гроба. Я взираю на место Воскресения и поклоняюсь Воскресению; не выведываю Воскресения. Благоговейно преклоняюсь пред местом Чуда, хотя и не постигаю: как это случилось. То что вижу, это и вам являю. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. Потому что ради этого я отодвинул сей камень, а не для того, чтобы предоставить врата для выхода Иисуса; потому что Тот, Кто – Помощь всем, не нуждался в моей помощи; потому что прежде чем я отвалил камень, отторгся по Своей воле Оный Камень Краеугольный (Дан. 2, 34; Матф. 21, 42–44). Но для того я устранил камень, чтобы вы осмотрели место и воспели Воскресшаго Христа. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. До сих пор вы видели место, а вскоре увидите и чудесный плод сего места. Вот, посмотрите место, где диавол получил смертельную рану. Вот, посмотрите место, где начертались символы нашего воскресения. Вот, посмотрите место, где легла умершая смерть. Вот, посмотрите место, где пронзенное безсеменное Зерно Тела (Христова) произрастило изобильнейший колос безсмертия. Вот, посмотрите место, которое прекраснее всякаго рая. Вот, посмотрите место, которое блистательнее всякаго царскаго чертога. Вот, посмотрите гроб, безмолвно вопиющий о силе Погребеннаго. Взгляните на могилу, ставшую вратами в нетленную (безсмертную) жизнь, взгляните в пещеру (Гроба Господня), откуда вы были переселены на небо. Прекратите стенания и слезы. Перестаньте искать Живаго среди мертвых. Скажите, ликуя, относительно смерти: Где ти смерте жало? Где ти, аде, победа? (1Кор. 15, 55). И скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите. Се рех вам (Матф. 28, 7). Смотрите, не скрывайте чуда молчанием; потому что не безопасно рабам молчание (утаивание) о Владычних чудесах. И изшедше скоро от гроба, со страхом и радостию велиею, текосте возвестити учеником Его (Матф. 28, 8).

11. Побуждая этих жен к скорейшему течению, Дух Святый воззвал к ним чрез Пророка Исаию: Жены грядущия с позорища, приидите: не суть бо людие имуще смысла (Ис. 27, 11). Когда же Мироносицы жены бежали, движимыя страхом и сильным желанием, и убеждали друг друга к скорейшему течению, и каждая желала первой предварить и доставить Апостолам вверенную им благую весть, внезапно представ им, Спаситель запечатлел слова Ангела печатью Своего явления им, и окрылил их души, говоря им: Радуйтеся!. – Осужденная Ева – (ныне) оправдана; изгнанный Адам – воззван к возвращению; приговорь – отменен: лукавый змей – попран; диавол пал; поспешники диавола – посрамлены; враги – сокрушены: иудеи безутешно плачут (в своей злобе); фарисеи сетуют на неудачу своего предприятия; Крест явился Моим подтвердителем; Гроб стал свидетельством Моей силы; смерть признает свое поражение; безсмертие подписано (как закон) – для людей; в Моем лице обновилось человеческое естество; во Мне все умершие ожили; во Мне царствует смешение (т. е. человеческая природа составленная из разных элементовь), во Мне образ (Божий, каковым был создан человек) увенчался. Это, вот, плоды Моего тридневнаго погребения: это, вот, Мои венцы победы над смертью; это, вот, Моего Царства царския жемчужины, которыя, взяв из глубин ада, Я доставиль любящимь Меня. Итак, радуйтесь сему, ликуйте, веселитесь, празднуйте, идите, возвестите ученикам Моим. Посмотрите, как Я непамятозлобен и человеколюбив! Я называю: «братьями» тех, которые покинули Меня во время Моего Креста. Потому что я умею быть великодушным, когда Меня обижают; умею сносить несправедливости; знаю снисхождение к немощам Моих друзей; умею согрешивших и плачущих миловать и принимать. Идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят (Матф 28, 10). Возвестите Моим ученикам те тайны, которыя вы узрели. Будьте первыми учителями учителей. Да ведает Петр, отрекшийся от Меня, что Я могу и жен поставить Апостолами. Пусть они идут в Галилею, и пусть они увидят то скудное озеро, откуда на ловлю разумныхь рыб Я их уловил. Пусть увидят озеро, откуда Я их перевел на подвиг в людскую пучину.

12. Так сказал Господь женам. Он же Сам и теперь невидимо предстоит верующим при (крещальной) купели; Сам объемлет новопросвещенных, как Своих другов и братию, и говорит им: Радуйтеся. Сам исполняет сердца их и души веселием и радостью. Сам благодатными струями омывает осквернившихся. Сам миром Духа помазывает возродившихся (во святом Крещении). Сам становится Кормильцем их и Пищей. Сам подает Своим рабам духовное прокормление. Сам говорит всем благочестивым: – Приимите, ядите Небесный Хлеб. Приимите истекающий от Моего ребра Источник, всегда черпаемый и никогда не изсякающий. Алчущие, насытьтесь! Жаждущие, опьянейте опьянением13 целомудренным и спасительным. – Но, о, Небесный Царю, возседающий в вышних одесную Величия, Господь безплотных сил, Управляющий тварью, как Тебе угодно, Окормляющий человеческую природу благостью, Даровавший нам сей День и сей Праздник, – помилуй нас, как Ты помиловал блудницу; не изжени нас, если, дерзнув на Твое человеколюбие, мы дерзнем грешными руками держать Твое святое Тело. И как не отверг Ты оную грешницу, блудницу, объявшую пречистыя Твои стопы, допусти, чтобы и мы, недостойные, держали Твое Тело, и как Человеколюбец, сохрани (или: «стяжи») всех нас; и как Человеколюбец, улови и нась в страх Твой14. Как треблаженнаго Павла, с небес пленив, Ты послал на Апостольское служение, так сотвори и нас с чистой совестью совершить День Твоего Тридневнаго и Животворящаго Воскресения. Ибо Ты – единый Владыка благий и человеколюбец, Христе Боже наш, и Тебе подобает слава и держава со Безначальным Твоим Отцем, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Минь, Патр. Гр. т. 88, кол. 1846–1865.

2

Храм-Усыпальница, именующийся «Сокровищницей умерших», был небольшим храмом в Антюхии, в котором находились раки с мощами святыхь мучеников, а также и гробницы некоторых усопших православных христиан.

3

Передаем текст в несколько свободном переводе, а также пользуясь примечанием издателя текста. Прим. 3-е Минь. П. Гр. Т. 88, кол. 1848.

4

«Не» – пропущено в греч. тексте, заимствуем его из латинскаго перевода.

5

Т. е. Крещальная купель.

7

В греч. "κατασκοπος«, инспектор-разведчик.

8

Здесь к тексту дается примечание «Т. е. когда суббота уже давно миновала». Прим. 7-е, кол. 1853.

9

Здесь издатель справедливо делает следующее примечание «Знамение Царства – должно полагать, что здесь имеется в виду оныя счастливыя слова Воскрес Господь и т. д. – которыя являются знамением новаго Царства Христова» Прим. 10, кол. 1856.

10

«Созданному», т. е. – Ангелу, котораго Бог создал, как и все иное.

11

Здесь ссылка на Притч. 8, 17.

12

В греч. тексте эта фраза не имеется, возможно, что она была как-то пропущена при наборе. Заимствуем ее из лат. перевода.

13

Ссылка на Песнь Песней 5, 1.

14

Лат. перевод «Улови нас неводом страха Твоего», т. е. – «страха Божия». Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). – Джорданвил: Типография преп. Iова Почаевскаго, Свято-Троицкiй монастырь, 1988. – С. 160–170.


Источник: Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго ; Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). – Джорданвил : Тип. прп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий монастырь, 1988. – 170 с. / Блаженнаго Григория, Патриарха Антиохийскаго, Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гробе Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. 160-170 с.

Комментарии для сайта Cackle