епископ Гермоген (Добронравин)

Вознесение Господне

Господь Иисус Христос по Воскресении Своем провел на земле еще сорок дней. Во все это время Он неоднократно являлся ученикам Своим, беседовал с ними, поучал их. В сороковой день явился Он им в последний раз, и, дав несколько наставлений, вывел из Иерусалима до Вифании, на гору Елеонскую, где, воздев руки, благословил их, и, благословляя, стал отдаляться от них и Возноситься на небо. Апостолы с благоговением поклонились Возносившемуся от них Господу, и светлое облако сокрыло Его от очей их. Долго не сводили они глаз с того места, где потеряли Его из виду, – и вот в это время являются им два мужа в белой одежде и говорят: «Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». – После сего Апостолы с радостию возвратились в Иерусалим, хваля и прославляя Бога.

С каждым праздником соединяется у нас воспоминание или радостное или печальное. Как же назвать этот праздник – праздник вознесения Господня – радостным или печальным? – Назвать его праздником радостным? Но вот св. Церковь поет: «Господи! Апостоли, яко видеша Тя на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби иснолняеми рыдающе, глаголаху: Владыко! не остави нас сирых!»1. Да и что за радость детям, когда оставляет их отец, что за утешение для овец, когда уходит от них пастырь, какое веселие для невесты, Церкви Христовой, когда Жених ея – Христос – от ней удаляется? Так, значит, праздник этот надо назвать печальным? Но за чем же Церковь в этот день облачается в светлые ризы, за чем поет она тогда: «вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником?»2. Да и сам Евангелист замечает, что св. Апостолы по вознесении Господнем возвратились в Иерусалим с радостию великою (Лук. 24, 52). Итак чтоже? радоваться ли в этот день христианину, или скорбеть? А пусть он внимательно разсудит о том, за чем Спаситель наш вознесся от нас на небо, – и тогда сам легко поймет, печаль или радость должна занимать его сердце.

Итак за чем же Спаситель наш вознесся от нас на небо? – По любви к нам сошел Он на землю, жил между нами, положил за нас душу свою на кресте, по любви к нам также, без сомнения, и вознесся от нас на небо. Вот что говорил Он ученикам своим: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли иду, послю Его к вам (Иоан. 16, 7). Смысл сих слов Его какбы такой: «Возлюбленные Мои! Каждому из вас надобно будет идти в мир с проповедию о Мне: на то вы и Апостолы; но не думайте, будто найдете в мире радость. Нет, совсем нет! Тебя, Петр, поведут, аможе не хощеши (Иоан. 21, 18), заключат в темницу, и в Риме для креста твоего готово уж дерево. Ты, Иаков, первый пострадаешь от меча в Иерусалиме, Тебя, Иоанн, далеко, далеко сошлют, в заточение на остров Патмос. Тебя, Андрей, ждет крест в Ахаии; да и тебе, Филипп, умереть на кресте в Иераполе; с тебя, Варфоломей, сдерут кожу в Армении; тебя, Фома, избодут копьями в Индии; а тебе, Матфей, готовит муки Ефиопия. Да; каждому из вас предносится уже чаша страданий. А кому приятна скорбь? и как вам тут обойтись без утешения? Так пойду Я к Отцу Моему и пошлю вам Утешителя, Духа истины: пусть Он везде будет с вами, пусть будет утешать, укреплять вас, облегчать ваши страдания. Значит, уне есть вам, да Аз иду. – Да и после вас будут люди, которые, подобно вам, за имя Мое потерпят разные мучения: кто погибнет от камней, кто от меча, кто от огня, кто от воды, кто от зверей, кто как... Найдутся и такие, которые сами станут распинать плоть свою со страстьми и похотьми – кто в пустыне, кто в затворе... Тем тяжело, и этим не легко... Пойду ж Я к Отцу Моему, и пошлю им Утешителя, а иначе Он не придет. Значит, уне есть, да Аз иду. И вообще Я знаю, что вси хотящии благочестно жити, гоними будут (2Тим. 3, 12); а Мне по собственному опыту известно, как тяжело быть гонимым. Пойду же Я к Отцу Моему, и пошлю им Утешителя; а если не пойду, Утешитель не придет. Значит, уне есть, да Аз иду». – Гряди, Господи, невольно говорит отвсюду поражаемое горем наше сердце, гряди и пошли нам Утешителя!

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – За тем, чтобы с высоты неба смотреть на нас, как отцу на детей, как пастырю на овец, как военачальнику на воинов, чтобы видеть оттуда всякого, и всякому в беде подать помощь. Вот св. первомученика Стефана Иудеи побивают камнями: тяжело Стефану терпеть; но Господь смотрит на него с высоты неба, подкрепляет его, и св. страдалец среди страданий радостно взывает: се вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога (Деян. 7, 56). Вот Савл, впоследствии Апостол Павел, спешит из Иерусалима в Дамаск с недоброю целию истребить там всех учеников Христовых; спешит он в Дамаск, а то и на мысль не приходит ему, что Господь смотрит на него с высоты святые своея. Но Господь видит его и останавливает. Глаза Савла вдруг ослепляются необычайным светом, а голос с неба: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. 9, 4)? так сильно поражает его, что он вдруг из жаркого гонителя становится пламенным защитником Церкви Божией.

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – Затем,чтоб, подобно солнцу, с небесной высоты освещать всех нас своею благодатию. Нет на небе солнца, и все в поднебесной покрыто ночным мраком; а покажется светлое солнышко, и тьма бежит прочь. Так и духовное наше Солнце – Христос, пока был на земле в состоянии уничижения, дотоле всю почти землю покрывала тьма неведения: там Иудей с темною думою о Мессии, здесь язычник с ложным понятием о богах... Но вот взошел Христос на небо, и куда девался мрак?.. Солнце светит с неба и добрым и злым: так и Господь вознесся от нас на небо, чтобы призирать оттуда своею благодатию на праведных и грешных, первых любить, а последних вести к спасению. Солнце своими лучами согревает землю, и сна становится плодоносною: так и Господь с высоты неба согревает своею благодатию холодные наши сердца, и они, становясь плодоносною нивою, дают духовные плоды!

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – За тем, чтобы отворить нам двери в царство небесное. Праотец наш Адам затворил райскую дверь для всего рода человеческого, и кто из людей мог войти туда? Угоден был Богу Ной, праведны были Авраам, Исаак, Иаков, непорочен был Иосиф; а Моисей, Иисус Навин, Даниил, Давид, и мало ли было других угодников Божиих? – Но до Христа никто из них не мог взойти на небо: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси (Иоан. 3, 13). Итак древний Адам затворил вход в рай, и отворил врата во ад; а новый Адам, Господь наш, затворил ад, и отворил рай сначала благоразумному разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лук. 23, 43), а потом и всем, истинно верующим в Него. Что Господь вознесением Своим отверз райские двери, об этом знаем мы из слов Ангельских, сказанных при вознесении: возмите врата вечная князи вашя, и возмитеся врата вечная и внидет Царь славы (Псал. 23, 9); а что Он затворил вход смерти и аду, это известно нам из слов самого Господа, который сказал ученику своему Иоанну: не бойся. Аз есмь первый и последний: и живый, и бых мертв, и се жив есмь во веки веков: аминь. И имам ключи ада и смерти (Апок. 1, 17. 18). Чудное дело! Ключей царствия небесного Господь не хранит у Себя, а отдал их Апостолам: дам ти ключи царствия небесного (Матф. 16, 19); а вот ключи ада и смерти держит при Себе: имам ключи ада и смерти. Что же такое? Ужели Господу хочется скорее губить, чем спасать человека? Ужели удобнее для Него отверзать людям смерть и ад, чем царство небесное? О, нет, нет! Придет ли кому в голову такая безумная мысль? Так за чем же Господь не сказал: имам ключи жизни и царства небесного, а сказал: имам ключи ада и смерти? – Знал Господь и знает, как люди склонны отворять себе и другим двери смерти и ада: себе отворяют они двери туда безпрерывными грехами своими, а друг другу частым гневом и злобою. Случись испытать человеку от другого обиду, куда как он гневается, как горячится! Кажется, рад был бы оскорбившего тотчас послать в ад... Вот, видя такой суровый нрав человека, Господь и берет ключи смерти и ада Себе: имам ключи ада и смерти. «Ты, грешный человек», какбы так говорит Господь, «ты столько наделал и столько делаешь зла, что ад уж давно, давно ждет тебя к себе, а Я все еще жду твоего обращения и покаяния, и не попускаю ни смерти похитить тебя, ни аду поглотить тебя: имам ключи ада и смерти. Вижу опять, как часто ты, человек, гневаешься на ближнего, и гневаешься иногда столь сильно, что хотел бы тотчас предать его смерти и аду; да нет у тебя такой над ним власти, чтобы послать во ад; не дано тебе на то ключей, да и не дам тебе их никогда, а Сам ношу с Собою: имам ключи ада и смерти»...

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – Затем, чтобы там ходатайствовать за нас пред Богом Отцом. Аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И той очищение есть о гресех наших (1Иоан. 2, 1. 2). О, какая радость для грешника! Тут нет уже места мрачному отчаянию! Тут животворно светит спасительная надежда! На небе милосердый у нас Заступник, сильный Ходатай, пред Богом Отцом!... Чего-чего не сделают для нас язвы Его, которыми покрыт Он за наши грехи, и которыми ходатайствует за нас пред правосудием Отца! О, дай только нам, Господи, покаяние, а надежда наша светлая, как солнце, ярко блестит на небе!..

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – За тем, чтобы приготовить там место, где мы жили бы целую вечность и блаженствовали: иду уготовати место вам, и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да идеже есмь Аз, и вы будете (Иоан. 14, 2. 3). Добрая, радостная весть! Господь вознесся от нас на небо, чтобы там всех любящих Бога упокоить с Серафимами, Богомудрых – с Херувимами,Богоносных – с Престолами, добрых господ – с Господствами, верных и храбрых воинов – с Силами, добрых и справедливых властителей – с Властями, честных начальников – с Началами, тех, которые другим в гóре доставляют помощь и утешение, – с Архангелами, тем, кто живет во плоти подобно Ангелам, – с Ангелами... А нам-то грешным где уготовал Господь место? Будет ли и нам на небе хоть какой нибудь уголок? Увы! вот в Писании сказано: не имать в него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написаные в книгах Агнца (Апок. 21, 27); вне царствия Божия псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу (Апок. 25, 15). Итак горе тебе, грешник, горе тебе!.. Плачь; но не с отчаянием плачь: вот и на нас с тобой милосердый Господь смотрит с высоты неба, и говорит: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13); покайтесь только, и вы сподобитесь равной чести со святыми. Где место Петру, трижды от Меня отрекшемуся и горько о том плакавшему, где место жене грешнице, плакавшей у ног Моих, где распутному сыну, где разбойнику место, – там и ваше может быть место: только плачьте о грехах своих, как Петр; припадайте ко Мне с раскаянием, как грешница; обращайтесь ко Мне, как сын распутный; смиряйтесь, как мытарь; сраспинайтесь Мне, как благоразумный разбойник, и вы спасетесь: на небе есть у Меня место и для вас; не тесно там: в дому Отца Моего обители многи суть (Иоан. 14, 2). Я весь ваш: будьте только и вы Мои!»

Так вот зачем Господь вознесся от нас на небо! Все для нашего счастия и блаженства. Значит, в этот день не мрачная скорбь, а светлая радость должна занимать наше сердце!3

* * *

1

Стихира на Господи воззвах.

2

Тропарь праздника.

3

Некоторые мысли заимствованы из поучения св. Димитрия Ростовского на день Вознесения Господня. Соч., том 2-й, стр. 214. изд. 1832 г.


Источник: Священник Константин Добронравин. Вознесение Господне. // «Странник». Духовный учено-литературный журнал, издаваемый священником м. б. Василием Гречулевичем. 1860. Май. — СПб., 1862. — С. 378-384.

Вам может быть интересно:

1. Вознесение Господне протопресвитер Михаил Помазанский

2. Пушкин и освобождение России профессор Георгий Петрович Федотов

3. Третья сессия Междуправославной Комиссии по подготовке богословского диалога с англиканами архиепископ Василий (Кривошеин)

4. О разводе в России Михаил Егорович Красножен

5. Об отношении между верою и добрыми делами епископ Герасим (Добросердов)

6. Блаженнопочивший сербский митрополит Михаил профессор Иван Саввич Пальмов

7. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) как проповедник профессор Василий Фёдорович Кипарисов

8. Очерк истории славянских Церквей епископ Гермоген (Добронравин)

9. Беседы (внебогослужебные) на Святое Евангелие от Луки. Выпуск 3 протоиерей Павел Городцев

10. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной Русской Церкви. Часть III протоиерей Иоанн Вознесенский

Комментарии для сайта Cackle