Библиотеке требуются волонтёры

епископ Гермоген (Добронравин)

Вознесение Господне

Господь Иисус Христос по Воскресении Своем провел на земле еще сорок дней. Во все это время Он неоднократно являлся ученикам Своим, беседовал с ними, поучал их. В сороковой день явился Он им в последний раз, и, дав несколько наставлений, вывел из Иерусалима до Вифании, на гору Елеонскую, где, воздев руки, благословил их, и, благословляя, стал отдаляться от них и Возноситься на небо. Апостолы с благоговением поклонились Возносившемуся от них Господу, и светлое облако сокрыло Его от очей их. Долго не сводили они глаз с того места, где потеряли Его из виду, – и вот в это время являются им два мужа в белой одежде и говорят: «Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». – После сего Апостолы с радостию возвратились в Иерусалим, хваля и прославляя Бога.

С каждым праздником соединяется у нас воспоминание или радостное или печальное. Как же назвать этот праздник – праздник вознесения Господня – радостным или печальным? – Назвать его праздником радостным? Но вот св. Церковь поет: «Господи! Апостоли, яко видеша Тя на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби иснолняеми рыдающе, глаголаху: Владыко! не остави нас сирых!»1. Да и что за радость детям, когда оставляет их отец, что за утешение для овец, когда уходит от них пастырь, какое веселие для невесты, Церкви Христовой, когда Жених ея – Христос – от ней удаляется? Так, значит, праздник этот надо назвать печальным? Но за чем же Церковь в этот день облачается в светлые ризы, за чем поет она тогда: «вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником?»2. Да и сам Евангелист замечает, что св. Апостолы по вознесении Господнем возвратились в Иерусалим с радостию великою (Лук. 24, 52). Итак чтоже? радоваться ли в этот день христианину, или скорбеть? А пусть он внимательно разсудит о том, за чем Спаситель наш вознесся от нас на небо, – и тогда сам легко поймет, печаль или радость должна занимать его сердце.

Итак за чем же Спаситель наш вознесся от нас на небо? – По любви к нам сошел Он на землю, жил между нами, положил за нас душу свою на кресте, по любви к нам также, без сомнения, и вознесся от нас на небо. Вот что говорил Он ученикам своим: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли иду, послю Его к вам (Иоан. 16, 7). Смысл сих слов Его какбы такой: «Возлюбленные Мои! Каждому из вас надобно будет идти в мир с проповедию о Мне: на то вы и Апостолы; но не думайте, будто найдете в мире радость. Нет, совсем нет! Тебя, Петр, поведут, аможе не хощеши (Иоан. 21, 18), заключат в темницу, и в Риме для креста твоего готово уж дерево. Ты, Иаков, первый пострадаешь от меча в Иерусалиме, Тебя, Иоанн, далеко, далеко сошлют, в заточение на остров Патмос. Тебя, Андрей, ждет крест в Ахаии; да и тебе, Филипп, умереть на кресте в Иераполе; с тебя, Варфоломей, сдерут кожу в Армении; тебя, Фома, избодут копьями в Индии; а тебе, Матфей, готовит муки Ефиопия. Да; каждому из вас предносится уже чаша страданий. А кому приятна скорбь? и как вам тут обойтись без утешения? Так пойду Я к Отцу Моему и пошлю вам Утешителя, Духа истины: пусть Он везде будет с вами, пусть будет утешать, укреплять вас, облегчать ваши страдания. Значит, уне есть вам, да Аз иду. – Да и после вас будут люди, которые, подобно вам, за имя Мое потерпят разные мучения: кто погибнет от камней, кто от меча, кто от огня, кто от воды, кто от зверей, кто как... Найдутся и такие, которые сами станут распинать плоть свою со страстьми и похотьми – кто в пустыне, кто в затворе... Тем тяжело, и этим не легко... Пойду ж Я к Отцу Моему, и пошлю им Утешителя, а иначе Он не придет. Значит, уне есть, да Аз иду. И вообще Я знаю, что вси хотящии благочестно жити, гоними будут (2Тим. 3, 12); а Мне по собственному опыту известно, как тяжело быть гонимым. Пойду же Я к Отцу Моему, и пошлю им Утешителя; а если не пойду, Утешитель не придет. Значит, уне есть, да Аз иду». – Гряди, Господи, невольно говорит отвсюду поражаемое горем наше сердце, гряди и пошли нам Утешителя!

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – За тем, чтобы с высоты неба смотреть на нас, как отцу на детей, как пастырю на овец, как военачальнику на воинов, чтобы видеть оттуда всякого, и всякому в беде подать помощь. Вот св. первомученика Стефана Иудеи побивают камнями: тяжело Стефану терпеть; но Господь смотрит на него с высоты неба, подкрепляет его, и св. страдалец среди страданий радостно взывает: се вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога (Деян. 7, 56). Вот Савл, впоследствии Апостол Павел, спешит из Иерусалима в Дамаск с недоброю целию истребить там всех учеников Христовых; спешит он в Дамаск, а то и на мысль не приходит ему, что Господь смотрит на него с высоты святые своея. Но Господь видит его и останавливает. Глаза Савла вдруг ослепляются необычайным светом, а голос с неба: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. 9, 4)? так сильно поражает его, что он вдруг из жаркого гонителя становится пламенным защитником Церкви Божией.

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – Затем,чтоб, подобно солнцу, с небесной высоты освещать всех нас своею благодатию. Нет на небе солнца, и все в поднебесной покрыто ночным мраком; а покажется светлое солнышко, и тьма бежит прочь. Так и духовное наше Солнце – Христос, пока был на земле в состоянии уничижения, дотоле всю почти землю покрывала тьма неведения: там Иудей с темною думою о Мессии, здесь язычник с ложным понятием о богах... Но вот взошел Христос на небо, и куда девался мрак?.. Солнце светит с неба и добрым и злым: так и Господь вознесся от нас на небо, чтобы призирать оттуда своею благодатию на праведных и грешных, первых любить, а последних вести к спасению. Солнце своими лучами согревает землю, и сна становится плодоносною: так и Господь с высоты неба согревает своею благодатию холодные наши сердца, и они, становясь плодоносною нивою, дают духовные плоды!

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – За тем, чтобы отворить нам двери в царство небесное. Праотец наш Адам затворил райскую дверь для всего рода человеческого, и кто из людей мог войти туда? Угоден был Богу Ной, праведны были Авраам, Исаак, Иаков, непорочен был Иосиф; а Моисей, Иисус Навин, Даниил, Давид, и мало ли было других угодников Божиих? – Но до Христа никто из них не мог взойти на небо: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси (Иоан. 3, 13). Итак древний Адам затворил вход в рай, и отворил врата во ад; а новый Адам, Господь наш, затворил ад, и отворил рай сначала благоразумному разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лук. 23, 43), а потом и всем, истинно верующим в Него. Что Господь вознесением Своим отверз райские двери, об этом знаем мы из слов Ангельских, сказанных при вознесении: возмите врата вечная князи вашя, и возмитеся врата вечная и внидет Царь славы (Псал. 23, 9); а что Он затворил вход смерти и аду, это известно нам из слов самого Господа, который сказал ученику своему Иоанну: не бойся. Аз есмь первый и последний: и живый, и бых мертв, и се жив есмь во веки веков: аминь. И имам ключи ада и смерти (Апок. 1, 17. 18). Чудное дело! Ключей царствия небесного Господь не хранит у Себя, а отдал их Апостолам: дам ти ключи царствия небесного (Матф. 16, 19); а вот ключи ада и смерти держит при Себе: имам ключи ада и смерти. Что же такое? Ужели Господу хочется скорее губить, чем спасать человека? Ужели удобнее для Него отверзать людям смерть и ад, чем царство небесное? О, нет, нет! Придет ли кому в голову такая безумная мысль? Так за чем же Господь не сказал: имам ключи жизни и царства небесного, а сказал: имам ключи ада и смерти? – Знал Господь и знает, как люди склонны отворять себе и другим двери смерти и ада: себе отворяют они двери туда безпрерывными грехами своими, а друг другу частым гневом и злобою. Случись испытать человеку от другого обиду, куда как он гневается, как горячится! Кажется, рад был бы оскорбившего тотчас послать в ад... Вот, видя такой суровый нрав человека, Господь и берет ключи смерти и ада Себе: имам ключи ада и смерти. «Ты, грешный человек», какбы так говорит Господь, «ты столько наделал и столько делаешь зла, что ад уж давно, давно ждет тебя к себе, а Я все еще жду твоего обращения и покаяния, и не попускаю ни смерти похитить тебя, ни аду поглотить тебя: имам ключи ада и смерти. Вижу опять, как часто ты, человек, гневаешься на ближнего, и гневаешься иногда столь сильно, что хотел бы тотчас предать его смерти и аду; да нет у тебя такой над ним власти, чтобы послать во ад; не дано тебе на то ключей, да и не дам тебе их никогда, а Сам ношу с Собою: имам ключи ада и смерти»...

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – Затем, чтобы там ходатайствовать за нас пред Богом Отцом. Аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И той очищение есть о гресех наших (1Иоан. 2, 1. 2). О, какая радость для грешника! Тут нет уже места мрачному отчаянию! Тут животворно светит спасительная надежда! На небе милосердый у нас Заступник, сильный Ходатай, пред Богом Отцом!... Чего-чего не сделают для нас язвы Его, которыми покрыт Он за наши грехи, и которыми ходатайствует за нас пред правосудием Отца! О, дай только нам, Господи, покаяние, а надежда наша светлая, как солнце, ярко блестит на небе!..

Зачем Господь вознесся от нас на небо? – За тем, чтобы приготовить там место, где мы жили бы целую вечность и блаженствовали: иду уготовати место вам, и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да идеже есмь Аз, и вы будете (Иоан. 14, 2. 3). Добрая, радостная весть! Господь вознесся от нас на небо, чтобы там всех любящих Бога упокоить с Серафимами, Богомудрых – с Херувимами,Богоносных – с Престолами, добрых господ – с Господствами, верных и храбрых воинов – с Силами, добрых и справедливых властителей – с Властями, честных начальников – с Началами, тех, которые другим в гóре доставляют помощь и утешение, – с Архангелами, тем, кто живет во плоти подобно Ангелам, – с Ангелами... А нам-то грешным где уготовал Господь место? Будет ли и нам на небе хоть какой нибудь уголок? Увы! вот в Писании сказано: не имать в него внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написаные в книгах Агнца (Апок. 21, 27); вне царствия Божия псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу (Апок. 25, 15). Итак горе тебе, грешник, горе тебе!.. Плачь; но не с отчаянием плачь: вот и на нас с тобой милосердый Господь смотрит с высоты неба, и говорит: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13); покайтесь только, и вы сподобитесь равной чести со святыми. Где место Петру, трижды от Меня отрекшемуся и горько о том плакавшему, где место жене грешнице, плакавшей у ног Моих, где распутному сыну, где разбойнику место, – там и ваше может быть место: только плачьте о грехах своих, как Петр; припадайте ко Мне с раскаянием, как грешница; обращайтесь ко Мне, как сын распутный; смиряйтесь, как мытарь; сраспинайтесь Мне, как благоразумный разбойник, и вы спасетесь: на небе есть у Меня место и для вас; не тесно там: в дому Отца Моего обители многи суть (Иоан. 14, 2). Я весь ваш: будьте только и вы Мои!»

Так вот зачем Господь вознесся от нас на небо! Все для нашего счастия и блаженства. Значит, в этот день не мрачная скорбь, а светлая радость должна занимать наше сердце!3

* * *

1

Стихира на Господи воззвах.

2

Тропарь праздника.

3

Некоторые мысли заимствованы из поучения св. Димитрия Ростовского на день Вознесения Господня. Соч., том 2-й, стр. 214. изд. 1832 г.


Источник: Священник Константин Добронравин. Вознесение Господне. // «Странник». Духовный учено-литературный журнал, издаваемый священником м. б. Василием Гречулевичем. 1860. Май. — СПб., 1862. — С. 378-384.

Комментарии для сайта Cackle