епископ Гермоген (Добронравин)

Очерк истории славянских Церквей

Содержание

Общие понятия о славянах

А. Сербы Общия понятия о сербах Сербское княжество 1. Сербия с VII века до начала династии Неманичей 2. Сербия от начала династии Неманичей до покорения её Турциею 3. Сербия со времени покорения её Турциею до восстания сербов Восстание сербов и образование особого сербского княжества Начало и утверждение христианства в Сербии Состояние, иерархии Содержание духовенства Богослужение Монастыри Святые сербской церкви Состояние просвещения Учебные заведения Писатели Черногория Местность Историческая судьба Черногории Черногория под властию банов Черногория под властию митрополитов Черногория под властию князей Христианство и духовенство Состояние, просвещения Босния Местность страны Историческая судьба Боснии Состояние христианства Храмы Духовенство Состояние просвещения Герцеговина Местность страны Историческая судьба Герцеговины Бедственное состояние христианства Храмы и монастыри Иерархия и духовенство Состояние просвещения Б. Болгария Местность страны Историческая судьба Болгарии Первое болгарское государство (660– 1019 г) Второе болгарское государство, и покорение его Турциею Бедствия православной церкви в Болгарии Состояние иерархии Архиепископия первого болгарского царства (870– 1185 г) Архиепископы первого болгарского иарства Архиепископия– патриархия второго болгарскою царства (1185 – 1394 г) и по падении сего царства до 1767 года А) Терновский патриархат (1185– 1394 г) Патриархи терновские Б) Охридская архиепископия (1185– 1767 г) Епархии охридской архиепископии Охридские архиепископы второго болгарского царства до 1767 года Болгарская иерархия с 1767 года по настоящее время Церковно-болгарский вопрос Состояние просвещения Краткия сведения о болгарской литературе, и о писателях Состояние веры и нравственности Святые болгарской церкви B. Румыния Местность Историческая судьба Румынии Молдавия под властию туземных господарей до назначения князей-фанариотов (1359– 1711 г) Валахия и Молдавия под властию князей-фанариотов (1716– 1822 г) до соединения обоих княжеств в одно государство Состояние христианства в Румынии Иерархия Митрополия молдавская Епархии молдо-власийския Богослужение Монашество Состояние просвещения  

 

Никто, конечно, не станет отрицать важности для нас, русских, изучения славянского мира: этот мир так близок, так родственн нам и по языку, и по вере, и по нравам, и по обычаям. Но никто не станет отвергать и того, что очень не многие, только специалисты, имеют точные, ясные, определенные сведения о славянах. У большинства же представления о них смутные, неопределенные. Это зависит, без сомнения, от того, что сведения о славянах большею частию разбросаны в разных книгах и журналах, и потому не каждый может из отрывочных, разбросанных в разных местах, сведений и заметок составить себе ясное и цельное понятие о мире славянском. Серьезные же исследования ученых, например Шафарика, Домбровского, Венелина, Срезневского, Ламанского, Гильфердинга, Пыпина, Майкова, Лавровского и других, по самой специальности своей, имеют ограниченный круг читателей. И потому, думается, неизлишен будет этот сборник, в котором собраны мною, сколько дозволяли мне скудные средства и малый досуг времени, в одно целое сведения о славянах, добытые мною из разных источников.

Общие понятия о славянах

Славяне принадлежат к индоевропейскому племени 1. Они носили разные названия. Древние писатели не славянского происхождения называли их то виндами, винидами, венедами, вентами, венетами, венатами, энетами 2, например гот Иорнанд, епископ равенский (VI в.), то антами (что значит: герои, великаны), напр. Прокопий (у 553 г.), то сербами или спорами 3.– Но сами славяне называли себя то словянами или словенами 4. Кроме этого общего имени славяне носили и частные названия, напр. русы, болгары, белосербы, белохорваты, висляне, дечане, кашубы, краинцы, лужичане, мазовшане, милочане, мороване, неречане, поляне, поляки, сербы, хорваты, чехи и пр.

Первоначальная историческая судьба славян не составляет задачи нашего труда 5. Для нас довольно здесь заметить только, что славяне не были какими нибудь выходцами, как наприм. гунны, авары, козары и другие, но стародавние обитатели Европы, имевшие главное местопребывание свое около Карпатских гор, в древней Хорватии, и по среднему течению Дуная, и отсюда уже начали распространяться на восток до Балтийского моря, на запад – до Эльбы и на юг– по всему Балканскому полуострову, что до VI в. они жили большею частию мирно, занимаясь преимущественно земле-делием, и потому очень редко являлись в истории, но с VI в., после разрушения царства гуннов и по падении западной римской империи, имя славян стало громко раздаваться и на Дунае, и в Дакии, и Мизии, и Панонии, и Далмации, и Каринтии, и между Одрой и Лабой и пр. – Сила их была могучая: в VI– VIII веках Греция должна была отдать славянам почти все свои европейския области от Дуная до оконечностей Морей, удержав за собою только окрестности Константинополя, да острова ионические и архипелага и побережья малой Азии6, хотя по временам снова отнимала огь славян их завоевания7. Но в свою очередь и сами славяне очень рано начали испытывать тяжелое влияние немцев. Немцы в VIII– XII веках отнимали у славян область за областью.– Известно, что все те места, где теперь существуют города Берлин, Лейпциг (Липецк), Дрезден (Драждяны), Вена (Виден), Градц и пр., занимали сплошным населением туземные славяне, все обширное пространство, занимаемое теперь Прусскою и Австрийскою империями, принадлежало также славянам; все течение Дуная от Линца до Осеки, где теперь живут немцы и мадьяры, также составляло владение славян8, так что теперь, за исключением России, независимого княжества. Черногории, также Сербии с Босниею и Герцеговиною и Болгарии, нет ни одного славянского края, где бы не было оседлых немцев 9.

Как жили в древности славяне?– Они жили сперва небольшими общинами, разделяясь на мелкия поколения, и не были соединены в одно целое ни властью одного верховного правителя, ни другою какою либо политическою связию; но с VII, а еще более с IX века они стали соединяться под одну власть, и из них мало по малу стали образовываться больйиия или малые государства 10.

Какой вели они образ жизни? – Древние славяне жили в избах, сплетенных из хвороста, которые были разбросаны на большом расстоянии одна от другой и строились только для того, чтоб можно было там укрыться от дождя или от непогоды. Были у них и города,– т. е. места, кругом огражденные стеною и укрепленные, но они не были местом постоянного жительства славян, а служили только убежищем в случае неприятельских нападений. Занимались они торговлею и промышленностию, например выделыванием кож и мехов, плотничеством, кузнечеством, плавильным и литейным искусством, скотоводством, пчеловодством, охотою на путных зверей; но самым любимым занятием их было земледелие11.– Пищею для них служили полевые плоды и огородные овощи, и особенно пшено и гречиха; а любимым питьем– пиво и мед. Одежда и обувь у них были очень не изысканны: короткое нижнее платье, рубаха и плащ,– низкая, но с высокою верхушкою, шапка, вот была их одежда, а обувью служил кусок звериной кожи или лыка, покрывавший стопу и прикрепленный ремешком к ноге.– Внешний вид славянина был таков: он был росл, рус или рыжеват, и вообще красив. Он подстригал не только бороду и усы, но и волосы на голове до затылка, и отпускал их только во время траура или вообще во дни скорби 12. Много у славян было добрых нравственных качеств, о которых свидетельствуют не только многие древние писатели 13, но и самые имена, которые они носили со дня рождения, напр. Будигость, Доброгость, Будимир, Драгомир, Радомир, Добровлад, Любомысл, Милодух, Моймир, Владимир, Сокол и пр. – Особенно они отличались мирным и кротким характером, почтительностию к старшим, честностью, добродушием и гостеприимством. Так как прежде они занимались преимущественно земледелием, то это мирное занятие, без сомнения, имело сильное влияние на развитие мирного в них духа, и потому сперва славяне без особенно крайней нужды никогда и не брались за оружие. Но если нужда заставляла их браться за оружие,– они показывали не только геройство и отвагу, но не редко жестокость и хитрость. Так, во время войны они без пощады били врагов, запирали их в хлев с быками и овцами, сажали на кол, вытягивали жилы, наматывая их на кол, имущество же их то расхищали, то сожигали. Впрочем, так поступали они только с врагами чужой народности и веры. В случаях же неудачи, они то бросались в бегство, то скрывались в реках, где могли долго оставаться, потому что они, лежа на дне, держали в руках длинный, внутри выдолбленный, камыш, один конец которого был во рту, а другой поверх воды, и таким образом могли свободно дышать и оставаться в воде до минования опасности. В семейном быту замечательна была супружеская любовь и верность жен. Дети вообще были почтительны к родителям и всегда обращались за решение и советом к отцу в случае споров. Жена занималась хозяйством и воспитанием детей, и, по смерти мужа, за малолетством детей, правила домом; если же дети были взрослые, она из среды их выбирала более способного, который бы мог распоряжаться домашним хозяйством. Об общих делах рассуждали на сходках, суд производили жупаны. Дав честное слово, славянин был верен ему, и среди своих собратов лучшим считали того, кто был милостивее к бедным. Гостеприимство и радушие простиралось у них до того, что в избах некоторых лиц стол всегда был накрыт для угощения гостей и странников 14. Светлые черты ума и характера славянского были причиною того, что многие из славян были на высших ступенях византийской администрации 15.

Какую веру исповедывали древние славяне?– Древнейшая религия состояла в боготворении неба и сил природы. Верховный бог природы, бог грома и молнии, был Перун, бог неба – Сварог и пр., у русских же славян, кроме Перуна, Хорс или Дажь-бог, бог солнца, Стрибог– бог ветров, Волос– бог стад и пр. Горы, скалы, камни, леса, рощи считались обиталищами богов, оттого-то здесь-преимущественно славяне и любили молиться; они любили молиться также на берегах озер, рек, потоков, под овином, пред кострами. Молились они стоя или падали ниц и били челом о землю, молитвы то читали, то пели. С молитвою соединяли жертвоприношения; в жертву приносили быков, овец, коз, кур, иногда лошадей и собак. Эти жертвы или сожигались, когда приносились, как дар от людей богам, или закалились, когда приносились в праздники, посвященные богам, либо в умилостивительную жертву в случае каких бедствий.– Веря в бессмертие души и будущую жизнь, они совершали поминовение усопших, которых жилище представляли или в раю, – это – очаровательный, неземной сад, или в аду,– это – пекло под землею – жилище злых духов огня и тьмы 16. Но с давних пор к языческим славянам проникало и христианство, и прежде всего из Византии, с которою они имели постоянные сношения. Между ними были христиане не только в IV, но и в III веке: в это время были уже христианские храмы в Дакии, Скиоии, Сарматии, Фракии и других местах, где среди разных народов жили и славяне. Между ними некоторые были даже причислены к лику святых, напр. во II веке мученики Енен, Нирин и Пень, в III веке Ириней, епископ сремский, Евсевий, епископ кивальский (в Панонии), чтец Пуллий, Евангел, епископ томский, Епиктет пресвитер и Астион, в IV веке Димитрий дабудский, Ермил и Стратоник белоградские 17 и пр.

Таков в общих чертах был быт древних славяп. В настоящее время из славян только русские и частию поляки живут в России, прочие же, за исключением Черногорцев, сохраняющих независимость, живут под чуждою властию или в Европейской Турции или в Германии 18. В Европейской Турции живут сербы с их отраслями– черногорцами, босняками и герцеговинцами, болгары и румыны; в Германии, и преимущественно в австрийской империи живут славяне разных наименований, напр. чехи, моравы и пр.– Наша речь будет о славянах, населяющих европейскую Турцию, а потом о славянах, живущих в австрийской империи.

I.Славяне, населяющие Европейскую Турцию

В европейской Турции живут, как мы уже сказали: А) сербы с их отраслями-черногорцами, босняками и герцеговинцами, Б) болгары и В) румыны.

* * *

1

Слав. Древности. Шафарпка. 1848 г. т. I. кн. I. стр. 62.

2

Все эти слова значат: почтенные, любезные, достохвальные. Некоторые Венеды еще в 186 г. по Р. Хр. подчинились Риму п с тех пор перестали уже принадлежать славянском}7 миру, потому что усвоили себе латинский язык и римскую нардность. От ишиь произошли знаменитые мужп – поэт Впргплий п историк Тит Ливии. (Вестн, Евр. 1868 г. сент. стр. 154, 155, 195– 196; 198).

3

Сл. Др. Шаф. стр. 73, 80– 112.

4

Оттого одни писатели производят это название от «слово», и утверждают, что пх должно называть Слованамп или Словенамп. (Шаф. Слав. Древн. т. II. кн. I. стр. 55, 56); другие же от «слава», п утверждают, что пх следует называть славянами плп славепами, напрпм. Классен, ссылаясь на то, что 1) почти у всех латинских и греческих писателей преобладает в этом названии буква а, а не о, напр. Виахапи, 811аиапи. Яаии, 81аиипи, п пр., 2) в состав многих собственных славянских имен входит слово: слава, напр. Болеслав, Бретислав, Вячеслав, Славенск и пр. (Новые матер, для древп. пет. славян. Вып. I, стр. 18, 19).

5

Расположение и развитие славянского населения в Европе можно видеть на народоппсной карте Шафарпка плп Мпрковича.

6

Гильф Собр. сочпн. т. I. 1868 г. стр. 184, 185, 186. Добряков. Пет. сборн. по рус. пет. стр. 24.

7

Напрпм. при Юстиниане II в 688 г., Коирониме – 755 г. Ирине и пр.

8

Беседа 1871 г. март, кн., ст. Майкова «Всеславянство», стр. 228– 230.– Первые из славян покорены былп немцами Словенцы в Карпнтип, Штприп п Крапне в 788 г., потом Словаки (в сев. Венгрии) Венграми в 907 г., Лужичане (в Саксонии)– немцами в 1002 г., Хорваты – Венграми в 1091 г., Чехи – Австрийцами в 1526 г. п пр. (Гпльф. т. 2. стр. 6 п 7).

9

Причин онемечения славян было не мало, папр. войны, родственные связи славянских дворов с немецкими и пр. Но особенно много тому содействовало западное духовенство, обращавшее славян– язычнвков к христианской вере. Так в 834 г. основано было гам- бурское епископство сколько для обращения, столько же, если пе более, н для онемечения славян, с тою же целию при императоре ОттонЬ 1 основаны были епископства, потом архиепископство девпнское с тремя епископствами: мсжпборским, жпчанским и мошенским; в 1051 г. с тою же целию основаны, в пособие старградскому епископству, епископства в Ратиборе и Рароге и пр. (Беседа 1871 г. март. кп. стр. 240, 243).

10

См. 1, Шафарпка. Слав, древности, перси. на русский язык Бодянским, 1848 г., 2, Гпльфердинга а, собр. сочив. 1868 г., б, пстор. балт. славян, 1855 г.; в, остатот славян на южном берег}' балт. моря 1862 г., и разные статьи его в период. изданиях, напр. Вест. Европ., септ. 1868 г., ст. Древнейший период истории славян; 3. Даманского: о славянах в Малой Азии, Франции и Испании 1859 г. и др.; 4, Классена: новые материалы для истории славян. 1861 г.; 5, Морошкина: исторпко-критич. исследование русских и славян 1841 г. и др.

11

Добряк, стр. 29, 30 Шафар. т. I, кн. 1, стр. 277. Классеп. Вып. 1, 45– 51.

12

Добряк, стр. 30, 36, 40.

13

Наприм. Гердот, Прокопий, Маврикий и др. Классен. Выв. 1. стр. 20, 21

14

Добряк, стр. 32, 35– 39.

15

Известно, что родом из славян были греческие императоры: Юстин 1, Клавдий, Валенций – иллирийцы, Юстин II, Валентиан – панонцы, Юстиниан, также государи позднейшего времени, и владетели Дании, Швеции, Норвегии; были из славян и патриархи константинопольские, напр. Никита (VIII в.), были из славян знаменитые полководцы, папр. Велисарий. Клас. Вып. I, стр. 41, 45. Корииаг. р. ЬХХИИ, IX, XI, XXXII. – Были и ученые: Виргилип и Тит Ливий – по происхождению были венеты.

16

Добр. 44, 45, 49– 55. Подр. см. Срезневского «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян. Харьков. 1846 г. Беседа окт. 1871 г. «Очерки Старой Сербии». Бодетага. – Беседа 1872 г. IV, ст. Очерк слав, мпоологии. Квашнина-Самарипа.

17

Архиен. Филарета «Святые южных славян», янв. стр. 29, 32– 38, июль стр. 5– 7, 24, ноябрь 218.

18

В Европ. Турции славян считают до 8 миллионов, а в австрийской империи до 17 миллионов (Гпльф. т. 2. стр. 4 и 5).– В Европейской Турции считается: турок 1,200,000, славян слишком 7,200,000. румын 4,000,000, албанцев 1.500,000, греков 1,000,000, армян 500,000, евреев и татар 100,000; а всего

15,000,000, по вероисповеданиям: православных 10,087,000; катол. и протест. 330,000, армян 500,000; .магометан 3,800,000 (Дух. Вести. 1862 г. март. стр. 383).


Источник: Санкт-Петербург 1899 г. Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. С.-Петербургъ, 15 Марта 1899 года. Цензоръ Іеромонахъ Иннокентій.

Вам может быть интересно:

1. История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней. Том 2 священник Владимир Гетте

2. Французы в России: 1812 год по воспоминаниям современников-иностранцев. Часть 3 Сергей Петрович Мельгунов

3. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории церкви и государства с I по IX в. профессор Василий Фёдорович Кипарисов

4. Очерк истории церковного законодательства архиепископ Димитрий (Муретов)

5. История Северо-африканской Церкви с 534 года до конца её существования епископ Арсений (Иващенко)

6. Из английской церковной жизни XVI века профессор Василий Александрович Соколов

7. Христианство в понимании русских людей в домонгольский период Григорий Петрович Георгиевский

8. История стенописи Успенского собора в Москве Александр Иванович Успенский

9. Черты епархиального управления XVII по следственному делу о коломенском архиепископу Иосифе протоиерей Павел Николаевский

10. Летопись происходящих в расколе событий за 1896 год профессор Николай Иванович Субботин

Комментарии для сайта Cackle