Гермоген Иванович Шиманский

ОТДЕЛ III
О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ (от Пасхи до Недели Всех Святых)
ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ, ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ

Триодь Цветная содержит в себе молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся после Христова Воскресения. Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и простирается до Недели Всех Святых. Греческое название ее – Пентикостарион (Пятидесятница).

Триодь называется Цветной потому, что в древности иногда излагала вместе последование Страстной седмицы и Недели Ваий, именуемой также Цветоносной; первоначальное название Триоди Цветной объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем появления цветов, которые служат прекрасным символом духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди. Триодь Цветная, по построению, подобна Постной Триоди, а также отчасти Октоиху. В Триодь Цветную входят частично и песнопения Октоиха с прямым указанием, какого гласа эти песнопения поются в каждую седмицу и Неделю.

Главнейшие воспоминания, которым посвящено богослужение Цветной Триоди, относятся к трем важнейшим событиям: Воскресению Христову, Вознесению Господню и Сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам можно назвать днями предпразднства или попразднства. Поэтому по особенностям богослужения весь период пения Цветной Триоди разделяется на три отдела:

1. Пасхальная седмица;

2. Недели после Пасхи – от Недели апостола Фомы до отдания Пасхи;

3. Недели от отдания Пасхи до Вознесения Господня и от Вознесения Господня до Недели Всех Святых.

Цветная Триодь как собрание творений многих песнотворцев, живших в разное время, формировалась в течение V-XIV вв. Много песнопений Цветной Триоди, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных творений – канон на Святую Пасху, принадлежат святому Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же отцам, которые составили Постную Триодь, – святым Феодору и Иосифу Студитам, но и после них Триодь пополнялась до XIV века.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на паремии из книги Бытия – II. Паремия, читаемая за вечернею во вторник первой седмицы Великого поста (Быт 1, 14–23). епископ Виссарион (Нечаев)

2. Толковый Типикон – ХВАЛИТНЫ профессор Михаил Николаевич Скабалланович

3. Постная Триодь. Исторический обзор – Состав Постной Триоди профессор Иван Алексеевич Карабинов

4. Триодь постная – училище благочестия профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. Таинства и обряды Православной Церкви – Глава IX. Богослужение молебных пений. протоиерей Геннадий Нефёдов

6. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви – Часть вторая. О богослужебных книгах протоиерей Константин Никольский

7. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке – XII. Чин изобразительных иеромонах Феофан (Адаменко)

8. Православие. Том 2 – Богослужение и богословие митрополит Иларион (Алфеев)

9. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Том 1 – Часть V. Недели и другие дни Цветной триоди, или Пятидесятницы. протоиерей Григорий Дебольский

10. Богослyжебные отпyсты профессор Николай Дмитриевич Успенский

Комментарии для сайта Cackle