священномученик Горазд (Павлик)

Часть V. О богослужениях

1. Введение

866. Из чего состоит православное богослужение?

Православное богослужение состоит из молитв и священнодействий, совершаемых священником, при непосредственном участии верующих, по установленному церковному чину.

867. Для чего совершаются богослужения?

Богослужения совершаются для того:

1. чтобы верующие приносили Богу жертву чистую и святую,

2. чтобы Богу покланялись, воздавали ему хвалу, благодарили или обращались к нему с просьбами,

3. уповали на милость Божию и благодать.

868. Как разделяются богослужения?

Богослужения разделяются на общественные и частные.

869. Какие богослужения считаются общественными?

Общественными богослужениями считаются те, которые священник совершает при участии членов церковной общины.

870. Какие богослужения частные?

Частные богослужения те, которые священник совершает по просьбе члена или нескольких членов церковной общины (прихода) по разным потребностям верующих; они потому называются требами.

871. Где совершаются богослужения?

По церковным правилам богослужения обычно совершаются в храмах, но в случае надобности могут быть совершаемы и в других надлежащих местах.

2. О храме

872. Что такое храм?

Храм есть здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений.

873. Если в каком-либо городе есть несколько храмов, то как называется первый из них?

Если в каком-либо городе есть несколько храмов, то первый из них называется главным или соборным (собором).

874. Почему главный храм называется собором?

Главный храм называется собором потому, что по большим праздникам в нем совершаются богослужения соборне, духовенством всех остальных храмов города, при участии прихожан тех храмов.

875. Как называется главный храм того города, в котором имеет пребывание епархиальный архиерей?

Такой храм называется кафедральным.

876. Какие имена даются храмам?

Храмы посвящаются обычно в честь различных событий из земной жизни Спасителя и Богоматери или в честь святых.

877. Когда храму дается имя?

Храму дается имя при освящении места под храм, когда полагается основной камень для фундамента.

878. Как называется малый храм?

Малый храм называется часовней.

Пояснения:

Почти у всех народов храм обычно называется церковью, потому что в нем собираются члены церковной общины для молитвы. Также наши предки издавна, еще при свв. Кирилле и Мефодии, называли храм старославянским именем «церковь», и это наименование сохраняется и до сих пор у православных славян. У чехов, еще во время магистра Яна Гуса, деревянный храм назывался церковью; по этому наименованию деревянных храмов, ныне замененных каменными, получили и некоторые общины свои наименования, как, например, Горни Церекев и Дольни Дереков у Гавличкова Брода, Церекевице у Литомышля и у Градца Кралова и Цирковице у Чаславы и у Литомержиц.

879. Какой внешний вид, план может иметь храм?

Храм может быть в виде продолговатого прямоугольника или круга или креста.

880. О чем нам напоминает продолговатый храм?

Продолговатый храм напоминает нам корабль, ведомый Самим Спасителем, чтобы среди бушующего моря земной жизни привести нас к вечному блаженству.

881. Что напоминает нам храм, построенный в виде креста?

Такой храм напоминает нам об искуплении нас смертью Спасителя на кресте.

882. О чем нам напоминает храм в виде круга?

Храм в виде круга нам напоминает, что Церковь Христова будет существовать вечно.

883. На какую часть света должны обращать свои взоры верующие, собравшиеся в храме на богослужение?

В храме верующие должны обращать свои взоры к востоку, почему храмы обычно ставятся так, что своей главной стороной они обращены к востоку.

884. Почему при богослужениях верующие должны обращать свои взоры к востоку?

Верующие должны обращать свои взоры к востоку потому, что Спаситель своим пришествием так осветил весь мир, как солнце, выходящее с востока.

885. Чем обыкновенно увенчивается крыша храма?

Крыша храма обычно увенчивается куполом с крестом наверху, знаменающем наше спасение.

886. Сколько куполов имеют православные храмы?

Православные храмы увенчивают – один, три, пять, семь, девять и тринадцать куполов.

887. О чем напоминают эти купола?

Один купол нам напоминает Иисуса Христа, как единую главу Церкви, три – святую Троицу, пять – Иисуса Христа с четырьмя евангелистами, семь – семь святых Таинств, девять – девять чинов ангельских, тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать Его апостолов.

888. На какие главные части делится каждый православный храм?

Каждый православный храм делится на три главные части:

1. алтарь, в котором священник совершает наиважнейшие богослужебные действия,

2. средину храма – корабль, в котором собираются верующие для молитвы,

3. притвор храма, который прежде предназначался для оглашенных или готовящихся принять святое Крещение и для кающихся в своих грехах.

Пояснения:

I. Оглашенными на первых порах христианства назывались люди, которые готовились к святому Крещению и принятию в церковную общину и с этою целью наставлялись в вере христианской. Слово катехуменос, то есть «оглашенный» греческое и означает достаточно обученного или, в данном случае, наставленного правилам веры. Отсюда катихизис – учебная книга.

II. В первые времена христианства верующие каялись в своих тяжелых грехах публично – в присутствии всех собравшихся на богослужение верующих, и епископ при всех налагал на них покаяние. Для таких публично кающихся в храме назначалось особое место сзади – недалеко от врат храма, общее с оглашенными. Во все время публичного покаяния, кающиеся не смели принимать Тело и Кровь Христовы, что они переносили весьма тяжело, и допускались к святым Таинам, когда истекало время покаяния. Однако, епископ время покаяния мог сократить, если видел, что кающийся действительно исправляется. Открытое покаяние и общая исповедь, при которых христиане исповедывались в своих тяжелых грехах перед всеми присутствующими верующими, и при том каждый особо, свидетельствуют о том, как на самом деле первые христиане относились к своей вере.

889. Что обычно примыкает к алтарю?

К алтарю примыкают:

1. Ризница или сакристия, где хранятся священнические облачения, богослужебные книги и Сосуды,

2. помещение, в котором разжигается уголь для кадила.

890. Что находится в алтаре?

В алтаре находятся:

1. посредине четырехугольный, по большей части деревянный стол, называемый престолом, на котором освящаются и хранятся святые дары,

2. на северной стороне алтаря жертвенник, меньший по размерам стол, на котором приготовляются хлеб и вино для бескровной жертвы.

891. Чем и как покрыт святой престол?

Святой престол покрыт белым или внутренним, обычно льняным покровом, и верхним или наружным, обычно цветным, по большей части из парчи и при том так, что покрывается не только верхняя часть его, но все четыре его стороны сплошь до самого низа, а на верхнюю его часть полагается красивое покрывало, спускающееся на все четыре его стороны.

892. Чем прикрепляется первый покров к святому престолу?

Первый покров прикрепляется к святому престолу шнуром, который обводится наверху и внизу кругом престола, образуя крест на каждой стороне престола.

893. Что находится на святом престоле?

На святом престоле находятся:

1. сложенный антиминс,

2. Евангелие, которое лежит на антиминсе,

3. дарохранительница, обычно серебряная, в которой хранятся святые Дары для причастия больных,

4. возле антиминса малый крест для благословения,

5. около дарохранительницы дароносица, в которой носятся Святые Дары для причащения больных,

6. около же дарохранительницы иногда ставятся сосуды с освященным елеем,

7. семисвечник.

894. Что еще обыкновенно хранится в дарохранительнице?

В дарохранительнице обычно хранится еще святое миро.

895. Что ставится непосредственно за престолом?

Непосредственно за престолом ставится запрестольный большой крест, обращенный своей лицевой стороной к средине храма и носимый при церковных ходах.

896. Что такое антиминс?

Антиминс есть льняной или шелковый плат с изображением положения Христа в гроб.

897. Что зашито в верхней части антиминса?

В верхней части антиминса зашита частица святых мощей.

898. Кем освящается антиминс?

Антиминс освящается епархиальным архиереем.

899. Во что завертывается сложенный антиминс?

Сложенный антиминс завертывается в льняной или шелковый, обычно цветной плат, называемый илитоном.

900. Когда развертывается антиминс?

Антиминс развертывается:

1. при служении святой Литургии, когда на нем совершается пресуществление святых Даров;

2. при посещении храма духовными лицами, обязанными следить за тем, чтобы антиминс был чистым и неповрежденным, как того требуют церковные правила.

Пояснение:

Без антиминса святая Литургия совершаться не может.

901. Чем украшено напрестольное Святое Евангелие?

Святое напрестольное Евангелие бывает украшено – на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам – четырьмя евангелистами; на задней же стороне обычно бывает изображение креста.

902. Чему подобна дарохранительница и из чего обычно изготовляется?

Дарохранительница подобна храму и изготовляется обыкновенно из дерева или металла.

903. Как покрывается жертвенник и что на нем ставится?

Жертвенник покрывается также, как и святой престол и ставятся на нем:

1. икона,

2. подсвечник,

3. дискос – круглое небольшое блюдо на подставке для жертвенного хлеба,

4. потир или чаша для жертвенного вина,

5. звездица, которая полагается на дискос над жертвенным хлебом,

6. копие, т. е. нож на подобие копия для приготовления жертвенного хлеба,

7. лжица, которой причащают верующих,

8. губка для вытирания чаши,

9. два меньших покрова, из коих один для дискоса, а другой для чаши или потира и кроме них еще большой покров, называемый по-гречески «аэр» или по русски «воздух».

904. Почему большой покров называется воздухом?

Большой покров называется воздухом потому, что им вместе покрываются и дискос и потир с приготовленными дарами, на которых он почивает, как воздух.

905. Что полагается в ящичек над треножником под крестом?

В такой ящичек полагаются частицы святых мощей одного святого или нескольких.

906. Почему кладутся под престолом частицы святых мощей?

Частицы святых мощей кладутся всегда под престол потому, что в первые времена христианства богослужения, в особенности св. Литургия, совершались на гробах мучеников, за веру пострадавших.

907. Кто и когда полагает остатки святых мощей под престол?

Остатки святых мощей полагает под престол епископ при освящении храма; эти остатки в ящичке заливаются освященным воском и закрываются крышечкой.

Пояснение:

Если святая Литургия служится вне храма, например, под открытым небом, или в месте, где нет престола, священник должен положить на стол, на котором будет служить, освященный антиминс со святыми остатками мощей. В таком случае престол заменяется антиминсом. Слово антиминс означает – вместо престола.

908. Откуда получает епископ частицы святых мощей?

Епископ берет эти частицы от мощей, находящихся на подобающих местах, обыкновенно в храме, а если таковых в его епархии нет, то получает их от епископа другой епархии.

909. Какое место в алтаре называется горним местом?

Горним местом называется такое место в алтаре, которое находится за святым престолом по направлению к востоку.

910. Почему это место называется горним?

Это место называется горним потому, что оно часто устраивается выше алтаря; на горнем месте стоит или сидит епископ при чтении апостола.

911. Чем отделяется алтарь от храма?

Алтарь от храма отделяется перегородкой с иконами. Находится она на несколько возвышенном месте, называемом солеею.

912. Как называется эта перегородка с иконами?

Такая перегородка называется иконостасом.

913. Какие двери ведут из храма в алтарь?

Из храма в алтарь ведут трое дверей, находящихся в иконостасе, а именно:

1. Посредине иконостаса широкие двойные двери, называемые святыми или царскими вратами.

2. По обеим сторонам царских врат находятся узкие, одинарные двери, называемые северными и южными вратами.

914. Почему средние двери в иконостасе называются святыми или царскими вратами?

Средние двери называются царскими потому, что через них выносятся Святые Дары, то есть Тело и Кровь Иисуса Христа, который есть Царь Славы.

915. Кто может входит в алтарь царскими вратами и ими же выходить?

Входить и выходить из алтаря этими вратами может епископ, а при службах Божиих, когда полагается по уставу, также священник и диакон.

916. Какие иконы находятся на царских вратах?

На одной стороне находится икона Богоматери, а на другой архангела Гавриила; эти иконы, дополняя одна другую, являют собою Благовещение Пресвятыя Богородицы.

917. Какая икона бывает над царскими вратами?

Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери Спасителя.

918. Какие иконы бывают на южной стороне иконостаса?

На южной стороне иконостаса помещаются иконы: возле царских врат икона Спасителя, потом икона Иоанна Крестителя и, наконец, храмовая икона с изображением священного события или святого, в честь которого посвящен храм.

919. Какие иконы бывают на северной стороне иконостаса?

На северной стороне иконостаса помещаются иконы – возле царских врат икона Богоматери, потом иконы особенно чтимых в данной церковной общине святых.

920. Что ставится перед иконами иконостаса, в особенности перед иконами Спасителя и Богоматери?

Пред иконами иконостаса ставятся большие подсвечники со свечами.

921. Какие иконы бывают на северных и на южных дверях?

На этих дверях помещаются иконы ангелов.

922. Что находится непосредственно за царскими вратами?

За царскими вратами непосредственно находится завеса, закрывающая собою, вне богослужений, внутренний вид алтаря.

923. Чем всегда увенчивается иконостас?

Иконостас увенчивается святым крестом.

924. Что такое амвон?

Амвон – это часть солеи перед царскими вратами, выдающаяся несколько вперед и округленная.

925. Чем украшаются внутри храма куполы и стены?

Куполы и стены внутри храма украшаются разными иконами.

926. Что такое хоругвь?

Хоругвь есть икона, укрепленная на древке, на подобие знамени.

927. Для чего предназначаются хоругви?

Хоругви предназначаются для церковных ходов, при которых их несут для придания большей торжественности и в ознаменование победы веры христианской.

928. Что такое аналой?

Аналой есть переносный столик, обыкновенно с наклоненной верхней частью, на нем кладутся евангелие, когда оно читается при богослужении, и иконы в честь святых или воспоминаемых священных событий, то есть праздничные.

Пояснения:

I. Аналой покрывается красивым одеянием, на котором обычно бывает вышит крест.

II. Чистить, переоблачать, покрывать и открывать святой престол и жертвенник, приготовлять для богослужения или убирать после него чашу, дискос, звездицу, лжицу, копие, касаться антиминса, открывать или закрывать дарохранительницу и дароносицу могут только священник и диакон. Никто из них не может поручить это делать церковнику или кому-либо другому.

III. На обязанности церковника лежит: чистить и приготовлять кадило, приготовлять сосуды на вино и воду, свечи, облачение, аналой, а также уборка в алтаре.

IV. Убирать же самый храм и паперть могут благочестивые прихожане, как мужчины, так и женщины.

V. В алтаре никто, кроме священника и прислуживающих, присутствовать не может.

VI. При входе в храм каждый должен сознавать, что стоит перед Богом, и поэтому должен осенить себя крестным знаменем и поклониться алтарю. То же он должен сделать, подходя к солее или к амвону и обратясь к святому престолу.

3. Действия при богослужениях

929. Какие действия соблюдаются при богослужениях?

При богослужениях соблюдаются различные действия, в особенности:

1. благоговейное стояние,

2. крестное знамение,

3. совершаются поклоны,

4. стояние на коленах,

5. возложение на грудь рук в виде креста,

6. каждение,

7. благословение верующих епископом или священником,

8. звон в колокола.

930. Почему при отправлении богослужений производятся внешние действия?

Внешние действия при богослужениях производятся потому, что мы состоим из души и тела и, по учению апостола Павла, должны славословить Бога и душой и телом (1Кор.6, 20).

931. Почему православные христиане при богослужениях стоят?

Православные христиане при богослужениях стоят потому, что неуместно и непристойно сидеть при общении с Богом.

932. Кому разрешает Церковь сидеть при богослужении?

При богослужении разрешается сидеть только старикам и больным.

933. Когда во время литургии не разрешается сидеть ни старым, ни больным?

Во время литургии не разрешается сидеть ни старым, ни больным:

1. При каждении.

2. При малом выходе.

3. При чтении Евангелия.

4. При великом выходе.

5. Когда поется Символ веры и до окончания пения «Тебе поем».

6. При пении молитвы «Отче наш».

7. От произнесения возгласа: «Со страхом Божиим и верою приступите» и до самого конца литургии.

934. Что есть крестное знамение?

Крестное знамение есть образ святого креста.

935. Как надо креститься?

Креститься надо так:

1. Складываем большой, указательный и средний пальцы вместе в знак веры в Троичного Бога, а два остальных прижимаем к ладони.

2. Сложенные так пальцы прикладываем ко лбу, потом на грудь, на правое плечо и на левое плечо.

3. При наложении крестного знамени произносим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

4. После наложения крестного знамени делаем поясной поклон.

936. Когда надо осенять себя крестным знаменем?

Надо осенять себя крестным знаменем:

1. В начале и в конце молитвы и богослужения.

2. При входе в храм и уходе из него.

3. При упоминании Пресвятой Троицы – «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

4. При выносе святых Даров.

5. При благословении священником Св. Евангелием, святыми Дарами, крестом или иконою.

6. При словах: «Придите, поклонимся ...».

7. При прощении и разрешении от грехов священником при Таинстве Покаяния.

8. При всяком молитвенном обращении к Богу.

937. Когда при богослужении совершаются поклоны без крестного знамени?

При богослужении совершаются поклоны без крестного знамения:

1. когда благословляет священник,

2. когда совершается священником каждение верующих,

3. когда при богослужениях священнослужитель совершает поклон в сторону верующих.

Пояснения:

I. Православным крестным знаменем осеняли себя верующие и в латинской церкви до самого XIII столетия, что видно из слов папы Инокентия III (1198–1216): «Крестное знамение должно совершаться тремя пальцами сверху вниз от правой стороны к левой» (О богослужениях, книга II, глава 45).

II. Священник и верующие кланяются друг другу, чтобы проявить взаимное уважение.

938. Когда православные христиане становятся в храме на колени?

В храме православные христиане становятся на колени:

1. При пресуществлении Святых Даров.

2. Перед принятием святых Таин во время молитвы «Верую, Господи, и исповедую...».

3. При отпущении грехов.

4. При покаянных молитвах.

5. Во время поста.

6. При каждом произнесении священником слов: «Приклоньша колена, Господу помолимся».

939. Когда мы складываем на груди руки в виде креста?

Руки на груди в виде креста мы складываем в момент, когда подходим к амвону солеи для принятия Святых Даров, а также при каждой молитве.

940. Чем освещают храм при богослужениях?

При богослужениях храм освещают восковыми свечами и оливковым елеем (маслом), а также и другими средствами освещения, например, газом, электричеством.

941. Что такое богослужебное освещение?

Это освещение, которое должно быть при каждом богослужении, хотя бы и был день.

942. Почему при каждом богослужебном действии зажигается свет?

При каждом богослужении зажигается свет по двум причинам:

1. в знак того, что Иисус Христос есть Свет Света и

2. в знак того, что наша душа должна пламенеть верою и любовью к Богу.

Пояснения:

Православная Церковь употребляет во время богослужения только восковые свечи и особое оливовое масло. Воск приготовляется из пыльцы, которую собирают пчелы с чистых, душистых цветов. Таким образом душистые восковые свечи являются символом нравственной чистоты и благочестия, а также напоминают нам о самопожертвовании Христа; ибо, подобно тому, как горящая свеча тает в пламени и сгорает, так из пламенной любви к нам пожертвовал Собою и в святой Евхаристии постоянно приносит себя в жертву за нас Господь Иисус Христос. Горящая восковая свеча поэтому припоминает нам то, что и мы должны гореть любовью к Богу и приносить Ему в жертву все, что у нас есть. Деревянное масло, приготовленное из чистых древесных плодов, главным образом, из маслин, имеет несколько прекрасных и ценных свойств: горит и светит, и употребляется как внутреннее и наружное лекарство, как внутреннее лекарство – оно укрепляет, как наружное – заживляет. Поэтому оливковое масло является символом духовного озарения и Божьего укрепления, утешения и милости.

943. Какие подсвечники мы различаем?

Мы различаем подсвечники:

1. постоянные, стоящие на одном месте и

2. переносные, которые можно переносить по мере надобности.

944. О чем нам напоминает подсвечник с одною свечою?

Подсвечник с одною свечою напоминает нам о том, что Бог един.

945. О чем напоминает подсвечник с двумя свечами?

Подсвечник с двумя свечами напоминает нам о том, что Иисус Христос имеет два естества: божеское и человеческое.

946. Что напоминает нам подсвечник о трех свечах?

Подсвечник о трех свечах напоминает нам о трех лицах Святой Троицы.

947. Почему при православных богослужениях совершается каждение?

При православных богослужениях совершается каждение потому, что мы должны стремиться:

1. быть набожными и заботиться о том, чтобы наши молитвы возносились к Богу, как дым кадильный,

2. чтобы мы уповали на милость Божию и чтобы все наше существо этим упованием было наполнено так, как благоухание кадильное наполняет храм.

948. Когда в православной церкви звонят в колокола?

В православной церкви звонят:

1. перед богослужениями, чтобы оповестить о том верующих,

2. при особо важных моментах во время богослужений, как например, при пресуществлении святых Даров,

3. при приезде и отъезде из храма епископа и других высших духовных особ,

4. при приезде нового настоятеля,

5. при особо важных событиях в жизни народа,

6. при крестных ходах, чтобы придать им наибольшую торжественность,

7. при погребении умерших членов церкви, чтобы отсутствующие верующие за них молились.

Пояснения :

I. В православных храмах сидеть во время богослужений не принято, и потому, при отсутствии скамей, в храме остается больше места для молящихся. Для старых же и больных в храмах, вдоль стен, есть скамьи.

II. Православные христиане считают своим долгом ставить свечи на подсвечники перед иконами за близких им лиц – живых и мертвых, считая свечу жертвой Богу. Также в своих домах зажигают они перед иконами лампады.

III. Архиерей благославляет обычно обеими руками, иногда трисвечником и двусвечником, держа трисвечник, называемый трикирием, в правой руке, а двусвечник, называемый двукирием, в левой. См. вопросы 945 и 946.

IV. Священник же благословляет правою рукою, знаменуя крест в направлении к тому, кого он благословляет.

4. О лицах, совершающих богослужения

949. Какие лица совершают богослужения?

Богослужения совершают:

1. священнослужители-лица, которые удостоились Таинства Священства, т. е. епископ, священник и диакон,

2. церковнослужители-лица, которые несут вспомогательные обязанности, т. е. регент, псаломщик, церковник и др.

950. Что исполняет псаломщик?

Псаломщик читает апостол, псалмы и некоторые молитвы, как, например, при служении вечерни, а в отсутствии регента управляет церковным хором.

951. Что делает церковник?

Церковник или церковный сторож:

1. заботится о содержании в чистоте храма и облачений,

2. звонит,

3. помогает священнику при облачении,

4. приготовляет к богослужению кадило,

5. заботится об освещении храма и исполняет остальную, необходимую для храма работу.

Пояснения:

Епископы по сану равны между собой, хотя и имеют различные должности и титулы, как патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Епископ в сане патриарха всегда является главою автокефальной (самостоятельной) церкви; возглавлять автокефальную церковь могут также епископы с титулом митрополита и архиепископа. В помощь епископу может быть для управления епархией назначен викарный епископ. Епископа называют также архиереем (что значит – первосвященник) и владыкою.

Иереи по сану также равны между собою. Иерей, возглавляющий собою духовенство определенного округа, называется благочинным (в Чехии окружный протопресвитер, в Словакии – архидекан). Епископ может иерею дать титул протоиерея, а диакону – протодиакона.

5. О богослужебных облачениях

952. В какие одежды облачаются все духовные лица, готовясь к служению литургии?

Все духовные особы при служении литургии надевают на себя стихарь, т. е. длинное, обычно светлое облачение, доходящее до земли, с рукавами.

953. Что знаменует собою стихарь?

Стихарь знаменует чистоту души, с которой духовная особа должна приступать к службе Божией.

954. Что, помимо стихаря, возлагает на себя диакон?

Диакон на стихарь возлагает орарь, а на руки надевает поручи.

955. Что такое орарь?

Орарь есть длинная с нашитыми крестами лента и знаменует собою чин ангельский, потому что диакон является при службах помощником епископа и священника и как бы был ангелом при них.

956. Какое назначение поручей?

Поручи надеваются на нижнюю часть рукавов стихиря и должны собою стягивать рукава.

957. Что знаменуют собою поручи?

Поручи напоминают собою путы, которыми был связан Иисус Христос, когда был предан и судим. Это должно чувствовать каждое духовное лицо, приступая к службе Божией, а именно свою неразрывную связь с Господом Иисусом Христом.

958. Какие облачения возлагает на стихарь священник?

Священник возлагает на стихарь, называемый иначе подризником, –

1. епитрахиль,

2. пояс,

3. поручи,

4. фелонь.

959. Что такое епитрахиль?

Епитрахиль есть то же, что у диакона орарь, с тою разницей, что оба конца его сшиты с отверстием наверху, которое охватывает шею священника и самый епитрахиль спускается книзу, до самого пола.

960. Что знаменует собою епитрахиль?

Епитрахиль знаменует благодать Божию, почему без епитрахили священник не может служить ни одной службы.

961. Что означает пояс?

Пояс значит готовность служить Богу.

962. Что такое фелонь?

Фенонь есть верхнее широкое облачение без рукавов, на подобие плаща, и напоминает собою одежду, в которую был облечен Иисус Христос, когда его судили, фелонь напоминает священнику, что он должен стоять за правду Божию и справедливость во всех делах своих.

963. Во что облачается, помимо стихаря, епископ?

Епископ возлагает на себя, кроме стихаря, или подризника, еще:

1. епитрахиль,

2. пояс,

3. поручи,

4. набедренник,

5. саккос,

6. омофор,

7. наперстный крест и панагию,

8. митру.

964. Что такое набедренник?

Часть епископского облачения, имеющая форму ромба, надеваемая поверх саккоса, с правой стороны.

965. Что знаменует собою набедренник?

Набедренник или палица знаменует собою духовный меч, которым епископ хранит веру.

966. Что такое саккос?

Саккос есть облачение на подобие стихаря, с широкими рукавами, и означает то нее, что фелонь у священника.

967. Что такое омофор?

Омофор есть облачение в виде широкой, украшенной крестами ленты, и возлагается так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Без омофора епископ не может служить ни одной службы.

968. О чем напоминает омофор?

Омофор напоминает пропавшую овцу, которую обрел добрый пастырь, взял ее на свои плечи, отнес в овчарню и таким образом сохранил.

969. Что есть панагия?

Панагия есть небольшая иконка, носимая епископом на груди рядом с крестом.

970. Что такое митра?

Митра есть головной убор, на подобие короны, который надевает на себя епископ при отправлении богослужений. Напоминает же митра терновый венец Спасителя.

971. Во что облачается при некоторых богослужениях епископ вместо саккоса?

При исполнении некоторых богослужений епископ облачается в ариерейскую мантию.

972. Что такое архиерейская мантия?

Мантия есть длинное, сборчатое, облегающее все тело, обыкновенно полосатое облачение, которое сзади спускается до земли, и знаменует Божие могущество, которое все наполняет и покрывает.

973. Что означает жезл епископский?

В руке епископ держит жезл или пастырский посох, в ознаменование того, что он есть верховный духовный пастырь всех верующих и священнослужителей своей епархии.

Пояснения:

I. Омофоров два – один большой, а другой малый, который короче первого и доходит своими концами только до пояса.

II. Духовные особы носят и вне службы длинную, обычно черную, одежду, доходящую до земли, называемую подрясником. Когда же бывают в общественных местах, на собраниях или выходят на улицу, то надевают поверх подрясника другую, тоже длинную и тоже черного цвета, одежду, называемую рясой.

6. О богослужебных книгах

974. Какие богослужебные книги имеет Православная Церковь?

Богослужебные книги Православной Церкви следующие:

1. Напрестольное Евангелие.

2. Книга, называемая Апостол.

3. Псалтырь.

4. Священное Писание Ветхого Завета.

5. Служебник.

6. Часослов или часы.

7. Требник или руководство при отправлении треб.

8. Осмогласник или Октоих.

9. Триодь постная.

10. Триодь цветная или пасхальная.

11. Минея месячная.

12. Типикон.

975. Что есть напрестольное Евангелие?

Напрестольное Евангелие есть книга, содержащая евангелия четырех евангелистов. Евангелие постоянно лежит на престоле над сложенным антиминсом. По этому евангелию читают священник и диакон при богослужениях.

976. Что содержится в книге, называемой Апостол?

В книге, называемой Апостол, содержатся Деяния святых апостолов, послания апостолов и иногда откровение апостола Иоанна Богослова.

977. Что содержится в псалтири?

В псалтири содержится сто пятьдесят ветхозаветных песней или псалмов, в большинстве принадлежащих царю Давиду.

978. Употребляются ли при православных богослужениях и иные книги Ветхого Завета?

Иные книги Ветхого Завета употребляются при православных богослужениях главным образом в великом посту.

979. Как называются чтения из Ветхого Завета?

Чтения из Ветхого Завета называются паремиями.

980. Что содержат книги, называемые Служебник и Часослов?

Эти книги содержат неизменяемые части богослужений, причем они взаимно дополняют одна другую и предназначаются – Служебник для священника, а Часослов для псаломщика и певцов.

981. Что содержит Требник или руководство при отправлении треб?

В Требнике содержатся молитвы к совершению святых Таин, служению молебнов и различных богослужений, как погребение умерших, панихида, освящение и иные обряды.

982. Что содержит книга, называемая Осмогласник или Октоих?

Осмогласник содержит в себе богослужебные молитвы и напевы восьми седмиц по порядку восьми гласов или напевов, которые по истечении восьми седмиц снова повторяются, начиная с первого гласа.

983. Что содержит в себе постная Триодь?

Постная Триодь содержит в себе молитвы и песнопения великого поста.

984. Что содержит цветная Триодь?

Цветная Триодь содержит в себе богослужебные молитвы, начиная от Святой Пасхи и кончая праздником Святой Троицы.

985. Что содержит Минея месячная?

Месячная Минея содержит в себе последования богослужений на каждый день каждого месяца.

986. Что содержит книга, называемая Типикон?

Типикон охватывает годовой круг богослужений по особым отдельным дням.

987. На каком языке мы пользуемся этими книгами?

На языке церковно-славянском.

7. Богослужения Православной Церкви

988. Какие три главные богослужения Православной Церкви?

Главные три богослужения Православной Церкви:

1. Вечерня.

2. Утреня.

3. Божественная литургия.

989. Когда служится вечерня?

Вечерня служится вечером и относится к следующему дню.

990. Для чего служится вечерня?

Вечерня служится для того, чтобы поблагодарить Бога за прошедший день и испросить благословение на наступающую ночь.

991. Когда и почему служится утреня?

Утреня служится рано утром, чтобы с самого утра воздать хвалу Богу и просить Его благословить день наступающий.

992. Что такое всенощная?

Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение.

993. Когда служится всенощная?

Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня.

994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви?

Самое главное богослужение Православной Церкви это Божественная литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия.

а) О Божественной литургии

995. Какие самые важные моменты божественной литургии?

Самые важные моменты божественной литургии следующие:

1. пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа,

2. причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровлю Господа Иисуса Христа,

3. освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобрещением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой божественной литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей.

996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей?

Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказл: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26, 26–28).

997. Из каких слов Господа Иисуса Христа видно, что Святая Евхаристия есть жертва?

Что Святая Евхаристия есть жертва, явствует из слов Господа Иисуса Христа: «Сие (хлеб) есть Тело Мое, которое за нас предается; сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Луки 22, 19–20).

998. Придавали ли первые христиане Святой Евхаристии значение жертвы?

Первые христиане считали Святую Евхаристию жертвой, ибо:

1. Апостол Павел в послании к евреям говорит о христианском алтаре, а алтарь не может быть без жертвы (Евр.13, 10).

2. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна, в своем послании к Филадельфийцам пишет: есть одно Тело Господа нашего Иисуса Христа, одна чаша и один алтарь.

3. Святой Иустиан, философ и мученик, в своей книге «Диалог» называет Святую Евхаристию «нашей, т. е. христианской жертвой».

999. Упоминается ли в литургии, что Святая Евхаристия есть жертва?

В молитве, которую священник произносит при пении Херувимской песни, Святая Евхаристия называется бескровной жертвой.

Пояснение:

Еще в Ветхой Завете пророк Малахия провидел, что наступит время, когда на всяком месте будет приноситься Богу чистая жертва (1, 11). Эти пророческие слова Церковь всегда почитала за принесенную Спасителем жертву, которая есть самая чистая и ничем не оскверненная и всегда приносимая все на большем и большем пространстве земного шара. Церковь учит, что придет время, когда везде, где только будут жить люди, будет служиться божественная литургия. Да и теперь литургия служится во всех частях света, даже и там, где в большинстве живут нехристиане. Христианская вера, а с нею и литургия, проникают и в такие земли. Постепенно близится время, о котором говорил пророк Малахия, что от востока до запада будет произносимо великое имя Господне между всеми народами.

1000. Какая разница между жертвой на кресте и жертвой литургической?

Между этими жертвами разница та, что

1. жертва на кресте была принесена на Голгофе один раз, тогда как жертва литургическая приносится часто и будет приноситься всегда, где только находятся православные христиане, до самого конца мира,

2. жертва на кресте была кровавая, а жертва литургическая бескровная,

3. жертва на кресте была принесена за весь мир, а жертва литургическая также за весь мир, но главное, за верующих, присутствующих на литургии.

1001. Что вспоминается в божественной литургии?

В божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа от рождества Его до вознесения на небо.

1002. Как разделяется божественная литургия?

Божественная литургия разделяется:

1. на проскомидию или приготовление хлеба и вина для святой жертвы,

2. на собственно литургию, которая делится на литургию оглашенных и литургию верных.

1003. Что означает слово проскомидия?

Слово проскомидия означает приношение.

1004. Почему приготовление хлеба и вина для святой жертвы называется приношением?

Приготовление хлеба и вина для святой жертвы называется приношением потому, что в первые века христианства хлеб и вино для святой жертвы приносились в храм верующими.

1005. Как называется хлеб, предназначаемый для святой жертвы?

Хлеб, предназначаемый для святой жертвы, называется просфорой.

1006. Какая должна быть просфора?

Просфора должна быть:

1. приготовлена из пшеничного квашенного теста,

2. круглая,

3. состоять из двух частей, наложенных одна на другую, в ознаменование двух естеств Спасителя – божеского и человеческого,

4. наверху означена печатью.

1007. Сколько просфор полагается для святой литургии?

Для святой литургии, полагается пять просфор.

1008. Как священник приготовляет хлеб и вино для святой жертвы?

Священник приготовляет хлеб и вино для святой жертвы так:

1. из первой просфоры вырезывает и вынимает среднюю часть, которая наверху означена печатью и называет эту часть агнцем; на обратной стороне делает надрез в виде креста и полагает посреди дискоса печатью вверх, потом с правой стороны прободает агнца копием, а в чашу вливает вино, смешанное с водой;

2. из второй просфоры вынимает частицу в честь Пресвятой Богородицы и полагает с правой стороны агнца;

3. из третьей просфоры вынимает девять частиц в честь святых, указанных в служебнике, и тех, память которых совершается в данный день, и полагает по левую сторону агнца;

4. из четвертой просфоры сначала вынимает две больших частиц за главу государства и епископа, а потом вынимает частицы за живых, за которых литургия служится, или по просьбе верующих, и полагает их внизу под агнцем;

5. из пятой просфоры вынимает частицы за умерших, за которых литургия служится или по просьбе верующих и полагает их также впереди агнца, после частиц за живых.

1009. Почему священник кладет вместе с агнцем все частицы на дискос?

Священник кладет вместе с агнцем все частицы на дискос потому, что на дискосе, около Иисуса Христа, должна быть представлена вся Церковь.

1010. Что совершает священник после того, как положит все частицы на дискос?

После того, как частицы будут положены на дискос, священник –

1. полагает на агнца звездицу в воспоминание той звезды, которая воссияла над родившимся Спасителем в Вифлееме, потом покрывает дискос и чашу малыми покровами и, наконец, покрывает их большим покровом или воздухом;

2. молится, чтобы Господь Бог предложенные дары принял и помиловал тех, за кого они приносятся;

3. совершает каждение святых даров, алтаря и храма и приступает к служению божественной литургии.

1011. Почешу первая часть литургии называется литургией оглашенных?

Первая часть литургии называется литургией оглашенных потому, что в первые века христианства на этой части литургии, кроме членов Церкви, могли присутствовать и оглашенные.

1012. Кто были оглашенные?

Оглашенными были люди, которые выразили желание быть христианами и не были еще крещены; их наставляли в вере и готовили к святому крещению.

1013. Из чего состоит литургия оглашенных?

Литургия оглашенных состоит:

1. из возгласа «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков»,

2. из великой ектении,

3. из пения антифонов и песнопения «Единородный Сыне и Слове Божий»,

4. из малого входа,

5. из пения трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

6. из прокимна,

7. из чтения Апостола,

8. из чтения Евангелия,

9. из проповеди,

10. из ектении сугубой,

11. из ектении об оглашенных.

1014. Что мы называем при службах Божиих возгласом?

Возгласом мы называем моления, произносимые священником возвышенным голосом.

1015. Что такое ектения?

Ектения есть ряд кратких молитв, произносимых диаконом или священником.

1016. Как начинается великая ектения?

Великая ектения начинается возгласом: «Миром Господу помолимся».

1017. Почему верующие приглашаются помолиться Господу в мире?

Верующие приглашаются начать так свои молитвы потому, ибо им надлежит быть в мире со всеми, чтобы Господь услышал их молитвы.

1018. Почему в великой ектении мы молимся о свышнем мире и о спасении душ наших?

Мы должны молиться о свышнем мире и о спасении душ наших потому, что прежде всего должны возносить молитвы о спасении душ наших, чтобы обрести благоволение Божие и покой душевный.

1019. Почему мы далее молимся о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех?

Так молиться надлежит потому, что на земле ничто так не необходимо, как мир и чтобы Церковь была едина и процветала в добродетели.

1020. Почему мы молимся за отечество?

За отечество мы молимся потому, что сам Господь Иисус Христос любил землю, на которой он родился и жил.

1021. Почему мы молимся о господине нашем преосвященном владыке, честном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людях?

Так молиться мы должны потому, что:

1. служение и обязанности главы нашей Церкви, ее правящих епископов и духовенства настолько велики, что им требуется помощь Божия;

2. потому, что из всех людей возникает народ, которому мы преданы как верные сыны и дочери и которому для его полного и прочного благополучия мы должны испрашивать у Бога полноты веры.

1022. Почему мы молимся о всяком граде, стране, и верою живущих в них?

Мы молимся за города и села, в которых мы живем, и за все страны потому, что желаем, чтобы наше отечество, как и все остальные страны, преуспевали в добрых делах.

1023. Почему мы молимся о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных?

Мы так молимся, чтобы земля умножила свою производительность и плодородие, что весьма потребно для всех людей, как и мирные времена.

1024. Почему мы молимся о плавающих, путешествующих, недугующих, страждующих, плененных и о спасении их?

Мы молимся, чтобы Господь сохранил путешествующих по земле, воде и по воздуху, чтобы исцелил болящих, помог плененным и терпящим горе и нужду и даровал им спасение и покой душевный.

1025. Почему мы молимся, чтобы Господь избавил нас от всякой скорби, гнева и нужды?

Так молимся мы потому, что скорбь, гнев и нужда великое зло.

1026. Почему мы вспоминаем Пресвятую Богородицу и всех святых?

Потому мы вспоминаем, что Пресвятая Богородица и святые за нас молятся.

1027. Почему в конце ектении мы предаем друг друга и весь живот наш Христу Богу?

Так молимся мы потому, что того требует христианская любовь.

1028. Какими словами отвечают верующие на каждое прошение великой ектении?

На каждое прошение великой ектении верующие отвечают – «Господи, помилуй».

1029. Что такое антифоны?

Антифоны это песнопения, выбранные из Священного Писания и псалмов.

1030. Как совершается на святой Литургии малый вход?

Малый вход совершается так: священник берет со святого престола Евангелие, обходит с ним святой престол, выходит из алтаря северными дверьми и, став перед царскими вратами, возносит высоко Евангелие и велегласно возглашает: «Премудрость, прости», после чего входит в алтарь и кладет Евангелие на святой престол.

1031. Что несут перед священником при малом входе?

При малом входе перед священником несут зажженную свечу, которая напоминает собою святого пророка Иоанна Крестителя, предтечу Спасителя.

1032. Что обыкновенно поется пред малым входом?

Пред малым входом обыкновенно поются заповеди блаженства.

1033. Что знаменует малый вход?

Малый вход знаменует пришествие Иисуса Христа на землю и Его проповедь.

1034. Что означает слово «Премудрость»?

Слово «Премудрость» означает, что святое Евангелие содержит в себе наивысшую мудрость для всего человечества.

1035. Что означает слово «Прости»?

Этим словом больные, слабые и старые приглашаются встать, если они перед тем сидели, и все приглашаются отрешиться от дел земных и вознести свои мысли к Богу, чтобы усердно внимать совершаемому при святой Литургии. «Прости» значит: станем прямо, благоговейно.

1036. Что обыкновенно поется при малом входе по произнесении возгласа «Премудрость, прости»?

После возгласа: «Премудрость, прости» поется: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», причем верующие осеняют себя крестным знаменем и кланяются.

1037. Что поется непосредственно после «Приидите, поклонимся»?

Непосредственно поются тропари или краткие песнопения текущего дня, храма или вспоминаемых в тот день святых.

1038. Что такое прокимен?

Прокимен это песнопение, состоящее обыкновенно из двух стихов, взятых из Священного Писания.

1039. Что означает слово прокимен?

Слово прокимен греческое и означает предшествующее пение, потому что прокимен поется пред чтением Апостола.

1040. Что следует за прокимном?

За прокимном следует чтение Апостола.

1041. Кто читает Апостол?

Апостол читает псаломщик, но не священник.

1042. Чем заканчивается чтение Апостола?

Чтение апостола заканчивается пением «Аллилуя».

1043. Что означает слово «Аллилуя»?

Слово «Аллилуя» означает – «Хвалите Господа».

1044. Что следует за чтением Апостола?

За чтением Апостола следует чтение святого Евангелия.

1045. Кто читает святое Евангелие?

Святое Евангелие читает диакон или священник.

1046. Как должны вести себя верующие при чтении святого Евангелия?

При чтении святого Евангелия молящиеся должны стоять и в начале и в конце чтения осенить себя крестным знаменем.

1047. Как должно слушать чтение Апостола и святого Евангелия?

Чтение Апостола и святого Евангелия подобает слушать благоговейно, как если бы мы слушали Самого Господа Иисуса Христа.

1048. Какая ектения называется сугубой?

Сугубой называется ектения, во время которой верующие после каждого прошения поют «Господи, помилуй» три раза.

1049. За кого мы молимся в сугубой ектении?

В сугубой ектении молимся:

1. о создателях святого храма и о всех прежде почивших отцах и братиях,

2. о добродеющих во святом храме и о всех присутствующих.

1050. О чем мы молимся в ектении об оглашенных?

В ектении об оглашенных мы молимся, чтобы Господь огласил их словом истины и присоединил их к Своей Соборной и Апостольской Церкви.

1051. О чем в настоящее время мы должны помышлять при ектении об оглашенных?

Мы должны помышлять о несостоящих в святой Православной Церкви и молить Бога, чтобы Он по Своей благости сподобил привести их в лоно святой Православной Церкви.

1052. Когда должны были в прежние времена оглашенные опустить храм во время совершения литургии?

В прежние времена оглашенные должны были оставить храм сейчас же по окончании ектении, которая произносилась за них.

1053. Кто и какими словами напоминает оглашенным, чтобы они оставили храм?

Об этом напоминает им диакон, когда произносит «Оглашеннии, изыдите!»

1054. Из чего состоит вторая часть литургии, называемая литургия верных?

Литургия верных состоит из:

1. великого входа,

2. Символа веры,

3. освящения и пресуществления Святых Даров,

4. просительной ектении,

5. молитвы Господней,

6. святого Причащения,

7. благодарения при окончании св. Литургии.

1055. Что совершает священник при великом входе?

При великом входе священник:

1. приемлет приготовленные Святые Дары и выносит их через северные двери из алтаря,

2. перед царскими вратами, стоя лицом к молящимся, торжественно возглашает, чтобы Господь Бог помянул во царствии Своем духовные чины, начиная с высших, страну и ее главу, присутствующих при богослужении и всех православных христиан,

3. уносит Святые Дары через царские врата в алтарь и ставит на святой престол.

1056. О чем нам напоминает великий вход?

Великий вход нам напоминает о:

1. крестном пути Иисуса Христа на Голгофу, где Он был распят и испустил дух на кресте,

2. погребении Господа Иисуса Христа,

3. втором славном пришествии Господнем.

1057. Что поется при великом входе?

При великом входе поется херувимская песнь.

1058. О чем нам напоминается в херувимской песни?

В херувимской песни нам напоминается, что с этого момента мы должны отложить все житейское и сосредоточить свои мысли на Животворящей Троице.

1059. Что должны делать при пении херувимской песни телесно слабые люди, которые перед тем сидели?

Слабые и больные люди в это время должны встать.

1060. Что мы должны сделать, когда при великом входе священник велегласно провозглашает, чтобы Бог во царствии Своем помянул всех православных христиан?

Мы должны в это время осенить себя крестным знаменем и склонить голову.

1061. К чему призывает нас священник перед пением Символа веры?

Перед пением Символа веры священник призывает нас к взаимной любви, чтобы мы едиными устами и единой мыслью исповедывали перед Богом свою веру.

1062. Как все мы должны относиться к исповеданию своей православной веры в Символе веры?

Мы все должны воспеть Символ веры стоя, и так оставаться до пресуществления Святых Даров.

1063. Почему при пении Символа веры священник возвевает над Святыми Дарами большим воздухом?

Священник возвевает большим воздухом в означение Святого Духа, особенно пребывающего в этот момент над Святыми Дарами.

1064. Что поется пред освящением и пресуществлением Святых Даров?

Пред освящением и пресуществлением Святых Даров поется песнь, которая начинается словами: «Свят, свят, свят Господь Саваоф».

1065. О чем напоминают слова этой песни – «благословен грядый во имя Господне»?

Эти слова нам напоминают, что

1. наступает момент, когда Дух Святой нисходит на Святые Дары и

2. что мы должны также благоговейно и с честию принять Господа нашего Иисуса Христа, как Его встретили и приняли при торжественном входе в Иерусалим.

1066. Какая самая важная часть литургии?

Самая важная часть литургии есть освящение и пресущесвление Святых Даров.

1067. Как освящаются и пресуществляются Святые Дары?

Святые Дары освящаются и пресуществляются так: священник провозглашает слова Господа Иисуса Христа, сказанные им на Тайной вечери и устанавливающие Таинство: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя ...» Затем он возносит дискос и чашу и возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще от всех и за вся» и молится, чтобы Дух Святой сошел на принесенные Дары хлеба и вина и претворил их в Тело и Кровь Христову.

1068. Как называется молитва, в которой священник просит, чтобы Святой Дух преложил хлеб и вино в честное Тело и Кровь Христовы?

Эта молитва называется епиклесе.

1069. Что поется при освящении и пресуществлении Святых Даров?

При освящении и пресуществлении Святых Даров поется песнь: «Тебе поем».

1070. К кому относится песнь «Тебе поем»?

Эта песнь относится вообще к Богу и особенно к Спасителю нашему Иисусу Христу, который таинственно пребывает на престоле под видом хлеба и вина.

1071. Почему по освящении и пресуществлении Святых Даров воспевается песнь «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу»?

Эта хвалебная песнь воспевается по пресуществлении Святых Даров потому, что Пресвятая Богородица – Матерь Господа нашего Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву ради нашего спасения.

1072. Какая просьба содержится в словах «и всех и вся»?

В словах «и всех и вся» содержится просьба, чтобы Бог помянул всех людей, когда-либо живших, и особенно труждающихся и обремененных.

1073. Какая ектения называется просительной?

Просительной называется ектения, в которой священник призывает к молитве словами «...у Господа просим».

1074. О чем особенно просим в просительной ектении?

В просительной ектении просим особенно о:

1. прощении и оставлении грехов и прегрешений наших,

2. добром и полезном для наших душ,

3. принятии нашей жертвы и даровании нам милости,

4. христианской кончине, мирной и безболезненной,

5. добром ответе на страшном суде Христовом.

1075. Как отвечают верующие на прошения просительной ектении?

На прошения просительной ектении верующие отвечают: «Подай, Господи».

1076. Сколько раз при святой Литургии священник произносит просительную ектению?

Во время святой Литургии священник произносит просительную ектению два раза – после херувимской песни и по пресуществлении Святых Даров.

1077. Почему священник пред причащением возглашает: «Святая святым»?

Возгласом «Святая святым» священник нам напоминает, что Святые Дары может принять тот, кто сам свят, и поэтому пред причащением мы должны сокрушаться о своих грехах, чтобы быть достойными их принятия.

1078. Почему пред причащением священник вливает в святую чашу немного теплой воды или теплоту?

Делает это священник для того, чтобы нам напомнить, что наше сердце должно быть наполнено пламенной верой в Бога.

1079. Какими словами священник приглашает тех, кто желал бы причаститься святых Таин?

Желающих причаститься священник приглашает словами: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

1080. Имеют ли при святой литургии духовное утешение те верующие, которые не причащаются Святых Таин?

Несомненно имеют, потому что каждая молитва есть сама по себе утешение, а молитва литургическая есть не только молитва, но само слово Божие, с принесением бескровной жертвы.

1081. Имеют ли духовное утешение те верующие, которые не по своей вине не могли присутствовать при совершении святой Литургии?

Также имеют, потому что бескровная жертва приносится за всех людей, и в возносимых молитвах верующие молятся за живых и умерших, а также и за тех, которые отсутствуют по своим немощам и болезням.

1082. Кто при святой Литургии имеет наибольшее духовное утешение?

Наибольшее духовное утешение имеют те, которые удостоились принятия Святых Таин.

1083.О чем нам напоминает песнь «Видехом свет истинный»?

Эта песнь нам напоминает:

1. что Господь Иисус Христос есть истинный свет,

2. что мы обрели веру истинную, преподанную нашим предкам святыми Кириллом и Мефодием, и потому эту веру мы должны сохранить в чистоте и неповрежденности, как дар Божий.

1084. Чем кончается святая Литургия?

Святая Литургия кончается:

1. благодарением,

2. заамвонной молитвой,

3. пением «Буди имя Господне благословенно от ныне до века»,

4. благословением,

5. отпустом.

1085. Почему мы благодарим Бога при окончании святой Литургии?

При окончании святой Литургии мы должны благодарить Бога за то, что Он удостоил нас участвовать при принесении бескровной жертвы.

1086. Почему последняя молитва святой Литургии называется заамвонной?

Эта молитва называется заамвонной потому, что произносит ее священник вне алтаря, за амвоном.

1087. Почему священник произносит эту молитву за амвоном?

Священник произносит эту молитву за амвоном, чтобы показать, что он с верующими находится в полном единении.

1088. Какие литургии служатся в Православной Церкви?

В Православной Церкви служатся три литургии, а

именно:

литургия святого Иоанна Златоуста,

литургия святого Василия Великого и

литургия Преждеосвященных Даров.

1089. Какая разница между литургией святого Иоанна Златоустого и святого Василия Великого?

Разница между этими литургиями та, что некоторые молитвы литургии святого Иоанна Златоустого короче.

1090. Ведут ли свое начало Литургии от святых Иоанна Златоустого и от Василия Великого?

Свое начало эти литургии не ведут от святых Иоанна Златоустого и Василия Великого, потому что со времен апостольских была одна литургия; эти святые только сократили литургию, которая совершалась в церковных общинах.

1091. Какая литургия древнейшая?

Первой литургией считается литургия апостола Иакова.

Пояснение:

Литургия апостола Иакова служится только в Иерусалиме один раз в году, в день святого апостола Иакова, 25-го октября Однако в последнее время ее иногда стали служить и в других местах. Что касается внешней ее формы, то она более проста; так, например, епископ при ее служении облачается в те же священные одежды, что и священник, не возлагает на главу митру и на грудь крест и панагию и не благословляет двукирием и трикирием. По содержанию же эта литургия богаче: молитвы более продолжительны и сопровождаются они всегда чтениями из Ветхого Завета; на малом входе выносится не только Евангелие, но и Апостол и книга Ветхого Завета.

1092. Сколько раз в году служится литургия св. Василия Великого?

Литургия св. Василия Великого служится десять раз в году, а именно:

1. на Новый год, когда чтится память св. Василия Великого,

2. накануне праздника Крещения или Богоявления Господня,

3. в первую неделю великого поста,

4. во вторую неделю великого поста,

5. в третью неделю великого поста,

6. в четвертую неделю великого поста,

7. в пятую неделю великого поста,

8. в великий четверг,

9. в великую субботу,

10. в «щедрый» день, т. е. накануне праздника Рождества Христова.

1093. Кто был святой Василий Великий?

Св. Василий Великий был архиепископом в Кесарии Каппадокийской, в Малой Азии, скончался в 379 году по Р. X.

1094. Кто был святой Иоанн Златоуст?

Святой Иоанн Златоуст, патриарх Цареградский, скончался в 407 году по Р. X.

1095. Какая литургия называется литургией Преждеосвященных Даров?

Так называется литургия, на которой Святые Дары не освещаются, а служится она с Дарами, уже освященными в предшествующее воскресенье.

1096. Когда служится литургия Преждеосвященных Даров?

Литургия Преждеосвященный Даров служится в Великом посту каждую среду и пятницу, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Пояснения:

I. Верующие с благоговением и во время должны приходить на святую Литургию и достойно участвовать в ее служении.

II. В Православной Церкви не принято, чтобы священник служил святую Литургию в отсутствии верующих или чтобы он служил тихо, про себя. Также не принято и не дозволяется, чтобы священники, если их несколько, служили святую Литургию на разных престолах одновременно или попеременно и при том так, что служение одной литургии начинается на одном престоле, а к другой священник приступает тогда, когда служение первой подходит к половине. Должно быть так, чтобы священники вместе служили святую Литургию у одного престола и чтобы служили громким голосом, доходящим до слуха всех, пришедших на принесение святой жертвы. Наконец, также не позволяется при православной литургии петь иные песнопения, кроме литургических, чтобы молящиеся были со священником в полном молитвенном единении. Тихую литургию, служение одновременно у разных алтарей и нелитургические песнопения, Православная Церковь считает противными духу времен апостольских и духу первых времен христианства.

III. В Православной Церкви не допускается в храмах исполнение песнопений на органе или на других музыкальных инструментах, потому что музыкальное исполнение нарушает сосредоточение мысли верующих и мешает им следить за исполнением служб Божиих, в особенности, когда исполнение на музыкальных инструментах получает концертный и даже светский характер, что уводит присутствующих к беспредметным мечтаниям, приятно возбуждающим чувства, которые не имеют ничего общего с религиозным настроением и деятельным участием в богослужении. Богослужение должно быть действенным и лишено всякой сентиментальности; оно должно быть проявлением воли верующих – вместе со священником и всеми молящимися – поклоняться Богу, к Богу же мысль свою возносить, к Нему взывать, Его милость просить, словам апостольским и евангельским внимать, бескровную жертву приносить и вместе со всеми с Господом Иисусом Христом соединяться. Всему этому внутреннему, но, однако, сознательному, деятельному напряжению воли, вниманию и религиозному устремлению игра на музыкальных инструментах только мешает. Между тем в некоторых местах, особенно в больших городах заходит так далеко, что при службах Божиих только и слышится одно звучание органа, на котором органист исполняет песни без слов, вплетая нередко в прелюдии мотивы из светских произведений, а верующие при этом читают свои молитвы по памяти, или по молитвеннику или предаются мечтаниям, и только по звонку наклоняют голову, встают на колени, а при случае бьют себя в грудь. При таких условиях едва ли можно говорить об общественном богослужении, скорее их можно назвать частными, и то по разному направленными молитвами определенного числа людей в сопровождении органа. Но и пение без органа может отклониться от богослужебных целей, когда оно, хотя и придерживается литургических текстов, – слишком концертно и театрально. Такое пение отвергается 75-м правилом шестого Вселенского Собора. Духу Православной Церкви наиболее соответствует простое исполнение литургических песнопений без сопровождения музыкальных инструментов. Где так поют, там верующие со временем научаются уверенно исполнять литургические песнопения на два голоса, на три и на четыре, и богослужебное пение получается возвышенное, могучее и захватывающее.

IV. По полному незнанию некоторые люди говорят, что в Православной Церкви уже самый характер ее богослужений исключает верующих от прямого в них участия. Наоборот, Православная Церковь постоянно подчеркивает, что ее члены обязаны принимать непосредственное и деятельное участие в службах Божиих. Поэтому во всех поместных православных церквах богослужения совершаются на родных языках, старых или современных. В настоящее время православные богослужения совершаются на старогреческом и новогреческом, церковнославянском, чешском, немецком, румынском, арабском, сирийском, армянском, эстонском, японском, манджурском, китайском, корейском, на языках нескольких индейских, тихоокеанских и сибирских племен, а в последнее время и на французском, английском, немецком, финском, голландском и иных языках. Не было случая, чтобы какой-нибудь язык был признан недостойным для совершения на нем православных богослужений, если в соответствующем народе есть группы православных христиан, говорящих на этом языке._ Православный священник совершает богослужения в единении с верующими. Это единение священника с верующими не нарушается и в том случае, если при богослужении употребляются старые народные языки, как, например, церковнославянский язык времен святых Кирилла и Мефодия у русских, украинцев, белорусов, сербов и болгар. Ошибочно предполагать, что церковнославянский язык, как язык богослужебный, для славян не имеет никакой цены, подобно латинскому языку. С этим предположением могут соглашаться лишь те люди, которые даже бегло, поверхностно не посмотрели на церковные тексты на старославянском языке. Если бы они это сделали, они не могли бы держаться столь ошибочного взгляда. Есть мало старославянских богослужебных текстов, которые, скажем, чех, никогда не учившийся старославянскому языку, совсем не понимал бы, хотя чешский язык более отошел от старославянского языка, чем русский или сербский языки.

Если нет священника, православные верующие могут сами совершать в храме общественные богослужения без нарушения церковных принципов, если при этом они руководствуются соответствующими правилами. Однако, служить Божественную литургию или совершать святые Таинства, кроме Таинства крещения по нужде, верующие безусловно не могут. Но и в этих пределах, при отсутствии священника, верующие имеют значительные права по совершению общественных богослужений, равно как читать Священное Писание; это так делается в некоторых славянских странах, где также богослужения совершают не только мужчины, но и женщины. Эти богослужения там совершают верующие на церковнославянском языке, из чего вытекает, что богослужебный церковнославянский язык не является мертвым и непригодным для богослужений языком, как то некоторые продолжают утверждать с разных сторон. Люди, не знающие Православия, считают совершение таких богослужений за большое новшество и предполагают, что в этом проявляется некоторая реформация внутри Православной Церкви. Разумеется, что такое мнение является заблуждением.

б) О вечерне, утрени и Всенощном бдении

1097. Когда служится вечерня и из каких частей она состоит?

Вечерня служится каждый день, но под воскресенье и большие праздники служится более торжественная.

Вечерня состоит из:

1. псалма 104, который читает псаломщик; иногда же этот псалом в сокращенном виде поется, и при его чтении или пении священник, стоя пред царскими вратами, тихо читает светильничные молитвы,

2. из великой ектении,

3. из пения стихов первого псалма – «Блажен муж...», что бывает в субботу вечером и перед великими праздниками,

4. из пения стихов псалма – «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!», также особых молитв, называемых стихирами, и догматика в честь Пресвятой Богородицы,

5. из входа, который совершает священник при пении догматика,

6. из пения «Свете тихий» к прославлению Святой Троицы,

7. из прокимна,

8. из сугубой ектении,

9. из молитвы, в которой просим, чтобы Господь сподобил в вечер тот без греха сохранитися нам,

10. из просительной ектении,

11. из стихир на стиховне, потом молитвы Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...» и молитвы Господней «Отче наш»,

12. из пения тропарей в честь Богородицы – «Богородице Дево, радуйся» или тропаря праздника, или же тропарей святым, празднуемым в тот день;

13. при окончании вечерни мы просим, чтобы Бог утвердил святую православную веру и православных христиан.

1098. Когда служат утреню и из чего она состоит?

Утреню служат каждый день, однако, накануне воскресения и праздников богослужение совершается более торжественно. Утреня состоит:

1. из шестопсалмия, состоящего из шести избранных псалмов,

2. из великой ектении,

3. из пения «Бог Господь и явися нам» и тропарей,

4. из кафизм, небольших, разделений псалтири,

5. из полиелея, пения избранных стихов из 134 и 135 псалмов,

6. из воскресных тропарей, которые поются по воскресениям в память Воскресения Христова. Начинаются они припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»,

7. если служба праздничная, воскресные тропари не поются. Вместо них поется величание Господу, или Его Матери, или святым, в честь которых совершается празднование,

8. если служба праздничная, следуют утренние антифоны «От юности моея»,

9. из прокимна,

10. из чтения Евангелия,

11. если служба воскресная, поется «Воскресение Христово видевше»,

12. из канона, то есть соединенного пения в честь Господа, Божией Матери или святых,

13. из хвалительных стихир на стихи трех последних псалмов псалтири,

14. из великого славословия,

15. из ектении сугубой и просительной и отпуста. Накануне праздников часто совершается всенощное бдение, то есть соединенное богослужение утрени и вечерни.

Пояснения:

I. На вечерне песнопения поются по гласу, который полагается на данную неделю, а под большие праздники – по гласу указанному в Минее и Октоихе.

II. На вечерне, которая служится на первый день Пасхи, читается святое Евангелие, а на вечерне в Великую пятницу читаются и Апостол и святое Евангелие. Совершается это после прокимнов, а вход бывает со святым Евангелием, как на святой Литургии, тогда как во всех остальных случаях только с кадилом.

III. Вечерня, утреня и божественная литургия – главные из вседневных служб Божиих. Помимо этих служб к суточному кругу богослужений Православной Церкви относятся: повечерие, полунощница и часы.


Источник: Православный Катихизис [Текст] / Горазд, еп. - Прага : Правосл. Церковь в Чехословакии, 1954. - 262 с.

Комментарии для сайта Cackle