святитель Григорий Богослов

Христианство

Наше (христианское) учение величественно и по своим догматам, и по свидетельствам, данным свыше… оно есть и древнее и новое – древнее по проречениям и по просвечивающимся в нем мыслям Божества, новое – по последнему Богоявлению и по чудесам, какие вследствие его и при нем были… это учение еще более величественно и славно по преданным и доселе сохраняемым правилам церковного благоустройства (1).

* * *

(По христианскому) учению… каждый должен измерять любовь к другим любовью к себе и желать ближним того же, чего самому себе, по которому ставится в вину не только делать зло, но и замышлять и наказывается пожелание, как и само дело, по которому должно так заботиться о целомудрии, чтобы воздерживать и око, и не только руки не допускать до убийства, но и сам гнев усмирять, по которому нарушить клятву или ложно клясться так страшно и нестерпимо, что и сама клятва нам одним воспрещена… Денег же у многих из нас вовсе не было, а другие хотя и имели их много, но только для того, чтобы многим пренебречь, возлюбив нестяжательность вместо всякого богатства. Служить чреву, этому несносному и отвращения достойному господину и источнику всех зол, предоставляют у нас черни; не много будет, если скажу, что подвижники христианские стараются быть как бы бесплотными, изнуряя смертное бессмертным; для них один закон добродетели – не быть побежденными даже и малым, даже тем, что все оставляют без внимания. Между тем как другие наказывают по законам своим за совершение дела, мы пресекаем сами истоки греха, заблаговременно останавливая его, как некий злой и неудержимый поток. Что же может быть превосходнее? Или скажи мне, где и у каких людей найдешь ты, чтоб они, когда злословят о них – благословляли, когда хулят – утешались (ибо не обвинение причиняет вред, а истина), когда гонят – уступали (см. 1Кор. 4, 12– 13), когда отнимают у них одну одежду – отдавали и другую, когда клянут – молились за клянущих (см. Мф. 5, 40–44) – одним словом, чтобы побеждали благосердием наглость и, терпеливо перенося обиды, самих обижающих делали лучшими? Пусть и они [язычники] обуздывают порок увещаниями, по наружности благовидными, уступим им это, но где же им достигнуть нашей добродетели и нашего ученья, когда у нас и то считается уже злом, если не преуспеваем в добре, не делаемся беспрестанно из ветхих новыми, а остаемся в одном положении, подобно кубарям, которые только кружатся, а не катятся вперед, и хоть двигаются от ударов бича, но все на одном месте? Нам так много предстоит добрых подвигов, что один должны мы довершать, к другому приступать, третьего пламенно желать, пока не достигнем конца и Божьей благодати, – для этого мы и получили бытие, и к этому неукоснительно стремимся, если только восходим умом горе и надеемся благ, достойных величия Божия (1).



Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Христианин преподобный Ефрем Сирин

2. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Христиане святитель Димитрий Ростовский

3. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь – Христианство священномученик Михаил Чельцов

4. Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений) – Пристрастие святитель Григорий Богослов

5. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Ругательство святитель Василий Великий

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Никифор Феотокий митрополит Евгений (Болховитинов)

7. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

8. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

9. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ПРАЗДНИК схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Ориген преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Комментарии для сайта Cackle