преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 269

Но всех твоих письмах выражаешь одно и тоже: попускаемые тебе скорби от матери и от сестёр, и мы тебе скажем опять то же: принимай их, яко свои, а не чуждые, и твоим язвам исцеление подающие, укоряя себя, а не других; чем обрящешь милость Божию и помощь в несении скорбей. В подкрепление себя, читай у св. Исаака слово 20 и в 51 слове статью, о коей мы тебе писали и говорили.

Ежели и приложатся тебе скорби, по приезде игуменьи, ты не упадай духом, а возводи упование свое на Бога, и что все они могут только то с тобою сделать, что попустит премилосердый Господь, хотящий тебе и всем им, и нам спастися. – Сказанное тобою слово: «пойду и в преисподняя» весьма опрометчиво; ибо ты не достигла еще таковой любви, которую имели двое из великих святых; один просил: аще не отпустиши согрешившим людям, то изглади меня из книги твоея, в нюже вписали еси (Исх. 32, 32.); а другой: молилбыхся сам азв отлучен быти от Христа, н нроч. (Рим. 9, 3.); но в тебе нет сего. Одиако ж надобно желать и просить, да избавит Господь и их и тебя от преисподней; ибо как они, так и ты, пошли для спасения душ своих; а случаи сии суть токмо искушения, чрез кои мы приходим в разум истины.

Н. Ф–на опасается возвратиться к вам в обитель, боится попасть в теперешнюю крамолу и располагается сердцем к С–у, куда и мы ей подаём совет водвориться. Ежели на тебя будут и за сие скорбеть, то ты, считая себя невинною в сем деле, благодари Бога, и терпи. Об С. У–не, когда она там умиротворилась, отдавай на волю матушки игуменьи: куда она ее пристроит, пусть так и будет; видно, уж нет воли Божией, чтоб им вместе пожить; по разным их характерам могло бы быть между ними несогласие.

Ф. прибыла сюда, и в некоторых случаях приносит оправдание. Куда теперь поместиться, мы не знаем.

Теперь тебе ехать к матери нет никакой возможности; а на весну, как Бог устроит, будет виднее; так и пиши к ним – аще Господь восхощет и живы будем, ладимся к ним на весну побывать, а, может быть, и совсем остаться; а что писать хочешь к ним, дабы приготовили для тебя келлпию и прислугу, то это излишнее; когда приедешь, тогда и пристанище Господь подаст.

Отсюда же ехать тебе нельзя одной, по слабому твоему здоровью, а надобно взять не какую-нибудь одну, ничего незначущую, но могущую тебе в пути послужить, и благополучно до места проводить.

А что касается до теперешних твоих скорбей и искушений, то вспомни слово Божие: в нюже меру мерите, возмерится вам (Матф. 7, 2.); сколько ты сама людей оскорбляла, досаждала, кляла и даже била: то правда Божия воздает тебе, и очищает от грехов, дабы чисту принять в будущий век; только старайся не роптать, а благодарить Бога: ибо многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 22). – Случаи сии, может быть, и подадут тебе руку к безмолвию, желанному тобою, и не попустит тебе выситься умом во оном о мнимых своих исправлениях.

Поручая тебя и сестёр твоих покрову Божию и испрашивая на вас мир и благословение Его, остаемся недостойные ваши богомольцы, многогрешные И. Л. и И. М. 25 сентября 1841 года.


Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle