Беседа на Рождество Христово
1. Великое и дивное зрим ныне, братия, таинство: пастыри приносят сынам человеческим торжественных вестников, именно, не со стадами собеседуя на холмах и не в долинах свиряя овцам, но в городе Давидовом Вифлееме воспевая духовные песни; в вышних поют ангелы и архангелы пения приносят; небесные херувимы возвещают хвалы и серафимы славу Божию, воспевая «свят». Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека на небеса подъятаго. Дольние Божиим промышлением подъемлются на высоту, и высокое, по любви к людям, склоняется к дольнему, так как Вышний Своим уничижением «возносит смиренных» на высоту (Лук. 1, 52).
2. В этот день великаго праздника Вифлеем становится подобным небу, поскольку вместо сияющих звезд, гостеприимно принял ангелов, воспевающих славу, и, вместо видимаго неба, безконечное и неизмеримое Солнце правды, соделавшись способным содержать в себе все это. Но кто дерзнет изследовать, каково и сколь важно значение столь великаго таинства? Ибо чего хочет Бог, тому не в силах воспрепятствовать творение. Итак, Бог восхотел, снисшел, совершил спасение людей, и не изнемог, поскольку жизнь всех тварей зависит от воли Божией.
3. В этот радостный день Бог пришел на рождение; в, этот день великаго изменения Бог соделался тем, чем не был, поскольку был Богом и соделался человеком, не отлучившись от Божества. Он не лишился Своего естества, ибо, соделавшись человеком, пребыл Богом. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Он, однако, возвысился до божественности не посредством человеческой добродетели, как если бы кто из человека сделался Богом. Но, хотя Он был Словом, чуждым страданий, Он соделался плотью и явился не измененным, не иным соделавшимся и не утратил, естества, которым обладал.
4. Родился в Иудее Царь новый, и иудеи отвергли новое и дивное рождение, в которое уверовали язычники. Фарисеи правильно не истолковали книг закона и пророков; книжники и законники высказывали взаимно противоречащия утверждения. Ирод пытался разведать о новом и полном таинства рождении не затем, чтобы оказать царю почести, но чтобы изъять его из среды живых.
5. В этот великий день мы видим величайшия дивныя дела: цари, снявши с себя венец, покланяются царю, ниспосланному с неба, знающему высшия чудеса, происшедшему от законных царей, соделавшемуся младенцем, ласками согретому в объятиях Девы. Тот, кто, оставивши ангелов, архангелов, престолы, господства, силы, стражи и всех огненных духов, один только, вступивши на новый путь, пришел из неповрежденной и безсеменной утробы, творец всего, восток, имеющий просветить землю, не покидая осиротелыми ангелов или, соделавшись человеком, не отпадая от Божества, как изгнанный.
6. Все другие цари оказывают славу и честь небесному царю; вождю воинств воины приносят мольбы и прошения; жены почитают сына жены, поскольку он сделался радостью для жен, и девы прославляют Деву, поскольку чрез нее девство восприняло благословение, и с удивлением говорят Марии: «откуда у тебя само собою струится молоко, у тебя, которая девственными и сверх ожидания истекающими сосцами дивно вскармливает молоком младенца»? Новою песнью дети ссущие восхваляют рожденнаго младенца, поскольку "из уст питающихся млеком младенцев и ссущих ты теперь именно совершил хвалу» (Псал. 8, 1). Дети одного и двух лет восхваляют младенца, мучениками коего они сделались, вследствие зависти и гнева Ирода, который, будучи охвачен яростью, умертвил детей. Люди прославляют Бога, соделавшагося человеком, который достиг совершеннаго возраста, и своей благостью исцелил язвы Адама, пастыри – крепкаго пастыря, который пришел взыскать погибших и который возвратил тех, которых обольстил сатана, «душу свою полагая за овец» (Иоан. 10, 11), священники – первосвященника, который, пришедши по чину Мелхиседекову, вошел во святая святых и сделался первосвященником на веки, рабы – того, который "принял образ раба... и обретен был как человек» (Флп. 2, 7), чтобы нас искупить от рабства, рыбари – рыбаря из рыбарей, который избрал из народа рыбарей немых рыб и, обративши их, сделал рыбарями людей, мытари – того, кто мытарей превратил в евангелистов, наконец, грешники – того, кто отпускает грехи и кто принял слезы любодейц.
7. Я же, так как смотрю не на венец на голове, не на трубу, не на цитру, не на оружие, не на меч, не на украшение на лице, не на факелы; не на светильник для сопровождения; но, напротив, так как вижу маловажное на взгляд и неприкрашенное воспевание Христа, побуждаюсь к восхвалению. Ясли безсловесных животных и младенческия пелены, я разсматриваю как звучную цитру, как трубу, играющую песни, как занимающия место светильника, как свет, служащий Господу. Что я в силах сказать о светильниках и факелах? Но по истине Он есть надежда и жизнь, Он же – спасение, Он же – благость, Он же залог Царства небеснаго. Его самого нося, я предложу, да достигну силы, чтобы говорить с ангелами небесными: «слава в вышних Богу», и с вифлеемскими пастырями свиряющими принести радостную хвалу: «и на земли мир для людей благоволения» (Лук. 2, 14).
8. Рожденный от Отца, в своей ипостаси и в своем существе неизреченный, днесь, неизреченным и неизследимым образом, рождается ради нас. Тогда Он родился по своему существу, не отделившись от Отца; теперь рождается от Девы ради нашего спасения, но не по Своему естеству1. Неизреченное рождение, которое было прежде веков, знает только Тот, Кто родился; рождение нынешнее, которое не по естеству, знает только благодать Святаго Духа; но первое рождение – истинное, а последнее – рождение в уничижении – твердое и верное. Бог от Бога родился; Он же есть человек и от Девы воспринял плоть. В вышних, от единственнаго Отца единственный, есть единородный Сын единаго Отца; в уничижении есть единственный от единственной Девы, единородный Сын единой Девы; и подобно тому, как в первом рождении нет места для поношения, так как без посредства и без отделения родился от Отца нераздельный и неотделимый; подобным образом и в последнем рождении нет места для нечестия, так как Он родился без истления, чистый сохраняя чистую. Бог не потерпел болезней божественно рождая Бога, и Дева не потерпела истления, поскольку духовным образом родила духовнаго. Первое рождение неизъяснимо, и последнее недоступно для испытания. Первое не совершилось с страданием, последнее не произошло нечистым образом. Мы знаем, что днесь родила Дева, и веруем, что она родила Того, Кто есть от Отца вечности. Но я вовсе не надеюсь изъяснить, каков образ рождения; словами изследовать я не пытался, и не имею твердой уверенности, что достигну мыслью, поскольку естество Божие не подпадает наблюдению, мыслью не постигается, жалким разумом не воспринимается: должно же веровать силе Его дел. Законы телеснаго естества известны: когда женщина вышла замуж, она зачинает и рождает сына согласно с законом брака; когда же незамужняя дева чудесно рождает сына, оставаясь даже и тогда девою, то [это] дело выше естества тела. Будем изследовать дела, которые происходят согласно телесному естеству, но будем молчать о делах, которые превыше естества: не потому, чтобы мы боялись, но потому, что дело неизреченно, – будем молчать, чтобы молчанием почтить добродетель, достойную чести, и чтобы, преступив меру, не лишиться небесных даров.
9. Что реку или что возглаголю? Обращу ли взоры на Деву – родительницу? Направлю ли внимание на новое и чудесное рождение? Разсматривая дивный образ рождения, предамся созерцанию, поскольку побеждается естество и нарушаются обычные законы вещей. Где воля Божия, там открывается новое и дивное дело, поскольку [и] новые вещи совершаются согласно с природой всех телесных вещей. И эти дивные дела по своему естеству ни чуть не более дивны; так как природа недеятельна, то ничего не может случиться по ея воле, и дивны все дела Господни, которые Он восхотел.
10. О неизреченное и неизследимое таинство! Тот, Кто прежде мира был Единородным, неосязаемый, простой, безтелесный соделался телесным, пришел и облекся в тленное тело, чтобы осязательно явиться. Ибо каким образом, если бы Он не был видимым, Он научил бы соблюдать учение и привел к невидимому? Он явно был видим, чтобы видимое перенести к невидимому. И поскольку люди, считая глаза вернее ушей, верят тому, что видят, тогда как относительно того, чего не видят, сомневаются, то Бог восхотел быть видимым по телу, чтобы разрушить и ниспровергнуть сомнения не верующих. Он восхотел родиться от Девы, не для того, чтобы научить Деву относительно вещей, в которых она не должна была соучаствовать, поскольку важности этих вещей дева не сознавала, – и это таинство есть неизреченное дело [высшей] силы, почему (сама Дева) спросила Гавриила только об одном: «Как будет это, поскольку я не знаю общения с мужем»? И вот, она получила истинный ответ: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышняго осенит Тебя» (Лук. 1, 35). Но каким образом Слово, Которое было от Бога, потом было от Девы? Это – чудо, недоступное изследующему. Ибо как мудрый золотых дел мастер, нашедши металл, делает по своим надобностям сосуд, какой ему нравится, так поступил и Христос и, обретши Деву, святую по духу и по телу, из нея принял одушевленное тело, сообразное с Своими намерениями, наперед представляя Себе совершенное тело, как бы надетое на Себя.
11. В этот чудный день рождества Слово не устыдилось и не ужаснулось родиться в утробе Девы, поскольку не считало недостойным воспринять тело Своего творения, чтобы Его творение, соделавшееся одеждой Творца, одарялось славою, и открывалась Его благодать, пока не сделалось очевидным, откуда сошел Бог Своим благоволением. Ибо как сначала невозможно было, чтобы из праха вышел сосуд, прежде чем глина попала в руки художника, который обделал ее, так и когда сосуд разбит, невозможно было возобновить его, если бы он не сделался одеждой Творца, Который одел ее.
12. Но что реку или что возглаголю? Ибо новые чудеса поражают меня изумлением. «Ветхий денми» (Дан.7:9, 22) соделался младенцем, чтобы людей сделать сынами Божиими. Сидящий на небесном престоле и во славе – почивает в яслях безсловесных животных по любви Своей к людям. Безстрастное, непостижимое, безтелесное, не имеющее крови, осязается человеческими руками, чтобы уничтожить тяготы грешников и неправедных и разрешить узы; пеленами повивается, на коленах жены питается. Так именно потому, что хочет безчестие обратить в честь, позор привести к славе и вместо терний дать венец. Он принимает на Себя мое тело, чтобы я сделался способным воспринять Его дух; принимает и облекается в мое тело и дает мне Свой дух, чтобы, давая и получая, я стяжал для себя сокровище жизни.
13. Но что реку или что возглаголю? «Се, Дева во чреве приимет и родит сына и нарекут имя ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7, 14; Матф. 1, 23). Об этом повествуется не как о будущем, чтобы, взирая на это, мы научались надежде, но должно удивляться и разсказывать об этом, как о совершившемся и законченном. Речь прежде относилась к иудеям, поскольку на них [это] исполнилось. Но на нас оно сделалось верным, поскольку мы постигли и восприняли и уверовали. Пророк говорил к иудеям словами: «се, Дева во чреве приимет»; но эта речь, полная содержания и богатства, направляется к нам и к Церкви. Иудеи принесли скрижали закона, христиане обладают достопокланяемой жемчужиной. Те одевали шерсть, окрашенную пурпуровой краской, а эти облеклись в Господню одежду. Дева родила в Иудее, но все страны восприняли сына; народ вскормил его молоком и имел попечение о нем; Церковь приняла его и сделалась плодоносной; в том – корень виноградной лозы, в этой – грозд истины; те выжали виноградный сок, а язычники пили таинственную кровь; те посеяли хлебное зерно, а язычники верою пожали колос; иудеи были задушены терновниками, а язычники исполнены дарами: те сидели под засохшим деревом, а эти у подножия древа жизни; те изъясняли предания закона, а язычники срывают духовные плоды. «Се, Дева во чреве приимет». Объясни мне, иудей, кого родила Дева? Будь смелым и говори, как говорил ты Ироду. Но я знаю, что ты не смеешь, и ты не скажешь истины, потому что ты недостоин. Ты посоветовал Ироду убить младенца. От меня ты скрываешь [это], потому что я поклоняюсь младенцу. Итак, кого на самом деле родила Дева? Господа телеснаго естества, потому что, хотя ты скрываешь это, однако все твари возглашают. Дева родила, но не так, как Она сама восхотела, но как восхотел Тот, кого Она должна была родить. Не по образу тела держал Себя Бог, и не подпал закону тела, но явил Себя как Владыку телеснаго естества, Который показал миру дивное рождество, чтобы очевидной сделалась Его сила и чтобы показать, что, сделавшись человеком, Он не рождается, как человек, но что как Бог делается человеком, потому что для (Его) воли нет ничего труднаго.
14. В этот великий день Он родился от Девы и победил естество. Он выше брака и свободен от истления. Ибо прилично было, чтобы Тот, Кто есть учитель чистоты, славно возсиял, исходя из чистой и непорочной утробы. Ибо Он есть Тот, Который, от начала, из девственной земли, создал Адама, и Который из Адама без жены создал Еву в виде жены. Далее, как Адам, без жены, прежде произвел на свет первую жену, так, в этот день, дева родила без мужа, согласно тому образу, о котором пророк сказал: «человек есть и кто познает его?» (Иер.17:9). Человек есть Христос, ибо явно был видим Тот, Который был от Бога рожден, поскольку женскому полу надлежало предоставить то, что прежде было предоставлено мужескому полу. И как из Адама жена (произошла) без жены, так из жены без мужа (должен был произойти) муж, который, вместо Евы, имел воздать мужескому полу долг, который был на ней, чтобы Адам не хвалился тем, что произвел жену без посредства жены. Посему Дева без сожития мужа рождает Бога Слово, соделавшагося человеком, чтобы равным чудом и в равной мере равная честь была воздана обоим полам – мужескому и женскому. И как из Адама была взята жена так, что Адам не был умален так и из Девы взято было тело, и Дева не подверглась повреждению и девство ея не претерпело никакого ущерба. Целым и неповрежденным остался Адам, когда у него взято было ребро; так и Дева пребыла без порока, когда [от Нея] явился Бог Слово. По этой причине не отъинуду (Слово) восприняло Свою плоть, и не отъинуду Оно облеклось в Свою одежду, чтобы ложно не верили в повреждение Адама. Ибо раненный человек сделался орудием и сосудом зла: по этой причине Христос вполне принял сосуд в свое тело, чтобы, соединившись с телом Творца, он обратился от развращенных пороков врага, и чтобы облекся в вечное тело, которое во веки не может быть ни разрушенным, ни уничтоженным. Однако, соделавшись человеком, Он не рождается, как обыкновенно рождается человек, но рождается как Бог, Который делается человеком, Который обнаруживает всю свою силу, поскольку, если бы Он был рожден от обыкновеннаго естества, полагали бы, что Слово сделалось чем-то ложным. По причине этого Он родился и возсиял от Девы; (по этой причине) Он в Своем рождении сохранил неповрежденною утробу и девство, чтобы неслыханные условия рождения были для нас знаком великаго таинства.
15. Поскольку иудеи имеют обыкновение спрашивать язычников, требуя [сказать], Бог ли Христос, то мы должны дать ясный ответ: действительно, Христос по естеству есть Бог и соделался человеком, но не по естеству. Это утверждаем и поистине веруем, призывая во свидетели печати непорочнаго девства, чтобы подлинно было известно, что Он – Бог всемогущий, поскольку, как Творец утробы, первовиновник и защитник девства, избрал образ чистаго рождения и соделался человеком, как восхотел.
16. Скажи мне, иудей, родила ли Дева, или нет? Ибо если родила, то веруй Его новому и дивному рождению. Если же не родила, то зачем ты обманул Ирода, когда он спрашивал у тебя: «где Иисус Христос должен родиться?» Ибо ты сказал: «в Вифлееме иудейском» (Матф. 2, 4–5). Разве я знал место и селение? Разве я знал бы образ рождения, если бы прежде пророки не указали этого? Исаия же называет Его Богом: «Дева... зачнет», – говорит он, – «и родит сына и наречено будет имя ему Еммануил» (Ис. 7, 14), что в истолковании значит: «с нами Бог» (Мф.1:23). Но если пророчество исполнилось на деле, то вы должны веровать. Разве вы, хотя и противоборствуя истине, невольно не открыли истины? И теперь вы решительно отрицаетесь и не веруете! Разве книжники и фарисеи, которые точно знали закон, не научили нас всему тому, что изобличает их? Неужели мы никогда не изучали еврейскаго языка? Вы передали нам и закон и пророков, изъяснили и научили. Чему же мы отсюда научились, как не тому, что прежде рождения и после рождения Дева пребыла в своем девстве? А если это так, то почему вы решительно отрицаете, что мы совершаем службу Богу, когда, говоря так, мы доказываем дело вашими писаниями? Разве и вы, когда Ирод спросил вас, не привели ему в свидетели пророка Михея, желая подтвердить вашу речь и сделать ее убедительною? «И ты, Вифлеем, дом Ефрафов, не умален среди владык Иудовых. Ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет царствовать над народом моим Израилем» (Мих. 5, 2; Матф. 2, 6). Правильно сказал пророк: «из тебя изыдет», поскольку от вас Он вышел, удалился и в мире соделался предметом веры. Ибо кто есть тот, который исходит и не остается? Он не иной, как Тот, который есть прежде веков, который во век пребывает, который есть истинный Бог, обращающийся в мире.
17. В этот великий день праздника, Бог явился как человек, как пастырь израильскаго народа, который Своею благостью оживотворил весь мир. О вынужденные воители, о человеколюбивые поборники, которые проповедали сокрытаго в Вифлееме Бога и Сына Божия, которые сделали явным укрывающагося в яслях Господа всего, которые указали на сидящаго в тесной пещере, как на Бога! Неохотно и против своей воли они сделались благодетелями. Хорошо поступают, но нечестиво, вопреки желаниям, поскольку, когда одни скрывали, другие, хотя и не веруя, открыли. Видишь, как несведущие учители учат тому, чего не знают? От голода погибают, а других питают. Жаждут, а другим подают питье. Приступите ныне и будем с радостью праздновать ежегодный праздник. Законы празднования новые, поскольку дивны также и образы рождения.
18. В этот день великаго праздника разрешены узы: сатана посрамлен, демоны – все обращены в бегство, смертоносная смерть изменена в жизнь, рай открыт разбойнику, проклятия превращены в благословения, все грехи упразднились, лукавство изгнано, истина пришла, речи, исполненные благоговения к Богу, распространились по вселенной, посеяны чистые нравы, добродетель пересажена на земле, ангелы вошли в общение с людьми, и люди получили дерзновение говорить с ангелами. Зачем и по какой причине это совершилось? Потому что Бог пришел в мир и потому что люди вознесены на небо. Совершилось смешение всего: Бог всецело приходит на землю и однако своим естеством всецело пребыл на небесах, даже тогда, когда весь на земле. Был Богом и соделался человеком, никоим образом не отрекаясь быть Богом; так как Он был Словом и так как невозможно было Ему подвергаться мучениям, то Он соделался плотью и претерпел муки. Не Богом соделался, потому что уже был Им по естеству, но соделался плотью, чтобы телесное могло видеть Его. Кого не видят небожители, Сему ясли предоставили обиталище; когда Он пришел, все умолкло пред Ним. Зачем же положен был в яслях, если не для того, чтобы Тот, Кто все питает, извлекал Себе младенческую пищу из девственных сосцов? Зачем Отец будущаго ссет молоко из сосцов, если не для того, чтобы благословить брак?
19. В этот великий день приходят волхвы, которые отвергши грубое и жестокое господство, удалились от [созерцания] славы небес, так как постигли, при руководстве сияющей звезды, что пришел Господь, чтобы освободить все твари. «Господь, восседающий на облаке легком, телом своим входящий в Египет« (Ис. 19, 1), виден был изгнанным от Ирода, но по истине исполнил пророчество Исаии, который говорит: »в тот день дом Израилев будет третьим» (Ис. 19, 24); Ассирийцы поставлены первыми по порядку и сделались первородными, поскольку они прежде всех поклонились чрез волхвов только что родившемуся царю; и Египтяне поставлены с Ассириянами, поскольку они видели того же (царя), вынужденнаго к бегству человекоубийцей Иродом. Встретили и приняли Его потом от дома Иерусалима, во множестве. Ибо когда Он (Христос) возвратился с Иордана, то в лице апостолов они приступили к Нему и признали Его. Иисус вошел в Египет, потрясая и низвергая египетских идолов, и, конечно, не напрасно, поскольку Сам Он заключил врата Египтян, погубивши первородных. По этой причине ныне вошел Первородный, чтобы уничтожить печаль и горькую скорбь и чтобы, уничтожая смерть первородных, призвать их к жизни. Далее, что Христос называется первородным, об этом свидетельствует Евангелист Лука, который говорит: «и родила Сына cвоего Первенца и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице» (Лук. 2, 7). Волхвы вошли (в пещеру), без всякаго наперед принятаго решения, и она сделалась для них святым храмом. Бог вошел в Египет, чтобы, вместо древней скорби, принести радость, и, вместо мрака, разлить свет спасения.
20. Испорченная и отвратительная была вода Нила, когда дети преждевременною смертью были убиты в ней. Явно вошел в Египет Тот, Кто тогда претворил воды в кровь и сделал их рекой воды спасительнаго рождения, очищая скверны и преступления силою Святаго Духа. Египтяне потерпели наказание, потому что обольщенные отреклись от Бога. Иисус вошел в Египет и там посеял благоговение к Богу, чтобы отвращая души Египтян от заблуждения, сделать их любезными Богу. Воды реки Он сделал достойными того, чтобы оне могли, подобно короне, увенчать Его главу.
21. Но не будем растягивать речи, а сплетая сущность ея и как бы перечень глав, спросим, каким образом Слово, неспособное к страданиям, соделалось плотью и было видимым, оставаясь тем же самым по своему божественному естеству?
Но что реку или что возлаголю? Ибо вижу плотника и ясли, Младенца и Деву-родительницу, лишенную всего, подавленную бедностью и нуждою. И теперь внимай, до какой крайней бедности ниспало величие Божие. «Слово ради нас сделалось бедным, будучи богатым» (2Кор. 8, 9). Ибо оно было положено не на ложе и на подушках, но на вретищах. О бедность, источник всецелаго возвышения! О нужда, обретающая сокровище! Является бедным и бедных преисполняет богатств! Лежит в яслях безсловесных и словом приводит в движение вселенную! Пеленами повивается, с улыбкою, и узы грехов сокрушает Тот, Кто, [говоря] одним словом, воззвал к своему почитанию вселенную.
22. Что реку или что возглаголю? Вижу младенца. повитаго пеленами и положеннаго в яслях; Мария, вместе дева и мать, стоит служа с Иосифом, о котором говорили, что он – муж ея. Ибо он назывался мужем и она называлась женой, именами, конечно, свойственными супружеству, но только на словах, а не на деле. Ибо она была обручена Иосифу, но ее сохранил для Себя Дух Святый, по сказанному Евангелистом: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышняго осенит Тебя», так как то, что родится от Тебя, святое и от небеснаго семени (Лук. 1, 35). Не смел говорить Иосиф, поскольку был праведен, и не хотел позорить Деву. Не смел ни верить преступлению, ни произносить относительно святой Девы дурные слова. Имеющаго родиться сына не старался назвать своим, потому что знал, что он не от него.
23. Итак, пока относительно сего сначала он пребывал в недоумении, он не понимал, кто был младенец; когда, далее, он размышлял об этом с самим собою, ему послано было небесное видение. Ибо явился ему ангел, который приступивши успокоил его, говоря: «не бойся Иосиф сын Давидов; ибо что имеет родиться от Девы Марии, святое и наречется Сыном Всевышняго» (Матф. 1, 20–21). То есть: «Дух Святый найдет на непорочную Деву и осенит её сила Всевышняго» (Лук. 1, 35). По этой причине Он воистину родится от Девы, девство которой сохранит невредимым. Поскольку же первая дева пала, обольщенная сатаной, то Деве Марии Он дал вестника в лице Гавриила, чтобы дева сделалась подобной деве и рождение рождению. Обманутая лестью, Ева произнесла смертоносные речи, а Мария, принявши вестника, родила воплощенное и животворящее Слово. За речи Евы Адам был извержен из рая. Слово же (рожденное) от Девы открыло крест, которым разбойник вошел в рай Адамов. И поскольку ни язычники, ни иудеи, ни первосвященники не веровали, что от Бога рожден сын без болезни и без мужа, то по этой причине Он ныне рождается в теле, способном к перенесению страданий, сохраняя непорочным тело (Девы). Явил же Свое могущество, чтобы показать, что как Он родился от Девы, при чем девство Девы осталось ненарушенным, так Он родился от Бога без какого-либо насилия и болезни, или страдания, или повреждения, и сущность Божества пребыла неприкосновенною, когда Бог от Бога родился. Но поскольку люди оставили Бога, чтобы вместо Него почитать раскрашенные изображения людей, то Бог Слово воспринял образ человека, чтобы, изгоняя заблуждение и возстановляя истину, предать забвению то презренное богопочитание и приобрести Себе честь, должную Богу, поскольку Ему подобает слава и поклонение во веки веков. Аминь.
* * *
Т. е., очевидно, не по Своему божественному естеству.