Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана
I. Досточестный Стефан как признан был достойным дивного сияния божественной славы, созерцания и радости, так прославленный и исполненный благ, именно светоносным излиянием даров Святаго Духа, возвышен подвигоположником Христом и увенчанный сидит превыше верховных апостолов, поскольку он был первым и первородным из мучеников. Он возвышался своею дивною чистотою как тела, так и души, и не только чистотою, но и превосходным украшением своей крепкой веры, лучше которой не было ничего. Теперь я снова буду говорить о преславных деяниях, которые он совершил и посредством которых, сокрушая врага правды и противника всего доброго, наполняет святую кафолическую церковь благоуханием веры и покаяния.
II. Стефан – первый пример мучеников и вождь девственников в трудном состязании против врага человеческого! Стефан – начало борьбы апостолов и для всех святых и праведных причина царствования со Христом Богом в бесконечные века! Стефан, которому некогда вверено было попечение о вдовах и служение, как диакону возвышенной благодати, теперь, сопричисленный к воинству духов, не только как слуга вчиняется в лики ангелов, но сделался причастником того же царства со Христом, с неизреченною радостью поднимает главу в возвышенном сиянии славы, как равными муками соделавшийся подобным самому Христу и как прежде всех мучеников увенчанный! Стефан, который некогда вне врат земного Иерусалима убит был как свидетель истины, теперь, в вечном блаженстве, украшенный высочайшими и бесконечными радостями, прославляется всеми ангельскими силами! Прославлять его подвиг есть откровение, даже более – только назвать его подвиг есть проповедь между ангелами и у людей! Ибо имя Стефана на еврейском языке значит венец: венец правды, которым его увенчала мать 1 . Он увенчан был иудеями и принесен [в жертву] за церковь язычников, поскольку, когда увенчали его завистливые богоубийцы, враги христианского благочестия, они невольно принесли его [в жертву], как посредника надежды и жизни в пользу церкви из язычников. У иудеев, конечно, была причина для ревности и зависти, у церкви же – для прославления и отрады. Он первый убивается местью того врага, который от начала был человекоубийцей, но сиянием веры он сделался надежным мечом кафолической церкви. Убили его, как совершающего дело благоговения ко Христу, и по силе Святаго Духа, которая в нем пребывает, он венец радости для народа нового во Христе. Поспешили изъять его из среды [живых] надеющиеся уничтожить проповедь веры, но Стефан сделался могучей стеной церкви, камнем несокрушимым волнами и вратами для всех почитающих Христа, дерзновенно моля виновника жизни, да дарует спасение и надежду жизни всем чтущим Христа, силою креста, обагренного кровью Христа.
III. Стефан – первое семя пророческого Духа и древо апостольской благодати, сопровождаемое всякими молитвами! Приятный плод радости церкви из язычников! Стефан – ученик апостолов, но учитель мучеников и ликование кафолической церкви! Стефан – подобие прекраснейшей розы, цветущей среди терновиков иудейского народа и вставленной в тиаре венца небесного Жениха! Изгнанный за врата [города] в мир, он предал самого себя властелину мира, дракону, украшенному многими головами и чешуею, погибели, смерти, всем мукам; но таким образом он сделался во всем подобным Спасителю всех, кроткому, благому, тому непорочному Агнцу, который подъял грехи мира и который как овца пришел на заклание 2 . Во время смерти он молился за побивающих его камнями врагов истины, говоря: Господи, не вмени им греха сего 3 , и воззревши на небеса, куда спешил достигнуть, ставши на колена, сказал: Господи Иисусе, прими дух мой4, и после того, как будто с удовольствием принявши воздаяние, испустил дух свой. Когда уснул во Христе, перенесенный от смерти к жизни вышнего мира и обвитый преблаженным сиянием божественной славы, блистая, подобно солнцу, дивным светом, жизнью почивших праведников, приложился к душам древних патриархов, где, в царстве небесного Иерусалима, сделавшись причиною радости для ангелов и для всех верующих во Христа начатком награды, держит скипетр.
IV. Стефан, которого, как глашатая благочестия, чтобы подавить Евангелие, стремились изъять из среды [живых], подражая деяниям богоубийц, теперь поставлен в высшей чести, между ангельскими чинами, с Павлом и со Святым святых царствует в обителях вышнего царства, радуясь и ликуя со всеми святыми в бесконечные века!
Стефан, как неподвижный фундаменте и непоколебимое основание, предпоставлен в церкви кафолической не только по своей дивной доблести и непобедимому духу, проявленному им, когда он, с надеждою на небесную помощь, поборал врага правды, но также и тогда, когда исполненным богословия опровержением тех, которые по зависти восставали на Бога, и обличением иудеев, которое имел пред синедрионом, он, просвещаемый светом благодати Святаго Духа, чрез подъятые в борьбе за Христа труды, явился для жаждущих жизни виною никогда неувядающего венца. Стефан – венец приятности рукою Господнею, и диадема царства, рукою Божиею избранная! Поэтому драгоценная, как бисер, или блестящая, как жемчуг, она вставляется в тиару Царя славы, поднимается из глубины бесчисленных испытаний бурного мира и сопричисляется к украшению вышнего Иерусалима.
V. Стефан по [своим] мукам и терпению первый явился подобным Спасителю, на подобие Иова. Он подражал Ему в кротости и невинности, молясь и говоря: Господи, не вмени им в грех 5 . Плодом молитвы его, между прочим, было спасение и призвание Павла, и не только это, но (и спасение и призвание) рассеянных народов, чрез сообщенное всем прошение и чрез венец, дарованный прежде всего тем, которые измученные умерли за Христа. Чрез него толпы вдов, по вере во Христа, получили от веры утешение; полки святых, возвышенные в своем желании, возрадовались в церкви, наслаждаясь сиянием благодати Святаго Духа.
VI. Таким образом, все добродетели, на подобие света и соединенной с ним красоты, при содействии божественной руки, блистают, и толпы всех мучеников в надежде на первоначальную духовную красоту увенчаны дивным сиянием.
Удостоенные чрез Стефана апостольской чести радуются священники. От него и с ним получили начало диаконы, как причастники его диаконства и с ним поставленные слугами Слова жизни вместе с священниками, но ниже священнического достоинства.
Чрез него церкви сияют, верные умножаются и ангелы, празднуя с людьми праздничные дни, воссылают к небесам небесному Отцу приятное пение и мелодии разных гимнов. Чрез него радуются чины мучеников и ликуют сонмы святых.
VII. Ныне открываются светлые скинии, чтобы принять в своих обителях ревностно стремящихся в высшей жизни. Сатана со стыдом удаляется. Потрясенные и устрашенные демоны приходят в отчаяние! Заклейменные бесславием и ужасным стыдом еретики убегают. А благочестивые верные, прославляя Бога, с ангелами совершают праздник.
Посему, достигши столь высокой степени славы, великий первомученик признан был от Всесвятаго Духа достойным светлейшей высоты божественного сокровища, и так над всем, как сказано, возвышен, что простым умом видел славу Божию. Видел, конечно, Иисуса и великий между апостолами, но по образу тела Адамова; первый же из мучеников Стефан (видел Иисуса) преображенного и возвышенного до славы Божества, поскольку видел Его преображенного, сидящего одесную Всевышнего: грубого изменившегося в утонченного, смертного в бессмертного, тленного в нетленного, перстного в духовного, влажного в огненного, земного в небесного, когда Он проник в высоту вышнего мира, где снова удостоивается высочайшей чести одесную Отца светов. Бог устроил храм света, поставивши над всеми, как чувственными, так и духовными тварями смертного человека.
VIII. Итак, тогда от всей кафолической церкви, чрез неусыпную ревность и неотлучную от Бога любовь, как сказано, он ушел духом к первому небу и в месте духов упокоился. Если бы кто после этого захотел вспомнить боголюбезные и светом Христовым облитые лики младенцев, которых убили в Вифлееме иудейском, то никто не возражал бы [против этого], поскольку поистине за Христа и во Христе умерли первородные из мучеников и первые мученики за истину. Вместе с тем они являются вождями святых и праведных, которые произошли из нового народа, поскольку они проникли на небеса прежде рождения миру спасения чрез крест. Но бессмертная и нетленная жизнь начала процветать в мире чрез крест, и потому они, насильственно умерщвленные, положены были среди на век уснувших, пока солнце правды пошлет туда лучи божественного света. Что это, далее, так, научись от величайшего между рожденными женами, от Иоанна Крестителя, который уже пред самою смертью говорил Христу: Ты ли грядый, или нам ожидать другого 6 ? Здесь совершенно ясно, что дело идет о преисподней (куда Христос намерен был идти) для совершения спасения тех. А если Иоанн мог говорить это о себе самом и о восхождении праведных, которые предшествовали ему, то насколько более можно говорить это о младенцах, которых, хотя они были невинны, убил Ирод! Почему, раскрывая эту мысль, немного после Спаситель сказал: Истинно, одно говорю вам, что из стоящих здесь есть некоторые, кои не вкусят смерти, прежде чем увидят царство небесное 7 . Но, говоря о царствии Божием, Он не разумеет ничего иного, как Свое воскресение, которое для всех святых имело быть залогом всеобщего воскресения и нетления. А что Христос сказал: не вкусят, смерти, то этим Он разумел не разрушение настоящего тела, а схождение во ад после освобождения душ святых, совершенного крестом.
IX. И теперь, как Христос возвышен до небес и с тем же телом, сидя одесную славы Божией, для всех сделался образцом всеобщего воскресения, бессмертия и нетления; так и души праведных, которые со Христом воскресли и которые стремились к небу, конечно, не по телу, но по духу должны почитаться образцами для всех праведных, которые во Христе сделались великими или в Ветхом, или в Новом Завете. Откуда ясно, что все души, последовавшие заповедям и воле Господа, после исхода не погружаются в преисподнюю, но устремляются к небу, где, благоговея пред возвышенной славой, приобщаются к свету живых и полагаются среди ангелов и душ святых.
Заступничеством также и сего первомученика очищенный воздух сияет, освещенные облака посылают росу, обильные дожди щедрыми излияниями орошают земные поля, земля украшается и насаждения, произрастая, приносят приятные благоухания цветов и приятность плодов, служа радости и наслаждению всех живущих. Отверстыя вверху небеса вливают во всех грешников дерзновение к Богу спасением, надеждой покаяния, освобождением от греха и надеждой жизни во век.
X. Адам, первый человек, был началом тварей Божиих; Ной – второй отец мира и изобретатель возделывания полей; Авраам – таинство спасения и первый из патриархов; Моисей – основатель закона, глава пророков и вождь в землю обетований; Давид – пророк Божий, начинатель царства израильского; Петр – вождь апостолов и камень веры кафолической церкви; Дионисий – первый епископ Афин, венчанный среди мучеников; блаженная Фекла – девственного воинства апостол и первомученица. Таким образом, между возвышенными увенчанными, Стефан был первый, после страданий Бога богов, жаждущий распятия, и поэтому он первый увенчан и сделался и назван началом мучеников кафолической церкви; одетый светлым сиянием, на подобие звезды, блистающей божественным светом, он сияет между светилами, своим разлитым светом приводя рассеянных сынов Божиих от мрака идолослужения к свету, и располагая их среди множества ангелов, чтобы они получили наследие со всеми святыми вышнего Иерусалима, то есть, с воинством мучеников которые имели часть в страданиях Христовых, и со всеми верными, которые по-истине возлюбили Бога. Будем и мы молить Стефана, чтобы, с духом мудрости и страха и с спасением, даровал (нам) по благодати получить часть в наследии, и чтобы, избегая дурной славы, и те, которые следуют нечестивым и богопротивным таинствам, вместе с нами, с радостною ревностью о благочестивой и православной вере, сделались достойными воздавать славу Отцу, Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, во веки веков. Аминь.
* * *