Источник

Дни поминовения умерших

Как в день субботный, преимущественно пред прочими днями, совершается в Церкви Православной поминовение умерших в вере, так некоторые из суббот и некоторые иные дни отличаются особенно торжественным поминовением усопших. Так в 1548 году в 21 день июня совершалось в Православной Всероссийской Церкви поминовение всех умерших в Православии742. Таковые дни обыкновенно называются Родительскими. В оные Церковь призывает нас молиться не только о родных, друзьях и знакомых, но и о всех вообще, умерших в надежде воскресения и жизни вечной.

Все дни поминовения усопших православных христиан можно разделить на дни поминовения новопреставльшихся и дни поминовения ежегодные и постоянные, которые можно разделить на вселенские и местные.

Дни поминовения новопреставльшихся

Православная Христианская Церковь от самой глубокой древности сохраняет благочестивый обычай поминать умерших преимущественно в третий, в девятый, двадцатый, сороковый день, также по прошествии года, в день смерти.

Поминовение новопреставльшихся в известные дни Прав. Церковь соблюдает по примеру Церкви ветхозаветной, в которой для поминовения и оплакивания усошпих назначались три, седмь и тридцать дней после ихъ кончины (Числ.19:11–12;20:29. Втор.34:8. 1Цар.31:13. Сир.22:11). Сия же вся писана быша в научение наше (1Кор.10:11). Кроме того, поминовение умерших, соблюдаемое Прав. Церковью, имеет отношение ко многим весьма важным событиям в царстве благодати, например – к тридневной смерти Первенца из мертвых и к сорокадневному пребыванию Его с Апостолами по воскресении. В постановлениях Апостольских говорится: «над умершими да празднуется день третий ради воскресшаго в третий день Спасителя»743. "Девятины совершаем, говорит Св. Церковь, духовное таинство в том с известным и разумным вниманием сохраняя, сиречь: просим Господа Бога, да преставльшагося душа, молитвами и ходатайством девяти Ангельских ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится, – по воскресении же и блаженства тех же Ангел и сожительства вкупе их да сподобится»744. Двадцатый день вероятно наблюдают прав. христиане для поминовения умерших, как половину четыредесяти двей; а четыредесятый – по священной важности этого дня. «Четыредесять дней всемирный потоп пребысть. О умершем Иакове ветхозаветном говорит Писание: погребоша погребатели Израиля и скончася ему четыредесять дней: так бо считаются дние погребения. Моисей прежде, нежели восприял скрижали закона Божия, пребысть на горе пред Господем дний четыредесять. Илия четыредесять дний идяще до горы Божия Хорив: четыредесять дней жена по рождении очищается: Христос Бог наш постился четыредесять дней в пустыне и по воскресении Своем столько же дней на земле пребыл с ученики Своими, уверяя их в Своем воскресении: четыредесять дней поста святая предаде нам Церковь, мати наша, к очищению от всяких нечистот». Таким образом, св. Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией, и как Спаситель наш победил дивола постом сорокадневным: так и умерший сорокадневными молитвами утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает престола Божия, где обитают души праведных745.

В Христианской Церкви начало благочестивого обычая поминать умерших восходит к первым ее временам. Во II веке были замечаемы и празднуемы дни рождения, т. е. страдания и смерти мучеников746. Первенствующие христиане особенно заботились и о всех вообще умерших747. Определенные дни поминовений существовали во времена Апостольские. Так в Апостольских постановлениях, собранных не позже III века, говорится: «да празднуется день третий в псалмах, чтении и молитвах ради воскресшаго в третий день Спасителя; – девятый в воспоминание живых и умерших; сороковый – по древнему закону, по примеру Израильтян, плакавших над Моисеем, в продолжение 40 дней, – и также годичный в память самого усопшаго»748. Указание на все сии дни поминовения находим в IV веке у многих отцев и писателей церковных. Св. Ефрем Сирианин, в завещании своем, просил учеников своих совершить над ним, по смерти его, все обычные церковные молитвы, и особенно поминовение в сороковый день. «Приближтесь ко мне, братие, говорит он, приближтесь и приготовьте меня к смерти; дух мой крепко оскудевает. Напутствуйте меня псалмопениями и молитвами вашими; приношения же обычныя о малости моей творить благоизволите: и когда исполнится четыредесятница, сотворите мою память». А св. Афанасий Великий в слове своем о умерших говорит о поминовении вообще и в частности указывает на годичное749. О годичном же упоминает и Григорий Богослов, в похвальном слове брату своему Кесарию750. Исидор Пелусиот751, живший в V веке, и Юстиниан752 в IV веке, кроме сороковаго и годичнаго, упоминают о днях третьем и девятом. Преподобный Иоанн Дамаскин, принадлежащий VIII веку, собрав свидетельства всех отцев, до него бывших, не только исчисляет все известные нам дни поминовений, но учреждение обычая поминать возводит к временам Апостолов. «Не всуе, говорит он, святая, соборная, Апостольская Церковь сие от самих Апостолов содержит предание, яко да в третий, девятый и четыредесятый день и в годичное время умершаго бывает воспоминание»753.

Примеч. Обычай поминать усопших в определенные дни существовал и в церквах западных, как это видно из свидетельств Тертуллиана, Киприана и других. Но он не был в таком общем употреблении, как на Востоке. Иоанн Котелерий, в замечаниях своих на дни поминовений, приводит мнения Амвросия, Августина и других западных отцов: но утверждает, что церквам Латинским мало были известны дни христианских поминовений, строго сохраняемых на Востоке754. Вообще обычай наблюдать дни для поминовения усопших в Православной Христианской Церкви, от начала установления его до наших времен, переходя из рода в род, из века в век, постоянно был одинаков. Всегда, в память усопших, совершалась Божественная литургия, приносилась о них великая умилостивительная жертва, читались псалмы, и, в сии дни, из любви к своим покойникам, многие усугубляли и усугубляют пожертвования в храмы, в помощь бедным и нуждающимся братиям и т. и.

Дни поминовения ежегодные

Вселенские Родительские Субботы

Вселенскими родительскими субботами можно назвать те, которые указаны уставом Вселенской Церкви. Дни общего поминовения были издревле. Бл. Августин указывает на творение памяти многим усопшим755. В кругу священного года Прав. Церкви дни общего поминовения суть: субботы Мясопустная, Троицкая субботы вторая, третия и четвертая седмицы св. Четыредесятницы. Преимущественно же Вселенскими родительскими субботами можно назвать две первые, потому что в оные православные христиане, по древнему обычаю, наипаче стекаются на кладбища для торжественнейшего поминовения умерших.

Суббота Мясопустная

Первая Вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице756. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере – праотец, отец и братий наших, от всякаго рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшия снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молнии и измерзшия мразом: яже уби мечь, конь совосхити: яже удави пливеа или персть посыпа: яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления – всех внезапно умерших и оставшихся без узаконеннаго погребения»757.

Основание установления творить поминовение умерших в субботу мясопустную – заключается в воспоминании второго Христова пришествия, совершаемом в воскресный день мясупустной седмицы. Накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, Церковь, яко матерь, предстательствует о всех усопших в благоверии, умоляя праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния758. Притом, приближая нас к духовным подвигам св. Четыредесятницы, пред начатием коих, по внушению св. Евангелия (Мф.5:23; 6:14–15), вам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми и живущими и умершими759, Церковь установлением поминовения умерших – в субботу мясопустную содействует нам также в исполнении нашего священного долга к ближним умершим. С седмицы сыропустной верующие по внушению Церкви взаимно прощаются и примиряются – пред подвигами Четыредесятницы: так в субботу мясопустную, торжественно совершая и в следующие дни продолжая совершать память усопших своих, верующие вступают с ними в ближайший союз христианской любви, особенно приличной постящимся, говеющим и причащающимся.

Установление Вселенской родительской субботы пред неделею мясопустною относится к первым временам христианства. Ибо в синаксаре, положенном в эту субботу, говорится, что Божественные отцы узаконили творить в этот день память всех усопших в вере, «от священных Апостолов приемше». Это свидетельство синаксаря подтверждается также Уставом Церкви на основании древнейшего предания, изложенным в V веке от преподобного Саввы Освященного, и обыкновением древних христиан, письменно сохранившимся до нас из ΙV века, – обыкновением стекаться в определенные Церковию дни на кладбища для поминовения умерших760, так как и ныне православные христиане в родительские субботы приходят на гробы ближних, для христианского поминовения их.

В VIII веке св. Иоанн Дамаскин, в IX Феодор Студит и Феофан Начертанный предали Церкви многие стихиры, называемые в Уставе покойными, которые ныне при поминовении умерших произносятся Церковию.

Суббота Троицкая

Вторая Вселенская родительская суббота бывает накануне дня Пресв. Троицы и обыкновенно называется Троицкою. Как первая Вселенская родительская суббота положена за неделю до св. Четыредесятницы, так вторая упреждает неделею пост Апостольский.

В Субботу Троицкую пред неделею Пятидесятницы Церковь призывает нас со времен Апостольских совершать поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец и братий наших, потому что в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительно-совершительною силою животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается на живущих и умерших. Ибо Господь Спаситель, «во ад сошедый и вереи вечныя сокрушивый», явился великим помощником всем грешникам. Посему Церковь в субботу пред Пятидесятницею, представляющею первый день открывшегося во всей силе Царства Христова, и по выражению Церкви, изряднее призывающею нас к молитвам «о своих грехах и о людских неведениях», ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь о искуплении живых – «возвратить пленение душ их, приносит молитвенныя очищения» и о душах прежде усопших и просит упокоить их на месте прохлаждения, «яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе: но мы живии благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о душах их»761.

Начало установления Троицкой родительской вселенской субботы относится также к древним временам христианства. Как об установлении мясопустной родительской субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных Апостолов», так должно сказать и о происхождении Троицкой родительской субботы. В словах Ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминать умерших – в Пятидесятницу; ибо Апостол говорит о воскресшем Спасителе, Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя, – расторгнув узы смерти (Деян.2:24). Равно и в Постановлениях Апостольских есть указание на основание древнего обычая поминать умерших во дни Пятидесятницы. Там говорится, что Апостолы, исполнясь Св. Духа в Пятидесятницу, проповедали Иудеям и язычникам Иисуса Христом Божиим, Судиею живых и мертвых762. В IV веке Василий Великий в молитвах своих, ныне читаемых в Пятидесятницу, присоединил и моление об усопших в вере братиях. В одной из сих молитв он говорит: «упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

Родительские Субботы II, III и IV седмицы Четыредесятницы

Кроме поминовения усопших, совершаемого в субботу мясопустную и Троицкую, Церковь творит его также в субботы II, III и IV седмицы св. Четыредесятницы. Вводя нас пред Великим постом в теснейший союз христианской любви со всеми членами своими – со святыми, живущими и умершими763, Церковь особенно продолжает и утверждает этот союз для нас среди самых подвигов благодатного освящения. Посему и во время Четыредесятницы непрестанно и преимущественно ободряя и утешая верующих призыванием, предстательством и примером святых, побуждая на дела благотворения ближним, на земле живущим – алчущим из них дать хлеб и разрешить всякий союз неправды, Церковь также обязует нас особенно во дни великого поста совершать молитвенные благотворные поминовения и по отшедших от настоящей жизни. Для сего назначены поминовения в субботы II, III и IV седмицы Четыредесятницы. Преимущественно руководствуя нас в продолжение Великого поста к примирению и единению с Богом и святыми, Церковь в сии субботные дни благовременно руководствует нас также к прилежнейшему молитвенному предстательству и об оставлении «прегрешений вольных и невольных верою преставльшимся человекам» и о вечном их упокоении со святыми764. Такое молитвенное предстательство Церкви в св. Четыредесятницу есть одно из дел христианского благотворения, каких она, ожидая от нас всегда, требует особенно во дни Четыредесятницы, когда наиболее должны мы быть в любви и мире со всеми и являть достойные плоды покаяния и примирения с Богом.

Кроме того поминовение умерших во II, III и IV субботы Четыредесятницы назначено Церковью и в восполнение обычного всегдашнего поминовения умерших, какое бывает непрерывно вне великого поста. Вне св. Четыредесятницы обыкновенно совершаются ежедневно поминовения умерших, так называемые сорокоусты и другие добровольные поминовения. Но в великий пост сии непрерывные поминовения при Богослужении не совершаются, потому что они особенно соединены с совершением полной литургии или бескровной жертвы, которая в Четыредесятницу не бывает ежедневно. Посему, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, особенно в Четыредесятницу, постановлено во время Великого поста, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды вселенские поминовения в субботы II, III и IV седмицы, и именно в сии субботы, потому что прочие субботы посвящены особенным празднованиям, – первая – Феодору Тирону, пятая – для похвалы Богоматери, шестая – воскресению Лазаря.

Родительские дни местные

К родительским вселенским субботам Церковь присоединила некоторые иные дни для поминовения преставльшихся в вере, в кои совершаются панихиды не вселенские, а местные. Одни из сих дней назначены для поминовения всех в вере преставльшихся православных христиан; другие преимущественно для поминовения православных воинов, за веру и отечество во брани убиенных; третьи для поминовения преставльшихся царского дома.

Радоница

Из панихид не вселенских одна совершается после праздника Пасхи во вторник, а инде и в понедельник Фоминой недели765. Поминовение усопших в этот день творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых, разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость коего возвестил умершим и Сам Господь наш, сошед во ад проповедать победу над смертью (1Пет.3:18–19). Воспоминание этого искупительного схождения Господа во ад Церковь обновляет в неделю Антипасхи или Новую766. От великой духовной радости, с которою Церковь привѣтствѵет отшедших от мира и принявших уже радостную весть от Самого Господа, сходившего во ад проповедовать Евангелие, можно произвести и название радуница или радоница, которое дают поминовению усопших, совершаемому в понедельник и вторник Фоминой недели767. Впрочем, это поминовение приличествует более вторнику. Ибо по уставу Церкви непрерывное поминовение умерших, отложенное в великие дни седмиц Страстной и Светлой, постановлено начинать со вторника седмицы Фоминой768. Так в реэстре о бываемых повсегодно в разных месяцах и числах поминовениях по лицам царского дома, напечатанном в Москве 1826 года, говорится: «по которым же из оных персон память случается между субботы Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю Ваий, и на Страстной и Светлой седмицах, но таковых поминовение чинить на Фоминой неделе во вторник». Таким образом совершение Радоницы, приличное воспоминаниям Церкви, должно быть и есть вместе начатие обычного и постоянного моления ее об умерших, после великих седмиц Страстной и Пасхальной, в кои и по субботам, как это бывает в св. Четыредесятницу, не совершается поминовения.

Поминовение усопших после Пасхи совершается верующими с древних времен, как можно заключать из слов св. Амвросия Медиоланского и св. Иоанна Златоустого. «Достойно и праведно есть, братия, говорит св. Амвросий, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со св. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня». Слова Амвросия хотя относятся к памяти св. мучеников, но они могут быть приведены в доказательство и древности нашего православного обыкновения совершать память усопших после Пасхи в понедельник или вторник Фоминой недели. Ибо начало торжественного поминовения усопших в вере положено в новозаветной Церкви благочестивым обыкновением творить память мучеников, среди коих погребали древле и прочих умерших769. Древле христиане ходили на гробы св. мучеников и других умерших так же, как и ныне православные христиане стекаются на кладбища усопших своих770. Святой же Иоанн Златоуст на поминовение умерших, совершаемое ныне Православною Церковью во вторник Фоминой недели, весьма ясно указует в беседе своей о названии кладбища и о кресте. «Для чего отцы наши, вопрошает святитель, оставив молитвенные домы в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на сем именно месте? поскольку, отвечает Златоуст, сегодня Иисус Христос сошел к мертвым, потому здесь и собираемся мы, – потому и самое место сие названо кладбищем».

Дни поминовения православных воинов, за веру и отечество во брани живот свой положивших.

Церковь совершает поминовение воинов, за веру и отечество во брани убиенных, с древнейших времен. Иуда Маккавей за 170 лет до Р. X. принес жертву за умерших воинов (2Макк.12:38–46). В Церкви Православной Всероссийский начало особенного поминовения православных воинов положено ранее 1689 года771.

Дни, назначенные Церковью преимущественно для поминовения православных воинов, за веру и отечество живот свой во брани положивших, суть: день Усекновения Предтечи, 29 августа, и Суббота Димитриевския пред 26 днем октября.

Поминовение православных воинов в 29 день августа

В этот день Церковь, воспоминая Усекновение главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, говорит, что «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня есть приличнейший для принесения в оный всеобщей Богу молитвы и о подобно положивших живот свой за веру и отечество»772. Поминовение их в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлено Церковью в 1769 году773, при императрице Екатерине II, во время войны с Турками и Поляками.

Поминовение православных воинов в Субботу Дмитриевскую

Поминовение умерших православных воинов в Субботу Димитриевскую пред 26 днем октября установлено Церковью в XIV столетии. Димитрий Иоаннович Донский, родившийся 26 октября, по одержании славной победы над Мамаемъ на Куликовом поле в 1380 году 8 сентября, путешествовал в Московскую обитель Живоначальныя Троицы, к преподобному Сергию, игумену этой обители, из которой были и пали на брани два инока Александр Пересвет и Ослабя, и, совершив там поминовение убиенных воинов, предложил Церкви творить сие поминовение ежегодно в Субботу Дмитриевскую774. С того времени эта суббота причислена Церковью к родительским. Впрочем в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, творят память не только православных воинов, за веру и отечество живоъ свой во брани положивших, но купно с ними и всех вообще усопших своих.

Дни поминовения умерших православных лиц Царского дома

Список ежегодно в известные дни поминаемых преставившихся Российских царей и цариц, императоров и императриц, и прочих лиц царского семейства начинается с валкого князя и царя Иоанна Васильевича Грозного, в 1584 году умершего. В 1548 году 21 июня великий князь и царь Иоанн Васильевич, по благословению Макария, митрополита Московского, установил «общую память благоверным князем и боляром и христолюбивому воинству и священническому и иноческому чину и всем православным христианам, и оттоле повеле написати ту память в Соборныя книги»775. Древле в России был особый панихидный приказ. «А ведомо в том приказе поминовение по мертвых прежних Великих Князех и Царех Российских и Царицах и Царевнах и Царевичах: и котораго они прилучатся по ком творити память на Москве и в городех и в монастырех по церквам указы посылаются из того приказу»776.

* * *

742

Археографическ. экспедиц. актов том I, № 219.

743

Кн. VІІІ, гл. XLII.

744

Камень веры о благотвор. преставльшимся.

745

Камень веры о благотвор. преставльшимся.

746

См. выше, кн. I.

747

Тертул. de coron militis, c.3–4.

748

Кн. VIII, гл. XLII.

749

Вопрос XXII.

750

Orat. X.

751

Кн. I, письмо 114.

752

Bingh. tom X, lib. XXIII, c. III, § 19.

753

Камень веры о благотвор. преставльшимся, часть I, гл. 3.

754

Vol. II, lib. VIII, in notis.

755

Confess. кн. VI, гл. 2.

756

О седмице мясопустной см. выше.

757

Служба Церковная в субботу мясопустную и синаксарь в эту субботу.

758

Синаксарь в субботу мясопустную.

759

См. выше, часть IV, о неделе сыропустной.

760

Св. Златоуст в словах LXII и XVIII.

761

Молитва вечерняя в Троицын день.

762

Lib. V, cap. 19.

763

См. выше, кн. II, часть IV.

764

Церковная служба в II, III и IV субботы Четыредесятницы.

765

Воскресное Чтение 1839 года, № 2. Фомин понедельник.

766

См. величание в неделю о Фоме.

767

Название радоница встречается уже в письменных памятниках при Алексее Михайловиче, напр. в 1602 году, см. Дворцовые разряды.

768

См. Церковный Устав в сырную неделю вечера.

769

Ambros. sermo LXXVII. Римск. письма кн. II, письмо X.

770

В 62-м слове св. Златоуста.

771

В 27-й день июня 1689 года именным указом повалено было внести в синодики имена воинов за веру и отечество положивших живот свой на поле брани в Крымском походе, для поминовения в соборных церквах и монастырях. См. в Полн. собрании Закон. Росс. Импер. том III, № 1343.

772

Чин поминовения православных воинов 29-го августа.

773

Киевский месяцеслов 1832 г. 29-го августа.

774

Никоновский список, часть IV. 1830 года.

775

Том I Актов Археогр. Экспедиц. 1836 года, № 219.

776

О России в царствование Алексея Михайловича современное сочинение Григория Котошихина.


Источник: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви / [Соч.] прот. Г.С. Дебольского. - 9-е изд. Т. 1-2. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1894. / Т. 2. – 334 с.

Комментарии для сайта Cackle