Часть VI. Дни седмицы
Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся стати пред Сыном человеческим (Лк.21:36).
Упомянув о Воскресном и первом дне седмицы и о всех неделях683 в продолжение года, теперь по порядку упомянем о Богослужении и в прочие дни седмицы. Дни седмицы, или как в Церковном уставе иногда они называются, дни седмичные, по общепринятому наименованию суть: Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пяток, Суббота. Но в проследовании Богослужения под именем дней седмичных разумеются преимущественно дни простые, т. е. непраздничные684. Они так же посвящены, как и первый день седмицы – каждый особому благоговейному воспоминанию и в каждый из них положена в Церковном Уставе особая Божественная служба.
Назначение дней седмицы, – каждого для особенного священного воспоминания и Богослужения, началось в I веке христианства, при Апостолах. Веровавшии, говорит св. Евангелист Лука, по вся дни терпяще единодушно в церкви. Апостолы по всяже дни в церкви, и в домех не престаяху учаще и блаювествующе Иисуса Христа (Деян.2:46. 5:42). О Богослужении общественном первых христиан во все дни седмицы свидетельствуют также писатели II, III и IV века: Тертуллиан, Ориген, Златоуст и Августин. «У нас, говорит Тертуллиан685, каждый день святится всенародно». Ориген говорил некоторым из своих современников: «вы, кои только в праздничные дни ходите в церковь, скажите, не праздничные ли и прочие дни? не Господни ли также дни? Христианин смотрит на все дни, как на Господни, потому что ежедневно закалается Агнец Божий и все ему причащаются; и вас приглашают ежедневно идти к водам слова Божия и предстоять кладезям его»686. Св. Златоуст говорит, что христиане еженедельно собирались для слушания Писания дважды и трижды687. «Пасха бывает трижды в неделю, и иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим, потому что Пасха не пост, а приношение и жертва, совершаемая всякий раз, как бывает собрание (литургия). И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждый день, одинаково с бывшим в оный субботний день»688. Бл. Августин, свидетельствуя о ежедневном общественном Богослужении древних христиан, пишет: «одни постятся в субботу, а другие нет; инне ежедневно причащаются тела и крови Господа, а некоторые в известные только дни. Инде не проходит ни одного дня без жертвы, а инде приносится жертва только по субботам и воскресеньям»689.
В V веке проследование Богослужения. сохраняемое доселе Восточною Православною Церковью в продолжение седмицы и целого года, изложено было по древнему чиноположению в книге Типикон, или в Церковном Уставе, великим подвижником Иерусалимской обители, преподобным Саввою Освященным, скончавшимся в 530 году690. В начале IX века преподобные Феофан и Иосиф, Григорий Синаит, священноинок Игнатий составили те каноны на дни седмицы, которые ныне в каждый день слышим в честь святых, коим посвящены дни седмицы691.
Впрочем Богослужение седмичных дней много зависит от особенных воспоминаний, которые бывают в эти дни. Чем выше бывает празднество. тем более в нем закрывается Богослужение седмичного дня. В праздники малые оно слышится в прокимнах, канонах, тропарях, светильнах и особенно в отпустах692.
Как в продолжение священного года Церкви Православной представляется круг Богослужения Господу и святым Его, так церковная седмица вкратце повторяет почти тот же круг служения Господу и святым Его. Только честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов Церковь не назначила в седмице особого дня Богослужения, не ограничивая времени почитания Пресвятыя, пречистыя, преблагословенныя и славныя Владычицы вашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая в продолжение седмицы ежедневно прославляется вкупе с Господом и со святыми. Посвящая дни седмицы Господу, пострадавшему, умершему и воскресшему, Ангелам и святым человекам, спасенным девою бесценной крови Его, и наконец заключая седмицу днем покоя, Церковь указует в ее кругу тайну искупления, запечатленного воскресением Христовым, и имеющего плодом своим многочисленный лик святых, наслаждающихся на небеси для праведных.
Сообразно со священным назначением дней седмицы, Христианская Церковь каждому из них дала свое имя, заимствованное из Писания, – от наименования дней творения (Быт.1). Первый день седмицы назвала она Воскресным или Неделею, вторый – Понедельником, т. е. днем по Неделе, или днем, следующим за Неделею, третий – Вторым днем по Неделе, средний – Средою или Середою, т. е. средним днем Недели, четвертый по неделе – Четвертком, пятый – Пятницею или Пятком, шестый – Субботою – Еврейским именем, значит покой. Название седмичных дней, употребляемое Православною Церковью, произошло в древние времена.
Св. Церковь, ежедневно привнося Богу молитвы за вас и таким образом освящая каждый день, сим внушает, чтобы мы, святя первый день недели особенно, и прочие дни считали святыми и совсем не помышляли, что тот или другой день недели для вас счастливее или несчастнее. Св. Иоанн Златоуст, строго осуждая такой разбор дней, говорит: «не слышали ли Апостола глаголющаго: дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас (Гал.4:10–11). Крайне неблагоразумно от одного дня, если он посчастливится, ожидать счастия на целый год, и располагать жизнью своею не по собственному тщанию и желанию, но по течению дней, и не только не благоразумно, но и значит судить по действию диавола. Для тебя счастлив будет во всем год, если в первый день года и каждодневно будешь творить угодное Богу. Несчастлив или счастлив день бывает не по свойству своему, потому что день от дня ничем не разнится, но по нашему небрежению. Если делаешь доброе, и день будет для тебя счастлив; а ежели грешишь, будет зол и несчастлив. Если будешь помышлять о том, чтобы тебе ежедневно с охотою творить молитвы и милостыни, то будет счастлив для тебя целый год. Если же ты, не радя о добродетели, подчинишь все благоразумие свое началам месяцев и числам дней, то будешь неблагополучен. Итак диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах – дням. Если кто верит, что день есть счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, выбросить крушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой»693.
Примечание. О дне воскресном здесь не говорим, потому что об нем сказано было выше694.
Первый день по неделе. Понедельник
Первый день по неделе или Понедельник, посвящен св. Церковию призыванию и прославлению бесплотных св. Ангелов, которые, как первородные (Евр.12:23) и ближайшие к престолу Всевышнего (Апок.8:3–4), занимают первое место в лике святых, после Божией Матери, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим.
При Богослужении в понедельник Церковь прославляет и призывает св. Ангелов, яко служителей Божественныя славы, предстателей наших пред Богом, да «нас прилежно к ним припадающих оградят они кровом крилу невещественныя своея славы»695. В Апостольском чтении, назначенном в понедельник в честь св. Ангелов, Церковь прославляет их вестниками Слова Божия (Евр.2:2–10). В Евангелии же понедельника Ангелы называются жателями при кончине мира (Мф.13:24–30). Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего: послет Сын человеческий Ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненну (Мф.13:40–42)696.
Второй день по неделе. Вторник
После Ангелов св. Церковь в молитвах своих прославляет и призывает пророков, яко древнейших слуг в Божественном вертограде Царства Христова (Мф.21:33–42)697. Впрочем, вторник посвящен Церковию не всем пророкам, но преимущественно честному и славному пророку – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, который после Божией Матери и св. Ангелов, согласно со свидетельством Самого Господа (Мф.11:11), прославляется в Церкви Православной прежде всех св. человеков698. Как во время путешествия царей, говорит св. Златоуст, – те, кои славнее других, идут близ их колесницы: так и Иоанн является пред самым пришествием Христовым. Смотри, как и Сам Господь показал преимущество его: Аминь глаголю вам: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя. Чтобы увариться в достоинстве Иоанна, и если ты хочешь познать оное из самых дел его, то представь его трапезу, образ жизни, и высоту духа. Он жил как: на небе и, возвысившись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, провождая все время в св. песнях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с одним Богом»699.
В Богослужении вторника Предтеча Христов прославляется честнейшим700 и в пророцех пророком701, потому что в струях крестити сподобился Проповеданного и возложить на главу Его десницу свою. С радостию пострадав за истину, Иоанн и сущим во аде благовестил Бога, явившегося плотию.
В Евангелии вторника Церковь благовествует о Предтечевом исповедании Иисуса Христа Сыном Божиим, Который, как говорит Предтеча, взял на Себя грехи мира и первее бе Предтечи. Предтеча узнал Сына Божия по сошествию на Него Св. Духа яко голубя и по особенному откровению Божию (Ин.1:29–34).
В чтении Апостольском во вторник Церковь говорит о искреннем и смиренном исповедании Предтечею – самого себя пред Иисусом Христом (Деян.13:25–38).
Понедельник и вторник, назначенные Церковью – первый для воспоминания бесплотных Сил, а вторый – пророка и Предтечи Господня, в отношении к следующим дням седмицы, в кои воспоминаются Церковью события и лица Нового Завета, – представляют как бы времена ветхозаветные. Ибо, по учению Апостолов, слово Ветхого Завета возвещено Ангелами (Евр.2:2. Деян.7:33, 35. Гал.3:12), и Предтеча, по гласу Писания и Церкви, есть предел пророков и начало Апостолов702: якоже скончаваше Иоанн течение (служение свое), глаголаше: се грядет по мне, Емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу Его (Деян.13:25). Таким образом во вторник, как бы при конце Ветхого Завета, является Предтеча, а за ним – в среду грядет Господь Иисус Христос, Емуже недостоин, как сказал Иоанн сам о себе, разрешити ремень сапогу Его.
Средний день недели. Среда
В Среду Господь наш предан был Иудою Искариотским на страдания и смерть (Мф.26:2, 14–16), и Церковь с Апостольских времен703 посвятила этот день благоговейному воспоминанию предания Господа на страдания и смерть. По свидетельству писателей Церкви, древние христиане собирались в среду во храмы Божии для общественного Богослужения, при котором они молились, пели псалмы, слушали иногда поучения и участвовали в Евхаристии. Тертуллиан свидетельствует, что некоторые из христиан в его время, по глубокому сокрушению о грехах своих, подвергших Господа на добровольные за нас страдания и смерть, в день предания Христова участвуя в общественном Богослужении, не приступали к радостному причащению тела и крови Христовых704. «После утреннего Богослужения в полуденные часы, говорит св. Амвросий о среде, христиане собирались к общественному Богослужению, при котором петы были гимны и совершалась Евхаристия»705 и Среду и Пятницу называет днями стояния706. Св. Епифаний Кипрский говорит, что «Богослужение и совершение литургии в среду произошли от Апостолов»707.
При Кресте Сына Божия стояла Пречистая Его Матерь (Деян.19:25), душу Которой, по предсказанию Симеона Богоприимца, прошло тогда оружие скорби (Лк.2:35); посему в Среду Православная Церковь купно с поклонением Кресту прославляет и Богоматерь, сострадавшую Сыну Своему и Богу нашему. Сии священные песни, в коих соединяется славословие Кресту и Богородице, называются в Уставе церковном Крестобогородичными.
В Евангелии на Литургии в Среду, согласно с Богослужением этого дня, Церковь прославляет Сына Божия и Богоматерь, Коей прославление близко соединяется с прославлением Иисуса Христа. При Кресте Она стояла и сострадала распятому Сыну Своему: при Его же Божественном прославлении прославляется и Она. Даже еще во время проповеди Иисуса Христа слушавшие Божественное учение и видевшие чудеса Его восклицали Господу: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Иисус же Христос ублажает и всех слышащих и хранящих слово Божие (Лк.10:38–42. 11:27–28).
В Апостольском чтении в среду Церковь благовествует о Божестве Иисуса Христа, о Его уничижении и Божественном прославлении по человечеству (Флп.2:5–11).
Четвертый день по неделе. Четверток
Четвертый день по Неделе посвящается Церковью св. Апостолам и св. Николаю, архиепископу Мурликийскому. В Божественном вертограде Церкви Христовой после пророков, – первых его делателей, вторые суть Апостолы. Им Господь по воскресении Своем отдал возделывать виноград Церкви Божией (Мф.21:33–42). Кроме того в четверток Спаситель соединил Апостолов в Сионской горнице и среди сего Богоизбранного лика установил таинство св. Причащения; в четверток же на Елеоне они получили окончательное утверждение в звании всемирных проповедников и учителей (Деян.1:8).
В Богослужении в четверток Церковь прославляет Апостолов вселенскими проповедниками воплощения Сына Божия, обращавшими язычников от лжи, всех просвещающими и научающими почитать Пресв. Троицу708.
Между делателями Божественного вертограда, – преемниками св. Апостолов, особенно почитая великого святителя и чудотворца Николая, Церковь вкупе с ними в четверток прославляет и сего святителя. Она величает его великим началопастырем, который явил в себе всему стаду правило веры, образ кротости и воздержание учителя709.
В Евангелии в четверток седмицы Церковь благовествует о Божественной и чудодейственной власти учить, священнодействовать и управлять, данной св. Апостолам и пастырям от Господа, призвавшего их в Апостольское служение, и свидетельствующей о Божестве Иисуса Христа (Мф.10:1–8).
Чтением Апостольским Церковь, при обилии благодати Свят. Духа, действовавшей в Апостолах, поучительно указует на внешние их лишения и уничижение, свидетельствуя, что сила благодати Божией не только не стесняется недостатком телесных благ, но еще очевиднее при них обнаруживается. Это Апостольское чтение показывает также, что первенствующие христиане в отношении к Апостолам были якоже чада возлюбленная (1Кор.4:9–14).
Пятый день по неделе. Пяток
В среду Иисус Христос предан был Иудою Искариотским на страдания и смерть, а в пяток претерпел самые страдания и крестную смерть (Ин.19:14). Итак в пятницу, со времен Апостольских, Церковь воспоминает страдания и крестную смерть Иисуса Христа, добровольно претерпенныя Им в сей день для нашего спасения. Апостольское постановление воспоминать в пяток страдания и смерть Иисуса Христа изображается 69 правилом св. Апостолов, предписывающим в этот день пост в память страданий и смерти Господа. По свидетельству писателей Церкви II и III века, древние христиане собирались в пяток для общественного Богослужения, которое состояло в приношении молитв, пении псалмов, чтении Писания, проповедании слова Божия и совершении таинства св. Причащения710. «В Александрии, по свидетельству Сократа, в пятницу при Богослужении было читаемо Писание и пастыри изъясняли оное, и совершали все, что принадлежало к литургии, кроме освящения тайн. И это обыкновение сохранялось в Александрии издревле»711. Отсюда можно видеть древность обычая совершать литургию преждеосвященных даров по средам п пятницам великого поста.
По обретении в ІV веке животворящего Креста Господня, Церковь соединила в среду и пятницу, с воспоминанием предания Господа на страдания и смерть, поклонение всечестному древу Креста, на котором совершились страдания Иисуса Христа. Итак воспоминания о страданиях Господа и о Кресте между собою нераздельны для Церкви.
Как Крест обратен и по обретении возвеличен Державными особами, то Церковь православная в молитвах своих во дни Креста взывает к Вознесшемуся на Кресте волею, возвеселить силою Своего Благоверного Императора, победы дая ему на супостаты.
Поскольку же воспоминание о распятом Господе, равно как и воспоминание о предании Его на смерть, неразрывно соединено с воспоминанием о всечестном древе животворящего Креста, на котором Иисус Христос претерпел смерть, то Церковь, воспевая в пятый день седмицы страдания и смерть Господа Иисуса, распятого за нас, посвятила этот день, как и среду, поклонению и прославлению честного и животворящего Креста Господня712. Таким образом среда и пятница суть дни Креста.
Слово крестное, читает Церковь в Апостоле пятка, погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Христа Божию силу и Божию премудрость. Так спасительная и Божественная проповедь Апостолов для заблуждающих и преимущественно сердцем – кажется соблазн, для забдуждающих же наиболее разумом – безумие (1Кор.1:18–24)713.
Шестый день по неделе. Суббота. Ветхозаветное ее празднование
Апостольская Православная Церковь издревле отличает от прочих дней седмицы Субботу или седмый день, который есть Еврейская суббота. Еврейское слово суббота значит покой. Первоначальное празднование субботы установлено было Самим Богом по сотворении мира, в память сего великого события, и впоследствии священие ее подтверждено в законе, данном от Бога Моисею (Быт.2:2–3. Исх.20:10). Впрочем седмица дней упоминается неоднократно в истории патриархов еще задолго до Моисея (Быт.7:4, 10; 8:10, 12; 29:27) и об Израильтянах известно, что они праздновали субботу еще до Синайского законоположения (Исх.16:22, 30). Самая заповедь о ней в десятословии показывает, что законодатель вводит установление не новое и дотоле неизвестное, но напоминает о древнем уже существующем и общеизвестном; этому установлению дает только силу законоположительного, ибо говорится: помни день субботный, еже святити его (Исх.20:8). Освятив седмый день для покоя и отдохновения от трудов, Творец мира имел в виду духовное и временное благо человека. Свободный от земных попечений и занятий, человек, естественно, в субботный день должен был предаваться благочестивым воспоминаниям, отрешаться от земного и возноситься благодарною мыслию к Богу; а между тем субботный покой восстановлял и оживлял телесные силы и его и служебных ему животных, и не допускал им истомляться от непрерывного труда. Для Израильтян – субботный покой напоминал еще о чудесном избавлении их от Египтян после продолжительного и тяжкого рабства (Втор.5:14, 15). Итак и по намерению Божию, и по свойству самого праздника, Евреи в субботу собирались в Скинии, или по отдаленности ее сходились у пророков (4Цар.4:23) для псалмопения, молитв и чтения закона; впоследствии собирались в синагоги. Благочестивые родители этот день преимущественно посвящали на обучение детей своих закону Божию и истории предков.
Во время странствования Евреев закон о покое субботном простирался до того, что воспрещено было собирать манну и разводить огонь для приготовления пищи. Но, без сомнения, не воспрещены были законом священные труды, как-то: обрезание младенцев в осьмый день, заклание и принесение жертв и прочие священные действия в Скинии; все дела крайней необходимости, например, самозащищение на брани, или, вообще, при нападении врагов, утоление крайнего голода, накормленные служебных животных и помощь им; наконец – дела человеколюбия и сострадания к ближним, как-то: помощь страждущим, приготовление врачевства для больныъ и врачевание их и проч.
Хранение субботы в Прав. Церкви
В продолжение субботнаго празднования ветхозаветной Церкви Божией и сообразно с уважением к субботе первых христиан из Иудеев, суббота издревле отличается в Пр. Церкви от прочих дней седмицы проследованием Богослужения, особенно в св. Четыредесятницу. Древле у некоторых христиан было в обычае пять дней в неделе делать, а в субботу и воскресенье приходить в церковь, «поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать»714. В субботу древние христиане, так же как и в день Воскресный, собирались во храмы Божии для молитвы, слушания Священного Писания, пастырских поучений и причащения Св. Тайн тела и крови Христовых715. Собор Лаодикийский, бывший около 364 года, постановил читать в субботу Евангелие с другими писаньями, таинство Причащения и празднование святым во время Великой Четыредесятницы совершать в день субботный и воскресный716. Сие соборное постановление сделалось постоянным правилом для Православной Церкви во дни Великого поста. Сообразно с сокрушением о грехах, потребным во время его, удаляя от верующих по возможности даже духовные торжества, Церковь в Четыредесятницу прелагает службу некоторым святым, наприм. Феодору Тирону, и поминовение усопших на субботные дни717, и в сии же дни преимущественно приобщает христиан, бывших на исповеди, доставляя им чрез то в день покоя духовную радость и покой после говения.
Отличая субботу от прочих дней седмицы, в память сотворения мира и в продолжение Ветхозаветного празднования последованием Богослужения, Церковь отличает ее также и облегчением от поста в продолжение всего года, кроме одной, на страстной седмице, субботы, называемой Великою, в которую Спаситель наш почил во гробе плотию. В эту Субботу во всей Православнокафолической Церкви со времен Апостольских назначен пост718.
Своим постановлением относительно поста в субботу Церковь вселенская обличает также ересь Маркиона Понтийского, усилившуюся в начале второго века, и всех неправославно-хранящих пост в субботу. Последователи Маркиона, приписывая сотворение мира видимого и вещественного злому началу, вследствие своих заблуждений учили, что в субботу, празднуемую в воспоминание сотворения мира, должно поститься719. Отвергая столь неправославный пост, Церковь от времен Апостольских постановила: «аще который причетник постится в Воскресный день или субботу, кроме единыя великия Субботы, да извержется, аще же мирский человек, да отлучится»720. Посему все те, кои приняли обыкновение поститься в субботу, осуждены Церковию. Таковы: Евстафиане721, последователи монаха Евстафия, который в ІV веке, подобно Маркиону, заблуждал относительно тела и вещества; евхиты, древние лжеучители, названные от Греческого слова евхи – молитва, потому что они утверждали, что довольно одной молитвы для спасения. Евхиты называются также мессалиане по-Сирски, что значит то же, что евхиты; также Римляне, кои в конце III века установили в субботу пост, перенесши его на этот день, по мнению западных писателей, со середы722. По примеру Римлян, принято также в Испании и в других мостах Запада поститься в субботу723. Однакож, не все и западные христиане отступили от Апостольского правила о хранении субботы. По сказанию писателей западных724, в Милане еще в ХVІІІ веке сохранялось древнее Православное обыкновение – проводить Субботу без поста в продолжение всего года, кроме Великой Субботы – обыкновение, освященное примером св. Амвросия Медиоланского725.
Примечание. Субботный пост христиан западных, по мнению их, будто бы установлен Ап. Петром, который, намереваясь препираться в Воскресенье с Симоном волхвом, накануне этого прения приготовился к нему молитвою и постом726. Подражая этому субботнему посту Ап. Петра, стали на Западе еженедельно хранить пост в субботу727. Другие же из писателей западных думают, что субботный пост их установлен в воспоминание пребывания Господа во гробе плотию и великой скорби учеников Его728. Но мысль сия объясняет правильность установления поста – только в Великую Субботу, как видно из непрерывно сохраняемого предания в Церкви Православной.
Армяне же, напротив, разрешили пост по субботам и Воскресеньям даже и в Четыредесятницу.
За произвольное нарушение правил первенствующей Апостольской Церкви о хранении субботы шестый Вселенский Собор строго обличает Римлян и Армян. «Поскольку мы увидали, что обитающие в граде Риме во св. Четыредесятницу в субботы ея постятся, вопреки преданному церковному последованию: то святому Собору угодно, да и в Римской Церкви ненарушимо соблюдается правило глаголющее729: «аще кто из клира усмотрен будет во св. день Господень или субботу постящимся кроме единыя только: да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен. Уведали мы такожде, яко в Армянской стране и в иных мостах в субботы и воскресные дни св. Четыредесятницы некоторые ядят сыр и яйца. Того ради за благо признано и сие, да Церковь Божия, во всей вселенной, следуя единому чину совершает пост, воздерживается, якоже от всякаго закалаемаго, такожде от яиц и сыра, которыя суть плод и произведение того, от чего воздерживаемся. Аще же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены»730.
Отличаемая от прочих дней седмицы, суббота отличается также и от дня Воскресного и прочих праздников. Из примера Православной Кафолической Церкви, свято и неизменно сохраняющей постановления свои в духе св. Апостолов, и из свидетельства древних писателей Церкви, как-то – Тертуллиана731 и св. отцев Церкви: Афанасия732, Василия Великого733 и Епифания734, можно заключать, что хранение субботы у древних христиан, как и ныне, не было совершенным праздником. Суббота не празднуется как день Воскресный, или как иной всеобщий и великий христианский праздник. Суббота бывает великим праздником преимущественно для причащающихся тела и крови Христовых. Но по самому причащению верующих в субботный день, он уже умаляется в сравнении с Воскресным, торжественность которого не нарушается частным торжеством соединяемым с субботою. Древле не было постановлено, чтобы верующие, при Богослужении в субботу, молились стоя, без коленопреклонений, как постановлено молиться в день Воскресения в честь Восставшего из мертвых. В субботу также прекращаемы не были судопроизводство, мирские и житейские дела, прекращаемые в день Воскресения735, хотя в начале и было в обычае у некоторых христиан, обратившихся из Иудеев – упраздняться по субботам в Церковь поучения ради, еже на благоверие736. По совершении общественного Богослужения древле христиане занимались в субботу так же, как и в другие работные дни, – всякий своими делами. Если же кто обращает субботу в совершенный праздник, проводя ее по обыкновению Иудеев, того Церковь осуждает, как вводящего Иудейские обычаи в христианство. Так осуждаются эвиониты лжеучители, и субботники, христиане иудействовавшие в I веке, сохранявшие субботу по-Иудейски и вместе святившие день Воскресения, по обычаю христиан737. Такое осуждение Собор Лаодикийский произнес и на всех, кои, вопреки благочестию Церкви христианской, хотят праздновать субботу по-Иудейски, храня въ этот день покой от дел своих. Не подобает христианам, говорит собор, иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день: а день Воскресный преимущественно праздновать, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся Иудействующие, да будут отлучены от Христа»738.
Богослужение в Субботу
Ежедневно прославляя всех святых и поминая всех умерших, Православная Церковь преимущественно субботу, сообразно ее знаменованию, посвящает призыванию и прославлению святых, достигших блаженного покоя на небеси, и поминовению усопших в надежде покоя со святыми в жизни вечной.
В пятницу Спаситель вознесен был на Крест. В субботу – в Ветхозаветный день покоя временного, Церковь ублажает всех святых, коих Вознесенный на крест привлек к Себе (Ин.12:32), – в жилище вечного блаженного покоя. В субботу Церковь взывает к святым: «Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии и добре подвиг совершившии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того молите, спастися нам»739.
Прославляя святых в субботу, Церковь в этот день покоя, по предстательству их, просит Господа – Ходатая Бога и человеков – помянуть всех усопших в надежде воскресения жизни вечной, и упокоить их, идеже присещает свет лица Его740. Воспоминание вообще есть приближение воспоминаемого лица к нашему особенному вниманию: так поминовение умерших, совершаемое Церковью, есть умилостивление к ним Бога и приближение их ее содействием к неизреченному Его милосердию. Если ходатайственное напоминание пред благодетелями и начальниками бывает благотворно для людей, о коих им напоминают: тем паче спасительно для умерших. Захария по рождении Предтечи, исполнясь Духа Святого, пророчествовал и благодаря Бога говорил, что Он сотворил милость со отцы нашими, и помянул завет святый Свой (Лк.1:72). Молитвы и милостыни Корнелия язычника взыдоша на память пред Бога и привлекли к нему особенную благодать Божию (Деян.10:1–6): тем могущественнее для спасения умерших в вере молитвы и жертвы за них Церкви Апостольской.
Поминовение умерших, как умилостивление Бога, имеющее плодом блаженную для них жизнь во свете Божием, иногда совершается Церковью над послащенной кутиею741, коей зерна поучительно знаменуют, что умершие воскреснут некогда, как семя, посеянное в земле, не оживет, аще не умрет (1Кор.11:36); а послащение указует на наслаждение усопших в вере, покаянии и надежде воскресения – вечными благами. Совершается при светильниках, которые указуют на свет вечного блаженного жилища, но в темных одеждах сетования о всегдашней для земли разлуке нашей с умершими, которое не возбраняется и христианам, имущим упование на жизнь вечную. Ап. Павел, коего слова Церковь избрала произносить при поминовении умерших в Православии, воспрещает христианам скорбеть об умерших, яко не имущим упования, и при виде смерти внушает нам утешаться взаимно будущим всеобщим блаженным воскресением мертвых для вечной жизни. Аще бо веруем яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершыя во Иисусе приведет с Ним. И живущии оставшии, купно с ними восхищени будут в сретение Господне, и тако всегда с Господем будут (1Солун.4:13–18).
В заупокойном Евангелии в субботу Церковь благовествует также о будущем воскресении мертвых во Иисусе Христе, Который яко Бог, есть единственный источник жизни. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе: и область даде Ему и суд творити. Имать живот вечный слушаяй, словесе Иисуса Христа и веруяй пославшему Его (Ин.5:24–30).
* * *
См. выше, кн.
См. первые 8 глав в Церковном Уставе.
О посте.
Беседа X на кн. Бытия.
В VIII беседе на послание к Евреям.
В третьем слове против Иудеев, 4.
Epist. СХVIII.
Об Уставе Церк. см. в кн. Попечение Правосл. Церк. о спасении мира.
См. в Каноннике.
Церковный Устав гл. 11, 16.
В беседе XXIII на Новый год.
См. выше.
См. тропарь Бесплотн.
О св. Ангелах подробнее см. кн. I Дней Богослужения, и в книге Попечение Православной Церкви о спасении мира.
См. чин проскомидии, по которому Церковь воспоминает пророков после Божией Матери и прежде прочих св. человеков.
О Предтече см. пространнее в I кн. Дней Богослужения.
В ХХХVІІ беседе на Евангеле от Матфея.
Тропарь вторника.
См. Светил. вторника.
Служба Церковная в день рождества Иоанна Предтечи.
69-е правило св. Апостолов.
О посте. О молитве Господней, XIV.
Sermo VIII in psal. 118. VІ.
См. выше, кн. 2.
В изложении веры, § 22.
Светилен Четвертка. Об Апостолах пространнее см. кн. I, и в кн. Попечение Православной Церкви о спасении мира, стр. 248.
О Святителе Николае пространнее см. кн. I. Праздник свят. Николая.
Тертул. о посте и молитве, XIV. Александрийского Климента Stromat. VII. Ориген в беседе на кн. Бытия. Евсев. о жизни Константина Великого кн. IV, 18. Амвросий Медиоланский слово VIII на 118 псалом VI.
Церковная история кн. V, гл. 22.
Евангелие в пятницу то же, что и в среду.
Constit. Apostol. lib. VIII, cap. 33.
Евсев. o жизни Константина Великого кн. IV, гл. 18. Церковная история Сократ. кн. V, гл. 22.
Правило 16-е, 49-е и 61.
В 1-м реестре о поминовениях лиц Царской фамилии, напечатанном в Москве 1826 года – в 4-м правиле сказано: «когда поминовение случится по ком быть во днех Великого поста, и в воскресные и праздничные дни: то поминовение чинить по субботам тех седмиц». См. также выше, кн. II.
Лаод. Собора правило 16-е, 29-е, 49-е и 51.
Евсев. кн. IV, гл. II, Епиф. о ересях, 42, § 3.
64-е правило св. Апостолов. Также Constit. Apostol. lib. VII, сар. 24.
Сократ. кн. II, гл. 33.
Augustin. epist. 86 ad Casulanum. О Римском падении от Православия Кормч. часть 2.
Gabrielis Albaspinei observation. lib. 1, cap. XIII. Bingham. Antiquitat. ecclesiastic. tom. XI. de observatione sabbati.
Там же.
Augustin. epist. LXXXVI de jejuniis priscorum.
Constit. Apostol. lib. VI, cap. 9.
Евсев. кн. II. гл. 13–14. Кирилл Иерусалимский, огласительное слово 6, § 15.
Augustin. epist. LXXXVI de jejuniis priscorum. Сократ. V, 22.
64-е правило св. Апостолов.
55-е и 56-е правило шестого Вселенского Собора.
О посте.
Беседе о сеятеле.
Письмо 289.
Изложение веры, §24.
29-е правило Лаод. Собора.
Constit. Apostol. VIII, cap. 33.
Евсев. кн. III, гл. 27. Сократ. V, гл. 20, кн. VII, гл. 5.
29 прав.
Тропарь Субботы. Подробнее о почитании святых см. в I кн. Дней Богослужения и в книге Попечение Православной Церкви о спасении мира, стр. 235.
О древности, основании и важности поминовения усопших, о лицах поминаемых Православною Церковию, о помянниках, коливе и кутии см. в І-й кн. Дней Богослужения, Дни св. Мучеников, и в кн. Попечение Православной Церкви, стр. 263.
О значении слова кутия см. там же.