протоиерей Григорий Дьяченко

Двадцатый день.
Поучение 2-е. Преп. Анастасий, игумен Синайский.

(С какими чувствованиями должно присутствовать при богослужении?).

I. Преп. Анастасий, воспоминаемый ныне церковию, был родом из Сирии или Палестины и в юности получил прекрасное образование и благочестивое христианское воспитание. Придя в возраст и воспитав в себе благочестивое душевное расположение, преп. Анастасий пожелал оставить мир н вступил в монастырь. Любовь к иноческим подвигам и желание найти совершеннейших наставников в них побудила его посетить подвижников благочестия на Синае, с которыми он и остался жить. Подвиги благочестия и духовная мудрость снискали ему общее уважение братии; он удостоен был сана пресвитера и по смерти Григория Синаита, брата Иоанна Лествичника, был избран игуменом Синайской горы. Известна ревностная борьба преп. Анастасия с различными ересями. Твердо защищая догматы православной веры против лжеучителей, он для борьбы с ересями путешествовал по тем странам, где они распространялись, а также обличал их в своих многочисленных и прекрасных сочинениях. Обладая прекрасным образованием и основательным знанием Св. Писания и писаний св. отцев, твердо держась православного учения церкви, Анастасий был истинным бичем для заблуждения, светильником истины, твердою опорою для православных. Первым правилом для тех, кто ищет правого разумения учения веры и борется с врагами веры, преподобный Анастасий ставил – вести чистую, непорочную жизнь, дабы сердце было храмом Духа Святаго и освящалось Его светом.

II. Обличая ереси и утверждая православную веру, преп. Анастасий преподал и много правил для христианской жизни и преуспеяния в благочестии. Вот, например, прекрасное наставление его о том, «с какими расположениями души должно присутствовать при богослужении».

«Мы желаем только (суетных) удовольствий, говорит он, а когда нужно быть в церкви, одного часа не можем мы провести в молитве: при чтении помышляем о том, как бы скорее выйти из нея, и притом с таким нетерпением, как будто бы находились среди пламени. Если чтение евангелия продолжительнее обыкновеннаго, если священник продолжительно читает молитвы, если совершает св. таинства несколько медленно, мы скучаем, дремлем, зеваем, начинаем смотреть по сторонам. Одни, вместо того, чтобы очищать свою совесть искренним сокрушением о своих грехах, заботятся только о том, чтобы украсить свое тело богатыми одеждами; другие, едва лишь войдут в церковь, уже с нетерпением ожидают, скоро ли возможно будет выйти из нея. Большая часть женщин приходит в церковь не столько для молитвы, сколько для тщеславия, для того, чтобы показать свои богатые и модные наряды».

«Должно омыть свои грехи исповедию и слезами, должно бегать греха, должно смириться и возбудить в себе чувства сокрушения, и только в этих святых расположениях приступать к св. таинствам. Но, скажешь ты мне, не в моей власти иметь эти слезы и плакать о моих грехах! Знаешь ли, от чего это происходит? Это от того, что ты ничего не делаешь для получения от Бога этих слез; это от того, что ты не растроган, что даже никогда не думаешь о том страшном дне, когда Бог будет судить нас. Но если ты не можешь плакать, стонать, – по крайней мере возбуждайся к спасительной печали; сокращай свой смех, обращай глаза к земле, смиряй свой ум и сердце, сознавай, что ты грешник, и таким образом предстань к Богу всецело проникнутым печалью о своих грехах и благоговением пред Его грозным величием».

«Мы поступаем в церкви, как в каком-либо увеселительном месте: смеемся, шутим, говорим, и не помышляем о том, что находимся в храме Господнем. Ужели вы не знаете, что церковь для вашей души есть врачебница, пристань? Если в ней вы не будете принимать средств для уврачевания ваших зол, найдете ли их в другом месте? И если в этой пристани спасения вы волнуетесь бурею, где найдете вы тишину? Я заклинаю вас, братия, находиться там с великим благоговением. Проникайтесь святым трепетом во время совершения св. таин».

III. Таковы наставления преп. Анастасия, в которых видны как его собственное благочестие, так и пламенная ревность о спасении ближних. Примем их к сердцу, возлюбленные братие, и благословение святаго почиет на нас. Аминь. (Сост. по «Жит. свят.» Филарета, архиеп. черниговск., апрель).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко 1403,9K 

2. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко 1403,9K 

3. Проповеди и молитвы – ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1914–1934) митрополит Трифон (Туркестанов) 77,7K 

4. Проповеди – Триодь постная (часть III) Антоний, митрополит Су́рожский 487,4K 

5. Костромские поучения – Костромские поучения за 1898 год епископ Виссарион (Нечаев) 114,7K 

6. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский) 106,3K 

7. Проповеди – Том III святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 378,1K 

8. Проповеди – Том I святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 378,1K 

9. Проповеди – Дни памяти святых Антоний, митрополит Су́рожский 487,4K 

10. Полный круг проповедей – Страстная Седмица протоиерей Вячеслав Резников 137,8K 

Комментарии для сайта Cackle