протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Книга 11, Поучение 31 Книга 11, Поучение 32 Книга 11, Поучение 33

Месяц апрель

Двадцать первый день.
Св. священномуч. Иануарий епископ и друг. с ним.

(О душевной слепоте).

I. Св. Иануарий, ныне прославляемый, бывший епископом в Кампанийской области в Италии, был во время гонения при Диоклитиане предан истязаниям за веру Христову. И вот, бросили его в раскаленную печь, но он вышел из нея невредимым. На следующий день вывели его на съедение зверям вместе с другими христианами. Но и при этом Иануарий и дружина его остались неприкосновенными: звери с кротостию припали к ногам епископа к общему изумлению толпы народа.

Предавший на мучения этих христиан правитель Кампании Тимофей не был однако же тронут таким чудом хранения Божьяго; в душевной своей слепоте он это чудо приписал волшебству. И вот, как бы в наказание за свою душевную слепоту, происходившую от безчувственности, он в это время ослеп и телесными своими глазами. Но и это не пробудило в нем ни светлой мысли, ни здраваго чувства. Тогда Господь, ищущий всегда только спасения грешников, благоволил подействовать на него милосердием. Он дал незлобивому мученику Иануарию силу исцелить ослепшаго гонителя своего. Но и радость исцеления не смягчила и не умилила очерствелаго сердца язычника, между тем как в это же самое время до пяти тысяч язычников, бывших свидетелями чудес, обратились к вере в истинного Бога. И все же, чем более избыточествовала благодать Господня, тем более злобствовал правитель и предал смерти всех просвещенных истиною. Все исповедники, вместе с епископом Иануарием, были, по повелению Тимофея, отведены за город и казнены мечем... Святые останки их были взяты жителями разных мест; тело же св. Иануария перенесено в Неаполь, где и до сих пор он изливает свою чудодейственную помощь и защиту.

II. Вот до чего может доходить духовная слепота человека: при виде явных чудес, чрез которыя обращаются тысячи к вере, языческий правитель, мучивший св. Иануария, остается глух и слеп ко всему происходящему вокруг него.

Такова гибельная сила духовной слепоты!

Тяжело лишиться зрения, не видеть солнечного света и постоянно пребывать во тьме. Но все-таки телесная слепота бывает только на время жизни и вместе с человеческой жизнию оканчивается. После смерти слепец может видеть свет невечерний, свет истинный, Самого Господа, Который именуется Светом тихим. Мало того: телесная слепота может быть полезна душе и может помогать спасению. Когда человек не видит, то не имеет многих поводов ко греху, не подвергается соблазнам, бывающим чрез наше зрение; сердце не желает того, чего не показывают ему глаза. Но есть другая слепота, которая гораздо пагубнее. Это слепота душевная. В этой слепоте человек не видит духовного света, а этот свет есть не иное что, как Господь Бог и Его святыя заповеди, в которых нам показана всесвятая воля Его.

От чего приключается слепота душевная, и нет ли между нами, братие, духовных слепцов?

а) Духовная слепота происходит от того, когда человек не слушает учения о Боге и не научается заповедям Его. Не наученная душа подобна закрытому или завязанному глазу. Открой свою душу и открытою душою воспринимай наставления о вере верных людей; тогда и ты будешь видеть свет Христовых заповедей. Если же не будешь внимать и научаться, то душа твоя будет как слепая; во всем, что касается благочестия, она будет бродить как бы ощупью, не зная ни свойств Божиих, ни данных Богом заповедей.

Слеп душею своею всякий человек, который ничего не ведает о Боге, о том, что Он пребывает везде, особенно же на небесах и во храме, видит все дела людей, как хорошия, так и худыя, и за все доброе награждает, а за все дурное наказывает. Слеп душею тот, кто ничего не слыхал о Спасителе, Единородном Сыне Божием, Котораго Бог Отец ниспослал на землю для того, чтобы Он научил людей святой жизни и искупил их Своими страданиями. Слеп тот, кто ничему не научился из Христова евангелия и не знает христианского закона, не знает необходимости и спасительности христианских таинств. Этой душевной слепоты, зависящей от невежества, весьма много в простом народе.

б) Но кроме духовной слепоты, зависящей от невежества, есть слепота тоже духовная, зависящая от порока и от похоти и ожесточения сердца. Густая пыль помрачает телесное зрение, черный дым делает невидимыми для нас окружающие предметы: таким же точно способом и похоть, или порок, или ожесточение помрачает наш ум и ослепляет душу. Тогда и знание о Боге не приносит пользы. Тогда и разумение заповедей Господних остается без плода; тогда и очевидныя чудеса не производят своего действия, как они не произвели своего спасительного действия на ослепленного страстями и служением чувственности язычника Тимофея, мучившаго св. Иануария. Одержимые страстию, как-будто злым духом, мы не помним себя, забываем свои прежния обещания, не страшимся будущих наказаний. Например: человек слышал и знает учение о Боге всевидящем и правосудном, знает заповедь Спасителя о том, что не должно гневаться; но, поддавшись страсти гнева, он забывает все и бросается на ближняго своего, не щадя ни здоровья его, ни даже жизни. Очевидно, страсть гнева помрачает и ослепляет его так, что он не видит света Христовой заповеди. Подобное бывает с человеком, который поддается напр. страсти к вину. Он знает, что упиваться вином и грешно, и стыдно, и крайне вредно для душевного и телесного здоровья. Но похоть омрачает ум, страсть ослепляет его душу, и он набрасывается на вино, забыв внушения разума, забыв заповеди Божии, забыв страх пред Богом, стыд пред людьми, вред для себя. Таково же действие на человека прочих страстей, каковы: страсть блуда, страсть сребролюбия, страсть властолюбия.

III. Так как, братие, мы все причастны или невежеству, или страстям, то все мы причастны и духовной слепоте. Иной слеп от неведения здраваго учения, а иной от страстей, воюющих против ума и помрачающих душевное зрение. Поэтому, братие, каждый из нас должен искать прозрения и для этого – учиться истинам веры и правилам христианской жизни, особенно же остерегаться пороков и страстей.

Господи Иисусе Христе, истинный Свете, просвети же милостию Твоею мысленныя очи сердец наших. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и проп. прил. к «Руков. для сельск. паст.» за 1891 г., янв.).


Книга 11, Поучение 31 Книга 11, Поучение 32 Книга 11, Поучение 33


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря