Источник

Двадцать первый день.
Св. священномуч. Иануарий епископ и друг. с ним.

(О душевной слепоте).

I. Св. Иануарий, ныне прославляемый, бывший епископом в Кампанийской области в Италии, был во время гонения при Диоклитиане предан истязаниям за веру Христову. И вот, бросили его в раскаленную печь, но он вышел из нея невредимым. На следующий день вывели его на съедение зверям вместе с другими христианами. Но и при этом Иануарий и дружина его остались неприкосновенными: звери с кротостию припали к ногам епископа к общему изумлению толпы народа.

Предавший на мучения этих христиан правитель Кампании Тимофей не был однако же тронут таким чудом хранения Божьяго; в душевной своей слепоте он это чудо приписал волшебству. И вот, как бы в наказание за свою душевную слепоту, происходившую от безчувственности, он в это время ослеп и телесными своими глазами. Но и это не пробудило в нем ни светлой мысли, ни здравого чувства. Тогда Господь, ищущий всегда только спасения грешников, благоволил подействовать на него милосердием. Он дал незлобивому мученику Иануарию силу исцелить ослепшего гонителя своего. Но и радость исцеления не смягчила и не умилила очерствелого сердца язычника, между тем как в это же самое время до пяти тысяч язычников, бывших свидетелями чудес, обратились к вере в истинного Бога. И все же, чем более избыточествовала благодать Господня, тем более злобствовал правитель и предал смерти всех просвещенных истиною. Все исповедники, вместе с епископом Иануарием, были, по повелению Тимофея, отведены за город и казнены мечем... Святые останки их были взяты жителями разных мест; тело же св. Иануария перенесено в Неаполь, где и до сих пор он изливает свою чудодейственную помощь и защиту.

II. Вот до чего может доходить духовная слепота человека: при виде явных чудес, чрез которые обращаются тысячи к вере, языческий правитель, мучивший св. Иануария, остается глух и слеп ко всему происходящему вокруг него.

Такова гибельная сила духовной слепоты!

Тяжело лишиться зрения, не видеть солнечного света и постоянно пребывать во тьме. Но все-таки телесная слепота бывает только на время жизни и вместе с человеческой жизнию оканчивается. После смерти слепец может видеть свет невечерний, свет истинный, Самого Господа, Который именуется Светом тихим. Мало того: телесная слепота может быть полезна душе и может помогать спасению. Когда человек не видит, то не имеет многих поводов ко греху, не подвергается соблазнам, бывающим чрез наше зрение; сердце не желает того, чего не показывают ему глаза. Но есть другая слепота, которая гораздо пагубнее. Это слепота душевная. В этой слепоте человек не видит духовного света, а этот свет есть не иное что, как Господь Бог и Его святыя заповеди, в которых нам показана всесвятая воля Его.

От чего приключается слепота душевная, и нет ли между нами, братие, духовных слепцов?

а) Духовная слепота происходит от того, когда человек не слушает учения о Боге и не научается заповедям Его. Не наученная душа подобна закрытому или завязанному глазу. Открой свою душу и открытою душою воспринимай наставления о вере верных людей; тогда и ты будешь видеть свет Христовых заповедей. Если же не будешь внимать и научаться, то душа твоя будет как слепая; во всем, что касается благочестия, она будет бродить как бы ощупью, не зная ни свойств Божиих, ни данных Богом заповедей.

Слеп душею своею всякий человек, который ничего не ведает о Боге, о том, что Он пребывает везде, особенно же на небесах и во храме, видит все дела людей, как хорошие, так и худыя, и за все доброе награждает, а за все дурное наказывает. Слеп душею тот, кто ничего не слыхал о Спасителе, Единородном Сыне Божием, Которого Бог Отец ниспослал на землю для того, чтобы Он научил людей святой жизни и искупил их Своими страданиями. Слеп тот, кто ничему не научился из Христова Евангелия и не знает христианского закона, не знает необходимости и спасительности христианских таинств. Этой душевной слепоты, зависящей от невежества, весьма много в простом народе.

б) Но кроме духовной слепоты, зависящей от невежества, есть слепота тоже духовная, зависящая от порока и от похоти и ожесточения сердца. Густая пыль помрачает телесное зрение, черный дым делает невидимыми для нас окружающие предметы: таким же точно способом и похоть, или порок, или ожесточение помрачает наш ум и ослепляет душу. Тогда и знание о Боге не приносит пользы. Тогда и разумение заповедей Господних остается без плода; тогда и очевидные чудеса не производят своего действия, как они не произвели своего спасительного действия на ослепленного страстями и служением чувственности язычника Тимофея, мучившего св. Иануария. Одержимые страстию, как-будто злым духом, мы не помним себя, забываем свои прежния обещания, не страшимся будущих наказаний. Например: человек слышал и знает учение о Боге всевидящем и правосудном, знает заповедь Спасителя о том, что не должно гневаться; но, поддавшись страсти гнева, он забывает все и бросается на ближняго своего, не щадя ни здоровья его, ни даже жизни. Очевидно, страсть гнева помрачает и ослепляет его так, что он не видит света Христовой заповеди. Подобное бывает с человеком, который поддается напр. страсти к вину. Он знает, что упиваться вином и грешно, и стыдно, и крайне вредно для душевного и телесного здоровья. Но похоть омрачает ум, страсть ослепляет его душу, и он набрасывается на вино, забыв внушения разума, забыв заповеди Божии, забыв страх пред Богом, стыд пред людьми, вред для себя. Таково же действие на человека прочих страстей, каковы: страсть блуда, страсть сребролюбия, страсть властолюбия.

III. Так как, братие, мы все причастны или невежеству, или страстям, то все мы причастны и духовной слепоте. Иной слеп от неведения здравого учения, а иной от страстей, воюющих против ума и помрачающих душевное зрение. Поэтому, братие, каждый из нас должен искать прозрения и для этого – учиться истинам веры и правилам христианской жизни, особенно же остерегаться пороков и страстей.

Господи Иисусе Христе, истинный Свете, просвети же милостию Твоею мысленные очи сердец наших. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и проп. прил. к «Руков. для сельск. паст.» за 1891 г., янв.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle