Месяц май
Одиннадцатый день.
Поучение 2-е. Священномученик Мокий.
(Чему научает нас воспоминание о первых днях и прошедшей судьбе церкви Божией?)
I. Во время страшного гонения при Диоклитиане, в Македонском городе Амфиполе жил священник по имени Мокий, память коего совершается ныне. Полный горячей ревности к Богу и любви к ближним, он не мог видеть равнодушно жертвоприношения идолам, и громогласно увещавал народ отстать от ложных богов. Когда прибыл в город анфипат, или судья той области, язычники принесли ему жалобу на Мокия: «есть здесь учитель христианский», говорили они, «который прельщает народ, убеждая всех веровать в распятого и умершего человека, и многие слушаются его. Таким образом, если не воспрепятствовать этому, весь город последует ему, и упразднятся храмы богов».
Анфипат призвал к себе Мокия и стал убеждать его отречься от Христа; увещания остались тщетны. Тогда он велел жестоко мучить Мокия; терзали его тело железными когтями, он же был спокоен и восклицал: «Владыко, царствующий во веки и сияющий нам лучами правды, яви рабам Твоим Божество Твое, и даруй мне силу страдать за заповеди Твои».
Господь, вняв молитве его, даровал ему крепость и терпение, и, по истязании, исцелил раны его.
Вслед затем Мокий вытерпел жесточайшие истязания на колесе, оставался невредим в огне, молитвою сокрушил идолов. При всем том анфипат не уразумел истины, и казнь постигла его. Огонь, возженный для мученика, опалил самого анфипата с некоторыми служителями его.
Мокия заключили в темницу. Новый анфипат, по имени Максим, прибывший по некотором времени, призвал его, и велел поклониться богам, если не хочет умереть. «Я умру, если, забыв благодеяния Бога, моего, пристану к идолам», отвечал мученик. Снова начались жесточайшие истязания, во время которых Мокий только славил и благодарил Бога. Осудили его на съедение зверям, но звери не тронули его; и весь народ, пораженный чудом, стал восклицать: «отпусти этого человека; и звери не вредят ему, потому что Бог его любит!». Тогда анфипат отправил Мокия в Византию, и там осудили его на смертную казнь. Приведенный на место казни, Мокий громко прославил Бога и услышал с неба голос: «радуйся, добрый подвижник; приди, водворись в царствии небесном; ты в мире трудился, на небесах тебе радость и покой!». Мученику отсекли голову мечем.
II. Жизнь и страдания св. священно-мученика Мокия побуждают нас размыслить, для душевной пользы нашей о первых днях церкви Божией на земле. Из сего узнаем что ожидает нас и нашу церковь впереди, куда мы направляемся и к чему должны готовиться.
Спаситель сказал о своей церкви: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16, 18). Не одолеют, но все таки будут пытаться и напрягать силы, чтобы одолеть ее. Враг рода человеческого диавол будет постоянно делать нападения, изобретать всевозможные ухищрения и коварства, внушать ереси, сеять вражды, возбуждать волнения в среде церкви, чтобы отторгать от нея ее чад, и уничтожить, если бы это было возможно, ниспровергнуть самую церковь на земле. А потому церковь постоянно должна выдерживать и отражать эти нападения, и каждый верующий сын церкви постоянно должен вести борьбу с врагами спасения – духами злобы. «Не думайте», говорит Спаситель, «что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч» (Матф. 10, 34). Но «наша брань», поясняет св. апостол Павел, «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего», «против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6, 12).
Стараясь наглядно изобразить эту борьбу церкви с ее врагами, древние, в особенности же первенствующие христиане любили изображать церковь Христову с ее верующими сынами под видом корабля с пловцами, плывущего среди разъяренного бушующего моря, постоянно готового поглотить и уничтожить его в своих волнах, и окруженного со всех сторон свирепыми врагами, силящимися ниспровергнуть и потопить его. Волны этого необъятного моря, обуревающия корабль, суть искушения плоти и мира сего, с которыми ведут борьбу сыны церкви, а видимые враги, нападающие на корабль, суть лжеучители, еретики и раскольники, нападающие на церковь Божию, чтобы разрушить ее. Чрез тех и других действует один враг спасения – диавол, нападают и ведут борьбу врата адовы.
а) Борьба эта началась в церкви Христовой с самых первых времен христианства, или, точнее, с того времени, как только началась на земле церковь Христова. С этого самого времени уверовавшие во Христа должны были начать борьбу с плотию и миром, так как «плоть желает противного духу и они друг другу противятся» (Галат. 5, 17), а мир ненавидит тех, которые не принадлежат к нему (Иоан. 15, 19) и старается развратить их. С самых же первых времен церковь Христова должна была вести борьбу и с явными, открытыми врагами спасения, сначала язычниками, которые гнали ее, мучили и терзали верующих во Христа, а потом – многочисленными лжеучителями и еретиками, которые нападали на нее, возмущая ее мир. Борьба эта беспрерывно продолжается и в нашей отечественной церкви православной. Истинные православные христиане постоянно и неутомимо ведут деятельную борьбу с плотию, миром и диаволом, достигая тем спасения, и наглядные высокие образы этой борьбы мы видим в житии и примерах многочисленных великих русских подвижников, отшельников, пустынников, начавших сиять своими высокими подвигами борьбы и благочестия с самых первых времен христианства на Руси. Не переставала церковь русская вести борьбу и с явными врагами, открыто нападающими на нее. Первоначально упорные язычники гнали и преследовали первых русских христиан; затем поработившие наше отечество под свое иго татары нередко являлись мучителями христиан, и не мало верных сынов церкви увенчалось от них венцом мученическим за исповедание веры, затем стали появляться ереси и наконец, около двух сот лет тому назад, возник раскол, отторгнувший от церкви целые миллионы ее сынов на их погибель. Церковь, таким образом, совершая свой земной путь, постоянно воинствует, ее спасающий корабль, плывя к небесной пристани и неся туда верных сынов, постоянно ведет борьбу с волнениями мира сего, обуревающими его пловцов, и сражается с врагами спасения, силящимися извергнуть их из корабля и потопить самый корабль.
б) Но вот что, братия, мы особенно всегда должны иметь в виду и твердо содержать в памяти, что чем дольше этот спасающий нас корабль – церковь Божия будет плыть по волнам этого мира и приближаться к своей небесной пристани – царству славы, имеющему наступить по кончине этого мира, тем все более и более борьба эта должна усиливаться, враг спасения сильнее и яростнее будет нападать на этот корабль – церковь Христову и более будет извергать из него ее пловцов, – отторгать от церкви и привлекать к себе ее сынов. И нет сомнения, что уже в наше время борьба эта усиливается и ожесточается, враг спасения сильнее начинает нападать на церковь и действовать против ее сынов. Тем бодрственнее должно стоять нам на страже своего спасения, внимательнее должно наблюдать за собою и за действиями врага, чтобы не поддаться ему, но отражать все стрелы лукаваго, направленные на нас, охраняя от их смертоносного яда свою душу и тело. Посмотрите, как кругом нас все более и более разливаются волны неверия, как охлаждается наша вера, ослабляется привязанность и преданность церкви, как много чад отторгаются от нея и уходят в раскол! Враг широко раскидывает свои сети, чтобы уловлять нас неверием и маловерием и извергать из спасающего нас корабля – церкви, и нам следует постоянно бодрствовать над своими мыслями, твердо оберегать и хранить свою веру православную, возгревать ее в своем сердце, проводить в свою жизнь, чтобы она была в нас жива и действенна, и сильна для отражения всякого напора современного неверия и маловерия. Посмотрите затем, как усиленнее начинает действовать и нападать на нас враг спасения чрез нашу плоть и мир, как все более и более развиваются наши страсти, увеличиваются прихоти, утончаются пороки, как усиливается между нами своеволие, необузданность, непослушание старшим, неповиновение властям, утончается разврат, увеличивается пьянство, какая жажда к наживе охватывает всех от мала до велика! И много ли мы противодействуем этим порокам? – Напротив, в наших понятиях важность этих пороков все более и более сглаживается и умаляется. Многие пороки мы уже вовсе не считаем пороками, потому что сжились с ними, и они стали для нас делом обыкновенным. Таково знамение нашего времени, когда мы внимательно всматриваемся в него. Как же, взирая на это знамение времени, не припоминать нам пророческих слов Господа о том времени, которое имеет наступить пред кончиною мира, когда «за умножение беззакония иссякнет любы многих» (Матф. 24, 12), «и Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли» (Лук. 18, 8)? Как же не задавать себе вопроса, не идет ли наш корабль церкви спасающей в тех уже пределах мирового бытия, которые начинают приближаться к концу его, и не переступил ли он ту предельную черту, за которою начинает виднеться вдали тихая пристань горняго Иерусалима?
III. Тем бодрственнее, возлюбленнейшая братия, должно нам встать на страже своей души, тем внимательнее и заботливее должно относиться к делу своего спасения. И прежде всего, нам должно твердо держаться этого спасающего нас корабля – церкви Божией, без которой невозможно нам спастись от потопления в пучине греха и вечной гибели, нужно твердо хранить и содержать свою святую веру православную, побеждая и подавляя в себе всякие в ней сомнения и колебания, повиноваться учению церкви, как голосу Самого невидимого ее Кормчого – Господа нашего Иисуса Христа, видимо управляющего Своею церковию, постоянно бороться с искушениями плоти и мира, чрез которые действует враг спасения – диавол, побеждать страсти, искоренять похоти, удаляться пороков, которые невидимо и незаметно порабощают нас врагу – диаволу и извергают из корабля Христовой церкви. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. к журн. «Руков. для сел. паст.» 1888 г., июнь).