протоиерей Григорий Дьяченко

Четвертый день.
Поучение 1-ое. Св. Митрофан, патриарх Цареградский.

(Тайна долголетней жизни).

I. Св. Митрофан, память коего совершается ныне, живший во время равноапостольного царя Константина, принадлежал к благочестивому семейству христианскому и состоял в родстве с императорским домом. Со временем, когда Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь, Митрофан, за святость жизни и высокий ум, возведен был в епископское достоинство и был первым константинопольским святителем. Он жил сто семнадцать лет, отличался даром прозорливости и скончался мирно, уважаемый всею церковию, предсказав за 10 дней час своей кончины.

II. Святитель Митрофан, проживший 117 лет, дает нам, братия, повод побеседовать с вами о «тайне долголетней жизни».

а) Кто мог бы нам сказать, в чем заключается тайна долголетней жизни? Всего лучше, конечно, спросить об этом у того, кто сам достиг глубокой старости, а стало быть опытом жизни постиг эту желанную тайну. Но где же эти старцы – избранники Божии, к которым и смерть-то боится подойти с своей острою косою прежде, чем седина украсит их головы? – Эти старцы – св. подвижники, их жилища – тесные келлии, дикие пустыни, темные пещеры, да дебри непроходимыя! Трудно бы поверить этому, если бы не было так много неложных очевидцев-свидетелей. Раскройте жития св. отцев, подвизавшихся в общежитии, и читайте: большая часть дня и ночи у них проходила в церковном богослужении; затем коленопреклонения и молитвенные стоянья по целым часам у себя в келье; потом – рукоделье, тяжелые труды монастырских послушаний, и – час, два в сутки для отдыха; при всем этом – пища самая скудная, часто один хлеб да вода, а то и просто одно какое-нибудь зелие... На долго ли, кажется, достанет сил телесных при таких трудах? А вот у этих старцев доставало их на восемьдесят, девяносто, и даже на сто лет! Пахомий Великий жил до 85 лет; Евфимий Великий – 97 лет; Феодосий общих житий начальник – 105 л.; Савва Освященный и Иоанникий Великий – 94 г.; и наши русские подвижники: пр. Никон печерский 90 л.; Сергий Радонежский 78 л.; Кирилл белозерский 90 л.; Александр свирский 85 л.; Макарий желтоводский 95 л. и друг.

б) Скажут: «то были святые люди; их уж Сам Бог хранил Своею благодатию. Где уж нам, грешным, брать с них пример?»

Но, во-первых, никто и не говорит, чтобы нужно было непременно бросить мир, бежать в пустыню; у нас идет речь о долголетии, и вот мы указываем примеры долголетней жизни у св. подвижников, а эти примеры ясно говорят, что строгие посты, умерщвление плоти и другие подвиги христианские вовсе не сокращают жизни человеческой, как думают мудрецы века сего, и что, стало быть, св. заповеди Божии о посте и воздержании нисколько не противоречат человеческой природе.

Во-вторых, правда и то, что Бог особенно хранил и продолжал жизнь Своих угодников, дабы они своим словом и примером пользовали и других. Однако же не следует забывать, что ведь Господь за то и дарил им долгую жизнь, что они эту жизнь всецело Ему же на служение посвящали. Значит: живи по-Божьи, Бог и тебя благословит долголетием, – их хранил, и тебя сохранит, им помогал, и тебе поможет.

Наконец, надобно еще вот что сказать: уж слишком мы привыкли извинять себя тем, что мы не святые, что мы люди грешные. А того и не хотим понять, что ведь святые-то были такие же люди, как и мы; что ведь и они имели ту же плоть и кровь – не ангелы ведь были, а стало быть и голод и жажду, и стужу и зной – все так же ощущали, как и мы. Стало быть напрасно мы думаем, будто святые так уж и жили только одною благодатию.

в) Нет, в том-то и дело, что самая простота их жизни, самая строгость их подвигов, их суровые посты, тяжелые труды, все это и было, разумеется, не без содействия благодати Божией, причиною их долголетней жизни. Каким образом? А вот послушайте: есть у нас один враг жизни – это грех; его оброки – болезнь и смерть. И с какою жадностию этот господин собирает свои оброки!

«Пьянице» он властно говорит: тебе долго не жить – ты мой!

«Блуднику» тот же приговор: твоя развратная жизнь скоро истощит твои духовные и телесные силы, сведет тебя в могилу – ты мой!

«Честолюбцу и сребролюбцу» говорит: зависть, как червь, подточит и засушит ваши кости и сократит ваши дни – вы мои...

«Гневливый и раздражительный» сам сокращает свою жизнь...

И вот святые Божии всю жизнь вели борьбу со грехом, и крепко побеждали в своем сердце этого лютого врага: оттого он и не смел пресекать их жизни серпом смертным прежде, чем они, как пшеница Божия, созревали для житницы небесной...

Правда, есть случаи, когда напр. младенцы, еще ничем не согрешившие, умирают, когда зрелые мужи, полные любви к Богу и ближним, не достигшие и половины дней своей жизни, восхищаются от сей земной жизни к жизни небесной, – но эти случаи исключительные и находятся под особым смотрением премудрого и всеблагого Промысла Божия, то избавляющого сих прежде времени умерших людей от греха и наказаний за него, то чрез преждевременную смерть их наказывающого людей, не хотящих ценить их, как великих слуг Божиих, или чрез отнятие от земной жизни великих людей направляющий историю людей на иной путь.

III. Итак, – вообще говоря, грех – вот настоящий враг нашей жизни; во всем воздержание – есть мать здоровья и долгоденствия. Святитель Митрофан воронежский, соименный ныне прославляемому Митрофану цареградскому, такое правило давал: «мало пий, мало яждь – здрав будешь». Вот в чем тайна долголетней жизни! А стало быть и те, кто говорит, будто «кому уж какой предел положен, кому сколько Бог назначил жить, столько и проживешь», – говорят направду: Бог назначает предел жизни твоей, смотря потому, как ты сам живешь: будешь жить хорошо – Бог и веку тебе прибавит; будешь жить худо – и на долгую жизнь не расчитывай: твои же грехи сократят ее и отнимут у тебя прежде времени, «Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи; уклонися от зла, и сотвори благо» (Псал. 33, 13. 15). Это урок многоопытного царя и пророка Давида. (Сост. с допол. по № 95 «Троицк. лист.»).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle