протоиерей Григорий Дьяченко

Деcятый день.
Поучение 2-ое. Положение честныя ризы Господней в царствующем граде Москве.

(О значении страданий Христовых).

I. Ныне св. церковь воспоминает принесение в Москву и положение ризы Господней. В 1624 г. царь Михаил Феодорович, находясь в добрых отношениях с Аббасом, шахом персидским, отправил к нему послов Воробьина и Кувшинова. Шах, покоривший Иверскую землю, возвращался с победой. Приняв послов, он сказал им о своем намерении – послать русскому государю ризу Спасителя, найденную им в ризнице одной церкви. Послы доносят об этом царю и патриарху, а те не знают, что им и отвечать; но в Москву приехал посол шаха Ирусамбек, со многими дарами и грамотой. Прежде всего он поднес патриарху Филарету золотой ящик, украшенный дорогими камнями. В нем находилась риза Господня. Патриарх принял ее с честью, но сам недоумевал, как относитьсяк полученному дару, и созвал собор, на котором Нектарий, архиепископ вологодский, сообщил следующее: «во время его архидиаконства у патриарха цареградскаго, ему пришлось быть в Иверской стране. Здесь, в одной церкви, он увидел горящия свечи у столба на правой стороне и спросил об этом священников. Те ответили, что тут – хитон Христов, и рассказали ему историю его: после распятия Спасителя, когда воины бросили жребий о Его одежде, она досталась воину из Иверской земли. Тот отнес ее на родину и подарил сестре, с которой, согласно ее воле, и был похоронен хитон. Скоро на могиле ее выросло дерево, из которого текло благовонное миро. При Константине Великом, в 342 году, здесь была выстроена церковь, и в Иверской земле основано епископство. Но во время персидского владычества и дерево, и храм исчезли, и что стало с хитоном – неизвестно». Когда на соборе вопрос о подлинности ризы решен не был, то назначен был пост, по истечении которого митрополит Киприан, по приказанию патриарха, возлагал принесенную ризу на больных: все больные получили исцеление – и все убедились в святыне, которая и была перенесена в Успенский собор и положена в нарочно устроенном для нея помещении, в углу, на западной стороне собора.

II. В день воспоминания положения честныя ризы Господа нашего Иисуса Христа в царствующем граде Москве, невольно припоминаются искупительныя страдания за нас Господа нашего Иисуса Христа, когда воины разделиша ризы Сына Божия, меташа жребий о одежде Его и даша в снедь желчь и для удовлетворения Его жажды напоиша Его оцтом.

"Страдание Христово, говорит св. Тихон Задонский, сильно и должно отвратить нас от греха, представляя душевным очам нашим непременяемую правду и милосердие Божие.

а) Видим, что правда Божия нарушиться не может, но не отложно требует своего удовлетворения; видим, что грех без наказания остаться не может. Правда Божия требовала, чтобы нам вечно быть наказуемыми, потому что «вечного и безконечнаго» Бога прогневали... Кто мог между безконечным Богом прогневанным и человеком прогневавшим стать посредником, ходатаем и примирителем? Никто!.. Ни ангел, ни иная какая тварь. Стал Иисус, Искупитель наш, Который глаголет: «и воззресх, и не бе помощника; и помыслих, и никто же заступи: и избави я мышца Моя» (Ис. 6, 35). «И учинися ходатаем Бога и человеков». (1Тим. 2. 5). И обратился праведный суд Божий на Него: «бысть по нас клятва». Суд претерпел Неповинный за нас повинных.

Размышление о правде Божией и о праведном Его гневе против греха и о жесточайшем страдании, которое Иисус Христос претерпел за грехи наши, да устрашит нас и удалит от греха! Ежели Христос неповинный и един праведный за чужие грехи так ужасно пострадал: как мучимы будут грешники в геенне за грехи свои? Христос за всякого человека пострадал и умер; но когда человек не хощет страдание Христово употребить во спасение свое, отстать от греха, покаяться: тогда сие самое страдание Христово будет в обличение, что он столь великую Божию благодать отвергнул... Тогда почувствует бедный грешник, что есть грех и как велика его горесть... Легко согрешить можно, но нелегко освободиться от греха; и без Христа следует тяжестию греха изринуться во дно адово, и правде Божией платить бесконечною казнию. Берегись же греха, который праведного Бога раздражает», увещевает Тихон Задонский.

б) "В страдании Христовом видим неизреченное к нам Отца небесного милосердие. Он, видя нас в погибели и не хотя допустить нам во веки гибнуть, «Сына Своего», ради нашего «спасения, не пощадил, но за нас предал Его» (Рим. 8, 32). О чем Сам Сын Божий, во утешение наше, говорит: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, по имать живот вечный» (Иоан. 3, 16)... О, дивное благоволение небесного Отца, Который, ради убогаго и погибшаго Своего создания, не пощадил Сына Своего! О, чудное послушание Сына Божия, Который, нас ради, врагов Своих, «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти», – «смерти же крестныя!» восклицает тот же святитель Христов, великий угодник Божий, св. Тихон Задонский. Итак как же ты восхощешь столь милосердаго Отца грехами оскорблять и послушание Сына Его, ради тебя оказанное, нераскаянным житием пренебрегать? Как будешь любить грех, за который Отец Сына Своего предал, и – Сын Божий столь тяжкое и горькое мучение претерпел?.. Любишь же грех, потому что не гнушаешься им; не гнушаешься, ибо не оставляешь его.

Размышление о правде Божией да отвратит тебя от греха; и рассуждение о милости Божией да не попустит тебе отчаяться по содеянии греха; поминай правду Божию во время искушения ко греху; но милости Божией не забывай во время искушения за грех содеянный. Так рассуждение и памятование о страдании Христовом учит нас бояться греха, ненавидеть его и удаляться от него; а за содеянные грехи не отчаяваться, но возвратиться к Отцу небесному, по примеру блудного сына, и просить от Него прощения, и получивши милость, впредь не отлучаться Него».

III. Братие христиане, сохраним эти наставления и увещания богомудраго нашего святителя Тихона Задонского в глубине наших сердец и будем всегда помнить, что грех есть величайшее зло, от которого нужно всеми мерами стараться уклоняться, ибо для заглаждения его потребовалась столь великая жертва и столь тяжкие страдания, как страдания на кресте Голгофском, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому купно со Отцем и Св. Духом слава и благодарение во веки веков. Аминь. (Сост. по твор. св. Тихона Задонскаго).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle