протоиерей Григорий Дьяченко

Четырнадцатый день.
Поучение 1-ое. Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия Печерскаго.

(О вреде чревоугодия и пользе воздержания.)

I. Преподобный Феодосий печерский, память перенесения св. мощей коего из пещеры в каменный храм ныне воспоминается (это событие случилось 14 авг. 1091 г.), между многими добродетелями своими отличался необыкновенным воздержанием в пище и питии; хлеб в меру и скудныя овощи были пищею сего св. подвижника, желавшаго умертвить постом, бдением и трудами свою плоть со страстьми ее и похотьми; даже эту скудную пищу он принимал не всегда; постом же усиливал свое воздержание и труды до высшей степени. Так о нем известно, что он на великий пост уединялся в пещеру до Лазаревой субботы. Вход в пещеру засыпался землею и с Феодосием говорили чрез окно, проделанное в пещере.

II. Пример св. Феодосия печерскаго, который был враг чревоугодия, побуждает нас сказать в настоящий день о вреде чревоугодия, которому к сожалению предаются весьма многие в настоящее время, несмотря на весь вред этого порока для души и тела.

а) Святые отцы церкви и все великие угодники Божии весьма сильно осуждают этот порок.

«Св. Иоанн Златоуст так говорит о вреде чревоугодия для тела»: «для чего, скажи мне, ты утучняешь тело пресыщением в пище? Неужели принесем тебя в жертву? или предложим на трапезу? Ничто сколько не противно и не вредно телу, как пресыщение; ничто столько не разрушает, не обременяет и не повреждает его, как неумеренное употребление пищи. Невоздержные в пище так неразумны, что не хотят даже столько поберечь себя самих, сколько другие берегут мехи. Ибо продавцы вин не наполняют мехи более надлежащаго, дабы не прорвать их, а они и такой заботы не хотят иметь о бедном своем чреве, но до чрезмерности обременяют его пищею и наполняют вином и таким образом сугубо стесняют дух и ту силу, которая управляет животною жизнию. Чревоугодие преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, причиняет множество болезней и возлагает большую тяжесть и несносное бремя». «Не так сильное течение реки размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и пресыщение подрывает все стороны нашего здоровья. Пойди в больницу и спроси об этом, там узнаешь, что отсюда происходят почти все болезни. И действительно, боли в ногах, боли в голове, в глазах, в руках, дрожание всего тела и многия другия болезни (теперь не время перечислять их) обыкновенно рождаются от объядения и пресыщения».

"«А если хочешь знать болезни души», учит тот же св. отец церкви, отсюда рождающияся, то увидишь, что любостяжание, разврат, уныние, леность, любострастие и все непотребства отсюда ведут свое начало» (Твор. св. Иоан. Злат. – беседы на еван. Матф. ч. 2 изд. 1864 г. стр. 273–274, и беседы на ев. Иоанна ч. 1 изд. 1854 г. стр. 271–272).

«Св. Василий Великий учит», что «чревоугодие Адама предало смерти и причинило миру погибель сластолюбие чрева. Ной осмеян, Хам проклят, Исав лишился прав первородства: чревоугодие Израиля сделало поклонником идолу и довело израильтян до того, что телеса их пали в пустыне. Чревоугодие одного из пророков, посланного Богом для обличения нечестивого царя, соделало снедию дикого зверя» (Твор. св. Василия Великого ч. 5, изд. 1849 г. стр. 56–57).

«По словам Симеона Столпника» (мая 24 д.), пресыщение пищею рождает скверные помыслы, помрачает ум, вкореняет страсти, претворяет духовного человека в плотскаго, пригвождая мысли его к плотским вожделениям.

А святитель Христов «Тихон Задонский» учит, что излишество в пище и питии есть мать всех зол. Как в гнилом болоте всякие плодятся гадины, так в сластолюбивом сердце всякая родится греховная нечистота (Твор. св. Тихона задон. изд. 1875 г. ч. 1, стр. 131 и ч. 3 стр. 263).

б) Внимая сему учению св. отцев о чревоугодии, «да не отягчаем сердец своих объядением и пьянством» (Лук. 21, 34), «устраним всякое пресыщение в трапезе и возлюбим воздержание». «Воздержность в пище, – говорит св. Златоуст, – есть мать как здоровья, так и удовольствия» (Иоан. Злат. бес. на ев. Иоанна ч. 1, 1854 г. стр. 272). А св. Василий Великий о воздержности в пище так учит: «если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешъся добычею смерти» (Васил. Вел. ч. 5, стр. 57–58 по изд. 1849 г.).

Приведем здесь несколько примеров воздержания.

аа) Об авве Марке подвижнике известно, что шестьдесят три года он имел такой образ жизни: постился по неделе, так что иные почитали его бесплотным, – и работая день и ночь, раздавал добываемое бедным; но никогда не брал ни от кого ничего. Слыша о нем христолюбцы принесли ему милостыню. Но он сказал: «я не беру; ибо рукоделие мое питает и меня и приходящих ко мне ради Бога» (Древн. пат.).

бб) В киновии преподоб. Феодосия архимандрита жил один старец, по имени Конон, который 35 лет такое держал правило: вкушал однажды в неделю, и при том только хлеб и воду, – непрестанно работал и почти не выходил из церкви. (Древн. пат.).

вв) Авва Пиор ел ходя. Кто-то спросил его: «для чего ты так ешь?» Авва отвечал: «я не хочу заниматься пищею как делом; потому ем между делом». Еще кто-то спросил его о том же. Старец отвечал: «так делаю для того, чтобы, когда ем я, душа моя не чувствовала телесного удовольствия». (Из «Скитск. патер.», сн. «Древн. пат.» гл. IV).

гг) Сказывали об авве Макарии: когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии; за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему (вина), старец с радостию принимал его, чтобы мучить себя. Но ученик его, зная это, говорил братии: «ради Господа не давайте ему; иначе он будет мучить себя в келье». Братия, узнав это, более не предлагали ему вина («Древн. пат.» гл. 4).

III. Так, братие христиане, имея такие примеры воздержания, позаботимся об умеренности, дабы и здоровьем телесным наслаждаться и, душу свою избавив от всякой болезни, быть участниками в будущих благах благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle