протоиерей Григорий Дьяченко

Двадцать четвертый день.
Поучение 2-ое. Накануне Рождества Христова.

(«Христос с небес – срящите!»).

I. Приближается, братия, великий Божественный праздник, которого, как всегда бывает, ожидаем мы с нетерпением, и который желаем встретить и провести в веселии и радости. Это – торжественное воспоминание пришествия с небес на землю Сына Божия и явления Его во плоти. Великий поистине и Божественный праздник! Сын Божий пришел к нам, родился для нас, как человек; «не оставль недра Отча», не разлучаясь с единосущным Своим Отцем, пришел на землю, «посетил нашу нищету» (ирм. 8 глас), наше бедное человечество, чтобы обогатить нас Своею Божественною благодатию и славою. Какое необыкновенное посещение! Как же нам, братия, встретить такого необыкновенного Посетителя, такого великого Благодетеля? А ведь это сделать непременно надобно. Представьте, как ожидаем мы, с какими заботами готовимся встретить и какую почесть воздать нашему земному царю, или первородному сыну цареву, наследнику престола, если они благоволят посетить нас?

Не тем ли более мы должны с величайшею почестию встретить грядущаго к нам единородного Сына Царя небеснаго, «наследника всем» (Евр. 1, 2), Его же царство, царство всех веков, «и владычество во всяком роде и роде?» (Пс. 144, 13). Как же, повторяю, встретить нам грядущаго к нам Сына Божия? Какиевоздать Ему почести ? Чем засвидетельствовать пред Ним наше усердие? Что принести Ему в дар? Сама святая церковь заботится с нами и за нас о благоприятном приношении грядущему к нам Сыну Божию. «Что Ти принесем, Христе», поет она на праздник Рождества Христова, «что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради?»

II. Встреча земного царя отчасти дает нам понятие и о том, как мы должны встречать Царя небеснаго.

Что делается у нас, когда мы готовимся встретить земного царя? Обыкновенно, к принятию царя заводим новыя лучшия и дорогия одежды, и в честь его делаем общия торжественныя собрания. Не так ли встретить нам и Царя небеснаго? Отчасти так, а еще более не так. Заводить к празднику "обновы" мы имеем большую охоту; также веселиться в праздник у нас в большом обычае. Что-ж? И то, и другое идет к празднику; и в том и другом нельзя отказать христианину, как человеку, и особенно в праздник. Но как одеваться, как веселиться? Одеваться прилично, веселиться благопристойно. Излишние наряды, пышныя, дорогия одежды уже делаются не для чести праздника, а только для одного самолюбия и тщеславия.

Равным образом и увеселения нескромныя, шумныя, разорительныя ни мало не сообразны с достоинством праздника. Нет. Все это идет более к празднованию земному, по правилам и обычаям мира. А празднование христианское требует совсем других почестей и жертв. На что Богу наши дорогия одежды? Он, – всеведущий, и зрит не на наши одежды, а на сердца. Примет ли Он наши празднества, которые заключаются в мирских ликованиях и увеселениях? Он Бог любви и благости, Господь славы. Ему нужно от нас искреннее усердие и благодарное прославление. Значит, не так мы должны встретить Царя небеснаго, как встречаем земного. Да, братия, не так, а только подобно тому. Хорошо нам встретить небесного Царя в хорошей одежде, в обнове, приличной святости Его. Но какая это одежда, какая обнова, и где нам взять ее?

а) Такую одежду, такую обнову завела уже всем нам св. церковь. – "Это -" пост пред праздником Рождества Христова: вот прекрасная обнова к празднику; вот дорогая одежда, в которой достойно можем мы встретить грядущаго к нам Сына Божия. Кто не постился, тот остался без обновы к празднику, в старой и, может быть, ветхой одежде.

А как одежда на нас всегда бывает не одна, то и здесь можно украсить себя еще другими обновами. Например, доселе мы были с кем-либо во вражде; пред праздником и для праздника прекратить эту вражду, и примириться – какая прекрасная обнова!

Или кем-либо овладела, и особенно в праздники, пьянственная,-либо другая какая страсть; вооружиться против нея и обречь себя ка воздержание и трезвость не только в праздники, но и на будущее время, – вот прекрасная обнова! Такие обновы как приятны будут для святейшаго взора грядущаго к нам Сына Божия.

б) А касательно торжественных и увеселительных собраний, какие приличны святости праздника, уже и говорить не нужно. Святая церковь, как известно всем, открывает в этот божественный праздник светлое торжество и созывает на него всех верных чад своих. Какое великолепие, какая слава, какое духовное веселие в этих священных собраниях! Тут только и слышится величание, прославление, благодарение пришедшему к нам спасти нас Сыну Божию. Не быть в этих собраниях, или быть не во всех, или и быть, но не принять сердечного участия в молитве, в песнопении, вообще в торжестве церкви, значит худо встречать, или совсем не встречать такого великого Посетителя, нашего Благодетеля и Спасителя. – Вот, братия, как должны мы встречать пришествие к нам Сына Божия, Рождество Господа нашего И. Христа.

в) Позвольте указать вам еще на одно приношение, на одну почесть, с которыми мы можем встретить грядущаго к нам Спасителя, Сына Божия. Приношение это Ему самое приятнейшее, почесть эта для Него самая драгоценнейшая. Мы – русские. А у русских, знаете, какой драгоценнейший обычай при встрече царя? Подносят царю хлеб-соль. Не поднести ли нам, по благочестивому русскому обычаю, и небесному Царю также хлеб-соль? О, как это было бы прекрасно! Вот тогда бы мы были истинно русские православные христиане. «Да как же это?» спросите. Кто примет от нас нашу хлеб-соль? Бедные и нищие братия наши. Вот в чьи руки отдадим нашу благотворительную жертву. Верьте, – эта жертва руками нищих пойдет прямо в руки Сына Божия, Спасителя нашего. "Понеже", сказал Он нам, «сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Матф. 25, 40). Прекрасно понимали это добрые наши предки, и перед такими великими праздниками священным долгом считали для себя раздавать повсюду милостыню щедрою рукою. Ныне, к прискорбию, этот святой обычай уже далеко не таков, как был прежде. Наши страсти и наши прихоти стесняют более и более чувство любви и доброжелательства к бедным, и мы жертвуем более и охотнее себе, чем нуждающимся братиям нашим о Христе. Какие мы христиане, если не сочувствуем своим ближним, если сами обильно наслаждаемся дарами Божиими, а о других не хотим и подумать? Как в праздник самому богато и пышно одеться и сесть за приятный и роскошный стол, и не вспомнить, так ли, или хотя сколько-нибудь подобно ли одеты и напитаны другие, и нет ли таких, у которых, может быть, нет ни одеяния, ни хлеба? Как предаться излишним веселостям в праздник, и не подумать, что, может быть, есть люди, которым от недостатка и бедности, или от постигшаго несчастия достанется только прослезиться в праздник? Ах, как бы необходимо обратить на это общее внимание! Как бы прекрасно было, если не постоянно, то хотя пред такими великими праздниками делать общий сбор пожертвований и раздачу бедным! В нынешния времена на все, что служит к нашему удовольствию, найдутся распорядители, и усердствующие, а на святое дело христианское – увы! – нет, мало расположения у христиан.

III. Будем подражать, братия, благочестивым предкам нашим в христианском праздновании великих Божественных праздников. Будем, по мере возможности и достатка, уделять от достояния нашего на праздники бедным братиям нашим. Это будет лучшая из жертв, которыми мы почтим пришествие к нам Сына Божия. Ведь Он и Сам «обнищал нас ради», родился в вертепе, и возлег в ясли. Как прилична и как любезна Ему будет наша доброхотная жертва! А Он, всеблагий и вседовольный, Он расплатится с нами щедро, «обогатит нас» от спасительной Своей "нищеты" (2Кор. 8,9), и здесь Своей Божественною благодатию, и там – за гробом Своею Божественною славою... Боже наш, слава Тебе! (Сост. по кн. «Сеятель благочестия» прот. Нордова).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко

2. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко

3. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

4. Проповеди и молитвы – ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1914–1934) митрополит Трифон (Туркестанов)

5. Проповеди игумен Никон (Воробьев)

6. Костромские поучения – Костромские поучения за 1900 год епископ Виссарион (Нечаев)

7. Проповеди – Том I святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

8. Проповеди – Воскресные проповеди Антоний, митрополит Су́рожский

9. Проповеди – Том II святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

10. Костромские поучения – Костромские поучения за 1897 год епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle