Источник

Тридцатый день.
Поучение 2-ое. Св. мученица Анисия.

(О средствах развить и укрепить в своей душе духовную радость).

I. Святая, ныне прославляемая, мученица Анисия, была родом из города Солуни, в Греции. Она была одарена всеми земными благами. Родители ее были добры, благочестивы и очень богаты, они воспитывали ее с возможным старанием, и она с самого детства возлюбила Бога более всего в мире, с радостию изучала закон Его, усердно старалась исполнять Его волю. Разум и красота ее были необыкновенны: она быстро успевала во всех науках и родители не могли нарадоваться на дочь свою.

Но еще в ранней молодости Анисия испытала тяжкое горе: она лишилась добрых родителей своих. По смерти их, она осталась единственною наследницею огромного имения. Досталось ей несметное количество всякого богатства: сел, денег, утвари золотой и серебряной, многоценных одежд, украшенных золотом и жемчугом. Но это богатство не столько радовало Анисию, сколько устрашало ее. Она знала, что в богатстве много искушений, что оно часто возбуждает в человеке гордость и тщеславие, что легко удаляет от Бога. Боясь всех этих искушений, Анисия беспрестанно молила Господа о помощи, просила Его наставить ее, дабы она употребила дарованное богатство на пользу, а не на пагубу души своей, и наконец решилась раздать все бедным. Продавая имущество свое, она не сама назначила всему цену, а сказала купцу: «помни, что продается достояние нищих и убогих, и потому дай за это цену, какую следует, ибо Господь любит справедливость и воздает по справедливости».

Продав имущество свое, Анисия стала раздавать деньги бедным; она посещала больницы и тюрьмы, принося несчастным щедрое вспомоществование и несказанно радуясь, когда ей удавалось сделать больше добра. Но не однеми деньгами помогала Анисия: она ходила за больными, давала им лекарства, перевязывала раны их, служила им с усердием и любовию. Раздав богатство свое, она сама стала жить в крайней нищете, ни мало не скорбя по поводу своей бедности, проводя дни в работе, а ночи в молитве. «В этой добровольной нищете, среди лишений всякого рода, без сомнения, она чувствовала более радости душевной, нежели многие богатые в пышных чертогах своих», ибо не богатство составляет счастие человека, но спокойная совесть, внутренний мир и твердая христианская надежда на получение жизни блаженной за гробом.

В это время было ужасное гонение на христиан, так что убивший христианина не считался даже по закону виновным в убийстве. Однажды Анисия, шедши в церковь, заметила на улице необычайное волнение; в этот день язычники совершали какой-то идольский праздник. Один воин, увидя Анисию, закричал ей, чтобы она остановилась, ибо хотел принудить ее принести жертву идолу. Испуганная девица перекрестилась; воин опять закричал ей: «кто ты и куда идешь?» – «Я раба Христова и иду в церковь», кротко отвечала Анисия. – «Не пущу тебя, сказал воин, принеси жертву богам нашим», и затем он схватил ее, чтобы вести в храм. Анисия. сопротивлялась; тогда он вынул меч свой и, ударив ее, убил до смерти. Сами язычники укоряли его за жестокосердие, видя убиенную невинную юную девицу. Христиане с благоговением похоронили ее.

II. Жизнь св. муч. Анисии, добровольно отказавшейся от богатства и земных радостей и бывшей тем не менее счастливой, наводит нас, братие мои возлюбленные, на мысль, что для христианина есть неиссякаемый источник духовной радости, которая не имеет ничего общего с радостию земною, мирской, которая у большинства людей неразрывно связывается с обилием земных благ. Где же источник духовной радости христианина? Какиесредства содействуют к возрастанию в душе христианина духовной радости, делающей его и среди нищеты и среди изнурительных трудов счастливым? Средств найти в своей душе эту неземную радость христианина много и почти все они в руках каждого из нас.

а) Во-первых, нужно твердо веровать, что за этой кратковременной жизнию, полной всякого рода скорбей и " болезней, наступит жизнь столь блаженная, столь счастливая, что нет слов на языке человеческом пересказать о том, что Бог уготовал любящим Его, т. е. свято живущим христианам в духе живой любви к Богу и ближним.

Все святые, при всех скорбях своей жизни, при всех нуждах и лишениях во всем, почитали себя самыми счастливыми при одном представлении этой блаженной радости.

Таков был, напр., Андрей Христа ради юродивый, которому в утешение было даже показано в чувственном виде изображение райской жизни.

Вот вкратце рассказ о том, что видел и слышал в своем восхищении в раю блаженный Андрей. «Я видел, говорит он, в раю много садов с высокими деревьями; они, колеблясь своими ветвями, чрезвычайно услаждали зрение, и великое благоухание разливалось от их ветвей. Одни из деревьев непрестанно цвели, а другие были украшены златовидными листьями; иные были обременены различными плодами неизреченной красоты. Нельзя уподобить древ райских ни одному дереву земному, самому красивому, ибо Божия рука насадила их, а не человеческая. В этих садах было безчисленное множество птиц; одне из них имели крылья золотые, другия, подобно снегу, белыя; иные были испещрены различными цветами. Эти птицы пели так прекрасно, что от приятного пения их я доходил до самозабвения, и мне казалось, что голос пения их был слышен на самой небесной высоте. Так услаждалось сердце мое!.. Наконец, я узрел Господа моего, сидящего на высоком и превознесенном престоле; серафимы стояли окрест Его. Он был облечен в багряную ризу, лицо Его было пресветло, Он взирал на меня милостиво. Узрев Господа, я в невыразимом волнении духа пал пред Ним ниц и поклонился пресветлому и страшному престолу славы Его. О! здесь уста немеют, язык отказывается выражать духовные предметы, духовную радость в чувственных видах. Какая радость и восторг объяли сердце мое от видения лица Его, – изъяснить нельзя, так что и ныне, воспоминая об этом видении, исполняюсь неизреченной радости!» (Ч. М.).

«Вот и другой пример духовной радости» и ее благотворного влияния, услаждающего все скорби жизни. По уверению Палладия еленопольского в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались несмотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселия телеснаго. Между ними никого не было скучного и печальнаго, а авва Аполлос обычно говаривал: «не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать царство небесное»; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» (Лавсаик, 47, стр. 168, сн. кн. «Толкование послания к галатам», еп. Феофана, Москва, 1875 г., стр. 381).

б) Второе средство низвести в свою душу духовную радость состоит в молитве. Как благоговейное возношение ума и сердца к Богу, она поставляет молящегося прямо лицу Божию; но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не чувствовать теплоты, – тем паче свет и теплота духовные суть непосредственное следствие молитвы.

в) Чтение или слушание слова Божия, особенно новозаветнаго, есть также сильное средство к возбуждению радости о Господе. Спаситель не напрасно призывал к Себе труждающихся и обремененных, обещая им успокоение или радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а оставил ее в Евангелии, дух которого есть дух мира, успокоения и отрады.

г) Таинства церкви, особенно исповедь и причащение, производят также радостотворное действие на душу. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа испытывает сладостное чувство легкости и бодрости, которое еще более возвышается чрез принятие тела и крови Господа.

д) Собеседование с людьми богатыми христианским духом и имеющими помазание от Святого Духа может также сделать нас причастниками той духовной радости, какою они сами исполнены. Вот почему мы видим, что многие миряне с такою любовию и радостию притекают в обители и пустыни, где живут иноки – старцы, богатые христианским духом, сильные христианскою верою, надеждою и любовию, и так услаждаются беседами с этими благочестивыми старцами, что свидания с ними и беседы их никогда не забывают во всю свою жизнь.

е) Душа, любящая Господа, может обильно почерпать ее также в размышлении о совершенствах Божиих, о делах могущества, премудрости и благости Божией в творении, промышлении и искуплении, о частных благодеяниях во времени и утешительных обетованиях, относящихся к вечности. (См. «Душ. чт.» за 1884 г. сент.).

III. Да сподобит же нас Господь по молитвам св. муч. Анисии воспользоваться указанными здесь средствами к развитию и укреплению в себе столь спасительной духовной радости, которая может усладить все скорби и бедствия земной жизни! (Свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle