протоиерей Григорий Дьяченко

Март месяц. 25-й день. Благовещение Пресвятые Богородицы

(Еванг. от Лук., зач. 3-е, гл. I, 24–38 ст.).

3. Что значит Благовещение и что внушает оно нам?

Почему нынешний день называетея днем Благовещения? – Очевидно, по какой-либо благой вести для всех нас. Что это за весть? Та весть, что к нам бедным на землю нисшел ныне Единородный Сын Божий, вечное Слово, Коим сотворено и держится в бытии все видимое и невидимое; – нисшел до того, что облекся естеством нашим, соделался во всем, кроме греха, подобным нам человеком, и это не на время только какое-либо, малое или великое, а на всю вечность.

Та весть, что сей воплотившийся Сын Божий соделает для нашего спасения все, что нужно: озарит нас светом истины и укажет путь к жизни вечной, восприимет на Себя грехи наши и загладит их Своими страданиями, низойдет во гроб и воскресением Своим разсеет для нас мрак гроба и страх смерти; подаст нам Духа Святого и с Ннм всю полноту даров благодатных, да, очистившись от всякие скверны, соделаемся способными к сожитию на небе с ангелами.

Та весть, что мы, посредством сего безпримерного снисхождения к нам и соединения с нами Сына Божия, из врагов Богу сделались близкими и опять Своими Богу, из изгнанников рая, пришельцев земли, наследниками неба и благ вечных.

Видите, сколько радости и надежд принес нам день настоящий.

Достойно убо и праведно именуется день настоящий днем Благовещения, достойно и праведно небо и земля призываются ныне к радости и прославлению Господа: ибо небо и земля действительно участвуют в Его милосердии и торжестве нашем.

Но, радуяся и прославляя Господа за великую безпредельную милость Его, не забудем, что благая весть тогда бывает совершенно действительна и достигает своей цели, когда, получив ее, сообразуются с нею и действуют именно так, как того требует существо ея.

Сколько ни уведомляйте блуждающего по чуждым домам и странам сына, что он прощен отцом, но если сей сын не оставит своего блуждания, не пойдет к отцу, то благая весть останется без действия и не облаженствует его.

То же и с благою вестию, нам принесенною. Все – и сошествие на землю Сына Божия, и Его вочеловечение ради нас, и Его смерть, и воскресение за нас, все сие останется втуне, если мы не оставим греховной жизни и не начнем вести себя, как требует новое, великое и святое предназначение наше. В таком случае, христиане истинные, следуя за нисшедшим с неба Спасителем и творя Его волю, примут все,что Он пришес и стяжал для них, достигнут благ вечных и вселятся с Ним в царствии Отца Его; а нерадящие о своем спасении, не последующие заповедям и стопам Его, продолжающие ходить по дебрям греха и похотей, и с благою вестию, Им принесенною, как ни к чему неспособные, останутся во грехах своих, и явятся под конец, яко ничтоже имуще.

Не остановимся же, подобно малым детям, на благой вести о нашем спасении; постараемся узнать, чего она от нас требует и что нам должно делать для нашего спасения; исполним потом все требуемое, дабы таким образом благая весть обратилась в благое дело: тогда, – и только тогда, – день сей для нас воистину будет днем благовещения, еже да сбудется над всеми нами благодатию Господнею! (Сост. по проп. Иннок., арх. херс., т. 2).

4. Назарет.

Когда поднимешься на одну из близких к Назарету горных высот, вдруг открывается вид на весь скромный Назарет; это в настоящее время неболыной городок, с 5,000 жителей – арабов, из коих 2,000 православных, а остальные католики, протестанты и магометане; расположен в нагорной лощине, между двумя хребтами известковых гор, отличается здоровым климатом. На том месте, где был дом праведного Иосифа, в коем совершилось Благовещение, устроен католический монастырь. От святого дома сего сохранились три небольшия комнаты, одна над другою, в виде пещер, вырытых в природной, каменной скале. Все это скромное жилище святейшего семейства заключено теперь в стенах красивого католического храма, главный алтарь коего значительно возвышен; под ним, в нижней природной пещере, где было жилище Пресвятой Богородицы, устроен католический же храм, в который спускаются по мраморным ступеням. Под престолом сего храма изображен мраморный круг с крестом, означающий то место, где стояла Пресвятая Дева во время архангельского благовестия; вокруг надпись на латинском языке: И Слово плоть бысть; несколько дорогих лампад неугасимо горят, озяряя это святое место. А где предстал Деве небесный вестник – архангел Гавриил, то место обозначено мраморною колонною, средина которой выпилена. Предание говорит, что ее выпилили неверные, думая найти в этой колонне скрытое сокровище, и за дерзость свою были поражены слепотою. С глубоким благоговением поклоняются верующие святейшему сему месту, падают ниц и, лобызая как бы живые следы стоявшей здесь Честнейшей херувим и Славнейшей серафим Пресвятой Девы и небесного вестника, приносят небесной Заступнице нашей из глубины сердечной архангельское приветствие: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» – Из нижней комнаты или пещеры, где было Благовещение, с правой стороны входят по каменной лестнице в верхния две комнаты, которые сохраняются в первобытном своем виде. В первой из них, по преданию, Богоматерь воспитывала Господа Иисуса Младенца: углубление вь стене, где теперь престол, служило для Него колыбелью. Благоговейно поклонившись сему святому месту, входят во вторую комнату, тоже из природного гранита; тут жил святой праведный Иосиф – хранитель Богоматери и Ея Божественнного Сына. В этом-то убогом жилище мирно протекала жизнь Господа нашего до 30-летнего Его возраста, здесь Он провел Свое детство и юность, здесь Он возрастал и духом и телом, в повиновении Своей святой Матери и мнимому отцу – древоделу Иосифу. Несколько дальше монастыря Благовещения указывают место плотничной мастерской святого Иосифа; здесь Спаситель Отрок помогал в работе плотничной Своему воспитателю; здесь же продолжал Он и Сам трудиться по кончине мнимого отца Своего, для пропитания Своей Божественной Матери. Потому-то, конечно, и называли Его иудеи плотником (Марк. VI, 3).

От Назарета в разстоянии 1½ часа ходу находится та гора, с коей хотели озлобленные иудеи сбросить Господа, обличавшего их лицемерие; указывают и самое то место, куда иудеи привели Господа, дабы низринуть Его – небольшая площадка, обнесенная ныне камнями; внизу под площадкою страшная пропасть, с выдающимися обрывистыми утесами. И воставше, повествует святой евангелист, изгнаша Его вон из града, и ведоша Его до верху горы, на нейже град их создан бяше, да быша Его низринули. Но еще не настал час страданий Его,а потому и не могли ничего сделать с Ним злобные враги Его: Он же прошед посреде их идяше (Лук. IV, 29–30).

Близ Назарета устроена очень хорошая и довольно большая арабско-греческая церковь, посвященная имени Пречистой Девы Богоматери; в левой стороне церкви, в углублении, находитея источник, из коего Пречистая Дева Мария почерпала воду: это место обложено белым мрамором и вообще прекрасно устроено, в виде придела. Пред иконой Благовещения горят непрестанно лампады и свечи, а внизу сделано отверстие, с опускающеюся в него кружкою, для почерпания воды, которую поклонники с благоговением пьют и умываются ею, с молитвою к Благодатной Марии, почерпавшей воду из сего источника. Какие скромные, но глубоко умиляющия душу воспоминания!.. (См. «Троицк. листок» № 112).

5. Дивное видение инока Феофана.

Старец, великий пред Богом, именем Кириак, жил в лавре Каламонской, около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат чужестранец, по имени Феофан, спросить старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: «отец мой, в моей строне я нахожусь в общении с несторианами. Не будь этого – я бы остался навсегда с тобой!» Услышав имя Нестория 38, старец глубоко опечалился о погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился ко святой кафолической и апостольской церкви.

Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица.

Отче, возражал брат, да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, несчастный, как мне и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.

Старец радостно выслушал слова брата.

Оставайся в моей кельи, сказал он. Я имею упование на Бога, что Он, по Своему милосердию, откроет тебе истину.

И оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: «поди и познай истину!» И взяв его, ведет в место мрачное, смрадное и испускающее пламя и показывает ему в пламени Нестория и Феодора 39, Евтихия 40, Ария 41и других. И говорит явившийся брату: «вот это место уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следует их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не желаешь вкусить такого наказания, обратись к св. кафолической церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: хотя бы и всеми добродетелями украсился человек, но, если он неправо верует, он попадет в это место». – При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат разсказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к св. кафолической апостольской церкви. Оставшись в Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире. («Луг духовный», блаж. И. Мосха).

6. Величие Божией Матери и сила ходатайства Ея пред Богом.

Архангел Гавриил именует Деву Марию «благословенною в женах, обретшею благодать у Бога», тогда как все сыны и дщери Евы подлежали еще проклятию. Этой степени величия удостоена Преблагословенная Дева за безпримерное целомудрие, которого началом была пламенная любовь Ея к Богу, и за высочайшее смирение, которым превзошла Она всех земнородных. Степень Ея смирения указывается самым возвышением Ея от Бога, Который возносит только смиренных, только им дарует благодать Свою и только их Богом благоволит именоваться (Иов. V, 11; Ис. LXVI, 2; Иудиф. IX, 11).

Итак, достойно и праведно именуется Св. Дева благословенною в женах, ибо к Ней, чрез Сына, обращаются обетования Божии Аврааму и Давиду о семени, о нем же имели благословиться вси язы́цы земнии. Достойно и праведно ублажают Ее вси роди, как единую избранную Богоотроковицу, послужившую тайне соединения Божества с человечеством.

Еще св. пророк Давид провидел небесную славу Богоматери, и в словах, «предста Царица одесную Тебе», выразил, что Она и ближняя Божия, превознесенная выше всех святых ангелов, и Царица. Благочестивое предание свидетельствует, что, когда Богоматерь предстала Престолу Божию, преукрашенная сиянием благодати и добродетелей, церковь небесная прежде земной воспела Ей песнь сию: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. (Письма с Востока, ч. 1, стр. 115. Письма Святогорца, ч. 1, стр. 95–166).

Величие Матери Божией дает разуметь и о силе ходатайства Ея пред Богом за нас грешных, которых усыновил Ей Сын Ея, почтив нас званием братий. Пример в Кане галилейской и безчисленные опыты прежних и нынешних времен дают нам непререкаемое право на уверенность в силе ходатайства Ея за нас пред Богом. Св. Церковь, от лица испытавших на себе благодеяния Богоматери, называет Ее надеждою ненадежных, и так повторяет благодарственные их воззвания: «не умолчим никогда,Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе; Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых».

Спасение сел, городов и целых царств от многоразличных бед ознаменовано было заступлением и чудесами Богоматери. На это указывает история мира; об этом свидетельствует св. церковь. Сыны православной России много знают примеров заступления Божией Матери из истории России. (См. напр. стр. 653–658 нашей книги). И до ныне, в тяжких бедах общественных и частных, мы обыкновенно призываем на помощь Заступницу усердную, Матерь Господа Вышнего, Владычицу мира...

Если пророк Моисей силен был своими молитвами отменить уже произнесенный Богом приговор об истреблении иудейского народа и изменить гнев Его на милость, то можно ли сомневаться в том, чтобы Матерь Божия молитвою Своею не испросила подобной милости грешному роду человеческому! Будем же прибегать с молитвами к Царице небесной, как Заступнице рода человеческого (См. кн. «Часы благоговейных размышлений», ч. I).

* * *

38

Несторий, патриарх константинопольский, учил, что Пресв. Деву Марию следует именовать не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила не Бога, а простого человека, Христа, с Которым Божество только впоследствии нравственно соединилось за Его святую жизнь. Ересь Нестория осуждена на третьем Вселенском соборе. Лишенный епископского сана,Несторий за свое упорство в лжеучении был сослан в пустынное место в Египте и скончался там бедственной смертью. Некоторые говорят, что язык его был изъеден червями.

39

Феодор, епископ мопсуетский, сконч. в V веке. Его сочинения были осуждены за неcторианство на пятом Вселенском соборе в 553 году.

40

Евтихий, архимандрит одного монастыря в Константинополе, был виновником монофизитской (признававшей в Иисусе Христе не два естества, но лишь одно) ереси.

41

Арий, пресвитер александрийский, произвел страшную смуту в христианском мире своим лжеучением о неравенстве Сына Божия с Богом Отцом. Его ересь была осуждена на первом Вселенском соборе в Никее, в 325 году.


Источник: Праздничный отдых христианина : 1), 2). Пособие для пастыря-проповедника при внебогослужебных собеседованиях с народом. Духовно-назидательное чтение для христианина в воскресные и праздничные дни : Собр. общедоступ. духов.-назидат. рассказов и размышлений, располож. применит. к еванг. воскрес. и празднич. чтениям целого года : В 2 ч. / Сост. свящ., магистр богословия Григорий Дьяченко. - Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1900. - 918, X с.

Комментарии для сайта Cackle