Источник

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

Как нам спастись?

 

Многие иной раз говорят: «Как нам спастись? Мы люди мирские, грешные, весь век суетимся да грешим: заботы нас одолели». Печально, братья, слышать такую речь от православного христианина. Могли говорить такие речи язычники, жившие до пришествия в мир Иисуса Христа, которые не знали Его учения, в веру православную крещены не были, Святых Тайн не приобщались. Но нам, возлюбленным детям Христовым, так думать и говорить не следует, ибо нам путь к спасению указан. О нем, например, говорится в Евангелии, которое сегодня вы слышали во время Литургии. Прочтем его еще раз и поразмыслим о прочитанном. Всяк убо иже исповест Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10, 32–33).

Слышите, Господь требует от ищущего спасения, чтобы он был Его исповедником перед людьми. А что это значит? Чтобы понять это, послушайте, как говорит о том же святой апостол Павел: Если устами твоими будешь исповедыват Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10, 9). Так вот что, прежде всего, значит быть исповедником Христовым: значит, не только веровать в Него в душе, но и устами своими открыто заявлять, что веруешь в Него, не таить от других веры своей, не стыдиться ее, а смело и явно являть себя христианином. Мы прямо и безбоязненно говорим, что отечество земное наше – Русь православная... Так же прямо и безбоязненно исповедуй, что ты веруешь и в другое Отечество – Небесное и ходишь под покровом Господа, Иже на небесех. Но этого еще мало для того, чтобы быть истинным исповедником Иисуса Христа. Он Сам в другом месте сказал: Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Значит, мало для Господа исповедания устного – Он ждет от нас и исповедания на деле, чтобы все наши поступки были согласны с Его волею, чтобы мы так же открыто и смело на деле являли себя везде и всегда христианами. Судите сами: вот если бы у кого-либо из вас был такой сын, который на словах бы ублажал своего отца, а делами оскорблял, не сказал бы ему отец его: «Сын мой! мало мне речей твоих ласковых, докажи самим делом, что ты любишь меня!» Так и мы говорим: «Мы народ православный, мы не евреи и не татары»; а надобно на деле показать, что мы народ православный, просвещенный светом Христова Евангелия. Живой для нас пример в этом случае – святые исповедники Христовы. Они жили давно, в те века, когда еще Церковь Христова была гонима от императоров-язычников. Эти императоры-язычники везде отыскивали христиан и приводили их на свои судилища. «Кто ты, – спрашивали они у христианина, – как тебя звать?» «Я – христианин», – мужественно отвечал святой поборник веры Христовой и бесстрашно шел на самые жестокие пытки и смерть за свою веру православную. Вот что значит быть исповедником Христовым.

Исповедую того и Я пред Отцем Моим Небесным. Вот какую награду обещает Господь Своим исповедникам. Он Сам пред Отцем Своим Небесным будет свидетельствовать о любви к Нему исповедников. За любовь Он обещает любовь, за наше исповедание земное – Свое исповедание небесное. Если в земной жизни вы иногда говорите: «Обо мне ты можешь у любого спросить, всякий скажет, что я человек честный»; если иной слуга с гордостью показывает письменное одобрение, выданное ему от хозяина, то не тем ли более следует нам искать и желать свидетельства о нас небесного, свидетельства Иисуса Христа о наших добродетелях перед Отцем Его, Иже на небесех? И если мы верим обещаниям людским, то можем ли сомневаться в обещании Господа? Где Я, говорил Он, там и слуга мой будет (см.: Ин. 14, 3): иду приготовить вам обители (ср.: Ин. 14, 2). Вот почему никогда не следует падать духом, если за добро нам воздают злом, за правду неправдой, за любовь злобой. Помни только всегда, что у нас на небе есть неложный Свидетель нашего добра, Который все видит, все слышит, что Он приготовил любящим Его блаженные обители. На Него уповали святые мученики, проливавшие свою кровь во имя Его, и Он им чудно помогал во время их страданий. Вспомните страдания святого великомученика Пантелеймона. Его бросили на съедение диким зверям, но они припали к ногам его; бросили его в море – он ходил по нему, как по суше. Святому мученику Вонифатию мучители влили в горло расплавленное олово, но святой остался невредим; его же бросили в котел с кипящей смолой, но и из него он вышел здравым. Так еще на земле Господь прославляет Своих исповедников: какая же радость ожидает их в Царстве Небесном?

Но как можно исповедовать Господа словом и делом, так можно словом и делом отвергаться Его. Если кто живет не по заповедям, у кого не сходит с уст бранное слово, кто без меры упивается вином, вносит раздор в семью, гонит от окон своих нищего, притесняет сирых, то все эти люди отвергают Христа, и Он отвергнет их пред Отцем Своим Небесным. Но подумайте: что может быть прискорбнее этого? Если горько бывает человеку, хотя и преступнику, когда его отвергают от себя все люди и изгоняют закованного в Сибирь и даже далее, то не в тысячу ли раз более горько будет нам, когда от нас отречется Господь Иисус Христос? Что мы будем чувствовать, когда услышим Его грозный голос: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный (Мф. 25,41)? И будем мы стоять пред Судией Господом, мучимые совестью, имея пред очами нашими все зло, нами содеянное, все до мелочей. Вот случился пожар от поджога, тогда обнаружится, кто поджигатель; вот пропажа в церкви, тогда обнаружится вор; вот за деньги, на горе невинному, человек принял ложную присягу, тогда и это обнаружится; и обнаружится всякое зло пред всем миром на стыд наш. И закроются тогда для нас двери райские, а муки адовы примут нас к себе. Постараемся же исправить жизнь, пока приговор не произнесен и врата вечные не закрылись за нами.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37).

Вот еще какую заповедь дает Господь. Для нас Он должен быть дороже самого дорогого сердцу нашему: детей, жен, родителей. Люби Его более, нежели ты любишь свою семью, думай о Нем более, нежели о своей семье, покоряйся Его законам более, нежели ты покоряешься чувству родительской и родственной любви. Послушайте, как исполняли эту заповедь люди святые.

Вам, вероятно, известно, что в Киевской Лавре почивают мощи преподобного Феодосия, игумена. Когда этот святой был еще отроком, он и тогда уже возлюбил Бога более всего в мире. Мать горячо любила его, шила ему красивые одежды, старалась кормить лучшими кушаньями. Но он, к огорчению матери, раздавал одежды нищим, постился и носил вериги. Напрасно она уговаривала его водиться и играть со сверстниками – он знал только дорогу в церковь. Несколько раз он, к ужасу матери, пропадал из дому, уходя со странниками в монастыри. Но мать отыскивала его и возвращала. Наконец, он постригся в Киево-Печерском монастыре. Мать и здесь его нашла и долго умоляла воротиться домой, но святой отказался даже повидаться с ней, возлюбя Христа более ее.

Вы подумаете: да ведь это святой мог так победить себя, где нам так стоять? Но ведь и святые были такие же люди, как и мы: они имели то же немощное тело, более нашего терпели искушения сатаны и даже иногда впадали в прегрешения, как и мы, грешные, впадаем. Например, преподобный Еразм, тоже угодник Божий из Киева, был прежде купцом, потом поступил в монастырь и отдал все свои сокровища на украшение монастырского храма. Но диавол стал внушать ему, что без пользы он истратил свои богатства, лучше бы было раздать их нищим. Еразм впал в тоску и даже сильно захворал. Но Господь смиловался над ним: во сне ему явились преподобные Антоний и Феодосии и Пресвятая Богородица и уверили его, что не даром им употреблены богатства, но на пользу душевную. Так, видите, что и святые падали, как и мы, но только они плакали о грехах своих и не пребывали в равнодушии, как мы; и Бог, видя их скорбь и покаяние, являл на них силу Свою. Поэтому не следует так говорить: «То были люди святые, где нам до них». Это уныние, которое внушает нам диавол. Нет, и мы, при помощи Божией, многое можем совершить.

Не давай сердцу своему охладевать, борись с искушениями диавола, призывай Господа на помощь, чаще очищай себя от грехов исповедью и питай свою душу Телом и Кровию Христовой, – и тогда ты будешь подражателем святых.

Преподобный Феодосии любовь ко Христу поставил выше любви к матери. И в нашей жизни часто бывают случаи, когда мы должны руководствоваться его примером. Укажу вам прежде всего на случай обыденный, о котором вроде бы и думать нечего. Вот твои дети, играя на улице, поссорились с детьми твоего соседа. Не случалось ли тебе, отцу, или тебе, матери, не разобрав дела, прямо напуститься на соседских детей, сгоряча обругать их, а пожалуй, и их родителей: вот, мол, каких растят сорванцов и т. д. Что из этого может выйти? Ссора между вами, родителями. Но если ты хочешь поступить по-христиански, то спокойно примири детей, разбери их ссору и, если твои дети виноваты, научи их, вели попросить у обиженных прощения, взыщи с них. Это не будет ни для тебя, ни для них унижением, а будет только справедливостью, исполнением закона Божия, и ты, по заповеди Христа, любовь к Нему предпочтешь любви к детям. Вы, может быть, подумаете, что это мелочь, не стоящая внимания; но подумайте и о том, что всегда и во всем потакать детям значит развращать их; во-вторых, при подобных случаях часто возникают ссоры между родителями; в-третьих, из таких мелочей и образуется вся наша жизнь.

Вы, я думаю, видели, как нанизывают на нитки бисер: маленькие бисеринки одна за другой нанизываются на нитку, и получается большое ожерелье. Так в бесчисленных мелких случаях проходит день за днем наша жизнь, и блажен тот, кто во всех мелочах следит за своей душой.

Но также нередки случаи и более крупные, когда любовь к Богу следует ставить выше родственной любви. Твой отец, брат или другой близкий родственник впал, по человеческой слабости, в преступление и просит тебя быть свидетелем, что он невинен, или если он продает неопытному человеку какую-либо вещь и просит тебя похвалить ее; да мало ли подобных случаев в жизни! Не будьте же пособниками греха и обмана. Помните, что Сын Божий возлюбил нас до того, что Себя не пощадил для нашего спасения, но зато Он требует и от нас любви всецелой – всей душой и всем помышлением.

И кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).

Быть исповедником Христовым – значит словом и делом везде являть себя исполнителем Его закона, значит любить Его более всего в мире, но это часто бывает тяжело и прискорбно. Эти-то скорби, всегда нераздельные с добродетельной жизнью, Господь и сравнивает с крестом, который несет на себе человек. Во время жизни Иисуса Христа злодеев распинали на крестах. Со злодеями был распят и Сам Христос. Крест был тогда позорным орудием, и нести его было и позорно, и тяжело, так как кресты делались очень тяжелыми. Для последователя Иисуса Христа надобно победить любовь к самому себе, иногда – любовь к семейству, родителям, детям; для христианина не редкость – нажить неприязнь соседей, целого общества; или опустить явную выгоду, даже иногда целое богатство, которое так бы легко было приобрести неправым путем; насмешки, укоризны, преследования – все надобно вынести, сдержать на своих плечах этот скорбный крест, чтобы остаться исповедником Христовым.

Но каков Учитель, таковы должны быть и ученики. Иисус Христос, не повинный ни в одном грехе, претерпел ради нас оплевание, биение, заушение, распятие на Кресте. И мы, Его последователи, должны также мужественно терпеть скорби временные за имя Его. Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14, 22). Но хватит ли сил вынести эти скорби? – спросите вы. Братья, всякое искушение Господь посылает по мере сил наших, ибо Он долготерпелив и многомилостив (ср.: Пс. 144, 8). Он не желает, чтобы посланная Им скорбь сокрушила силы человека, как молот сокрушает стекло, но чтобы человек, перенося скорби, креп в любви к Богу, как крепнет железо, когда его куют. И, побеждая искушения, мужественно перенося скорби, мы будем все более и более находить их легкими и оправдаем на себе слова Господа: иго Мое благо и бремя Мое лето (Мф. 11, 30). Вспомните историю праведного Иова. Первоначально Господь поразил его отнятием одной части имущества: разбойники угнали его волов и ослов. Иов мужественно перенес это лишение. Потом последовали другие лишения: погибли овцы, верблюды; Иов и это перенес. Потом погибли дети его, Иов и теперь не возроптал на Бога. Наконец, жестокая болезнь поразила его тело, и тут же подруга его жизни, его жена, пала духом, оставив его одиноким в этой борьбе с горем. Иов и теперь остался непоколебим в своей любви к Богу. То же бывает и в нашей жизни; глядишь, пойдет беда на человека: то пожар, то неурожай, то воры обидят. Но не падай духом: это рука Божия. Бог, следовательно, видит, что ты все это можешь вынести: иначе праведный Господь так и не испытывал бы тебя, а послал искушение по силам твоим.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен И зраилевых (Мф. 19, 27–28).

До сих пор мы все говорили о том, что Господь требует от нас; теперь Он указывает ту награду, которую мы получим, если будем Его исповедниками. Об этой награде Его спросил апостол Петр, потому Господь говорит прежде о награде им, апостолам. Он обещает им великую славу и честь: когда Он придет судить мир, тогда и они вместе с Ним будут судиями вселенной. Великая награда, но и великие труды понесли святые апостолы! Когда Господь их призывал, он не обещал им никакой радости земной: ни богатства, ни чести людской, ни покоя, но труды, скорби, гонения, мучения и смерть. В мире скорбны будете (Ин. 16, 33), говорил Он им, если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 20). Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2). Но апостолы не устрашились мира, всё оставили, ибо возлюбили Христа более своих жен и детей, пошли за Ним и мужественно потерпели во имя Его все скорби и гонения. Как им, так и нам будет великая награда на небесах, если мы пойдем по их стопам. Послушайте, что говорит Господь далее.

И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29).

Вероятно, вы подумаете, что, судя по этим словам Господа, спастись можно только в монастыре, отрекшись от всего: семейства, имущества, даже знакомства и т. п. Но так думать не следует. Путь в Царство Небесное один, но всякий идет по нему по-своему. Можно исполнить эти слова Господа, живя в миру, в семье, владея имуществом. Всякий из нас берется только за ту работу, которую он в состоянии исполнить. Так и в жизни духовной: принимай на себя только те труды и обеты, которые тебе по силам, так и Господь учит: не все вмещают слово сие, могий вместити, да вместит (Мф. 19, 12), т. е. кто сознает себя настолько крепким духом, чтобы вынести все труды жизни безбрачной, тот прими на себя этот обет, с не могущего же это не взыщется. Живи в мире, в семье, приобретай имущество, но только не подражай тем людям, которые за всем этим забывают Бога. Есть такие люди, которые не знают ни постов, ни праздников; есть такие, которые, когда ударяют в колокол к Литургии, идут и едут на работу. Но ты ставь закон Божий выше всего: не заботься об излишнем приобретении, Господь и птиц питает; люби Бога, как ранее говорили, более жены и детей; посещай чаще храм Божий, читай чаще Святое Евангелие, не жалей милостыни нищим, очищая душу покаянием, питай ее Телом и Кровию Христовой, и ты исполнишь слова Господа тем, что предпочтешь любовь к Нему любви к миру. Везде можно спастись и везде погибнуть. Давид спасся на престоле царском, Иуда был апостол и – погиб. Великомученик Георгий Победоносец, мученик Иоанн Воин были воины, святые Владимир, Борис и Глеб были князья, праведный Филарет Милостивый был землепашец – все они были миряне и спаслись. Святой преподобный Макарий Египетский был великий пустынник и угодник Божий, но однажды ему Господь сказал, что две женщины, живущие в миру, выше его по добродетели. Макарий пошел к ним, чтобы научиться от них. Найдя их, он спросил, какие они совершают добрые дела, что так угодили Богу? Они отвечали ему, что они, две снохи, желали бы идти в монастырь, но мужья не пускают их, и они решили до смерти своей служить им, и что они никогда не ссорятся и не пустословят. Так, и живя в миру, можно быть великим подвижником.

Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19, 30).

Во сто крат получим мы на небе за терпение на земле, и эта награда дана будет всем без различия исполнителям закона Христова. На земле есть богатые и бедные, знатные и простолюдины, ученые и не ученые. Но за гробом есть только праведные и грешные. Там богач, которому все льстили на земле, идет в ад; презираемый же на земле нищий радуется в Царстве Небесном. Поистине ничего мы туда не принесем, кроме совершенного нами добра и зла.

Вот путь, который ведет в Царство Небесное. Будь везде и всегда христианином не по имени только, но и на деле – и ты спасешься. Истинный же христианин любит Бога более всего в мире и радостно несет крест Христов; звание не спасает, спасает одна только жизнь добродетельная, которая на небе вознаградится сторицею всем праведным без различия. Дай же Бог, чтобы и для нас не затворились двери Его славного Царствия.

Любовь родителей к своим детям через любовь к Богу

Иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 37). Родительская любовь к детям, часто без желания со стороны отца и матери и незаметно для них самих, теряет христианские свойства. Пользуясь правами законной любви к детям, она в то же время становится враждою на Бога и святой закон Его, а родителей-христиан с такими чувствами к детям делает недостойными и лукавыми рабами Господа нашего Иисуса Христа. Любить сына и по природной привязанности к нему не обращать внимания на то, кто растет и крепнет под покровом отеческой любви – человек честный или развратный, верный слуга отечеству или буйный крамольник и враг всякого порядка, истинный христианин или человек без веры и добрых убеждений, поборник Евангелия и правды или изменник веры и предатель истины, – ужели это любовь, достойная отца-христианина; любовь, которую внушает ему долг христианского отца и прямой закон Евангелия? Нет, это значит любить в своем сыне только плоть и кровь, а не любить его души и жизни разумной; это любовь животная, а не человеческая, тем более не христианская, которая действует по духу любви Христовой и по Евангельскому закону; эта любовь противна любви к Господу и требованиям святого закона Его; эта любовь – вражда на Бога. Среди проявлений такой отеческой любви, для ее обличения и вразумления, отрадно встретиться в истории древних христиан с примерами истинной любви к детям их родителей, которые с самоотвержением жертвовали всякой любовью к детям ради любви к Господу и святой вере Его, как скоро первая становилась преступной пред обязанностями последней.

Вот один из таких примеров. Вероотступничество римского императора Юлиана имело многих последователей из христиан, не твердых в вере и малодушных. Одним из таких последователей вероотступника был юноша, сын знатного гражданина города Берии, высокопоставленного государственного сановника, благочестивого и преданного вере христианина. Когда сын открыл ему свое неверие и свое падение, благочестивый отец ради Иисуса Христа не пощадил ни чести, ни имени своего сына, ни своей любви к нему: он лишил его всех прав на наследство и публично отрекся от него.

Предприимчивый юноша отправился к богоотступнику-повелителю искать у него покровительства, защиты пред отцом, награды и чести за свое отречение от христианства в угоду царю, врагу и гонителю имени Христова. Юлиан, мечтавший весь мир обратить к древнему, терпящему тогда поражение языческому идолослужению, весьма доволен был всякими примерами вероотступничества и не жалел наград и милостей для умножения числа подобных себе нечестивцев; он обласкал юношу, успокоил его и обещал своим посредничеством возвратить ему расположение отца и права на наследство.

Прибыв в Берию, Юлиан пригласил к своему столу в числе многих знаменитых граждан города и благочестивого отца с вероотступником-сыном. За столом Юлиан обратился к отцу отверженного сына с такими словами: «Мне кажется, несправедливо было бы проявлять насилие к людям с иным настроением мыслей и, против воли человека, склонять его к своим мыслям. Итак, не принуждай сына следовать своему учению, когда он не хочет этого. Ведь я не принуждаю же тебя следовать моему, хотя и очень легко мог бы принудить к этому!» «Ты, царь, говоришь об этом беззаконнике, который истине предпочел ложь?» – отвечал благочестивый отец в негодовании на богоотступника-сына.

В ответе христолюбивого отца было столько непобедимой ревности в защиту святой веры Христовой и вместе столько неустрашимого негодования на богоотступничество сына, находящегося под покровительством такого же царя, что сей изменник вере и совести не нашел в себе обычной дерзости, чтобы защищать ложь против истины. Чувствуя себя бессильным против святой ревности защитника христианства, Юлиан принял вид притворной кротости и, обращая дело в шутку, сказал юноше: «Я сам позабочусь о тебе, когда не мог склонить на это твоего отца».

Действительно, отец юного богоотступника не изменил своего праведного гнева на беззаконного сына; на него не действовали ни ласки, ни угрозы нечестивого царя; для него не было ничего страшнее приговора Господа Иисуса: иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин.

Во всяком звании можно угодить Богу

Многие, и особенно из простых людей, жалуются на то, что при их занятиях нельзя угодить Богу. Несправедлива подобная жалоба! Господь Бог, по Своей беспредельной милости, всех зовет ко спасению, лишь бы было только стремление к тому с нашей стороны. И много примеров подобного рода содержится в житиях святых.

Вероятно, многим известны святые бессребреники мученики Флор и Лавр, которые жили в IV веке. Они были простыми каменщиками, но это звание не помешало им вести жизнь благочестивую и приносить пользу людям. И Господь наградил братьев-тружеников даром чудотворения. В соседней с ними области вздумали выстроить величественный языческий храм, и начальник области послал туда для работы святых Флора и Лавра, потому что они оба были всем известны как лучшие мастера своего дела. И вот, когда они занимались обтесыванием камней, к ним подошел сын главного языческого жреца – неожиданно ему в глаз попал отлетевший осколок камня. Ушиб был так силен, что угрожал мальчику лишением глаза. На гневный крик и укоризны родителя этого мальчика святые спокойно отвечали, что они исцелят глаз невинного ребенка, если отец согласится отпустить его с ними на некоторое время. С согласия родителя святые взяли мальчика в свою убогую хижину, всю ночь молились о нем Господу и наставляли его в вере Христовой, а к утру ознаменовали его крестным знамением. После этого глаз ребенка тотчас открылся и стал видеть по-прежнему. Чудо это так подействовало на жреца, что он со всем своим домом уверовал в Единого истинного Бога и присоединился к Православной Церкви. За свои чудеса и добродетельную жизнь святые бессребреники Флор и Лавр сподобились мученичества – их бросили в безводный колодец и засыпали землей. Спустя много лет тела святых мучеников обрели нетленными и перенесли в Константинополь. Господь даровал их мощам целительную силу.

А вот еще один чудный человек – преподобный Марк Печерский! Самое поразительное в нем – простота его подвига. Он не вел высокой созерцательной жизни. Занятие его было очень обыкновенное: он копал землю. Живя в пещере, Марк своими руками выкопал много пещер и на своих плечах носил землю, день и ночь трудясь для Господа. Он выкопал много могил для погребения братии и не брал за то мзды, разве если кто сам подавал что-нибудь, да и это раздавал бедным. Так трудясь, Марк достиг высокого духовного совершенства, какого достигают немногие. Это самый убедительный пример того, как при всяком труде телесном душа может усовершаться духовно, если дух работает Господу, прогоняет от души все нечистое, наполняет ее мыслями и воздыханиями святыми, строго храня ее смирением и кротостью.

Один святой для вернейшего получения Царства Небесного пошел в каменщики. Вот что знаем мы о нем из жития преподобного Ефрема, правителя города Антиохии. Ему поручено было восстановить город после землетрясения. Приглашено было много народа – работа шла дружно, но из всех поденщиков обращал на себя внимание один: одежда у него была самая изношенная, лицо исхудалое, работал он усерднее всех.

Однажды преподобному Ефрему было видение, будто над этим поденщиком во время его сна поднимается огненный столб. Удивленный этим видением, блаженный Ефрем обратился к чудному работнику с вопросом, кто он, из какого города и как имя ему. Тот отвечал: «Я бедный житель Антиохии и живу поденной работой». Не веря словам его, святой Ефрем побуждал его открыть себя. «Верь мне, – говорил правитель, – не отпущу тебя, пока не откроешь мне всей правды». Мнимый работник, не имея возможности долее скрывать себя, сказал: «Я был епископ, но ради Господа оставил епископство и прибыл сюда, в незнакомую страну, где работаю и от труда своего добываю себе насущное пропитание».

Эти примеры ясно говорят, что никакое звание – будь только оно честное – не мешает угождать Богу. Поэтому напрасна отговорка, что при тяжелых трудах нельзя угодить Богу. Напротив, при таких трудах легче спастись, чем погибнуть. Труд – великое и благое дело; труд – счастье, а безделье – несчастье для человека. «Нет ничего, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – поистине ничего нет в делах человеческих, чего не губила бы праздность, ибо и вода, если стоит, повреждается, если же течет, то сохраняет свое свойство; и железо, если остается без употребления, покрывается ржавчиной, а когда из него что-либо выковывается, приносит пользу и блестит, как серебро». Недаром ведь говорится: «Бог труды любит». Спрашивается, почему Бог любит труды? А потому, конечно, что труд ведет к добру и счастью, а праздность – мать всех пороков – губит человека и делает его несчастным. Апостол Павел говорит, что, если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес. 3, 10). Но, трудясь, проси у Него успеха в твоем предприятии, а при окончании его опять благодари Творца и Благодетеля Бога, потому что от Него исходит всякий дар совершенный и всякое даяние благое. Освободился ты от занятия – наступил, например, воскресный или праздничный день – иди в храм Божий: здесь ты получишь и освящение, и просвещение своей души. И, придя домой, не предавайся разгулу, пьянству, не производи ссоры, а тем более драки. А для того чтобы тебе не было скучно, почитай какую-либо душеполезную книгу. Проведя так время, ты на следующий день встанешь с обновленными силами и легко примешься за свой прежний труд. Разве при таком образе жизни нельзя угодить Богу? Конечно, можно: живые доказательства тому – праведные наши святые.

Поэтому никакое звание, как бы оно ни было незначительно, не воспрепятствует нам угождать Богу, если в душе нашей будет к тому желание. Следуйте заповеди Апостола Христова: каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал (I Кор. 7, 17).

К святости призваны все христиане

Если бы гражданину или поселянину сказали: делай то и то, будь приближенным царя, который дает тебе право на это преимущество и призывает тебя к нему, – с какой охотой, с каким жаром принялся бы он за требуемые от него дела, хотя бы подвиг был не легок и труд не краток. Но вот провозвестник воли Царя Небесного нам, и в самой малой степени недостойным гражданства в сем Царстве, говорит: святи будите – будьте святы нравственно, и потом будете блаженны; живите благочестиво и добродетельно, и будете приближенными Царя Небесного, Который позволяет вам не только приближаться к Нему, но и пребывать в Нем, и Сам хочет не только приближаться к вам, но и жить в вас. Что же? Как приемлется это призвание? Все ли, по крайней мере, многие ли следуют ему с готовностью, с горячим усердием, неослабной ревностью, полной самоотдачей? Не чаще ли мы думаем и говорим: «Где нам быть святыми? Мы люди грешные; довольно, если как-нибудь спасемся покаянием».

«Где нам быть святыми?» Но подумали ли мы, чем же мы будем и что будет с нами, если не станем подвизаться, чтобы сделаться святыми? Есть высшие степени святости, на которых сияют особенно избранные и облагодатствованные души: но святость вообще не есть только частное между христианами отличие, которое похвально иметь некоторым и без которого легко могут обойтись другие. По учению апостольскому, каждый, кто призван Богом святым к Царствию Божию, иначе сказать, каждый христианин в самом призвании этом и в мысли о призвавшем его Боге должен находить для себя закон, обязанность и побуждение, чтобы ему непременно быть или сделаться святым. По звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите, зоне писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1Пет. 1, 15–16). Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми, то живете не по звавшему вас святому, не соответствуете достоинству званных Богом и сынов Завета Божия, – вы христиане по имени только. К чему ведет такая жизнь, можно усмотреть из другого апостольского изречения: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никто же узрит Господа (Евр. 12, 14). Яснее: имейте мир со всеми, имейте святость: а без мира и без святости никто не увидит Господа, т. е. не достигнет вечного блаженства.

Итак, если мы небрежно и беспечно думаем, что нам не быть святыми, то мы сами себе пишем приговор не узреть Господа, быть чуждыми вечного блаженства.

«Мы люди грешные», – говорят. Кажется, эта истина неоспорима. Ибо, напротив того, аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас (1Ин. 1, 8). Но если мы называем себя грешниками без сокрушения сердца, без отвращения от греха, с беспечностью, лукаво подразумевая, что в том же должны признаться и все прочие, и, следовательно, нам и не стыдно признаваться, и не опасно после признания оставаться такими же, какими были до признания, – такое признание греховности, конечно, не поведет к святости. И в этом случае, даже говоря истину, что мы грешны, мы себя прельщаем, так как нет истины в нашем сердце и в нашей жизни, хотя и устами мы признаем свою греховность. Верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1Тим. 1, 15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь такими грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми.

«Как-нибудь спасемся покаянием», – говорят. Да, покаяние принадлежит к числу средств спасения, которые преподает Христос грешникам, когда проповедует: покайтеся и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15). Но если мы думаем как-нибудь покаяться, как-нибудь спастись, то слишком легко судим о деле высокой важности. Угодит ли раб господину, если будет делать его дело как-нибудь, а не как можно лучше? Конечно, не угодит. Тем более не угодит человек Богу, если только как-нибудь будет делать дело Божие, каково есть дело нашего спасения. Притом совершенный учитель покаяния, Иоанн Креститель, говорит, что истинное покаяние требует чего-то еще вслед за собою. Сотворите, говорит, плод достоин покаяния (Мф. 3, 8). Покаяние очищает землю сердца от терния, возделывает, умягчает; вера всевает в нее семя небесное; возрастание этого нового растения есть соблюдение заповедей и делание добра; цвет его – духовное внутреннее просвещение, а зрелый, совершенный плод – святость. Надобно, чтобы пшеница достигла зрелости, дабы она внесена была в житницу. Надобно, чтобы человек достиг святости, дабы он введен был в Царство Небесное.

Поистине, если бы человеческими только, естественными силами надлежало нам достигать святости, то справедливо было бы отозваться, что это выше нашей возможности. Но когда для сего имеем Божию благодать предваряющую, просвещающую, укрепляющую, содействующую, охраняющую, – никто не должен терять надежды достигнуть того, к чему Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... избрал нас в Нем прежде сложения мира. А Он избрал нас, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф. 1, 3–4).

Примеры заступничества святых

Кто из вас, православные христиане, сомневается в том, что святые Божий могут испросить у Бога нам, грешным, тот или другой дар?! Вот определение Восточной Церкви: «Мы призываем святых в посредничество между Богом и нами, чтобы они молили Его за нас. Мы призываем их не как богов каких, но как другое Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Хотя святые сами по себе не познают и не разумеют молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем чрез них помощь у Бога... Мы не воздаем им божеской чести, но молим их, как братьев и другое наших, чтобы испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Богом»1. И не напрасны бывают иногда наши моления святым Божиим. Вот тому примеры.

В житии святого апостола Варфоломея упоминается о том, что преподобный Иосиф Песнописец особо чтил память апостола Варфоломея: он приобрел часть его мощей, построил в своей обители церковь во имя сего апостола и мощи положил в новосозданном храме. Он нередко сподоблялся видеть во сне апостола. Преподобному Иосифу хотелось украсить празднество апостолу особенными песнями, но он не знал, угодно ли это будет святому Варфоломею; и вот он стал усердно молиться Богу и апостолу, дабы подано было ему известие о том. Прошло сорок дней усердной и слезной молитвы преподобного, и в навечерие праздника святого Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре, одеянного в белые ризы; Апостол отдернул алтарную завесу и подозвал преподобного Иосифа. Когда тот подошел, святой Варфоломей взял с престола Евангелие, положил его на грудь Иосифа и сказал: «Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да истекут на язык твой воды Небесной Премудрости, да будет сердце твое седалищем Святаго Духа, пения же твоя да усладят вселенную!» Сказав это, Апостол стал невидим; преподобный же Иосиф, исполненный неизреченной радости, начал составлять церковные песни и каноны. Он не только составил каноны в честь святого апостола Варфоломея, но и в честь Богородицы, святителя Николая и других святых, за что и получил звание «Песнописца».

А вот пример из жизни преподобного Феодора Сикеота. Однажды этому святому пришлось впасть в тяжкую болезнь, так что он отчаялся в жизни: он видел уже святых Ангелов, пришедших за его душою; поэтому он плакал и рыдал, считая себя неприготовленным к смерти. Над головой же преподобного висела икона святых бессребреников Космы и Дамиана. Те явились ему во сне и, осязав его пульс, долго разговаривали между собой, как бы не ручаясь за благоприятный исход болезни преподобного. Потом бессребреники спросили у больного: «О чем ты, брат, плачешь и скорбишь?» «А о том, – отвечал преподобный, – что я не покаялся Богу и не устроил вполне стадо свое». Тогда святые врачи спросили его: «Хочешь ли, мы умолим за тебя Бога, да продолжит Он тебе время жизни?» Больной отвечал: «Если вы это сотворите, то многих благ будете виновники и приобрящете мзду за мое покаяние». Святые бессребреники, обратившись к Ангелам, попросили их подождать немного, пока они сходят к Царю и Богу и умолят Его о Феодоре. Ангелы обещали подождать, а святые Косма и Дамиан пошли ко Всесильному Царю Христу Богу и умолили Его о приложении лет жизни преподобному Феодору, и скоро возвратились, имея посреди себя юношу, подобного Ангелам, но гораздо светлейшего их. Этот юноша сказал Ангелам: «Оставьте Феодора в живых: о нем умолен общий всех Владыка и Царь Славы». И тотчас святые Ангелы с пресветлым тем юношей отошли на небо, а святые бессребреники Косма и Дамиан сказали Феодору: «Встань, брат, и внимай себе и стаду своему, ибо Благий и Милостивый Владыка наш принял наши молитвы о тебе». Преподобный встал с одра, а святые бессребреники стали невидимы.

Наконец, кто из нас не знает и не чтит святителя Николая Чудотворца, нашего усердного молитвенника и превеликого в бедах заступника? Сколько раз он являлся к просящим у него помощи то в сонном видении, то наяву. Вот, например, был такой случай. Один греческий воевода, по имени Петр, попал однажды в плен к сарацинам и заключен был в темницу. Здесь он роптал не столько на горькую участь свою, сколько на самого себя. «Был со мной, – говорил он, – подобный случай, и я просил святителя Николая избавить меня от врагов, обещая принять в Риме иночество. Он исполнил мою просьбу: избавил меня от плена, а я, неблагодарный, забыл свое обещание, и вот за это страдаю здесь. Но, угодниче Христов! Спаси меня, и я непременно исполню свое обещание!» Святитель Николай явился ему во сне и сказал: «Я услышал твою молитву, но Бог еще отлагает твое избавление. Впрочем, ты не унывай и не переставай молиться: толцыте, сказано, и отверзется вам».

Спустя несколько времени угодник Божий опять является ему и говорит: «Я молил о тебе Бога, но не знаю, как Он благоволит. Впрочем, я укажу тебе достойнейшего молитвенника, это – Симеон Богоприимец. Проси его беспрестанно: он силен пред Богом и вместе с Пресвятою Богородицею и святым Иоанном Крестителем стоит ближе всех к Престолу Божию».

Наконец, святитель Николай является ему уже наяву, и не один, а с праведным Симеоном, и оба говорят: «Мужайся, Петр, и призывай Господа в скорби». Потом взяли с него клятву, что он исполнит обещание; затем праведный Симеон прикоснулся посохом к оковам его, и они распались, вывел его из темницы, и Петр получил полную свободу. В то же время святитель Николай явился римскому первосвященнику, держа за руку Петра, рассказал историю его, велел постричь его в монашество и сделался невидимым. Когда Петр пришел к римскому первосвященнику, то последний тотчас узнал его и рассказал, что слышал о нем от самого святителя. Приняв иноческое звание, Петр в великих подвигах провел всю остальную жизнь на Афоне.

А вот что повествуется о преподобном Вассиане. В город Равенну, где жил угодник Божий, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вифимний, невинно оклеветанного; его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вифимний вспомнил угодника Божия Вассиана и, преклонив главу под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данной тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердив в руках смертоносное орудие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, и в третий раз случилось то же. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни, но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, признал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и потребовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся, он приказал произвести строгое расследование виновности Вифимния, оказалось, что он стал жертвой клеветы. Царь велел его освободить и возвратить ему все его чины и достоинства. Вифимний всенародно прославил угодника Божиего Вассиана, молитвами которого был избавлен от напрасной смерти.

Итак, внимая с живой, сердечной верой всем этим сказаниям церковным о небесном предстательстве за нас угодников Божиих, всегда готовых помочь нам и утешить нас в скорбных обстояниях жизни нашей, возблагодарим Всемилостивого Бога, дающего нам, земнородным, чрез эти посредничества святых возвышаться в дерзновении и силе нашей молитвы. «Господи! аще не быхом святые Твоя имели молитвенники и благостыню Твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно Ангели!» От множества грехов немощствует тело, немощствует и душа наша. Как тяжкие преступники, мы не смели бы поднять очей своих к Престолу Судии Бога, если бы нас не ободряла вера в ходатайство за нас святых, которые, будучи приближены к Богу как друзья Его и таинники благодати Его, имеют великую силу пред Царем Небесным. В то же время они могут вполне сострадать немощам нашим, будучи людьми подобострастными нам и испытавшими всю тяготу жизни в борьбе со грехом.

Не будем же охладевать в наших молитвах пред угодниками Божиими, особенно пред теми, имена коих мы носим и коим посвящены храмы в местах жительства нашего. Много бо может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5, 16).


Источник: Простое евангельское слово : Рассказы и размышления на евангельские чтения в воскресные и праздничные дни / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Изд. Московского подворья Введенской Оптиной Пустыни. - Москва : 1-я Образцовая. типография, 2006-. / Кн. 1. - 2006. - 670, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle