Азбука верыПравославная библиотекапротоиерей Григорий ДьяченкоУроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1


протоиерей Григорий Дьяченко

Уроки и примеры христианской веры.
Опыт катехизической хрестоматии.
Часть 1

См. также:

Уроки и примеры христианской любви. Часть 2

Уроки и примеры христианской надежды. Часть 3

 

Содержание

Предисловие
Предварительные катехизические понятия 1. Понятие о православном катехизисе 2. Вера и добрые дела, как условия вечного спасения 3. Необходимость веры для спасения человека 4. Верою ходим, а не видением (2 Кор. V, 7) 5. Необходимость добрых дел для спасения человека 6. Святоотеческие изречения о необходимости добрых дел при правой вере 7. Что значат слова: вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. XI, 1)? 8. Что такое вера? 9. Предметы веры 10. Библейские тексты о вере 11. Две стороны веры 12. Библейские примеры живой и крепкой веры в Бога 13. Мысли святых и мудрых мужей о вере 14. Несколько примеров силы веры 15. Степени веры 16. Различие между знанием и верою 17. Необходимость веры в учении о христианской религии 18. Как понимать усовершимость христианского вероучения (религии)? 19. Превосходство св. веры христианской пред другими религиями по учению свв. мучеников  
Об откровении божественном 1. Понятие об откровении и его главных видах 2. Божественное откровение сообщалось людям постепенно и в доступной форме 3. Особые провозвестники Божественного откровения 4. Ход естественного богопознания 5. Церковь-хранительница и истолковательница Божественного откровения 6. Два препятствия в людях к совершенному боговедению по изъяснению св. Феофила, епископа антиохийского  
О священном предании 1. Важность к необходимость Св. Предания в христианской церкви 2. Признаки истинного предания 3. Откровенное учение о Св. Предании 4. О равночестности как Свящ. Предания, так и Писания 5. Нужно слушаться не только Священного Писания, но и Священного Предания  
О Священном Писании 1. Молитва св. Иоанна Златоуста пред чтением и слушанием слова Божия 2. Св. Писание 3. Краткое обозрение содержания библейских книг 4. Святоотеческие изречения пользе чтения Св. Писания 5. Как святые старались уразуметь Св. Писание 6. Что нужно делать, чтобы понимать Св. Писание? 7. Как надобно читать слово Божие? 8. Несколько главных правил православного толкования Св. Писания 9. Библейские тексты о слове Божием или Св. Писании 10. Вера в богодухновенность Св. Писания 11. Признаки, по коим узнается Божественное происхождение Библии, как истинного слова Божия 12. Примеры усердия древних христиан в чтении слова Божия 13. Отчего слабо действует слово Божие Состав катехизического учения 1. Наставление оглашенных в христианской вере 2. Отношения между верою, надеждою и любовию  
О символе веры 2. История первых двух вселенских соборов, на которых составлен символ веры 3. Объяснение слова „символ» 4. Символ веры 5. Краткое содержание 12-ти членов символа веры по изложению св. Димитрия Ростовского 6. О важности св. вселенских соборов 7. Изречения св. отцов о непогрешимости вселенских соборов 8. Правила веры, признанные всею православною церковью, неприкосновенны и неизменны Первый член символа веры 1. Кто может быть назван верующим? 2. Всеобщность веры в Бога 3. Только один истинный Бог может удовлетворить ум человека, ищущего Виновника мира 4. Доказательства бытия Божия из начал разума 5. Лучшее доказательство бытия Божия 6. Отношение между верою и исповеданием ее 7. Исповедники святой веры 8. Пример мужественного исповедания христианской веры 9. Библейские тексты о Боге 10. О познании Бога 11. Непостижимость Божества 12. Объяснение слов: Бога не видал никто, никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан. 1, 18) 13. Образные откровения Божества в Ветхом Завете 11. Изъяснение наименования Бога „светом» 15. Бог – Дух 16 Как понимать человекообразные изображения Божественного Существа, встречающиеся в Библии? 17. Бог самобытен 18. Бог един 19. Бог истинен и верен во всем 20 Бог беcконечен 21. Бог всеблажен 22. Бог свят 23. Бог высочайше свободен 24. Бог премудр 25. Мысли о премудрости Божией 26. Бог всеведущ 27. Бог на тебя смотрит 28. Бог вечен 29. Бог вседоволен, ни в чем не нуждается 30. Бог благ 31. Бог всемогущ 32. Как понимать всемогущество Божие? 33. Бог вездесущ 34. Где Бог, там и все доброе, а где нет Бога, там все злое 35. Близость Божия к тварям 36. О том, сколь спасительно и благотворно для нас памятование о вездеприсутствии Божием и сколь бедственно забвение о Нем 37. Бог правосуден 38. Как согласить с правосудием Божиим то, что праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют? 39. У Бога соединены между собою милость и правосудие 40. Бог неизменяем 41. Святоотеческие изречения о троичности лиц в Боге 42. Умение православной церкви о различии Божеских лиц по их личным свойствам 43. Нераздельность лиц Св. Троицы 44. Примеры из жизни святых, показывающие и разъясняющие догмат о Пресвятой Троице 45. Где искать возможно совершенной аналогии (сходства) для уяснения таинства Св. Троицы? 46. Учение церкви о непостижимости таинства Пресвятой Троицы 47. Учение церкви о бытии ангелов хранителей примерами из жизни святых 48. О современных явлениях ангелов для утверждения в христианской жизни вновь обращенных из язычества христиан 49. Библейские примеры посещения людей ангелами 50. Святоотеческие изречения об отношении ангелов к человеческому роду 51. Объяснение слов: Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко ангелы их на небесех выну видят лице Отца Моего небесного (Мф. XVIII, 10). 52. Лики св. ангелов 53. Примеры охранения людей ангелами 54. Библейские тексты об ангелах 55. Ангел-хранитель 56. Падение диавола и ангелов его 57. Об отношении злых духов к человеку 58. Примеры из жизни святых, доказывающие пагубное влияние злых духов на человека 59. Примеры из жизни святых, доказывающие ту истину, что власть злых духов может быть ограничена 60. Библейские тексты о падших ангелах 61. Злые духи не могут покаяться 62. Побуждение и творению мира 63. Бог создал мир из ничего, а не из готовой материи, равно и не из собственного Своего существа 64. О сотворении мира 66. Чему поучает нас догмат о сотворении мира? 67. Что значит по смыслу слова Божия слово „человек?» 68. Сотворение человека 69. Объяснение библейского повествования о сотворении человека 70. Учение отцов церкви о душе, как особом, совершенно отличном от тела, правящем в нем духовном начале 71. Библейские тексты о душе человека 72. Несколько рассказов из современной жизни, доказывающих бытие в человеке разумной и бессмертной души 73. Назначение человека 74. О том, как велик и дорог человек в очах Божиих и какого достоин уважения 75. Одно ли и то же в Боге: предвидение, предопределение и промысл? 76. Предопределение 77. Изречение св. отцов о предопределении 78. Опровержение ложного мнения, что будто бы Бог тем самым, что предвидит, уже предопределяет людей к той или иной жизни 79. Виды промышления Божия о человеке 80. Троякое проявление Промысла Божие 81. Как св. Ефрем Сирин пришел к убеждению в бытии Промысла Божия? 82. Нет в мире случая 83. Рассказ о том, как один язычник пришел к признанию Промысла Божия 84. Библейские тексты о Провидении Божием 85. Примеры промыслительной попечительности Бога о людях 87. Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых? 88. Примеры, выясняющие ту мысль, что пути Промысла Божие неисповедимы 89. Грех верить в судьбу Второй член символа веры 1. Сетующим о том, что лично не видят Христа 2. Господь наш И. Христос есть истинный Бог 3. Примеры исповедание Божества Иисуса Христа св. мучениками 4. Примеры явление Иисуса Христа, упоминаемые в житиях святых, как доказательства Божества Иисуса Христа 5. Чудеса, совершенные святыми силою Господа нашего Иисуса Христа, как доказательства Божества Его 6. О безначальном рождении Сына Божие от Бога Отца, по изъяснению св. Иоанна Дамаскина (Богословие 1 кн. 8 глава) 7. Святоотеческие соображения относительно того, почему Иисус Христос именуется Словом 8. О названии Сына Божия единосущным Отцу 9. Твердость св. Василия Великого в защищении истины учение о Сыне Божием 10. Пророческое, первосвященническое и царское служение Господа нашего Иисуса Христа 11. Объяснение понятие „христиане» 12. Библейские тексты об общении нашем со Иисусом Христом Спасителем  
Третий член символа веры 2. Влияние диавола на происхождение греха в человеческом роде 3. О свободе воли в человеке 4. Внутренняя причина происхождение греха заключается в свободе воли человека 5. История грехопадение первых людей 6. О следствиях падения наших прародителей по изображению св. отцов и учителей церкви 7. Что есть первородный грех? 8. Насколько первородный грех извратил человеческую природу? 9. Объяснение слов: „единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть но вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша“ (Рим. V, 12) 10. Приготовление человеческого рода к принятию Спасителя 11. Потребность воплощение Сына Божия 12. Учение св. отц. церкви о причинах воплощение Сына Божие для спасение людей 13. Объяснение пророчества Исаин о рождении от Девы Еммануила 14. Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. 16. Внешний вид и нравственное величие Пресвятой Богородицы 17. Примеры чудесного явления и помощи Богоматери 18. Рождество Христово (Лук. XI, 1 – 7) 19. О том, как св. Константин Философ объяснял сарацинам тайну воплощения Бога Слова 20. Иисус Христос, будучи совершенным Богом, есть вместе и современный человек Вероопределение IV вселенского (Халкидонского) собора о соединении двух естеств во Христе 22. В Иисусе Христе две воли: Божеская и человеческая 23. Защитники и исповедники православного учение церкви о двух волях во Христе: Божеской и человеческой 24. Учение православной церкви о том, что в Иисусе Христе при двух естествах одно лице или ипостась 25. Об образе соединение двух естеств в Иисусе Христе 26. О следствиях нераздельного и неразлучного соединения естеств в лице Иисуса Христа 27. Чудесное удостоверение в той истине православие, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек 28. Сущность евангельского учения 28. Библейские тексты о Евангелии 29. Чудеса Иисуса Христа 30. Библейские тексты о подражании Христу 31. Святоотеческие изречения о подражании Иисусу Христу  
Четвертый член символа веры 1. Из чего видно, что Иисус Христос исшел на смерть добровольно? 2. Отчего Иисуса Христа, святейшего святых, ненавидели многие из Иудеев! 3. Объяснение пророчества Иакова о времени пришествие Мессии 4. Почему голгофское жертвоприношение совершено на кресте? 5. Спаситель на кресте 6. Библейские тексты о страданиях Христовых 7. Всегда имей в уме распятого Иисуса Христа 8. Библейские тексты о смерти Христа Спасителя 9. Изъяснение догмата об искуплении по житиям святых 10. Мысли об искуплении 11. Библейские тексты об искуплении человечества 12. Страдания и смерть Иисуса Христа суть истинная жертва 13. Объяснение вменяемости крестн. заслуг Христовых падшему человечеству 14. Святоотеческие изречения об искуплении рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом 15. Наглядное объяснение той истины, что в страданиях Иисуса Христа принимало участие только человеческое естество Его, а но Божеское, чуждое страданий 16. В чем состояло совершенное Господом нашим Иисусом Христом великое дело нашего искупления и спасения? 17. О кресте Христовом 18. Правило 73 вселенского шестого собора о почитании креста 19. Чудесные явления креста на небе 20. Христианин, не ропщи на свой крест (Притча). 21. Почему крест необходим для христиан 22. Отчего тесноте и скорбный путь жизни у человека и особенно у людей, ревнующих о благочестии? 23. Крест внешний и крест внутренний 24. Крест мирской и крест евангельский 25. Страдания необходимы и полезны для христиан 26. Как мы должны изображать на себе знамение честного и животворящего креста? 27. Что означает знамение? 28. Примеры силы крестного знамения 30. Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1 Петр. II, 21) 31. Условия, необходимые для усвоения заслуг Христовых 32. Что значит распять плоть со страстьми и похотьми, и почему сие нужно, и как сие может быть исполнено?  
Пятый член символа веры 1. Воскресение Иисуса Христа 2. Библейские тексты о воскресении Христовом Воскресение Господа предсказано пророками 3. Объяснение слов: „предах бо вам исперва, яже и приях, яко Христос умре грех наших ради по Писанием: и яко погребен бысть и яко воста в третий день, по Писанием“ (1 Кор. XV, 3 – 4). 4. Cошествие Иисуса Христа в ад (1 Петр. III, 18–19) 5. Почему Господь не уничтожил смерти на земле? 6. Почему Господь наш по воскресении Своем не являлся между иудеями общенародно? 7. Необходимость явлений воскресшего Господа в течение сорока дней 8. После воскресения Иисуса Христа для верующих и свято живущих людей смерть не страшна 9. О значении воскресения Иисуса Христа 10. Воскресение Христово есть торжество веры, добродетели и упования 11. Чем стали ад, земля и небо после воскресения Христова? 12. Воскресение Иисуса Христа есть образ и нашего будущего воскресения  
Шестой член символа веры 1. Событие вознесения Иисуса Христа на небо, предсказанное пророками. 2. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа 3. О том, для чего Господь наш Иисус Христос вознесся на небо 3. Библейские тексты о вознесении Иисуса Христа 5. О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца  
Седьмой член символа веры 1. О втором пришествии Иисуса Христа будет внезапно и поразительно: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого. Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли. 2. Библейские тексты о втором пришествии Иисуса Христа 3. Библейские тексты о суде страшном 4. Изречения св. отцов о страшном суде 5. Как будет происходить всеобщий суд Христов? 6. В день всеобщего суда дела каждого откроются пред всеми 7. О пользе памятования страшного суда Господня 8. Признаки, по коим можно судить о близости второго пришеcтвия Иисуса Христа 9. Библейские тексты об антихристе 10. Антихрист Восьмой член символа веры I. Божество Святого Духа и Его единосущие с Отцом и Сыном, по изображению Св. Писания 2. Святоотеческие изречения об исхождении Святого Духа от Бога Отца 3. Значение выражения: „Иже от Отца исходящего 4. Излияние Св. Духа на верующих чрез Иисуса Христа 5. Сколько даров Духа Святого, и какие они? 6. Сколько плодов Духа Святого, и какие они? 7. Плоды Св. Духа 8. О разнообразных явлениях в мире Духа Святого 9. Воздействия Святого Духа на пророков 10. Сошествие Святого Духа на апостолов 11. Действия Святого Духа в мире 12. Об условиях получения благодати Святого Духа 13. Что бывает с сердцем человеческим, когда его коснется благодать Святого Духа 14. Обитает ли Святой Дух в сердцах наших? 15. Святой Дух наставляет людей на всяку истину (Иоан. XVI, 13) 16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа  
Девятый член символа веры 1. Понятие о церкви 2. Что значит веровать в церковь? 3. Библейские тексты о церкви 4. Разнообразный смысл и значение слова «церковь» 5. Глава церкви – Господь Иисус Христос 6. Освящение человека или усвоение им заслуг Христовых может быть совершено только в церкви Христовой 7. Пребывание Святого в в церкви Христовой 8. Что нужно разуметь под понятием „благодать Божия?“ 9. Библейские тексты о благодати Божией 10. Господь наш Иисус Христос оживляет церковь Своею благодатию 11. Церковные правила, содержащие учение о необходимости благодати для человека 12. Изречения св. отцов и учителей церкви о необходимости благодати для самого начала веры или для самого обращения человека к христианству 13. Изречения св. отцов и учителей церкви о необходимости благодати для освящения человека 14. Изречения св. отцов и учителей церкви о необходимости благодати для добродетели человека по его обращении к христианству 15. Изречение св. отцов и учителей церкви о том что благодать Божия не стесняет свободы человека 16. Вне церкви нет спасения 17. Есть ли возможность узнавать истинных членов Христовой церкви на земле? 18. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь 19. Библейские тексты о разделении или расколах в церкви 20. Мысли о повиновении церкви 21. Вразумление тем, кои отделяются от единства с церковью из-за исправления книг 22. Страшное наказание за хулы на св. церковь 23. Грозное вразумление раскольникам 24. Пример строгого соблюдения уставов св. церкви 25. Святоотеческие изречения о единстве церкви 26. Святоотеческие изречения о святости церкви 27. Святоотеческие изречения о том, что церковь есть соборная, кафолическая (вселенская) 28. Святооческие изречения о том, что церковь есть апостольская 29. Святоотеческие изречения о вечности церкви 30. Непоколебимое существование церкви до конца мира 31. Какие обязанности вытекают для христиан из того, что церковь есть единая святая, соборная и апостольская? 32. Преимущества церкви 33. Не прекратится ли Христова церковь во времена последние, особенно во время антихристово? 34. Библейские тексты о непогрешаемости церкви 35. Изречение св. отцов церкви о непогрешимости церкви 36. Примеры тесного союза церкви небесной с церковью земной 34. Свидетельства слова Божия о призывании в молитве святых 35. Учение церкви о молитвенном призывании святых 36. Святоотеческие изречения о призывании святых 37. Каким образом святые, по отшествии своим на небо, могут слышать наши молитвы и знать наши нужды? 41. Слова ап. Павла: „един Ходатай Бога и человеков – человек Христос Иисус» (1 Тим. II, 5 – 6), исключают ли ходатайство за нас пред Богом ангелов и святых? 42. Справедливо ли поступают те из христиан, которые веруют, что в некоторых случаях может испросить им у Бога особую помощь только известный святой? 43. Примеры, доказывающие действительность ходатайства святых за нас 44. Примеры силы благословения святых угодников Божиих 45. Опасно сомневаться в нетлении мощей св. угодников Божиих и хулить их 46. Мощи святых 47. Святоотеческие изречения о почитании св. мощей 48. Достопамятный пример благоговейного отношения древних христиан к мощам св. мучеников 49. Примеры чудотворений от мощей и других останков святых 50. Что составляет начальство в созданной Господом церкви? 51. О праве церкви изменять церковные обряды 52. Права учительства в церкви принадлежат священной иерархии 53. Суд церкви 54. Сущность и дух церковной анафемы 55. Видимая верховная власть в истинной церкви Христовой 56. Библейские тексты о церковной власти Десятый член символа веры 1. Учение церкви о таинствах вообще 2. Изречения св. отцов и учителей церкви о том, что благодатная сила таинств не зависит от нравственного достоинства или недостоинства совершителей таинств 1. Почему в символе веры не о всех семи таинствах упомянуто, а об одном только крещении? 4. Важнейшие библейские тексты о седми таинствах православной церкви О таинстве крещения 1. Понятие о таинстве крещения... 2. Церковно-исторические примеры, показывающие, что никто не может войти в царствие Божие без крещения 3. Что требуется от того, кто желает принять крещение? 4. Учение церкви о необходимости крещения младенцев 5. Церковно-исторический пример, свидетельствующий о неповторяемости св. крещения 6. Видимая сторона таинства крещения 7. Невидимые действия таинства крещения 8. Примеры чудной перемены, производимой в людях возрождающею силою св. крещения 9. Библейские тексты о возрождении 10. Чудесные знамения совершившиеся при таинстве крещения 11. Примеры чудесного обращения язычников ко Христу чрез св. таинство крещения 12. Обеты крещения и блага, дарованные нам при крещении  
О таинстве миропомазания 1. Понятие о таинстве миропомазания 2. Свидетельства отцев и учителей церкви о Божественном происхождении таинства миропомазания 3. Видимая сторона таинства миропомазания 4. Какая благодать Св. Духа сообщается в таинстве миропомазания? 5. Есть ли свидетельства Св. Писания на то, что миропомазание должно быть совершаемо тотчас после крещения? 6. Объяснение слов: „и вы помазание имате от Святого, и весте вся“ (1 Иоан. II, 20) 7. Что значат слова: „извествуяй же нас с вами во Христа и помазавый нас Бог, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша?» 8. Неслитность крещения и миропомазания, как таинств, при их совместном совершении  
О таинстве причащения 1. Понятие о таинстве причащения 2. Библейские тексты о св. причащении 3. Учение церкви о таинстве евхаристии 4. К таинству причащения нужно приступать с великим благоговением 5. И. Христос присутствует в таинстве евхаристии, как совершенный Богочеловек, при том в каждой самомалейшей частице евхаристических даров 6. В лице священника таинство причащения совершает Сам Иисус Христос 7. Примеры из жизни святых, доказывающие, что в таинстве евхаристии под видом хлеба преподается истинное тело Христово и под видом вина истинная кровь Господня 8. Догматические и нравственные выводы, вытекающие из учения о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Христовы 9. Примеры из житий святых, доказывающие ту мысль, что причащение св. таин по чину православной церкви необходимо и спасительно, вопреки утверждению некоторых ревнителей „древнего благочестия» 10. Счастие прийти ко Христу и достойно приступить к причастию святого тела Его нужно заслужить 11. Плоды приобщения св. Христовых таин 12. Чудеса, бывшие при таинстве тела и крови Христовых 13. Побуждения к частому причащению св. таин 14. Вразумление тех, кои самовольно уклоняются от св. причащения 15. Примеры наказания Божия за недостойное причащение св. таин или кощунственное обращение с ними 16. Примеры врачующей силы св. Христовых таин 17. Как приступать к приобщению св. таин 18. Поучение по причащении св. таин  
О таинстве покаяния 1. Понятие о таинстве покаяния 2. Библейские тексты о покаянии 3. Святоотеческие изречения о таинстве покаяния 4. О необходимости и силе покаяния 5. Как должно каяться 6. Когда и при каких условиях покаяние приводит к желаемой цели – уврачеванию наших душевных язв, к полному очищению души? 7. В исповеди мы должны видеть бесконечную благость небесного царя к своим преступным подданным 8. Примеры очистительной силы покаяния 9. Не стыдись исповедовать грехи свои 10. Опасно утаивать грехи на исповеди 11. Наставление св. Киприана священнику о том, как он должны исповедовать кающегося 12. В чем состоит истинное покаяние? 13. Что требуется от приступающих к таинству покаяния? 14. Как начинается и чем поддерживается спасительное покаяние? 15. Искушения в подвиге покаяния и средства против них 16. Все грешники, которые исповедуют свои грехи с сокрушенным сердцем, получают от Бога прощение 17. За грехи, в которых человек раскаялся, Бог не потребует наказания 18. Призыв к покаянию грешной души 19. Имеет ли цену в очах Божиих начатое, но неоконченное покаяние? 20. Мнение одного подвижника о том, сколько нужно времени для покаяния 21. Исповедать грехи свои нужно с сердечным сокрушением 22. Важность чистосердечной исповеди для спасения души 23. Что должно делать, когда мы усматриваем в себе грех? 24. Милость Божия к покаявшейся грешнице за ее милосердие 25. Примеры истинного покаяния 26. После смерти нет покаяния О таинстве священства 1. Понятие о таинстве священства 2. Пастырство в церкви Христовой 3. Что есть диакон? 4. Что есть пресвитер? 5. Что есть епископ? 6. Разичия между духовным и таинственным (иерархическим)священством 7. Свидетельства св. отцов церкви о благодати священства 8. Примеры чудесного избрания и призвания на епископство 9. Добрые пастыри Христовой церкви (Примеры) 10. Откуда священники получили право благословлять, и какое имеет значение их благословение? 11. О почитании священников 12. Грех бояться встречи со священником 13. Примеры наказания Божия за оскорбление служителей Божиих  
О таинстве брака 1. Понятие о таинстве брака 2. Библейские тексты о браке 3. Учение слова Божия о таинстве брака 4. Учение церкви о таинстве брака 5. Видимая сторона таинства брака и невидимые действия 6. Две цели брака 7. Не будем суетны в выборе подруги жизни 8. При выборе невест не следует увлекаться одною красотою их 9. О согласии в семейной жизни 10 Две причины семейного несогласия между супругами 11. Против семейных разделов 12. Библейские тексты об отношениях между мужем и женой 13. Библейские тексты добродетельной жене 14. Девство, брань и вдовство 15. Образцовые христианские супруги 16. Святоотеческие изречения о высоте девства 17. Примеры св. девственников 18. Награда девственникам 19. Правило св. апостолов 51, воспрещающее гнушаться браком 20. Советы св. Григория Богослова о сохранении целомудрия 21. Объяснение слов: ,не вси вмещают словесе сего“... (Мф. XIX, 11) 22. Объяснение слов Спасителя: «суть бо снопцы, иже из чрева матерня родишася тако; и суть скопцы, иже скопишася от человек; к суть, иже исказиша сами себе, царствия ради небесного: могий вместити, да вместить» (Мф. XIX гл., ст. 12)  
О таинстве елеосвящения 1. Понятие о таинстве елеосвящения 2. Библейские тексты об елеосвящении 3. Учение церкви о невидимых действиях таинства елеопомазания 4. Святоотеческие свидетельства о таинстве елеосвящения 5. Примеры целительной силы таинства елеосвящения 6. Народные предрассудки относительно таинства елеосвящения Одиннадцатый член символа веры 1. Живи так, чтобы всегда быть готовым к смерти 2. Неожиданность смертного часа 3. Для чего сокрыто от нас время нашей смерти? 4. Две притчи о необходимости для христианина заботиться о своей загробной жизни 5. Три друга (притча) 6. Смерть, как наказание прародителей за совершение в раю греха, допущена Богом не для одного наказания, но и для пользы или блага падшего человека 7. Все мы странники на земле 8. Изображение беспечности человека в деле своего спасения 9. Предсмертное приготовление человека 10. О смерти 11. Против страха смерти 12. Примеры живого памятования о смерти 13. Высшая премудрость 14. Добрые советы о памяти смертной 15. Исход души праведной 16. Примеры блаженной кончины праведников 17. Исход души покаявшихся грешников 18. Примеры мучительной кончины грешников 19. Состояние, в каком находятся усопшие от минуты смерти до минуты страшного суда Божия 20. Изображение частного суда (или учение о мытарствах) 21. Учение слова Божия о воскресении мертвых 22. Природа-учительница истины воскресения из мертвых 23. Святоотеческие свидетельства о воскресении плоти в день всеобщего суда 24. Примеры, находимые в творениях св. отцов и учителей церкви, наглядно выясняющие истину воскресения мертвых 25. В воскресение все ли члены человеческого тела будут воскрешены? 26. Библейские тексты о воскресении 27. Есть ли в человеке чувство своего бессмертия? 28. О бессмертии души 29. Пример живой веры в существование загробной жизни 30. Примеры воскрешения из мертвых 31. Слепой и хромой – стражи винограднина (Притча) 32. Святоотеческие изречения о том, что ни полного блаженства, ни полного мучения нет для душ прежде всеобщего суда 33. Святоотеческие изречения о прославленном теле 34. Учение церкви о возможности испрошения прощения грехов грешным людям, умершим с покаянием 35. Кому из умерших полезно ходатайство живых? 36 Не суетны-ли наши молитвы за умерших, когда мы с достоверностию не знаем, какая их постигает участь, и может быть, многие, за которых мы молимся, находятся уже в царствии небесном, а другие, по частному суду Божию, принадлежать к числу отверженных? 37. Собрание доказательств в пользу той истины, что необходимо и полезно поминовение усопших 38. В основании молитвы за умерших лежит любовь христианская 39. Примеры благотворности заупокойных литургий и молитв церкви за умерших 40. Примеры благотворности молитвы за умерших 41. Примеры благотворности милостыни за умерших 42. О ходатайстве живых за усопших (Из твор. св. И. Злат.) 43. Можно ли возносить молитвы за инославных христиан живых? Двенадцатый член символа веры 1. Вера в будущую жизнь по изображению св. Иоанна Златоустого 2. Отчего для иных людей трудно бывает составить понятие о райской жизни 3. Путь в рай есть путь скорбный, и другого пути нет в него 4. Особенные откровения Божии о вечном блаженстве праведников 5. Кто наследует живот вечный? 6. Новый Иерусалим (Апок. XXI) 7. Св. мученики за Христа – живые учители веры в жизнь вечную 8. В чем будет состоять вечное блаженство праведных? 9. Святоотеческие свидетельства о блаженстве праведников 10. О загробном состоянии душ младенцев не крещеных 12. Степени блаженства праведников 13. Что такое смерть души? 14. В чем будут состоят муки грешников? 15. Библейские изречения о смерти вечной 16. Степени адских мучений 17. Будут ли вечные мучения за гробом? 18. Учение церкви о вечности мучений 19. Польза от размышлений о будущей блаженной жизни 20. Польза от размышления о будущем суде Приложение 1. Предостережение от новых вероучений 2. Библейские изречения о ложных учениях 3. Доказательства бытия Божия Алфавитный указатель А Б В Г Д Е Ж З И К Л Н О П Р С Т У X Ц Ч Я И  
 
 

Опыт катехизической хрестоматии

Систематический сборник избранных библейских изречений и святоотеческих свидетельств, кратких церковно-исторических рассказов и повествований из житий святых и других статей духовного содержания, расположенных по плану первой части „Пространного христианского катехизиса» наглядно и подробно изъясняющих содержание ее.

Пособие

а) для законоучителей при преподавании закона Божия вообще и катехизиса в особенности в низших и средних учебных заведениях;
б) для пастырей церкви при составлении ими катехизических поучений и других видов церковной проповеди и при ведении внебогослужебных собеседований с народом;
в) для родителей и воспитателей при религиозно-нравственном обучении детей.
Без веры невозможно угодити Богу (Евр. XI, 6).
Иже не иметь веры, осужден будет (Марк. XVI, 17).
Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Иоан. XIV, 1).
Издание (второе) Училищного Совета при Святейшем Синоде. Составил Протоиерей Московской Трифоновской церкви Григорий Дьяченко.
С.-Петербург. Типо-литография М. П. Фроловой. Галерная ул., д. 6. 1902.
 
Предисловие1
Издание настоящей книги под названием: «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви» (в 3-х частях) – имеет своею целию служить пособием для:
1) законоучителей при преподавании православного катехизиса:
2) проповедников слова Божия при составлении ими не только катехизических поучений и ведении внебогослужебных собеседований с народом по вопросам христианской веры и нравственности, но и пособием при составлении всякого рода церковных поучений, слов, бесед и др. форм проповедного слова 2;
3) родителей и воспитателей при религиозно-нравственном обучении и воспитании детей.
Скажем несколько слов о каждом из этих назначений нашей книги.
1. Православный катехизис, преподаваемый в низших и средних учебных заведениях, по великой важности сообщаемых в нем понятий и по своему высокому значению в деле религиозно-нравственного образования и воспитания обучающегося русского православного юношества, давно заслуживает того, чтобы для его успешного преподавания были составлены возможно лучшие пособия. Для изучения русского языка и литературы в их историческом прошлом и современном состоянии, для изучения истории, географии, естествознания и других наук давно существуют прекрасные пособия в виде разного рода хрестоматий, которые оказываются не только полезными, но даже и необходимыми научными и учебными пособиями. Неужели христианское вероучение и нравоучение имеют меньше значения, нежели названные «внешние науки», имеющие свое приложение только к временной жизни человека?..
«Твое огласительное учение», говорил в речи к святителю Филарету, митрополиту московскому, в день исполнившегося пятидесятилетия служения его в епископском сане, от лица Московской Духовной Академии ректор ее, протоиерей А. В. Горский, «соединяя с глубиной и строгостию богословия простоту и доступность для всех, стало учебною книгой церкви, правилом веры для всех, свидетельством исповедания нашего пред иноверным, возбуждением их к общению и союзу с церковию истинно-апостольскою“3 – осмыслит, укрепит и разовьет семена веры и нравственности, посеянные на уроках свящ. истории в. и н. завета и уроках богослужения, – рассеет сомнения, навеянные неверием, – будет самым интересным и живым предметом для учащихся, принося неисчислимые благотворные последствия для их религиозно-нравственного развития и образования.
Не то бывает тогда, когда некоторые законоучители не признают никаких приемов в преподавании катехизиса, кроме как передачи с самыми краткими объяснениями уроков по этому столь важному учебному предмету почти словами учебника: сухость и безжизненность преподавания с одной стороны, – трудность усвоения катехизического учения вследствие необъясненного должным образом его глубокого содержания – с другой, – скука и охлаждение при изучении столь важного предмета с третьей, – отсутствие интереса и вкуса к чтению произведений духовной литературы, даже к чтению великих творений св. отцов и учителей церкви (вследствие полного незнакомства с ними) с четвертой, – холодность к предметам и вопросам веры – опасное духовное состояние, нередко худшее полного неверия, с пятой, – полная беспомощность при встрече с врагами веры, с шестой стороны, – вот плоды такого преподавания катехизиса.
Не можем не привести здесь глубоко верных слов покойного иерарха, Высокопреосвященного Амвросия харьковского, который в 1881 г. 5-го февраля в С.-Петербурге, в собрании „Братства Пресвятой Богородицы“ сказал между прочим следующее: «мы не можем пожаловаться на невнимание нашей школы к делу преподавания христианского учения под именем закона Божия. У нас составлены по этому предмету обширные программы, напечатано много разнообразных учебников, установлены строгие экзамены; в способных законоучителях нет недостатка; а между тем надлежащего влияния веры на образование, особенно высшее, мы не видим, так как неверие распространяется. Отчего же это? – Оттого, во-первых, что мы слишком позаботились заключить учение Христово в школьные формулы и сделать его предметом буквального изучения; оттого, во-вторых, что от заучиванья, репетиций (угрожаемых худыми баллами) и экзаменов учащимся не остается времени для чтения и размышления; оттого, что мы не водим, по слову пророка Исаии (Ис. LV, 1), жаждущие души на источники вод, не наполняем их духом и силою слова Христова (Иоан. VI, 63), благодатными внушениями и наставлениями святых отцов и учителей церкви (заключив все сведения о них в немногие краткие школьные биографии)4; оттого, что не вводим их в светлый мир подвижников и мучеников Христовых, открытый нам в принятых церковию житиях святых5. Здесь пренебрежены непременные условия воспитания христианских детей в духе веры и благочестия». (См. Церк. Вед., изд. при Св. Синоде за 1891 г. № 6).
К сказанному мы добавим только следующее; наблюдение и педагогический опыт показывают, что чем нагляднее и живее преподавание закона Божия вообще и катехизиса в частности, чем на большее количество духовных способностей действует оно, тем лучше для дела; духовные посевы, пав на ум, сердце и воображение слушателей, дают сеющему большую надежду на хорошее их возрастание, чем если они упадут только на один ум, часто мало еще подготовленный к восприятию высоких истин. И, кажется, в этом лежит причина того, что Божественный Сеятель семени слова Божия, Господь наш И. Христос, для наглядного выяснения Своего учения так часто употреблял примеры, подобия, притчи и сравнения. Поэтому-то в деле сеяния семян слова Божия на нивах сердец человеческих всякий истинный душепастырь должен следовать примеру своего Пастыреначальника.
Так, изложив просто, коротко, ясно и точно тот или другой догмат христианской веры, или то или другое правило благочестия, пусть он после этого прочитает соответствующее место об этом предмете из сокровищницы слова Божия, полного духовной силы и жизни, нередко неотразимо действующего на сердце слушателей бесконечно лучше всяких длинных и красноречивых разглагольствований стихийного характера; – пусть приведет, затем, пример из жизни святых, из которого будет видно, как та или другая истина христианской веры и благочестия осуществлялась на самом деле, – пример, который по своей живости и наглядности будет понятен всякому даже и неподготовленному слушателю, который сделает более или менее доступным для него даже отвлеченную истину веры подобно тому, как геометрические чертежи и фигуры делают возможным и даже легким изучение геометрии, которая без них (если ограничиться одним словесным описанием) едва ли была бы доступна кому для усвоения, – который затронет его сердце, оставит неизгладимый след в его воображении и подвигнет волю к подражанию ему; пусть далее прочтет подходящее место из отеческих творений, полных глубокой назидательности, неоспоримой истинности и неотразимой убедительности, – наконец, если есть время и возможность, пусть ознакомит своих слушателей с содержанием статьи, более глубоко и всесторонне объясняющей изучаемый отдел катехизиса.
Несомненно, что в конце концов получится живое представление и ясное понятие, которое впоследствии перейдет в твердое убеждение в преподанной истине, в любовь к ней и в желание осуществить ее в своей жизни.
Нам думается, что гораздо лучше сеять духовные семена медленно, но прочно и плодотворно, нежели быстро, но поверхностно и без благотворных последствий.
Бесспорно, что для такого именно всестороннего (т. е. затрагивающего все стороны духа: воображение, чувство или сердце, волю, разум, а не одну память) преподавания истин христианской веры и нравственности потребно надлежащее готовое пособие, ибо нельзя же требовать, чтобы всякий законоучитель (особенно бедных сельских приходов и училищ) имел все необходимые, весьма разнообразные и весьма немалочисленные, книжные пособия; мало того, если бы даже он и имел возможность пользоваться всеми необходимыми для него в данное время книгами, этого одного еще недостаточно: для него нужно еще время – для выяснения всякой главнейшей догматической или нравоучительной истины, которую предстоит ему передать в школе или народу, в храме, в форме проповеди или беседы – найти, подобрать, и расположить необходимый материал в каком-либо порядке. Нет нужды говорить о том, что это дело весьма не легкое, и только в редких случаях возможное. Восполнить недостаток такого именно пособия по преподаванию закона Божия вообще и в частности пространного катехизиса, есть главная задача нашего настоящего труда.
2. Обращаясь затем к тому, насколько наша книга удовлетворяет дальнейшему своему назначению – быть полезным пособием для пастырей церкви при составлении ими катехизических поучений (и вообще церковных поучений всякого рода), ведении внебогослужебных собеседований с народом и вообще при проповедании слова Божия, мы прежде всего должны сказать, что мы имели в виду состоявшееся в 1890 г. определение Святейшего Синода о введении повсеместно катехизических поучений и внебогослужебных собеседований – и старались при этом издании наших книг строго и насколько возможно совершеннее соображаться с сим определением6.
Из него видно, что пастыри церкви при своем ежедневном, а в особенности в праздничные дни, проповедании слова Божия должны свои поучения к народу и беседы с ним подтверждать местами Св. Писания, святоотеческими свидетельствами и примерами благочестия, не опуская из виду умножающихся ложных учений и самочинных учителей. Несомненно, что беседы с народом, подтвержденные свидетельством слова Божия, святоотеческими изречениями и примерами благочестия, всегда и для всех верующих являются гораздо более убедительными, нравственно-обязательными и более общедоступными, нежели простые и нередко отвлеченные соображения проповедника, ничем не доказанные; они и охотнее слушаются и прочнее укладываются в памяти слушателей.
Но кто знает трудовую жизнь и весьма часто скудные средства сельских пастырей, тот вполне согласится с нами, если мы скажем, что весьма трудно и только в крайне редких случаях возможно иметь им библиотеку, состоящую из творений св. отцов, церковно-исторических противораскольнических сочинений и других необходимых книжных пособий.
Думаем, что предлагаемое для пастырей церкви при составлении ими катехизических поучений и ведении внебогослужебных собеседований с народом настоящее наше пособие: «Уроки и примеры христианской веры“ (как и след. две книги: „Уроки и примеры христианской надежды» и «Ур. и прим. хр. любви») будет значительно облегчать их весьма сложные и многотрудные обязанности в деле проповедничества и борьбы с неверием, расколом и сектантством7.
3. Что касается назначения нашей книги для родителей и воспитателей, то об этом скажем следующее. Мы думаем, что родители и воспитатели будут иметь в своих руках могущественное средство при религиозно-нравственном обучении и воспитании детей, если будут обращаться в необходимых случаях к тем же источникам духовного воспитания, к каким обращались и древние христиане, т. е. к слову Божию, жизни святых, творениям св. отцов и учителей церкви. И так как с одной стороны крайне малое распространение в нашем обществе этих книг не подлежит никакому сомнению, с другой – значительная трудность найти требуемое место из означенных источников также останавливает многих от пользования ими, то думаем что наши «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви“ также и для них будут полезны. В тех же случаях, когда родители или воспитатели пожелали бы дать нашу книгу в руки детям, они могут значительно облегчить свой труд в выборе статей, наиболее доступных детям, если будут назначать для чтения их статьи, помещенные в тексте книги, а не в подстрочных примечаниях, в коих по большей части изложен критический разбор возражений неверующих еретиков, раскольников и сектантов, не всегда удобный и благовременный для детского и юношеского возраста, и необходимый только для пастырей церкви и взрослых членов ее. Все такие статьи, за самыми малыми исключениями, отличаясь простым, общедоступным и живым, большею частию в повествовательной форме изложением, по нашему мнению, вполне будут поняты детьми и, прочитанные ими с интересом, разовьют в них любовь и вкус к чтению духовно-назидательных книг; а глубоко запавший в душу пример высоких христианских добродетелей, или растворенное духом любви наставление богоносных отец не удержит ли иного юношу на пути добродетели в то время, когда в бурном море жизни ему предстанет сильное искушение? По крайней мере, многочисленные опыты в истории воспитания дают полное право думать, что подобное благотворное воздействие вполне возможно.
Даже для самых неподготовленных читателей статьи под названием: примеры (объясняющие те или другие истины веры и) нравственности будут несомненно доступны и интересны.
Что касается источников и пособий, которыми мы пользовались при составлении нашей книги, то все они указаны в надлежащем месте – в конце статей8. Относительно нашего участия в изданном труде, мы должны сказать, что оно выразилось в следующем:
а) в выборе из обширной духовной литературы статей, наиболее подходящих к цели нашего издания, т. е. чтобы они, отличаясь научными достоинствами, были бы в то же время изложены ясно, просто, живо и по возможности наглядно;
б) в извлечении из обширных статей некоторых только частей их, при чем задача наша была с этой стороны в том, чтобы из отрывка сделать законченное целое, присоединив к нему необходимое вступление и пояснительные примечания;
в) в буквальном извлечении из свято-отеческих творений и символических книг наиболее характерных кратких отрывков для выяснения или подтверждения той или другой истины догматической или нравственной;
г) в сокращении обширных статей, причем необходимо было или опускать все второстепенные части статьи или передавать в немногих словах то, что сказано на многих страницах;
д) в исправлении внешней стороны многих статей, т. е. их языка, изложения и плана;
е) в изменении формы некоторых статей из описательной в повествовательную (рассказ, как известно гораздо понятнее и интереснее для читающих и слушающих, нежели описание9;
ж) в составлении из нескольких статей одной для выяснения или подтверждения той или другой мысли;
з) в собрании однородных святоотеческих свидетельств (изречений) нескольких отцов и учителей церкви о данном предмете;
и) в приискании, подборе и систематическом расположении библейских текстов на данную истину;
и) в расположении статей согласно плану „Пространного катехизиса», при чем между статьями, непосредственно относящимися к разъяснению и обоснованию катехизических истин, мы поместили несколько статей, хотя и не имеющих непосредственного отношения к катехизису, но таких, к чтению которых неизбежно приводится всякий читатель, желающий расширить и углубить свои познания, почерпнутые из краткого катехизического учения;
к) в разделении статей на части, сообразно логическому построению мыслей, как для более легкого усвоения их, так и для более удобного пользования ими, как материалом при составлении катехизических поучений, слов, бесед и прочих форм собеседовательного слова;
л) в составлении подстрочных примечаний к таким статьям, которые без них не имели бы надлежащего научного обоснования;
и) в критической проверке собранного материала по другим более научным пособиям, которые мы в состоянии были достать; и
н) в составлении нами заново значительного числа статей.
В заключение скажем несколько слов о том, чем отличаются вышеозначенные наши книги от систем православного догматического и нравственного богословия и других книг подобного рода.
Вот свойства и особенности нашей книги по сравнении ее с указанными:
а) мы излагаем предметы веры и нравственности и располагаем их не по отвлеченной системе, быть может строго научной, а по порядку символа веры, 9-ти изречений о блаженствах, 7-ми прошений молитвы Господней и 10-ти заповедей закона Божия, по плану которых с самых первых времен христ. церкви преподавалось огласительное – догматическое и нравственное – учение желавшим вступить в члены церкви. Порядок этот удобен, прост и оправдан историею.
б) Истины веры и нравственности мы излагаем подлинными словами библейских и символических книг православной церкви, а также словами богомудрых отцов и учителей церкви. В деле практического обучения членов церкви важнейшим истинам христианской веры и нравственности это обстоятельство, бесспорно, весьма важно, сообщая авторитет и назидательность словам пастыря церкви.
в) Там, где возможно, мы всегда приводили достаточное количество живых примеров благочестия, имеющих сделать наглядными самой отвлеченной истины христианского вероучения и нравоучения, что, конечно, излишне в книгах строго и специально научных.
г) Так как истинность, сила и величие того или другого предмета христианского вероучения и нравоучения, преподаваемого пастырями церкви своим пасомым, нередко как бы затмеваются разного рода заблуждениями, навеянными от иномыслящих или неверующих, то без сомнения предстоит в этих случаях нужда с благоразумною осторожностью устранить все, что мешает полному торжеству христианского учения. Отсюда в наших книгах явилась необходимость излагать истины веры и нравоучения не только с одной положительной стороны, но и с отрицательной, что далеко не всегда имеется в виду в системах догматического и нравствен. богословия.
д) Так как с одной стороны догматическое учение православной христианской церкви находится в тесном союзе с нравственным, давая сему последнему содержание, характер и направление, – с другой вся деятельность пастыря церкви должна направляться не только на то, чтобы обучать пасомых истинам веры, но вместе и благочестивой, согласно с верой, жизни, то отсюда явилась необходимость внести в нашу книгу с одной стороны нравственной приложения, вытекающие из тех или других догматов веры; с другой указание средств для устранения тех или других пороков и для достижения тех или других христианских достояний, средств, почерпнутых нами из писаний богомудрых отцов и подвижников.
Сказанного достаточно, чтобы видеть отличие нашего труда от книг подобного рода, имеющих строго научные, а не церковно-практические и нравственно-воспитательные цели, которые всегда имелись в виду нами при обработке названных выше книг: т. е. „Уроков и примеров христ. веры, надежды и любви“.
Протоиерей Московской Трифоновской церкви Григорий Дьяченко.

* * *

1 Все сказанное здесь относится и к остальным нашим книгам этого рода, т. е. к «Урокам и примерам христианской надежды» и «Урокам и примерам христианской любви».
2 Примеч. Всякая проповедь пастыря церкви, каких бы предметов христ. учения она ни касалась, в сущности сводится к трем предметам христианского учения – к учению о вере, надежде и любви – как главных добродетелях, без которых невозможно ни жить благочестиво, ни спастись. Проповедник слова Божия найдет как в этой книге (т. е. в Уроках и примерах христ. веры), излагающей по преимуществу догматы веры, так и в других, излагающих нравственное христианское учение (т. е. в кн. под назв. „Уроки и примеры христ. надежды“ и «Ур. и примеры христ. любви»), весьма достаточное количество библейских в систему приведенных изречений, святоотеческих свидетельств церковноисторических повествований и рассказов из житий святых, служащих живыми и назидательными примерами благочестия мыслей людей мудрых и благочестивых, разного рода объяснений догматического и нравственного характера, а весьма достаточное количество критических разборов инославных учений, мнений и заблуждений раскольников, сектантов, рационалистов и т. п. людей, заблуждающихся и других вводящих в заблуждение. Все это может служить готовым материалом для составления церковных поучений, применительно к месту, времени, слушателям и обстоятельствам их жизни. Вполне достаточно получаса, чтобы при помощи готового материала составить церковное поучение на любую тему.
3 Подлинник адреса Моск. Дух. Академии, вместе с другими, хранится в библиотеке этой Академии; сн. «Сборник, изд. Общ. люб. дух. просвещения по случаю празднования столетнего юбилея митр. Филарета», т. II, стр. 667. Это было говорено в 1867 г., и еще при жизни великого святителя. Но и теперь, много спустя после кончины святителя, значение его катехизиса отнюдь не умалилось. До сих пор этот катехизис, признанный символическою книгою православной церкви, служит и «учебной книгой церкви», и «правилом веры для всех», и «свидетельством исповедания нашего пред иноверными», и «возбуждением их к общению и союзу с церковию истинно-апостольскою».
Мы убеждены, что к такому великому в деле религиозного обучения руководству приснопамятного святителя Филарета, митрополита московского, краткому, содержательному и высоко авторитетному, давно необходимо пособие в виде катехизической хрестоматии, где были бы собраны:
а) все главнейшие и яснейшие, соответственно катехизическому учению, изречения слова Божия, глубже и всестороннее обосновывающие преподаваемые в катехизисе истины веры и нравственности;
б) необходимые извлечения из символических книг православной церкви, более подробно и ясно излагающие то учение, которое вкратце изложено в учебном катехизисе;
в) святоотеческие свидетельства, всегда убедительно, назидательно, авторитетно и непогрешительно, как голос вселенской церкви, выясняющие тот или другой догмат веры или то или другое правило христианской жизни и деятельности;
г) далее, краткие церковно-исторические рассказы и повествования из жизни святых мучеников, христианских подвижников, св. отцов и учителей церкви и т. п. святых мужей, словом и жизнию осуществивших те или другие христианские добродетели и давших глубоко назидательные, и всем доступные по жизни и наглядности примеры христианской веры и благочестия;
д) затем статьи, где были бы объяснены наиболее затруднительные приводимые в катехизисе тексты в согласии с тем, как понимают их св. отцы и учители церкви;
е) далее, статьи, в которых, насколько то возможно, ясно, живо и общедоступно изложены были бы те догматические и нравоучительные истины, которые кратко, часто в нескольких только словах, излагаются или затрагиваются в катехизисе;
ж) наконец, статьи, в которых были бы кратко, сильно и вместе осторожно (не пускаясь в подробное изложение отрицательных учений и вредных заблуждений в области религии и нравственности) опровергнуты важнейшие нападки неверия на догматические и нравоучительные истины, преподаваемые на уроках катехизиса.
Мы решительно держимся той мысли, что только при пользовании таким пособием возможно плодотворно преподавать катехизис, прочно внедрить в ум и сознание слушателей основные истины христианской веры и нравственности, расположит сердце их любить все святое и небесное, и отвращаться от всего грешного и суетного, – наклонить волю их подражать святой жизни тех христиан, которые в своей деятельности представили живые примеры высоких христианских добродетелей; предохраняя религиозно-нравственное чувство от суеверий, заблуждений и лжеучений разного рода еретиков, раскольников, сектантов, рационалистов и неверующих.
Только тогда преподавание катехизиса – этого, так сказать, философского курса закона Божия в низших и средних учебных заведениях, обобщающего все ранее полученные знания по закону Божию1
 
4 Позволим себе здесь привести глубоко-верные мысли одного писателя о значении творений св. отцов в деле изучения православного учения христианской веры. „Творения св. отцов церкви составляют богатейшую сокровищницу истин христианской веры и чистейший и обильнейший источник православного Богословия. Будучи по святости жизни своей причастниками Духа Святого, отцы церкви имели, можно сказать, сродство с духом Св. Писания. Она жили во Христе, и потому слово Его обитало в них, по Его непреложному уверению: «если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут» (Иоан. XV, 7). Изучение Св. Писания, в котором заключены истины веры, было любимейшим их занятием; некоторые из них знали на память всю Библию: оттого истины веры в святоотеческих творениях представляются не в одних только общих чертах и отвлеченно, но раскрываются во всей возможной полноте, в частных подробностях. Понятно после этого, как важно для нас почерпать знание учения веры непосредственно из творений святых отцов. Св. отцы действуют на ум и сердце христианина тою внутреннею силою учения Христова, по которому оно, как непреложная истина, удовлетворяя существенным требованиям человеческого духа, само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и вполне покоряет себе сердце человеческое. Оттого и самый слог их творений отличается особенною силою и выразительностию. К ним в известной мере можно отнести то, что говорили о себе первые провозвестники христианской религии: «возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор. II, 13); т. е. говоря о духовных предметах, св. отцы излагали их духовно. Обладая столь высокими достоинствами, святоотеческие творения верующему читателю приносят большую пользу. Но творения эти так многочисленны и разнообразны, что изучать по ним истины веры может только тот, кто исключительно посвящает себя занятию богословскими науками; для других же удобнее ознакомиться с учением веры в извлечении из отеческих творений». (См. кн. «Изложение христ. учения православной кафолической церкви». С.-Петербург, 1869 г., стр. IV – V).
5 Прекрасно говорит о воспитательном влияний житий святых один глубокий знаток духовной литературы – профессор Амфитеатров. «В сих книгах церковь ежедневно указует нам, говорит он, на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святого подражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшего покаяния и самоотвержения, дабы с одной стороны предохранить нас от ежедневных грехопадений с другой – опытно вразумить, как восставать нам от грехопадений, с глубоким сокрушением сердечным, но без отчаяния. Ее священные сказания по местам обширны, дабы насыщать душу, в которой раскрылся ненасытимый вкус к духовному; по местам кратки, дабы не обременить души ленивой; по местам оразноображены краткими словами нравоучительными, дабы деяние находило свою основу в отвлеченном правиле и истине, а истина отвлеченная тотчас же подтверждалась деянием и примером: они почти всегда просты, потому что истинны, и люди, собиравшие сии сказания, обыкновенно поставляли себе правилом изречение: не будими мати на святыя; в некоторых местах удивительно как простодушны, потому что люди, в них изображенные, были дети не света, а царствия Божия, упростившие природу свою до невинной природы младенческой, по слову Спасителя: аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете в царствие Божие; повсюду назидательны и для благочестивого человека приятны, не смотря на простоту формы, на язык безыскусственный, заботящийся не о том, как он рассказывает, а о том, что повествует. Светский вкус, конечно, не найдет в них того огня, той живости и занимательности, какие любит находить в повествованиях мирских; но за то они не учат тому тонкому нечестию и благовидному разврату, которыми часто дышит плотская и страстная повесть света». („Чтения о церковной словесности или гомилетике“ ордин. професс. киев. дух. акад. Я. Амфитеатрова, ч. 1, стр. 263; сн. «Об издании народных книг религиозно-нравственного содержания». Свящ. Г. Дьяченко. Харьков, 1885 г., стр. 33–34).
6 Приведем относящееся сюда определение Святейшего Синода. «Ныне при усилившейся всюду потребности в просвещении ума и сердца, при умножении ложных учений и самочинных учителей, отвращающих юные души от послушания веры, – настоит великая нужда церковного наставления для православного народа, и доколе есть неведущие, заблуждающие, должны быти и наставники. Апостолы святые указали нам, кто эти наставники, обязанные просвещать народ, кто сии лица, ответственные за его невежество. Правило апостольское 58 гласит: «епископ, или пресвитер, не радящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен». Но чтобы предстоятели епархий и местных церквей могли с чистою совестию внимать сея угрозе суда церковного, собор вселенский VI постановил также руководящее правило (19): предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из божественного писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет исследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкви». По силе сего правила, поучения к народу должны быть постоянные, повседневные, особенно же в праздничные и воскресные дни, потому что закон божественный в эти дни предоставляет свободу от будничных занятий и работ. Обучать народ должны предстоятели, которые суть: в целой епархии архиерей, а под ним в каждом храме пресвитеры. Поелико епископ не может сам лично преподавать учение всегда и всюду в епархии, то он и разделяет обязанность учительства с подчиненными ему пресвитерами, которые «учат не самовольно, а с дозволения епископа» (Вальсам. толк. на апост. пр. стр. 119) и по повелению его, для чего и заповедуется в ставленной грамоте каждому пресвитеру: вседушно прилежати чтению писаний, и не инако сие толковати, но якоже отцы наши истолковали, и тако врученные ему люди учити“. Предмет учения составляют истины веры и правила нравственности, вообще «словеса благочестия». Свои разъяснения и суждения пастырь должен основывать на Свящ. Писании и учении св. отцов, и самое Писание изъяснять по их руководству и толкованию, «дабы не уклонитися от подобающего» (19 прав. VI всел. соб.). В сем пример позднейшим пастырям показали древние их предшественники, которые поучали верующих, последующие богоглаголивому учению отец и преданию кафолические церкви (кн. прав. догмат. VII всел. соб.). На основании вышеприведенных законоположений и в виду духовных нужд православной паствы Святейший Синод за благо признал учредить в каждом приходе вероучительные собеседования на следующих основаниях: а) содержанием собеседования должно быть учение о трех лицах Божества, о воплощении Сына Божия, о церкви и таинствах, изъяснение литургии и прочих, часто повторяющихся священнодействий, похоронных и поминовенных, а также и других обычных в нашей церкви обрядов, крестного знамения, и всего, что в храме видится и что в нем совершается, при чем б) беседы не должны быть излагаемы в виде отвлеченных рассуждений о предметах веры, мало доступных пониманию народа, а должны состоять из простых разъяснений тех истин веры, которые православный христианин приемлет сердцем и выражает устами; в) часть вероучительная должна быть сопровождаема и нравственною. Для сего нужно разъяснять заповеди Божии, требовать отчетливого чтения символа веры, научать всех слушающих молитвам, начиная с молитвы Господней, с истолкованием непонятных славянских речений, обличать те пороки, какие в известной местности преобладают, возбуждать к добродетели и словом назидания и указанием на примеры людей добрых и Богу угодивших. (Сн. «Церковные Ведомости», издав. при Свят. Правит. Синоде. 1890 г. № 26-й, стр. 270–271).
7 Не можем не упомянуть, что в нашей книге пастырь не только найдет достаточное количество главнейших изречений слова Божия, приведенных в стройную систему относительно главнейших истин веры и нравственности, – не только значительное число святоотеческих свидетельств о разных истинах веры и благочестия, – не только вполне достаточное число примеров благочестия, но также к обильный материал для опровержения главнейших религиозных заблуждений: рационалистических, сектанских, раскольнических и т. п., что в настоящее время, при умножении ложных учений и самочинных учителей, отвращающих юные души от послушания вере, весьма необходимо, ибо скажем словами одного древнего христианского учителя церкви: «как земледелец не может с пользою бросать в землю семена, если наперед не очистит ее от трав диких и вредных для бросаемых добрых семян; и как врач не может впускать в больное тело какое-нибудь из целительных веществ, если наперед не очистит его от находящейся в нем злокачественной материи или не удержит ее притока: так и желающий учить истине, говоря об истине, не может убедить никого, пока какое-нибудь ложное мнение господствует в уме слушателей и противится словам его». (Из перв. глав. соч. Афиногора: „О воскрес. мертвых».
8 Вот некоторые из них: Книги Св. Писания Ветхого и Нов. Завета. Творения св. отцов и учителей церкви: Василия В., Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Ефрена Сирина, блаженного Феодорита, блаж. Августина, Кирилла Иерусалимского, Исидора Пелусиота, Гритория Нисского, Афанасия Александрийского и друг. восточн. и западной церкви, и в том числе отечественных святителей: Димитрия Ростовского и Тихона Задонского. Четьи-Минеи: святителя Димитрия Ростовского; „Русские святые,» Филарета, архиеп. черниговского, «Святые подвижницы восточной церкви» его же; «Месяцеслов востока», Сергия, епископа могилевского, ныне архиепископа владимирского и других. Прологи и патерики; древний, скитский, киевопечерский, афонский, почаевский и др. Сочинения св. подвижников: св. Иоанна Лествичника, Макария Великого, аввы Дорофея, Кассиана Римлянина и других. Сборники духовных изречений и рассказов, каковы, напр., „Сказание о подвижничестве святых и блаженных отцев», «"Лавсаик"», „Лимонарь», «История Боголюбцев», блаж. Феодорита, «Отечник» (в изложении еп. Игнатия Брянчанинова), „Училище благочестия“, «Духовный цветник» и мн. друг. в этом роде. Системы православного Богословия: догматического (митр. Макария, епископа Сильвестра, прот. А. Кудрявцева, прот. Фаворова, архиеп. Платора («Сокращ. излож. догматов веры») и др., нравственного (прот. Солярского, архиеп. Платона, прот. Фаворова, Олесницкого, Мартензена и друг.; епископа Феофана: „Письма о христианской жизни“ и его же: «Начертание христ. нрав. учения» и др.); собеседовательного (прот: Толмачева) и др. Справочные богословские словари: Гильдебрандта („Словарь к Новому Завету“), прот. Михайловского («Богословско-библейский словарь»), прот. Солярского („Опыт библейского словаря собственных имен“), Яцневича и Благовещенского («Богословский словарь“) и др. Сочинения: «Евангельская история о Боге Слове», прот. П. Матвеевского; «Лекции по умозрительному Богословию», проф. прот. Голубинского, «Записки на книгу Бытия», митр. Филарета московского; «Истина и величие христианства», Ците; «Апологетические труды Геттингера», профессора Рождественского и друг. «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека», проф. прот. Ф. Голубинского; «Беседы об основн. ист. христ. веры», Сергия, архиеп. владимирск.; «Руководство к облич. рус. раск.», К. Плотникова; Сочинения по русскому расколу, архим. Павла; «Очерки христианской жизни», Виссариона, епископа костромского и др. сочинения и сборники этого архипастыря; «Простая речь о мудреных вещах», М. Погодина; «Толкование притчей Господа нашего И. Христа», арх. дублинского Тренча; «Илиотропион», митр. тобольского Иоанна Максимовича; «Жизнь и труды св. отцов и учителей церкви», Фаррара в перев. А. Лопухина; „Уроки по простр. христ. катихизису“ прот. Г. Титова; «Христианские рассуждения и размышления», прот. Гречулевича; «Православное учение о вере», по Ч.-М. прот. А. Свирелина и мн. др. Проповеди: митр. Филарета Московского, Иннокентия, Димитрия и Никанора, архиепископов херсонских и одесских; Сергия, митроп. московского, Григория, митрополита новгородского, Виссариона, еписк. костром., прот. А. М. Иванцова-Платонова, прот. Р. Путятина и нек. др. По церковной истории: «Рассказы из истории церкви», Бахметьевой; «История церкви», Гетте, Робертсона (в перев. А. Лопухина); «История русской церкви», митр. Макария; «История русской церкви», Филарета Гумилевского; «Рассказы из русской церковной истории», графа М. Толстого; «История вселенских соборов» IV соб.), епископа Иоанна; «История вселенских соборов» (IV – VІІ), проф. А. Лебедева; „Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные“, арх. Арсения и мн. др. Духовные журналы: «Воскресное Чтение»; «Душеполезное Чтение»; «Христианское Чтение»; «Труды Киевской Духов. Академии»; Прибавления к творениям св. отцов: «Православное Обозрение»; «Церковные Ведомости», издаваемые при Свят. Синоде; «Руковод. для сельск. пастырей» и некот. друг. Символические книги православной церкви: «Правила св. апостолов, седьми вселенских и поместных соборов»; «Православное исповедание»; «Пространный катехизис митроп. Филарета»; „Послание восточных патриархов о вере“. По изъяснению Св. Писания: мы пользовались трудами преосвященного Феофана, епископа Михаила, а также и статьями в духовных журналах.
9 Об этом в русской литературе есть превосходное по глубине и верности мысли перев. с немецк. сочинение Лессинга. «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии».