Источник

Часть 3, Глава 21Часть 3, Глава 23

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

Б. Добродетели, предписываемые третьего заповедию Божьего

1. Благоговение пред Богом

а) Две степени благоговения пред Богом.

Низшая форма благоговения к Богу есть страх рабский. Писание нового завета учит: совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение: боящийся не совершен в любви (1Иоан. 4, 18). Но так говорится о страхе рабском (Рим. 8, 15; 2Тим. 1, 7), или о таком расположении человека, по которому он боится только наказаний за грех, и потому как скоро может думать, что известный грех укроется от суда Божия, готов отдаться ему охотно.

Высшая форма благоговения есть совершенно иное чувство страха Божия, которого не имеет нужды изгонять любовь, потому что и сама в нем действует. Благоговея к Богу, верующий точно боится сделать что-либо противное Ему, но не потому только, что Он всемогущ, всеведущ, владыка всей твари, и нигде нельзя укрыться и спастись от карающей руки Его, а главнее всего потому, что Он свят, праведен, благ, и всякое беззаконие – мерзость пред очами Его.

Конечно, низшая степень благоговения или страха Божия не исключает чувств смущения, имеющим, по словам апостола, муку; но это совершенство добродетели побуждает верующего возрастать в ней, а не отрицать ее. И возлюбленный ученик Христов, указывая на совершенную любовь, изгоняющую всякий страх, не уполномочивает нас изгонять страх Божий из сердца нашего, а открывает только тайну любви которая, когда приходит, сама очищает нас от всякого рабского страха и вносите совершенный мир в сердце108. (См. «Очерки прав. нравст. христ. уч.» Фаворова, стр. 46).

б) Не презирай заклятия именем Божиим. «Одна раба, повествует св. Иоанн Златоуст, выдана была замуж за человека злого, преступного, бродягу. Муж ее наделал много зла, и госпожа решилась продать его. Но считая делом нечестивым разлучать мужа с женою, она решилась вместо того, чтобы развести их, продать вместе и жену, не смотря на то, что эта раба была ей полезна. Тогда эта последняя, видя себя в затруднительном положении, пришла к одной почтенной, коротко знакомой с ее госпожой, особе, и припавши к коленям ее, со многими слезами умоляла заступиться за нее пред ее госпожою. Истощивши множество слов, она наконец присоединила одно страшное заклятие, надеясь при посредстве его более всего убедить ее. Заклятие было такого рода: ,не презри моего прошения, чтобы и Христос не презрел тебя в день судный!» Сказав это, она удалилась. Но женщина, которую раба просила, быв озабочена какими-то не терпевшими отлагательства делами, забыла об ее просьбе. Потом в самый полдень вдруг пришло ей на память то страшное заклятие. Она весьма встревожилась, отправилась немедленно с полным усердием ходатайствовать за свою просительницу – и дело устроила.

В ту же ночь она вдруг увидала отверстые небеса и Самого И. Христа». И именно потому она удостоилась такого видения, что всецело обратила внимание на это заклятие, – потому, что убоялась его. «Я рассказал об этом для того, прибавляет св. Иоанн Златоуст, чтобы мы не пренебрегали заклятиями, особенно когда кто-либо умоляет нас о делах добрых, о милостыне, о человеколобии.» (Заинств. с опущением некоторых мест из беседы св. Златоуста на текст: «Духа не угашайте»).

2. Преданность Богу

Понятие о преданности воле Божией. Благочестивый христианин, сознавая все величие Божие и всю немощь собственную, свободно предоставляет себя самого и всю судьбу свою, временную и вечную, воле Божией. Он вовсе не отказывается от самодеятельности напротив, в силу именно преданности своей Богу, он делает все, что может, для достижения добрых целей. Успехи в деле не располагают его к праздности: он никогда не скажет себе: «довольно трудов, сделанное дает право на дальнейший покой»; потому что в нем нет ни самомнения, ни самодовольства. С другой стороны, в случае неуспехов, он не поддается чувству уныния, или бессильного раздражения, и никогда он не помыслит: «напрасный труд, бесплодная борьба с враждебною силою обстоятельств»; он никогда не уступит соблазну примирения с преобладающим злом, потому что верует в незримое мироправление Божие, знает и помнит, что Провидение посылает испытание и тем кого любит, или не отвращает от них временных ударов так называемой судьбы или человеческой злобы, но не попускает никому искуситися паче, нежели кто может. (1Кор. X, 17). (См. «Очерки прав. христ. нравств. уч.» Фаворова, изд. V, стр. 47).

3. Безропотное перенесение болезней и бедствий

а) Как святые смотрели на болезни? Был один муж, который часто страдал от разных недугов. Случилось, что в один год его не постигла никакая болезнь. Благочестивый человек начал плакать и скорбеть, говоря: «оставил меня Господь и не восхотел в нынешний год посетить меня!»

Другой, равный ему в терпении, во время тяжкой болезни, отказался от предложенного ему братом в утешение яства, сказав: «поверь, брат, тридцать дет желал бы я провесть в этой болезни». (Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отцов).

б) О том, как христианин должен относиться к своей болезни. «Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнию обессиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи: они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его: Твой мир сказано и Твою любовь даруй нам: вся бо воздал еси нам. (Из кн. «Моя жизнь во Христе», прот. I. Сергиева, т. II, изд. 1.1892 г., стр. 69).

в) Советы болящим. Се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Иоан. V. 14). Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно: в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе, и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – источника жизни, и поставляет человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым Грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменитый врач, который не приступал в лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал. (Из кн.: «Мысли на каждый день года» епископа Феофана, стран. 134 – 136).

г) Одна благочестивая женщина в одно время лишилась мужа и двух сыновей. Когда окружавшие ее думали, что она станет теперь заливаться слезами, рвать на себе одежду и волосы и жаловаться на несправедливость Бога, лишившего ее семьи, она, созвав, что Бог освободил ее от опасности гнева и осуждения в случае повреждения детской души, напротив совершенно спокойная, пала на колена с таким видом, как будто лежала у ног Самого Иисуса Христа и воскликнула: «Господи, теперь я еще охотнее и радостнее буду служит Тебе, когда Ты снял с меня мое тяжкое бремя!» (Блаж. Иерон. «Письмо к Павлину», т. И, стр. 101).

4 Терпение

а) О добродетели терпения.

Св. Ефрем Сирин учит: «блажен тот, кто приобрел терпение: потому что у терпения есть упование; упование же не посрамляет. (Римл. 6, 5). Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение, потому что претерпевый до конца, той спасен будет. (Матф. 10, 22). И что лучше сего обетования? Благ Господь терпящим Его. (Наум. 1, 7). Во что же ценится терпение? Терпение одно не бывает; но оно требуется во многих добродетелях. Терпеливый достигает всякой добродетели: в скорбях он радуется, в нуждах оказывается благоискусным; в искушениях восхищается; он готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви; за оскорбления он благословляет; в ссорах хранит мир; в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив, н воздержанию готов, в молитвах терпелив, в делах не укоризнен, в ответах прям, в исправлении поручения благопокорен, в жизни рачителен, в оказании услуг любезен, в обращения привлекателен, в общежитии с братством приятен, в совещаниях сладок, в бдениях не угрюм, в попечениях о странных старателен, в хождении за немощными предупредителен; первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле бодр. Кто приобрел терпение, тот приобрел упование. Напротив, злополучен и жалок, кто не приобрел терпения. Таковым божественное Писание угрожает горем. Горе, говорит, погубившим терпение (Иис. Сир. 2, 14). И действительно, горе тому, в ком нет терпения: он возметается, как лист ветром, не переносит оскорбления, и скорбях впадает в беспечность; его легко вовлечь в ссоры; где нужно терпеть, там он ропщет; где требуется послушание, там прекословит... В ком нет терпения, тот подвергается многим потерям, и не в состоянии стать добродетельным. Итак терпением да течем на предлежащий нам подвиг, говорит апостол. (Евр. 12, 1). В ком нет терпения, тот чужд всякого упования». (Из твор. св. отцов, т. XII).

б) Претерпевый до конца, той спасен будет. Во время св. Иоанна Златоуста много лет подвизался в глубокой пустыне преподобный Иеракс. Однажды бесы пришли в нему видимым образом и сказали: «старец! ты проживешь еще полсотни лет: возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!» – Старец им на это отвечал: «очень жаль, что так мало остается жить мне на свете; а я было запасся терпением еще на двести лет». При этих словах Иеракса бесы исчезли... Это значит, что св. подвижник решился терпеть все скорби, все лишения пустынной жизни до конца. Видно, твердо помнил он слово Спасителя: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21, 19). Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

Хочешь делать добро истинное, Богу угодное? Запасись терпением, будь готов на всякие скорби и лишения, может быть даже на страдания от неправды людской, ибо сказано: чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение (Сир. 2, 1); а в искушении всего нужнее – терпение.

5. Благоговение к святыне

Благоговение к святыне выражается главным образом благоговении к храму и его святыне. Каждый христианин должен считать для себя священною обязанностию почитать храм и cсвятыни его.

Храмы Божии в строжайшем смысле составляют для всякого христианина священное место, священное не только по своему святому назначению для молитвы и священнодействия, но и по самому существу, как места селения Всевышнего, как домы Божии. Поэтому каждый христианин должен питать в ним особенные чувства благоговения и почитания. Некогда патриарх Иаков удостоился видеть во сне таинственную лестницу, по которой ангелы Божии нисходили на землю и потом восходили на небо, и из уст Самого Бога, явившегося ему, услышать многознаменательное обетование о своем потомстве. Восстав от сна, исполненный ужаса от видения величия и славы Божией, он воскликнул: страшно есть место сие: несть сие, но дом Божий и сия врата небесная. Это чувство трепетного благоговения к местам, на которых Господь благоволил являть Свое присутствие людям, не один раз изображается в ветхом завете. Так Моисей, узрев чудесную купину, горящую и несгорающую, желая приблизиться, чтобы рассмотреть чудо, услышал голос, говорящий ему: не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих; место бо, на нем же ты стоиши, земля свята есть. (Исх. 3, 5). И после, когда Бог восхотел возвестить закон Свой на Синае, Он запретил, под страхом смерти, прикасаться к горе. (Исх. 19, 12). Если Господь требовал такого почтения и благоговения к местам, на которых являл Свое присутствие только временно, то не большего ли Он требует почтения и благоговения к нашим храмам, в которых утверждает постоянное жилище Себе? Чтобы внушить это чувство благоговения к храмам, Господь наш Иисус Христос ясно выразил однажды негодование против осквернителей храма иерусалимского (Иоан. 2, 14 – 16), который был только образом наших храмов. Какая же ревность снедает сердце Его (Иоан. 2, 17), когда Он и в наших храмах видит подобное же нечестие? Каждый из наших храмов, как дом Божий, как место присутствия святых Святейшего, должен быть домом святыни: дому Твоему подобает святыня, Господи, взывал св. пророк Давид. (Пс. 92, 5). В храмах наших совершается святейшее таинство евхаристии; в них силы небесные, предстоя с нами священному и страшному тайнодействию, воспевают Ему вместе с нами хвалу и прославляют Его непостижимую благость. Поэтому, естественно, каждый из христиан должен питать трепетное благоговение и любовь к храмам Божиим и, входя и предстоя в них, должен забыть все земное, изгнать из своей души все мирские помыслы, чтобы один Господь всецело наполнял ее и озарял уж его чистою верою, сердце – пламенною любовию.

Оказывая величайшее чувство благоговения и почитания к храмам Божиим, мы должны также вместе с тем благоговейно почитать и все святыми храма, напр.: святейшее таинство тела и крови Господней, св. миро, пречестный крест Господень, св. евангелие, св. иконы, останки не только тел, но и одежд святых Божиих, священные сосуды и вообще всю священную утварь храмов Божиих. И такое благоговейное почитание мы должны оказывать не только во время служб церковных, но и всякий раз, когда приходится видеть их, прикасаться к ним или проходить мимо их. Пример этого мы можем видеть в ветхом завете, в почитании скинии свидения и вещей, принадлежащих к ней и к составу ветхозаветного Богослужения. (Исх. 36, 8; Лев. 4, 6; 23, 10, 16).

В новом завете с самых первых дней христианской церкви видим постоянное почитание храма и святынь его, какое внушали верующим апостолы (1 Коринф. 11, 22; 14, 33 – 35, 40). Впрочем, все священные вещи христианин должен чтить не ради их самих, но ради того, кого они изображают, или хожу служат орудием спасительного действия на нас. Чтит ли он св. крест Господень, икону, евангелие, мысль его должна быть устремлена в Богу и всякое действие почитания должно служить у него выражением чувств его в Богу, быть жертвою усердия к Богу. (См. «Православное христианск. нравствен, богослов.» А. Покровского, стр. 181).

6. Внимание к молитве

а) Святоотеческие наставления о том, что молитва должна быть внимательная. «Пред лицом Божиим молится тот», – говорит св. Иоанн Златоуст, – «кто во время молитвы углубляется в себя и ничего не имеет общего с землей, но сам в себя переносит небо и изгоняет из души всякое земное помышление».

«Призывать помощь Божию должно не с нерадением», – говорит св. Василий Великий, – «не умом, скитающимся там и здесь. Такой не только не получит просимого, но еще более преогорчит Владыку. Если и тот, кто стоит и ведет речь пред князем, стоит с великим страхом, не дозволяя блуждать как внешнему своему оку, так и внутреннему душевному, чтобы не подвергнуться опасности, то не тем ли паче со страхом и трепетом надобно стоять пред Богом, весь ум устремя к Нему единому, а не к чему либо другому? Потому что Он не только, подобно людям, видит внешнего человека, но прозирает и во внутреннего». («Твор. св. отц.» т. IX, стр. 385). «Несомненно убедись, – говорит тот же святитель, – »что Бог пред твоими очами. Если тот, кто видит пред собою начальника, или настоятеля, и беседуя с ним не отвращает от него взора; то кольми паче молящийся Богу будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы». (См. там же, стр. 310).

«Когда, братия возлюбленеейшие, стоим на молитве, – говорит св. священномученик Киприан, – «тогда должны всем сердцем предаваться молитве и бодрствовать... Ум наш да не помышляет в сие время ни о чем другом, кроме того, о чем молимся. Посему-то и священник, приступая к молитве, приготовляет к ней мысли братии сими словами: хоре имеем сердца, дабы люди, ответствуя: имамы ко Господу, знали, что им в сие время не должно помышлять ни о чем другом, как только о Господе... И какая беспечность – позволять себе увлекаться суетными и скудными помышлениями, нежели беседа твоя с Богом! Как просить у Бога, чтобы услышал тебя, когда сам себя не слышишь? Как хочешь, чтобы Бог вспомнил о тебе, во время твоего моления, когда сам себя не помнишь. Это значить – вовсе не блюстися от врага; это значит – очами бодрствовать, а сердцем спать, между тем христианин должен бодрствовать сердцем даже и в то время, когда спит очами. Посему-то апостол весьма ревностно и премудро увещевает нас, говоря: в молитве терпите, бодрствующе в ней (Кол. IV, 2), научая и показывая сим, что только те могут получить просимое от Бога, которых Бог видит бодрствующими в молитве». («Христ. чтен.» 1839 г., стр. 170 – 2).

б) Одно из условий внимательной молитвы состоит в том, что нужно молиться не только телом, но и духом.

Прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор. 6, 20), – говорит св. ап. Павел.

Все великие молитвенники, молясь духом, молились и телом. Пример внешней молитвы подал Сам Христос Спаситель (Матф. 26, 39; Иоан. 17, 1 и др.); внешне молились: св. апостол Павел (Деян. 6, 10), царь Соломон (2 Парал. 6, 13) и др. Нужно ли, далее, говорить о том, что все святые мужи, дух которых был постоянно устремлен к Богу, не менее усердно молились к телом? Насколько святые мужи молились усердно и телом, укажем, для примера, на св. Симеона столпника. Некто желал сосчитать, сколько святой полагал поклонов; но по сочтении 1244-х перестал считать, так как не в состоянии был долее смотреть на высоту столба, на котором святой молился. Симеон же нисколько не изнемог от поклонов. («Чет.-Мин.» 1 сент.).

Но, молясь телом, мы должны а то же время молиться и душей – умом и сердцем. «Молись не одними внешними знаками», – говорит преп. Нил, – «но возбуждай ум свой к чувствованию духовной молитвы с великим страхом». (См. гл. 28). «Мы должны политься не телесно, как обыкновенно бывает», – говорить св. Мажарий египетский, – «но бодрственно, обращая ум к Богу». («Христ. чт.» 1821 г., ч. 4, стр. 46). «В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль», говорить св. Иоанн Златоуст, – «не воздеяния рук, но возношение ума, не наружный видь, но внутренний смысл. Так и мать Самуила Анна не громко молилась, но услышана потому, что много вопияла в сердце; ибо говорится: глас ее не слышашеся (1Цар. 1, 13), но услышал ее Бог. Так и св. Павел не в храме находился, но в темнице, и не в прямом, ни в коленопреклонном положении, но лежал на спине (ибо иначе и нельзя было ему, по причине колоды, в которую забиты были ноги его); но поскольку я в сем положении он прилежно молился, то потряс темницу, сокрушил запоры ее и пленил темничного стража, которого привел потом к св. купели. Равным образом Езекия не в прямом положении находился и не преклонял колен, но по причине болезни, лежа на одре, когда по словам Писания, обратившись к стене, с чистым сердцем и в пламенной молитве воззвал к Богу, то остановил определение Божие о кончине своей, стяжал великое к себе снисхождение и возвратил потерянное здоровье. И разбойник, распростертый на кресте, через краткую молитву стяжал себе царство небесное. Иеремия во рву водном и Даниил во рву львином, Иона во чреве китове, когда воззвали к Богу, то через cиe отвратили все бедствия, угрожавшие им, и снискали милость небесную. – Пред израильтянами было норе, позади их египтяне, а посредине Моисей, ничего не произносивший устами, и между тем Бог сказал ему: что вoпиевши ко Мне». (Исх. 14, 16).

Итак, чтобы молитва наша была истинная, разу иная, внимательная, нужно молиться телом и душой. (См.-Воскр. чт.» 1888 г. № 28).

в) Плоды внимательной (усердной) молитвы по изображению св. Макария египетского. Макарий египетский говорить, что при усердной, внимательной молитве происходит «в помыслах забвение о земном мудровании, потому что помыслы насыщены и пленены божественным, небесным, беспредельным, непостижимым и чем-то чудным, чего человеческим устам изречь невозможно». (Макар. Вел, бес. 8).

г) Мысли о внимательности при молитве.

I. «Молитву старается лукавый рассыпать, как песчаную насыпь, слова хочет сделать, как сухой песок, без связи, без влаги, т.-е. без теплоты сердечной. Молитва то бывает храмина на песце, то – храмина на камне. На песке строят те, которые молятся без веры, рассеянно, с холодностию, – такая молитва сама собою рассыпается и не приносить пользы молящемуся; на нами строят те, которые во все продолжение молитвы имеют очи вперенный в Господа и молятся Ему, как живому, лицом к лицу беседующему с ними». (Яз кн. «Моя жизнь во Христе,» прот. И. Сергиева, т. 1, стр. 12 – 13).

II. «Зажигательное стекло тогда зажигает дерево или бумагу, или другое что удобосгораемое, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредоточиваются на одной точке зажигаемого предмета, всею своею совокупности действуют на него, и, таким образом, как бы все солнце в уменьшенном виде помещается на предмете: так и в молитве: тогда душа наша согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем-Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце, и когда Оно будет действовать на сердце наше всею Своею простотою и Своею силою. То же и о Богоматери, и об ангелах и святых: наведи на свое сердце их образы так, как они есть, со всею силою и святынею, пусть сердце приметь озарение их на себя с возможною полнотою и силою, и оно воспламенится их любвеобильным, как бы огненным, действием; их чистота, святость, благость, сила сообщатся твоему сердцу, и оно будет само очищаться, само укрепляться в вере и любви, и чем далее, чем решительнее и постояннее ты будешь иметь сердце свое обращенным к Богу и к Его святым, тем более будет сердце твое просвещаться, очищаться и оживотворяться». (Оттуда же, стр. 113 – 114).

ІІI. «Не верь плоти своей, когда она расслабевает и отказывается служить тебе будто бы по недостатку подкрепления пищею. Это – мечта. Преодолей себя, помолись усердно, и увидишь, что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная; увидишь на деле, что не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. (Матф. X, 4). Не надейся на хлеб. (Оттуда же, стр. 801).

7. Благоговейное употребление клятвы именем Божиим

Позволительность клятвы. Клятва в чистом ее смысле не заключает в себе ничего предосудительного, и не только не опасна, но полезна и даже необходима для благоденствия общественного, и потому позволительна.

I. Она установлена и освящена Самим Богом для народа израильского. Господа Бога твоего да убоишися, говорит Он чрез Моисея, и Тому единому послужиши... и именем Его клянешися. (Втор. VI, 13; Исх. XXII, 11; Иерем. IV, 2). Пророки предсказали, что во времена Мессии и самые язычники будут клясться именем Бога истинного. (Исаии XIX, 18; LХV, 16).

II. Св. Писание ясно дает видеть общее ее употребление и в ветхом и в новом завете. Ею клянутся патриархи, пророки, благочестивые цари, апостолы, все люди; ею клянутся ангелы, ею клянется Сам Бог (Снес. евр. VI, 13, 17; Быт. XXI, 23 – 24; XXII, 16–18; Псал. LХХХVIII, 4 – 5; Дан. XII, 7; Апок. X, V, 6 и друг.), Сам Господь, будучи вопрошен первосвященником иудейским с клятвою, уважил клятву, и дал ему прямой ответ о Божестве Своем. (Матф. XXVI, 63 – 64).

III. Клятвы требует благо общественное. Она есть наилучшее средство к сохранению порядка, верности, правосудия и повиновения между людьми, и сопровождается самыми благодетельными последствиями, как для частных лиц и семейств, так и для целых обществ. Она не нужна была бы только в таком обществе, где господствует совершенная святость, Или где вовсе нет никакого благочестия и благоговения пред именем Божиим; а где нет еще владычества совершенной правды, но и не совсем еще ослабело благочестие, там в важных и необходимых случаях она составляет действительнейшее средство в сохранению взаимной верности109.

IV. Клятва, по самому духу и существу своему, совершенно согласна с духом христианской веры. Посредством ее клянущийся исповедует свою веру в Бога всеведущего, святого, правосудного и всемогущего, Который не оставляет лжи и обмана без наказания, и истины и верности без награды, и, следовательно, она есть некоторого рода исповедание веры.

V. Что касается до слов Христовых: Аз аде глаголю вам не клятися всяко110 (Мф. V, 37; Сн. Иак. V, 13), то они частию направлены против клятвы произвольной, против предрассудков, суеверий и злоупотреблений иудейских (Мф. ХХIII, 16 и д.); частию внушают только то, чтобы мы старались жить так свято и честно, чтобы вам не иметь нужды обращаться к клятве, а чтобы одному слову нашему все верили, зная нашу честность.111 В таком клятвы, без нужды употребляемой, против привычки клясться, как дела излишнего, без которого легко можно обойтись, против различных злоупотреблений клятвою и против ложной клятвы; частию желают, чтобы мы достигли такого совершенства, чтобы нам верили другие и без клятвы112. (Сост. по «Нравст. срав. Бог.» протоиерея Солярск.).

8. Исполнение данной клятвы

Клятва, как подтверждение верности обещаваемого, должна быть непременно исполнена, если предмет обещания нравственно возможен, справедлив, честен и согласен с здравым рассудком и с законом Божиим, церковным и гражданским. Человек, человек, иже аще обещает обет Господу, или закленется клятвою или определил пределом о души своей, не осквернавит словесе своего: вся, елика изыдут из уст его, да сотворит (Числ. 30, 3). «Многие говорят, как замечает св. Григорий Богослов, язык произносит клятву, а ум не давал ее. Никто в нисколько да не обманывает себя: во всяком случае клятва дана, и двоедушием только увеличивается грех»113 (Твор. св. Гр. Бог. ч. 5, стр. 183. 184).

9. Исполнение данных обетов

а) Обязанность исполнять обеты. Когда обет произнесен и имеет необходимые принадлежности истинного обета, тогда необходимо должно исполнять его со всею точностию. а) Сего требует величие и святость Бога, призываемого при произнесении обета; б) и в обыкновенных делах человек должен хранить верность; тем более обеты требуют непременного исполнения, так как они делаются в честь Богу, как жертва Ему. А что отделяется на жертву Богу, то опять возвращать и употреблять на обыкновенные дела и нужды, было бы нечестиво, в) Слово Божие прямо предписывает исполнение обетов и строго угрожает нарушителям оных (Втор. 23, 21. 22). Аще же обещаеши обет Господеви Богу твоему, да неумедлиши воздати его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от Тебе, и будет на тебе грех; аще же не восхощеши обещати, несть ти грех и след. (Слич. Лев. 27. Числ. 6, 1 и след. Еккл. 5, 8. 4).

б) Разрешение от данного обета. Одна из причин, по которой обет перестает быть обязательным, есть законное разрешение пастырей церкви. Сие право дано им Самим Господом Иисусом Христом, Который дал власть апостолам, а в лице их и всем преемникам их – вязать и разрешать совести верующих (Мф. 18, 18; Иоан. 20, 22. 23). Но не должно просить разрешения обета без особенных важных причин, а разрешение без причины законной не только будет преступлением, но не будет иметь никакого значения, никакой силы; оно не будет утверждено Богом.

Законные причины, по которым может быть испрашиваемо и дано разрешение, суть:

аа) Благо церкви, или государства, или семейства самого давшего обет;

бб) великая трудность исполнить обет, когда можно полагать, что от исполнения его будет больше вреда, нежели пользы тому, кто дал его, как по причине немощи его, уже известной по опыту, так по причине опасностей, которым он подвергается, не имея никого, кто бы подкреплял его в исполнении обета;

вв) когда обет дан в несовершенном возрасте или без надлежащего рассуждения, или под влиянием внезапных и сильных впечатлений. (См. об обетах подробнее в «Прав. нрав, богосл.» архимандр. Платона).

в) Примеры строгого соблюдения обетов.

I. Пиор, ученик Антония, оставляя дом своего отца, принял обет, что он никогда опять не взглянет ни на кого из своих родственников. Когда он провел 60 лет в пустыне, его сестра узнала, что он еще жив; она была слишком слаба, чтобы отыскать его, но своими настойчивыми просьбами она тронула старейших его, и Пиору было приказано посетить ее. Прибыв к ее жилищу, он послал ей известие о своем прибытии. Как только дверь отворилась, он закрыл свои глаза и держал их закрытыми во все время встречи с сестрой, и, дав возможность своей сестре увидеть себя таким образом, он отказался войти в ее дом и поспешил обратно, в пустыню. (Раllad. Hist. Lаus. 87).

II. Другой инок, давши обет отречения от мира, получив большую пачку писем из своего дома, с которым он не имел никаких сношений в течение 15 лет, не раскрывая их сжег, чтобы содержание писем не развлекло его души, пробуждая воспоминание о домашних. (Саss. De Соеn. Inst. V, 82; сн. «Ист. церкви», Робертсона в пер. А. Лопухина, т. I, стр. 314 – 315).

10. Благоговейное употребление имени Божия

а) Совет св. Иоанна Златоустого о благовейном употреблении имени Божия. «Как это не странно, говорит св. Иоанн Златоуст: слуга не смеет назвать господина своего имени без нужды и как случилось, а мы имя Господа ангелов произносим везде без нужды и с великою небрежностию!? Когда нужно тебе взять евангелие, ты, умыв руки, берешь его с великим почтением и благоговением, с трепетом и страхом, а имя Господа евангелия без нужды везде носишь на языке!? Хочешь ли знать, как произносят имя Его горние силы, с каким трепетом, с каким ужасом, с каким изумлением? Видех, говорить пророк, Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И серафимы стояху окрест его, шесть крил единому, и шест крил друюму и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху нохи своя и двема летаху. И взываху друг ко другу, и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполн земля славы Его. (Ис. 6, 1 – 3). Видишь, с каким страхом, с каким трепетом называют Его они, когда славословят и воспевают? А мы именуем Его с великою небрежностию и в молитвах и прошениях, когда бы следовало трепетать, быть осторожным и внимательным».

б) Из наставления святителя Тихона задонского об употреблении имени Божия. «Имя Божие произноси, поминай со всяким почтением, страхом и благоговением, и то – там и тогда, где и когда это нужно: ибо имя Божие свято и страшно, и поминающий Его с непочтением тяжко грешит. Итаке, отдавай почтение имени Божию, как Самому Богу. Имя царя земного ты с почтением поминаешь, как и следует, тем более имя Бога, Царя небесного, пред Которым благоговеют сами ангелы и души святых, с высоким почтением поминать должно.

Правильно поминается или произносится имя Божие в молитве, в славословии, в благодарении, в хвалебных песнях духовных и в беседах и разговорах, христианам приличных, т. е. когда разговор бывает о святом Божием слове, о законе и евангелии, о пришествии Христовом в мир, о Его страданиях и смерти, нас ради подъятой, о смерти, о вечной муке и вечной жизни и проч.; в других же разговорах без крайней нужды из поминай, и если нужно будет помянуть, со всяким опасением и достодолжным почтением поминай.

Во лжи и шутках крайне берегись поминать имя Божие, чтобы тотчас же не постигло тебя наказание Божие, ибо Бог наш есть огнь поядаяй.

Вошли в обычай божбы, крайне непристойные христианам, как-то: ей Богу, на то Бог, свидетель Бог, видит Бог, на то Христос и проч.; и поминаются оне от людей часто и почти во всяких словах. Таковые божбы не иное что, как сатанинский вымысл, на бесчестие имени Божия и погибель человеческую изобретенный. Ты берегись так и подобно тому божиться. Когда нужно будет тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: ей, ей; ни, ни. (Матф. 5, 37). Прочее все от неприязненного духа». (Из «творений св. Тихона задонского).

* * *

108

Неизлишне здесь припомнить, что почти все великие ученые выражали глубокое благоговение к имени Божию. Так знаменитый Исаак Ньютон снимал шапку с своей головы всякий раз, когда нужно было ему произносить имя Божие; другие вставали с своих мест при произнесении имени Божия. (Гр. Д-ко).

109

Замечание о лжеучении штундистов о клятве. Штундисты, отрицая клятву в частной жизни, не признают ее и тогда, когда она требуется законом. Во всех известных штундистских процессах сектанты отказывались от присяги, цитируя пред судом следующие места св. Писания: 1) А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным, Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. (Мф. 5, 34 – 37). 2) Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас: да, да и нет, нет; дабы вам не попасть осуждению. (Иак. 5, 12). Разберем эти места: Места, приводимые штундистами в защиту своего учения о клятве, совершенно тожественны и одинаково ложно толкуются ими. При объяснении означенных мест, нужно принять во внимание, что иудеям предложено было не клясться именем Божиим во лжи. (Лев, 19, 12). Чтобы не нарушить буквы закона, иудеи приняли за обычай клясться небом и землею, Иеруеалимом, храмом и пр., даже и в том случае, когда клялись заведомо ложно. Обличая такой обычай (см. Мф. 23, 16 – 22) Господь повелевает не клясться во лжи вышеуказанными предметами, ибо все, сотворено Богом: такой клятвой оскорбляется сотворивший и нарушается святость самой клятвы. Да будет слово ваше: да, да; нет, нет... Это не значит, что христианин всегда должен употреблять вместо клятвы именно эти слова, а значит только, что он должен просто и прямо утверждать истину или отрицать ложь, говорить правду и неговорить неправды. (Феофилакт). Запрещая клясться, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, исобходимой и в частной, и общественной жизни, потому что Своим примером утвердил ее. (Мф. 26, 63 – 64).

110

Библейские тексты о клятве. В ветхом завете находим весьма много сввдетельств, утверждающих клятву. См. Быт. 14, 22 – 23; 21, 23 – 24; 32, 16; 24, 3. 9; 25, 33; 26, 31; 31, 53; Исх. 22, 11; Лев. 19, 12; Числ. 6, 19; Второзак. 23, 21; 29, 12 – 14; Сирах. 23, 9 – 11 и мн. др. В новом завете И. Хр. примером Своим утвердил клятву. (Мф. 26, 63 – 64), Ал. Павел клялся. Рим. 1. 9, ср. 9, 1; 2Кор. 1, 23; сравни 2, 17; Галат. 1, 20; Филип. 1, 8;1Солун. 2, 5, ср. 2, 10; 2Тимоф. 4, 1; Евр. 6, 16 – 17.

111

Законность клятвы и присяги. Излагать библейский взгляд на клятву только на основания евангельских и апостольских изречений, обходя свидетельства ветхозаветных книг свящ. Писания, было бы неправильным как потому, что в этих книгах излагается, как и в новозаветных, Богооткровенное же религиозно-нравственное учение, что засвидетельствовано Самим Спасителем (Лук. 24, 27 и др.), так и потому, что большинство сектантов, отвергающих клятву и присягу, не отрицает значения свидетельств и ветхозаветных книг свящ. Писания. I. Обращаясь к ветхозаветным книгам, мы прежде всего останавливаем свое внимание на следующее факте особенной важности: по изображению ветхозаветных книг свящ. Писания Сам Бог представляется употреблявшим клятву, особенно в случаях установления заветов с людьми. Из многих случаев употребления клятвы Самим Богом достаточно указать и на один. Когда Авраам самоотверженно доказал свою полную преданность Богу, то услышал от Него следующее: «Мною клянусь, что так как ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». (Быт. 22, 16 – 18). Если обратим внимание на сущность этого обетования, то поймем, почему Господь употребил клятву: то, что предсказывал Бог, должно было осуществиться лишь в отдаленнейшие времена. Для ограниченной мысли людей, в тому же нравственно шатких, обетование Божие могло казаться и маловероятным, и едва ли осуществимым. В виду этого необходимо было, чтобы радостная пророческая весть Божия имела не только для Авраама, но и для его потомков наибольшую достоверность и убедительность. Чтобы рассеять весьма возможные в людях сомнения, или укрепить в них доверие к сказанному, Господь благоволил употребить клятву из снисхождения к их духовной немощи. Но чем же другим, как не Самим Собою, мог клясться Бог? Выше и важнее Его ничего нет во вселенной, так как она Его же творение. Но коль скоро Сам Бог употреблял клятву, то не мог Он не дозволить употребления ее людям в случаях особенной нужде. Среди людей она неизбежна по разным причинам. Со времени же Моисея и чрез него Господь уже прямо узаконяет употребление религиозной клятвы в особенно уважительных случаях. «Господа Бога твоего бойся, Ему одному служи, к Нему прилепись и Его именем клянись», заповедует Всевышний избранному народу Своему. (Втор. 6, 13). Со времени Моисея религиозная же смысле надо понимать и советы св. отцов я учителей церкви, когда они внушают нам избегать клятвы. Они частию восстают против произвольной клятва узаконяется и в делах судебных, когда только она одна могла удостоверю чью-либо невиновность или виновность. Так, если кто-нибудь отдал ближнему своему на хранение что-либо из своего имущества, но оно пропало а виновник похищения не отыскивается, то хозяин дома обязан был удостоверить свою невинность присягою. Из обрядностей, сопровождавших принесение торжественной клятвы, нельзя не указать по крайней мере на следующие: так, например, клянущийся поднимал правую свою руку кверху, в направлении к небу, к престолу Того, Кто призывался во свидетели истины и в каратели лжи и измены. Что Бог собственным примером Своим освятил и узаконил этот обряд, видно из следующих Его слов, сказанных израильтянам чрез Моисея: введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие» (Исх. 6, 8). Нельзя не указать и на следующее, когда давалась клятва на суде, то поставлено было, чтобы формула присяги произносилась самим священником, – присягавший же свидетельствовал свое принятие присяги произнесением слов: аминь, аминь и т. под. Из различных важных случаев, когда у евреев по праву употреблялась религиозная клятва, следует указать таковые: присягою подкреплялось обещание подданнической верности верховной власти в тех случаях, когда клятвенное заверение было особенно нужно (2. Цар. 15, 18 – 22). Цари еврейские в особенно важных случаях обязывали всех своих подданных к принесению присяги. Так, например, благочестивый царь Аса, ниспровергши языческие храмы и жертвенники, распространившиеся в стране, благодаря отпадению его царственных предшественников от богооткровенной религии, решился утвердить ее среди своего народа. Для этого он повелел всему народу своему принести торжественную клятву в неизменной верности Иегове. «И клялись, – повествует Бытописатель, – Господу громогласно, и с восклицанием, и при звуке труб и рогов. Радовались все иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего клялись и со всем усердием взыскали Господа своего» (2 Паралип. 15, 8 – 15). Таким образом, не подлежит ни малейшему сомнению, что клятва и присяга, по соизволению и установлению Самого Бога, употреблялась евреями во все времена их исторической жизни, начиная с времен патриархальных. Верховный царь еврейского народа, Господ Бог, возбранял лишь следующее: во-первых, евреям воспрещалось клясться ложно: «не клянитесь, говорит Бог, именем Моим во лжи» (Лев. 19, 12); во-вторых, запрещалось евреям клясться именем ложных, языческих божеств и вообще чем-либо подобным. «Как Мне простит тебя? говорит Господь. Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги». (Иерем. V, 7); наконец не дозволялось евреям обращать клятву именем Божиим в обыкновенное, привычное дело: «не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святого». (Иис. Сир. 13, 9), внушалось евреям всегда. II. Переходим к нов. завету. В вопросе о позволительности клятвы имеет весьма важное значение следующее событие: когда И. Христос на первосвященническом суде не отвечал на предлагавшиеся Ему вопросы, не смотря на все обвинения, какие взводились на Него людьми с продажной совестью, и не смотря на все требования сказать что-либо в Свое оправдание, то первосвященник обратился к Нему с следующими словами: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий» (Матф. 26, 59 – 63)? И. Христос не только не сказал первосвященнику, что последний поступает не хорошо, прибегая к такому способу получить ответ, а напротив отвечал; «ты сказал» (ст. 64), т. е. И. Христос принял присягу и под присягою показал, что Он действительно есть Мессия, единородный Сын Божий. А что Спаситель в ответе Своем выразил принятие присяги, оспорит этого никак нельзя: слова первосвященника заключали в себе обычную у евреев клятвенную формулу, – ответ же Спасителя, выраженный словами: ты сказал, означает то, что Он, Спаситель, свидетельствует истинность Своих слов именно этим клятвенным призыванием Самого Бога во свидетели. Выше уже сказано было, что именно так давалась присяга на суде обвиняемыми. Ответ их на заклинательные слова судьи, выраженный словами: или аминь, или да будет так, или ты сказал, означал принятие присяги, т. с. формальное засвидетельствование истинности своих слов именем Самого Бога. Что касается апостолов, то величайший из них, именно св. ап. Павел, неоднократно призывает в посланиях своих Самого Бога во свидетели истинности своих слов. Так, например, в своем послании к римлянам, вынуждаясь возможно более уверить их в своей любви к ним и в своей заботливости о них, апостол говорит: «свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно вспоминаю о вас» (1, 9). Во втором своем послании в коринфянам апостол этот, чтобы окончательно рассеять их недоумение касательно причин неприбытия своего в Коринф, пишет: «Бога призываю во свидетели, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (1, 23). В послании в филиппийцам, чтобы наиболее ободрить и утешить их, св. ап. Павел говорит: «Бог-свидетель, что я люблю всех вас любовию И. Христа» (1, 8). Мало того: из посланий того-же апостола можно видеть, что и самые первые христиане прибегали к клятве в случаях необходимости. В послании к евреям вот что между прочим пишет св. ап. Павел: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор» (6, 16). Слово клянутся и по-гречески стоит в настоящем времени. Апостол, однако, не нашел нужным оговориться, что из этих людей, употребляющих клятву, исключаются лишь христиане, а это непременно он сделал бы, если бы неупотребление клятвы составляло одну из отличительнейших особенностей христиан. Затем, в первом своем послании к Тимофею, в числе разных грешников поставляя и клятвопреступников, ап. Павел уже тем самим говорит, что с его точки зрения благочестивая клятва не преступна и что среди христиан она употреблялась в случаях особенной нужды. III. Обращаясь к творениям учителей и отцов православной церкви, мы можем найти весьма много увещаний и призывов к правдивости в словах и поступках, к избежанию клятвы именем Божиим в обыкновенных случаях и отношениях жизни и к недопущению недостойных христианина клятв, но не найдем прямого запрещения истинно религиозной клятвы и присяги в обстоятельствах особенной важности. Настойчивые внушения св. Иоанна Златоуста не клясться, на которые любят ссылаться противники клятвы и присяги, относятся тоже только в злоупотреблениям клятвою. Антиохийцы, современники этого св. отца, по его собственным словам, так пристрастились к клятве, что без употребления ее не могли и беседовать между собою. До чего пристрастились люда того времени к клятве, это видно и из следующих слов св. Григория Богослова: «если они скажут какое-нибудь слово, не подтвердивши его клятвою, то стыдятся своих речей, как чего-то неловкого». В виду такого злоупотребления клятвою представляется совершенно понятным, почему некоторые из церковных писателей столь энергично высказываются против ее употребления. Тем не менее, и из их слов никак нельзя выводить того заключения, будто бы религиозная клятва совершенно неуместна в случаях особенной важности. Говорить, будто бы наприм. св. Иоанн Златоуст совершенно отрицал употребление клятвы, все равно, что говорить, будто бы Тертуллиан совеем отвергал принятие христианской присяги по требованию законной власти. На самом же деле первенствующие христиане должны были избегать принятия только современной им присяги. 7 Тертуллиана же указывается и настоящая причина этого. «Мы, говорит он, не клянемся гением императоров и не божимся демонами, чтобы не воздать им честя, подобающей единому Богу... Божиться во имя тех, которых мы отвергли, не означало ли бы явного преступления, забвения веры и одобрения идолопоклонства»? Из этих слов Тертуллиана ясно видно, что он отнюдь не отрицает клятвенного призывания имени истинного Бога в потребных случаях, но только находит странным требовать языческой клятвы от христиан. IV. Что касается церковных постановлений в отношении к клятве, то во всех их, где о ней идет речь, ясно предполагаются законность в дозволительность ее в особенно уважительных случаях. Так, например, наказание, назначаемое клятвопреступникам духовного сана 25-м правилом «апостольских постановлений» неоспоримо свидетельствует о дозволительности клятвы в особенных случаях. Если бы составители «апостольских постановлений» видели во всякой клятве нечто антихристианское, в таком случае они подвергали бы наказанию уже за самое употребление клятвы. Так как напр. смирение есть добродетель, то разве можно не порицать гордости или самомнения? Клятва благочестивая следовательно есть несомненно-доброе дело, коль скоро осуждаются и наказываются противные ей действия. На 4-м вселенском соборе, именуемом халкидонским, отцы собора постановили потребовать от египетских епископов, чтобы они дали клятвенное обещание разъяснить, почему они медлят подписать послание св. Льва, папы римского, к Флавиану. Это требование клятвы, исходившее от отцов вселенского собора, ясно говорит о том, что они считали ее вполне христианским делом в особых случаях. Наконец, тот факт, что клянущихся языческими клятвами подвергает церковному отлучению 94-е правило 6-го вселенского собора, бывшего в Константинополе в 680, году, опять-таки свидетельствует о дозволительности истинно-христианской клятвы в уважительных случаях. Кяк видим, православная церковь, совершенно согласно с ветхозаветник и новозаветным библейским взглядом на клятву и присягу, дозволяла ее прежде и дозволяет теперь, коль скоро в клятве и присяге есть настоятельная надобность. Значит, сектанты ложно утверждают, будто бы клятва, как якобы антихристианское действие, стала входит в употребление у христианских народов лишь с 4-го века по Р. Хр., когда государственная власть, в своих интересах, находила нужным ввести употребление присяги. (Сост. по брош. проф. Каз. Дух. Ак. А. Гусева: «Законность клятвы и присяги», стр. 10 – 23).

112

Частная и формальная клятва среди христиан. (Присяга). I. Частная клятва среди христиан. Такая клятва дана для христиан в словах И. Христа: «да будет слово ваше: да, да; нет, нет». Этих слов для истинного христианина, ходящего пред Богом, вполне достаточно для удостоверения истины в частных случаях его жизни. Для выяснения сказанного обратим внимание на цель ветхозаветной клятвы. Клятва, как и другие различные установления ветхого завета, имела, между прочим, своей целию приучит человека, часто забывающего о Боге и живушего вне внутреннего общения с Ним, ставит себя постоянно не только в своих словах и делах, но и в своих мыслях, чувствованиях и желаниях, пред лицо и суд вездесущего и праведного Бога. Между тем, евреи настолько опускали из виду эту высокую цель клятвы, что стали изобретать одна за другою такие клятвенные формулы, которые давали бы им мнимое право возможно чаще избегать этого внутреннего благочестивого поставления себя пред лицо и суд Бога даже и при произнесении формальном клятвы. С другой стороны, фарисеи, употребляя даже и законную клятву, все дело поставляли во внешнем упоминании, имени Божия, а не во внутреннем и живом поставлении себя пред лицо и суд Господа. Таким образом, и в этом случае фарисеи уклонялись от того, ради чего, между прочим, заповедана была клятва. Пришедши не разрушить, но восполнить и усовершит и ветхозаветное учение о клятве, Спаситель внушает людям, чтобы они в благодатном царстве Его, царстве теснейшего общения человека с Богом, сполна осуществляли то, к чему стремилось вести людей в ветхозаветные времена формальное свидетельствование именем Божиим, т. е. формальная клятва. Истинные христиане должны постоянно ходить пред Богом, т. е. постоянно ставить себя вред лицо и суд Бога во всех своих мыслях, чувствованиях, желаниях и делах. Коль скоро люди будут находиться в таком непрестанном живом общении с Богом, то каждое: да христианина и каждое: нет будет говориться пред вся испытующим Богом и во имя Его, а следов. получит значение истинной клятвы. Что Спаситель в словах: да или нет, предлагает истинным христианам клятвенную формулу, а не иное что-нибудь, это видно как из всего логического хода речи, так и из особенностей выражения мысли Спасителя в греческом тексте. В речи И. Христа о клятве рассматриваются клятвенные выражения, употреблявшиеся евреями. Запрещая эти выражения, Спаситель предлагает иные. Какие же: клятвенные или неклятвенные? Так как дело идет о клятвенным выражениях, а И. Христос не пришел отменить клятву, то предлагаемые Им слова суть, конечно, клятвенные «слова. Замечательно, что Спаситель нигде, где у Него идет речь о клятве, не противопоставляет, как это некоторые воображают, Своих слов ветхозаветной заповеди: клянись истинным Богом, а противопоставляет Свои слова иезуитски-уклончивым клятвах небом и прочими предметами и вообще фарисейскому формализму в отношениях в Богу. Поэтому, не очевидно ли, что, предписывая говорить только да или нет, Спаситель имеет в виду именно внутреннее поставление себя человеком пред лицо и суд Бога даже и без формальных указываний на это? За справедливость этого мнения говорят и филологические соображения: замечательно, что в греческом тексте пред λόγος (слово) стоит член. Что же это означает? Конечно, только то, что И. Христос предлагает не иное что-нибудь, а прямо клятвенную формулу, единственно уместную среди тех людей, которые находятся в непрестанном общении с Богом. Стало быть, слова Спасителя с греческого языка следовало бы для наибольшей точности перевести так: да будет клятвенное слово ваше: да или нет. Нужно ли после этого распространяться о том, что в указанном же смысле должно понимать и следующие слова ап. Иакова: «не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою, но да будет у вас: да, да и нет, нет» (5, 12), Как И. Христос, так и апостол Иаков одинаково допускают клятву. Однакоже, по их учению, среди истинных христиан, внутренно никогда не прерывающих при благодатном содействии, своего общения с Богом, клятва выражается иначе, чем она выражалась в ветхозаветное время среди благодатно невозрожденных людей. Здесь формально произносилось имя Божие для удостоверения в истинности сказанного и в исполнении обещанного, – среди же истинных христиан, благодатно обновленных и не возвращающихся к прежнему духовному состоянию, всякое да и всякое нет должно говориться и говорится пред лицом Бога и во имя Божие, а следов. имеет смысл и значение клятвы. II. Формальная клятва среди христиан (присяга). Имеет ли христианин право употреблять формальную клятву, соединенную с внешним призыванием имени Божия? Без всякого сомнения имеет: это видно уже из употребления клятвы не только ап. Павлом, но и Самим И. Христом. Когда нужно дозволять себе употребление формальной религиозной клятвы, это ясно указано Самим Спасителем и ап. Павлом. Господь И. Христос всегда говорил людям лишь одну истину и посвятил Себя всецело на служение благу людей. Усвоение Его учения и полная преданность Ему были бы и для современников Его, как и для всех других людей, источником и условием их временного и вечного блага. Что касается ап. Павла, то и он, благовествуя о Распятом и Воскресением и об Его воле, возвещал то же одну только истину и служил несомненному благу людей, Между тем, большинство их, во вреду для себя самих, недоверяло не только ан. Павлу, но и самой воплощенной истине – И. Христу. Вот почему Он Сам, а по Его примеру и ап. Павел, ссылаются на Самого Бога во свидетельство истинности Своих слов. Ради того же, чтобы и в особенно торжественные минуты Своей земной жизни, пред Своими крестными страданиями и в виду Своей смерти, засвидетельствовать, для блага людей и преспеяния царствия Божия, о Себе, как об истинном Мессии и Сыне Божием, и чтобы чрез то положить конец и малейшим сомнениям в неизменности Своего учения о Себе, Господь И. Христос не только не противится принятию присяги, во тотчас же дает клятву, лишь только она была предложена. В этом действии Спасителя снова обнаружилось, что Он не только учил любви к Богу и к ближнему, но Сам был воплощенной любовью к Отцу Своему небесному и к людям. Вот в этой любви к делу царствия Божия на земле и в людям заключается указание и для каждого христианина, когда он не только может, но и обязан, как частный человек, клясться, а, как гражданин государства, присягать: когда интересы правды и добра и благо общее требуют формальной клятвы и присяги, всякий христианин обязан поклясться или присягнут, явно призвав Самого Бога во свидетели своих слов или произнесши предписанную законной властью формулу присяги и облобызавши св. крест и св. евангелие. (Сост. по брош. проф. А. Гусева: «3аконность клятвы и присяги», стр. 36 – 43).

113

Не следует исполнят безрассудной клятвы. «Когда св. Давид, говорит блаж. Августин, гонимый неблагодарным Саулом, чтобы не впасть в руки гонителя и не быть убитым, ходил с своими людьми, где ног: тогда и один день, у богатого человека, именем Навала, который стриг тогда овец своих, он просил себе и спутникам пищи. Немилосердный Навал отказал ему и даже отвечал с ругательством. Тогда св. Давид поклялся убить его; это было легко ему, как вооруженному, и во гневе казалось справедливым, и уже он пошел, чтобы совершить свою клятву. Но на пути встретила его жена Навала, Авигея, принесла то, в чем он имел нужду, смиренно просила его, умолила и отвратила от кровопролития (1 Царст. гл. 25). Таким образом сильнейшее благочестивое побуждение не допустило его совершить нерассудной клятвы. Вот св. Давид не пролил, конечно, крови человека, но, очевидно, не оправдал своей клятвы. Он избрал из двух грехов меньший, – меньший, говорю, в сравнении с большим, потому что если рассматривать клятвопреступление само по себе, оно также великое зло». (Из слова бл. Августина на усекновение св. Иоанна Предтечи). Но некоторые упорно выполняют свою неразумную и злую клятву. Ради чего же? Ради уважения к самой клятве, или во имя клятвы. Но выполнять клятвы «не о добре» еще грешнее, чем давать их: «лучше бе солгавшу жизнь получити, неже главу Предтечеву усекнути», говорятся в песнях церковных в осуждению Ирода (Служба в день усекн. гл. Предт.), который, уважая клятву, ясно сознавал и богопротивное выполнение ее, потому что печален бысть. Клятва служить в славе Божией: а безрассудною и злонамеренною клятвою, если она упорно выполняется, – не хулится ли только Бог? Апост. Петр трижды и в усиленных выражениях поклялся, что не знает Иисуса Христа: и что было бы, если б ему нужно было выполнить клятву ради клятвы? грешная сама но себе клятва может ли освятиться тем, что будет выполнена? Из этих примеров ясно видно, что не разумно данную клятву отнюдь не следует исполнять.


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle