Азбука верыПравославная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской любви. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 2


протоиерей Григорий Дьяченко

Уроки и примеры христианской любви.
Опыт катехизической хрестоматии.
Часть 2

См. также:

Уроки и примеры христианской веры. Часть 1

Уроки и примеры христианской надежды. Часть 3

 

Содержание

Предисловие к третьему изданию
Предварительные понятия о христианской любви. О союзе между верою и любовию 1. Отношение между верою и любовию 2. Вера и нравственность 3. Свидетельства св. отцов и учителей церкви о союзе между верою и любовию 4. Пример из жизни святых, показывающий, что подвиги благочестия без веры суетны 5. Суетность веры без любви и добрых дел 6. Человек оправдывается не одною верою, но вместе с нею и добрыми делами 7. Библейские изречения о необходимости для получения спасения соединять веру с любовию, т. е. с добрыми делами 8. Свидетельства св. отцов и учителей церкви о том, что для получения спасения необходимы добрые дела в соединении с верою О законе Божием и заповодях 1. Виды нравственного закона А. Закон Божий внутренний, или свидетельство совести 2. Совесть 3. Библейские изречения о совести 4. Примеры мучительного состояния человека вследствие угрызения виновной совести 5. Мысли о совести 6. Советы о хранении совести 7. О том, как мы должны читать книгу нашей совести 8. Изречения св. отцов и учителей церкви о повиновении голосу совести 9. Духовная радость, как следствие доброй совести 10. Нет ничего в мире бессильнее виновной совести 11. Чувство стыда Б. Закон Божий внешний или заповеди Божии 12. Синайское законодательство 13. Нравственный закон, данный чрез Моисея и сокращенно изложенный в десяти заповедях 14. Библейские изречения о нравственном откровенном законе 15. Сила и обязательность нравственного закона Моисеева и превосходство евангельского учения пред ветхозаветным законом, выраженным в десяти заповедях 16. Совмещаются ли между собою свобода и подчинение нравственному закону? 17. Узы Господних заповедей 18. Угрозы за неисполнение заповедей закона Божия (10-ти заповедей) 19. Святоотеч. свидетельства о цели всех нравственных стремлений человека 20. Побуждения к исполнению нравственного закона 21. Виды побуждений к исполнению нравственного закона Божия О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего Общие понятия о любви христианской 1. Сущность евангельского учения о любви человека к Богу, ближнему и самому себе 2. Какая наибольшая заповедь в законе? 3. Закон сердца 4. Самое великое в мире 5. Закон любви 6. Сила любви 7. Свидетельства св. отцов о том, что любовь не допускает до греха 8. Неблагодарность не должна удерживать нас от благодеяний А. О любви к Богу 1. Библейские тексты о любви к Богу 2. Святоотеческие свидетельства о любви к Богу 3. Мысли о любви к Богу 4. Примеры живой любви к Богу 5. Душа, любящая Бога, живет в молитве и молитвою 6. Притча о двух господах, или служение миру и служение Богу 7. Всю жизнь свою старайся обратить в служение Богу 8. Нет радости в мире сем, только в Господе утешение 9. Причина высокой христианской жизни – любовь к Богу 10. Библейские изречения об обязанностях по отношению к Богу Б. О любви к ближним 1. Тесная связь между любовию к ближним и любовию к Богу 2. Библейские тексты о любви к ближнему 3. Мысли о любви к ближним 4. О побуждениях к делам человеколюбия 5. Примеры любви святых к ближним 6. Библейские примеры любви к ближним 7. Главнейшая добродетель христианина по отношению к ближним 8. Мудрость христианской любви 9. Благочестивый спор любви 10. Любовь к ближним выше поста 11. Нарушение заповеди человеческой ради исполнения заповеди Божией 12. Случай из жизни препод. Маркиана, объясняющий ту истину, что любовь к ближнему не должна ограничиваться естественным чувством родства 13. О том, как мы должны беречь честь и покой ближнего 14. Христианин не должен удаляться от общественных обязанностей 15. Сила слова, исходящего из любвеобильного сердца 16. Подвиг самоотвержение 17. Любовь плотская и любовь духовная 18. Служение ближним есть обязанность христианина 19. Библейские изречения об обязанности в отношении к ближним 20. Виды христианской любви к ближним А. Справедливость В. О любви к самому себе 1. Тесная связь между любовию к самому себе и любовию к ближним 2. Библейские изречения об обязанности к самому себе 3. О самолюбии 4. Библейские изречения о самолюбии 5. Виды эгоизма (самолюбия) I. Попечение о душе 1. Библейские изречения о духовном трезвении или внимании к своему спасению 2. Святоотеческие свидетельства о необходимости для каждого христианина заботиться о душе своей 3. Святоотеческие свидетельтва о пользе самопознания 4. Мысли о познании самого себя 5. Человек должен постоянно нравственно улучшаться 6. Вред исключительно деловой жизни для души христианина 7. Библейские изречения о самоиспытании 8. Библейские примеры самоиспытания 9. Святоотеческие свидетельства о необходимости самоиспытания 10. Вопросы самопознания 11. Пример пользы самоиспытания 12. Библейские изречения, побуждающие к усердному занятию науками 13. Образцы сильной любви к изучению наук при жизни благочестивой 14. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни 15. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни в человеке I. Попечение о теле 16. Забота христианина о теле 17. Упражнения, способствующие к воспитанию телесной природы человека или держание тела по духу новой жизни. 18. Мысли о победе над самим собою 19. Мысли о страстях 20. Примеры людей живших в миру, и заботившийхся о спасении души своей Первая заповедь закона Божия 1. Библейские изречения о первой заповеди 2. Объяснение первой заповеди А. Обязанности христианина, вытекающие из повеления познавать Бога 1. Учись богопознанию, как важнейшему из всех знаний 2. Читай св. Писание 3. Читая творения св. отцов 4. Слушай церковные поучения 5. Ищи благочестивы разговоров о Боге Б. Обязанности христианина по отношению к внутреннему Богопочтению 1. Веруй в Бога 2. „Ходи пред Богом!» 3. Имей страх к Богу страх к Богу 4. Надейся на Бога 5. Люби Бога 6. Повинуйся Богу 7. Покланяйся Богу, как Существу всемогущему 8. Прославляй своего Творца 9. Благодари Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя своего 10. Призывай Бога во всяком добром начинании В. Обязанности христианина по отношению к наружному богопочтению 1. Исповедание Бога 2. Принимай участие в общественном богослужении Грехи против первой заповеди 1. Сомнение в деле веры 2. Неверие 3. Безбожие 4. Многобожие 5. Богоотступление 6. Ересь 7. Раскол 8. Отчаяние 9. Волшебство 10. Суеверие 11. Леность к делам религии 12. Неразумная ревность по вере 13. О любви твари паче Творца 14. Человекоугодие 15. Человеконадеяние 16. Надежда на себя 17. Неблагодарность к Богу Д. Добродетели христианина, содействующие ему в исполнении первой заповеди Божия 1. Отвергнись от себя 2. Умри для мира 3. Ищи благодати Божией, возбуждающей грешника от сна греховного 4. Помни, что за временные скорби христианина, которые бывают тогда, когда он, отвергаясь себя (от самоугодия, от мира, от служения диаволу), лишается многих естественных удовольствий, он испытывает еще даже здесь, при земной жизни, утешения благодатные, божественные, которых самые страдания нарушить не могут Е. Почитание святых и ангелов, как не противорече к первой заповеди 1. Учение слова Божия о почитании святых 2 Учение церкви о почитании святых 3. Святоотеческие свидетельства о почитании святых 4. О почитании св. ангелов Божиих Вторая заповедь закона Божия 1. Библейские изречения о второй заповеди закона Божия 2. Объяснение второй заповеди А. Об иконопочитании 1. Доказательства истинности иконопочитания в православной церкви 2. Как нужно почитать святые иконы? 3. Мучительная смерть иконоборца 4. Чудесные предзнаменования гонения на иконопочитателей Б. Грехи против второй заповеди 1. Идолопоклонство 2. Любостяжание 3. Чревоугодие 4. Грех гордости 5. Лицемерие В. Добродетели, предписываемые второю заповедью 1. Нестяжательность 2. Щедрость 3. Воздержание 4. Пост 5. Смирение 6. Делай добро втайне Третья заповедь закона Божия 1. Библейские изречения о третьей заповеди закона Божия 2. Объяснение третьей заповеди закона Божия А. Грехи против третей заповеди 1. Богохуление, как величайший грех против третьей заповеди 2. Ропот на Бога 3. Грех кощунства 4. Невнимательность в молитве 5. Ложная клятва 6. Клятвопреступление 7. Нарушение обетов 8. Божба Б. Добродетели, предписываемые третьего заповедию Божьего 1. Благоговение пред Богом 2. Преданность Богу 3. Безропотное перенесение болезней и бедствий 4 Терпение 5. Благоговение к святыне 6. Внимание к молитве 7. Благоговейное употребление клятвы именем Божиим 8. Исполнение данной клятвы 9. Исполнение данных обетов 10. Благоговейное употребление имени Божия Четвертая заповедь закона Божия 1. Библейские изречения о четвертой заповеди 2. Объяснение четвертой заповеди Закона Божия А. Понятие о праздновании воскресного дня 1. Что значит праздновать? 2. Библейские изречения о днях праздничных 3. Главнейшие обязанности христиан во дни праздничные 4. Святоотеческие свидетельства о достойном препровождении воскресного дня 5. Об освящении и покое воскресного дня Б. Праздники Православной церкви 1. День Рождества Пресвятой Богородицы 2. Введение пресвятой Девы Марии во храм 3. День благовещения пресвятой Богородицы 4. День Рождества Христова 5. День Крещения Господня и Богоявления 6. День сретения Господня 7. День преображения Господня 8. Вход Господа в Иерусалим 9. Пасха, или праздник воскресения Христова 10. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо 11. Праздник пятидесятницы или сошествие Св. Духа на апостолов 12. День воздвижения креста Господня 13. День успения пресвятой Богородицы В. Посты православной церкви 1. Сырная седмица, или масленица, как начало или преддверие великого поста 2. Великий пост 4. Успенский пост 5. Рождественский пост 6. Пост в среду и пяток Г. Добродетели, предписываемые четветою заповедью 1. Посещай храмы Божии в праздничные дни 2. Посвящай Богу в праздничные дни часть из своего имения 3. Почитай храмы Божии 4. Присутствуй с благоговением в храме Божием 5. Благотвори в праздничные дни 6. Молись с усердием дома в праздничные дни 7. Старайся вфсти благочестивые разговоры в праздничные дни 8. Читай душеспасительные книги в праздничные дни 9. Занимайся работою (трудом) в будние дни Д. Грехи против четвертой заповеди 1. Неуважение святых праздников 2. Уклонение от Богослужения в дни праздничные 3. Непочтение к храму Божию 4. Неблагоговейное поведение в храме 5. Безумное веселие во дни праздничные 5. Нарушение постов православной церкви 7. Праздность в будние дни 8. Принесение Богу в дар от имения, зле приобретенного Пятая заповедь закона Божия I. Библейские изречения о пятой заповеди 2. Объяснение пятой заповеди А. Добродетели, предписываемые пятою заповедью закона Божия 1. Почитание родителей 2. Почитание царя 3. Любовь к отечеству 4. Почитай духовных пастырей 5. Уважение старцев Основания, по коим должно уважать старцев. 6. Почитание благодетелей 7. Повиновение властям 8. Отношение слуг и господам 9. Добродетель послушания Б. Грехи против пятой заповеди. 1. Грех непочтительности детей к родителям 2. Грех неповиновения предержащей власти (царю) 3 Холодное равнодушие к родине (космополитизм) 4. Неуважение духовных пастырей 5. Непочтение к старым людям 6. Неблагодарность к благодетелям 7. Грех непослушания начальникам 8. Небрежное исполнение обязанностей слуг 9. Своеволие (непослушание) Шестая заповедь закона Божия. Не убий. 1. Библейские изречения о шестой заповеди закона Божия 2. Объяснение шестой заповеди закона Божия А. Грехи против шестой заповеди 1. Человекоубийство 2. Невольное убийство 3. Несправедливое и бессердечное обращение с ближним 4. Невоздержание 5. Самоубийство 6. Поединок (дуэль) 7. Соблазн 8. Оскорбительные слова и действия против ближних 9. Вражда на ближних и ее виды Б. Добродетели, предписываемые шестою заповедью закона Божия 1. Помощь бедным и несчастным 1. Служение больным 3. Утешение печальных 4. Облегчение состояния несчастных 5 Дружелюбие в отношении ко всем людям 6. Прощение обид Седьмая заповедь закона Божия. Не прелюбы сотвори 1. Библейские изречения о седьмой заповеди 2. Объяснение седьмой заповеди закона Божия А. Грехи против седьмой заповеди 1. Блуд 2. Прелюбодеяние 3. Кровосмешение Б. Средства борьбы с блудною страстию 1. Молись о помощи к Богу и святым Его 2. Читай св. писание и др. душеполезные книги 3. Избегай чтения соблазнительных книг и рассматривания соблазнительных картин 4. Сознавай всю тяжесть греха нецеломудрия 5. Помни, что блудник отвергается Христа 6. Живо представляй гибельные последствия нецеломудрия 7. Страшись наказания за любодеяние в будущей жизни 8. Будь бдителен над собою 9. Имей смирение 10. Прибегай к посту, как надежнейшему средству упрощения плотской страсти 11. Помни, что распутно живущий делается жилищем бесов 12. Помни о своем высоком достоинстве, о том, что ты – ты христианин, что сделался храмом Божиим и Дух Божий живет в тебе 13. Борись с плотскою похотью 14. Избегай обращения с женщинами 15. Берегись роскоши 16. Убегай дурных обществ 17. Размышляй о смерти в минуту искушения ко греху блудодеяния 18. Не отчаивайся в милосердии Божием в случае падения В. Добродетели, предписываемые седьмою заповедью Божия 1. Целомудрие 2. Супружеская любовь и верность 3. Девство Восьмая заповедь закона Божия. Не укради 1. Библейские изречения о восьмой заповеди закона Божия 2. Объяснение восьмой заповеди закона Божия А. Грехи против восьмой заповеди закона Божия 1. Грабительство 2. Воровство (кража, татьба) 3. Обман 4. Немилосердие к бедным 5. Святотатство 6. Духовное святотатство или симония 7. Мздоимство 8. Тунеядство 9. Лихоимство Б. Добродетели, предписываемые восьмой заповедью 1. Уважение чужой собственности 2. Бескорыстие 3. Правдивость 4. Правосудие 5. Милосердие к бедным 6. Нестяжательность Девятая заповедь закона Божия. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна 1. Библейские изречения о девятой заповеди 2. Объяснение девятой заповеди заrона Божия А. Грехи против девятой заповеди закона Божия 1. Ложное свидетельство на суде 2. Клевета 3. Осуждение ближних (в обыденной жизни). а) Библейские тексты об осуждении ближних. 4. Сквернословие 5. Ложь 6. Празднословие Б. Добродетели, предписываемые девятою заповедью закона Божия 1. Справедливость 2. Охранение доброго имени ближних 3. Неосуждение ближних 4. Воздержание в слове Десятая заповедь закона Божия. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. 1. Библейские изречения о десятой заповеди 2. Объяснение десятой заповеди Закона Божия А. Грехи против десятой заповеди 1. Недовольство своим состоянием 2. Зависть 3. Греховные помыслы 4. Нечистые пожелания (сладострастые, корыстолюбивые и властолюбивые) Б. Добродетели, предписываемые десятою заповедью закона Божия 1. Довольство своим состоянием 2. Чистота сердца

Приложение

1. Вопросы на исповеди по руководству десяти заповедей закона Божия с кратким пастырским назиданием кающегося Первая заповедь Вторая заповедь Закона Божия Третья заповедь Закона Божия Четвертая заповедь закона Божия Пятая заповедь закона Божия Шестая заповедь закона Божия Не убий. Седьмая заповедь закона Божия Восьмая заповедь закона Божия Девятая заповедь закона Божия Десятая заповедь закона Божия

Опыт катехизической хрестоматии

Систематический сборник избранных библейских изречений и святоотеческих свидетельств, кратких церковно-исторических рассказов и повествований из житий святых и других статей духовного содержания, расположенных по плану первой части „Пространного христианского катехизиса» наглядно и подробно изъясняющих содержание ее.

Пособие

а) для законоучителей при преподавании закона Божия вообще и катехизиса в особенности в низших и средних учебных заведениях;
б) для пастырей церкви при составлении ими катехизических поучений и других видов церковной проповеди и при ведении внебогослужебных собеседований с народом;
в) для родителей и воспитателей при религиозно-нравственном обучении детей.
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе (Мф. XXII, 37–39).
Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Иоан. XVI, 15).
Третье, вновь пересмотренное и значительно дополненное, издение.
 

 
Предисловие к третьему изданию
Вследствие благосклонного внимания духовенства1 и многих светских лиц в книге: „Уроки и примеры христ. любви“, все второе издание ее, напечатанное в 1892 году, в настоящее время разошлось. Это побудило нас приступить в дальнейшему изданию этой книги, которая в настоящем – 3-м – издании является тщательно пересмотренною и значительно – почти на одну треть – пополненною внесением новых статей, подробного алфавитного указателя, необходимого для справок, в особенности при подготовке к составлению или произнесению (импровизации) всякого рода церковных поучений, слов, бесед и т. п. видов церковной проповеди, и приложения.
В состав настоящей книги2 вошли статьи следующего содержания:
I. Библейские тексты, в системе сгруппированные, относительно главнейших предписаний нравственного закона Божия, Цель такой систематизации (кратких изречений слона Божия та, чтобы облегчить проповеднику слова Божия или законоучителю и вообще всем тем, для кого предназначена наша книга, приискивание необходимых в данном случае изречений слова Божия, а по ним скорое нахождение и всей главы в той или другой библейской книге.
Согревая, питая и назидая ум и сердце слушателей, слово Божие даже и в кратких выдержках не теряет своей могущественной силы и влияния на сердце и ум людей, ибо оно есть „молот, разбивающий наши каменные сердца“ (Иерем. ХХIII, 29), – „огонь“, дожигающий в нас нечистоту духовную (Иерем. ХХIII, 29), – «светильник“, сияющий в темном месте (2Петр. II, 19), – наконец „слово жизни“ (Флп. II, 16). „Священное Писание“, скажем словами одного архипастыря и учителя отечественной церкви, (Виссариона, епископа костромского), „не книга только, сообщающая разные сведения, но живой проводник благодати Божией, благодати Св. Духа, – читающий его с благоговением вступает в общение с Св. Духом, даровавшим это писание и в нем доселе живущим».
Для проповедника и законоучителя и для всякого христианина нет более сильного и более убедительного доказательства для подтверждения тех или других догматических или нравственных истин, как свидетельства священного писания. Удачно приведенные изречения из сокровищницы животворного слова Божия составляют душу всякого проповеднического слова.
Думаем, что только в крайне редких случаях нужно будет обращаться тому, кто пользуется нашей книгой к дорого стоющим симфониям и справочным библейским словарям.
II. Святоотеческие свидетельства. Для объяснения развития и доказательств всех важнейших истин учения о христианской любви мы приводили соответствующие святоотеческие свидетельства, группируя в один параграф (статью) мнения многих св. отцов и учителей церкви, восточной и западной, вселенской и отечественной, высказанные ими по одному и тому же вопросу.
Полагаем, что творения св. отцов и даже краткие выдержки из них есть лучшее и сильнейшее после откровенного слова Божия доказательство истинности или объяснение той или другой части учения о христианской любви. Будучи по святости жизни своей причастниками Духа Святого, св. отцы церкви имели, можно сказать, сродство с духом священного писания. Они жили во Христе, и потому слово Его обитало в них по Его непреложному уверению: „если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут“ (Иоан. ХV, 7). Оттого и самый слог их творений отличается особенною силою, убедительностию, необычайною ясностию и замечательною выразительностию. К ним в известной мере можно отнести то, что говорил некогда первоверховный апостол: „возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным“ (1Кор. II, 13).
Можно ли, посему, истинному душепастырю не пользоваться в своей просветительной деятельности столь драгоценными источниками? И ими давно пользуются, хотя, кажется, не в достаточной мере. Причина этого с одной стороны – крайняя дороговизна творений св. отцов, не всякому доступная по цене, а с другой – относительная трудность среди немалого числа святоотеческих творений найти требуемое, идущее к делу, место того или другого св. отца, а в иных случаях и многих из них по данному вопросу.
Устранить хотя в некоторой мере и притом в области катехизического учения (догматического и нравственного) затруднения пользоваться святоотеческими творениями и есть между прочим одна из задач настоящего нашего труда (равно как и двух несколько месяцев тому назад вышедших в свет наших книг, под названием; «Уроки и примеры христианской веры“ 4 изд. и „Уроки и примеры христианской надежды» 3 изд.).
III. Краткие выдержки из так называемых символических книг православной церкви (из правил св. апостолов, вселенских и поместных соборов, православного исповедания и др.) потоку внесены в нашу книгу, что в них подробно излагается то учение, вселенской церкви на которое только сделаны краткие ссылки в учебном катехизисе.
IV. Затем в состав настоящей книги вошли живые примеры благочестия, т. е. краткие церковно-исторические рассказы и повествования, извлеченные из жизнеописания святых мучеников, христианских подвижников, творений св. отцов и учителей церкви и т. п. святых мужей, словом и жизнию осуществивших те или другие христианские добродетели по требованию десяти заповедей закона Божия в духе евангельского об них учения, и давших глубоко назидательные, всем доступные по своей жизненной наглядности (конкретности) примеры христианского благочестия.
Нет надобности доказывать, что проповедь пастыря церкви, урок законоучителя и наставление отца или матери христианки своим детям. сделаются гораздо доступнее, интереснее и удобнее для восприятия простых слушателей и детей, если они будут сопровождать свои наставления живыми примерами благочестия, – если речь их будет направляться от ощущений к представлениям, от представлений к понятиям, от понятий к суждениям, от суждений к умозаключениям и обобщениям, а не на оборот. За это говорят ежедневный опыт и постоянные педагогические наблюдения. Вот почему и состоявшееся в 1890 году определение Св. Синода о свойствах современной пастырской проповеди и внебогослужебных собеседований с народом, (напечатанное в № 26 м «Церковных Ведомостей» издав. при Св. Синоде за 1890 г.), (удовлетворить коему имеют в виду наши книги) требует от пастырей, чтобы они подтверждали, между прочим, свое слово или беседу „указанием на примеры людей добрых и Богу угодивших“.
Не нужно никогда забывать мудрой, глубоко-правдивой латинской пословицы; lоngam itеz per рrаесерtа brеvе еt еfficax per ехеmрlа, т. е. длинен путь при посредстве наставлений, краток и верен при посредстве примеров (причем под примером можно разуметь не только живой пример, но и рассказ – пример).
V. В группе статей, вошедших в состав нашей книги, мы не можем не указать на те статьи, вернее сказат – рассказы, в которых передаются почерпнутые из достоверных источников случаи божественногоо вразумления согрешающих против предписаний нравственного закона Божия, данного в десяти заповедях, или грозного суда Божия над теми христианами, которые дерзко нарушали заповеди Божии и поступали вопреки громким и неоднократным внушениям своей совести и сильным предостережениям своей матери-церкви.
Сколько неразумно и преступно умалчивать о подобных случаях Божественного Провидения, многообразно и многократно проявляющегося как в общем мироправлениии исторических судьбах человечества, так и в частной жизни каждого человека, волос с головы которого не падает без воли Отца небесного, столько же, наоборот, необходимо и поучительно знать об этих событиях в жизни человеческой, дабы люди боялись Господа и ходили по стопам заповедей Его.
Еще в ветхом завете Сам Господь устами св. пророка Моисея повелел обстоятельно знакомить подрастающее поколение с теми чудесами, какие сотворил Он в земле египетской, дабы, «вы знали, что Я Господь» (Исх. X. 2). Но и в новом завете, днесь и вчера, Господь один и тот же, великий в чудесах и знамениях, сколько милосердый, столько же и правосудный, ставший чрез воплощение Господа нашего Иисуса Христа неизмеримо ближе чем в ветхом завете к христианину.
Ест ли поэтому какое-либо разумное основание не пользоваться пастырю церкви при его религиозно-нравственном воздействии на паству указанными проявлениями Божественного Промысла то милостивого и долготерпеливого там, где есть место милости и долготерпению, то правосудного и грозного тогда, когда ожесточенный во зле и неверии грешник дерзко издевается над долготерпением Божиим и своим гибельным влиянием делает участниками своего нечестия и других?
VI. Советы и наставления, почерпнутые из писаний св. подвижников (аскетов) и творений св. отцов и учителей церкви, относительно борьбы с разными видами греха и страстей человека также занимают значительное место в нашей книге.
Мы думаем, что наука избегать греха и побеждать порочные желания и стремления есть наука из наук для истинного христианина, который считает себя только странником на земле и всегда стремится к вечному и истинному Своему отечеству, куда не войдет ничто скверное.
Тому, кто поставлен в стаде Божием пастырем и учителем духовным, нужно знать все способы духовной борьбы с грехом. Но где, как не в указанных нами творениях св. мужей, всю жизнь свою боровшихся с грехом и в конце концов одерживавших при помощи божественной благодати полную победу над грехом и виновником его – диаволом, можно находить полезные, лучше же сказать, драгоценные советы и указания? Не довольно пастырю обличать грех, показать все гибельное влияние его на земную жизнь и вечное спасение человека, но нужно еще указать на высшие примеры св. жизни и предложить средства борьбы со грехом. Вот почему мы в ряд статей и рассказов, относящихся к известной заповеди закона Божия, всегда помещали мысли, советы и наставления относительно борьбы с указанными в той или другой заповеди грехами.
VII. Статьи экзегетического характера внесены в состав нашей книги по следующему соображению: в православном катехизисе приводятся для подтверждения тех или других догматических или нравственных истин места священного писания, правильное истолкование которых особенно важно потому, что они подтверждают основные истины христианского нравоучения. Но правильное истолкование столь важных библейских мест может быть дано только на основании творений св. отцов и учителей церкви, которые не всегда бывают под рукою пастыря церкви. Поэтому, приводя объяснение важнейших библейских текстов, встречающихся в катехизисе, мы думаем хотя несколько облегчить многотрудные и весьма ответственные обязанности пастыря и законоучителя, а равно родителей и воспитателей.
VIII. Статьи полемического (и апологетического) характера являются также необходимыми в нашей книге как и прочие, ранее указанные. Как земледелец, понимающий свое дело, не станет сеять семена на земле невозделанной, заросшей сорными травами и совершенно не подготовленной к посеву: так и истинный душепастырь не может успешно сеять семя слова Божия на ниве сердец человеческих, засоренных религиозным сомнением и неверием, суевериями, предрассудками и еретическими заблуждениями. Как в первом, так и во втором случае предстоит настоятельная нужда предварительно подготовить почву для успешного посева. И пастырь душ это делает, когда опровергает, (если это дозволяется его благоразумием и вызывается необходимостью) сомнения, суеверия и заблуждения своих слушателей, дабы потом удобнее преподать им слово жизни и спасения. – Вот почему мы сочли своим долгом поместить в нашей книге несколько статей, которые имеют полемический и апологетический характер (напр. о необходимости внешнего богопочтения, о несостоятельности рационализма, пантеизма и материализма, о законности войны и судебных учреждений и т. п.). А в наше время, когда духовный враг чрез неверующих, еретиков и сектантов отовсюду свет плевелы на духовных нивах, – когда столько явилось ложных учений и самочинных учителей „отвращающих юные души от послушания веры»3, – предстоит несомненно великая потребность в борьбе с духовным врагом и его усилиями отторгнут чад церкви от послушания ее материнскому, нежно любящему и спасительному руководству.
IX. Краткие мысли мудрых или благочестивых мужей о разных вопросах христианской нравственности помещены нами по следующему соображению: эти мысли в общедоступной, ясной, живой и наглядной, чрез приводимые сравнения, речи заключают весьма глубокие истины. И часто одно краткое, удачно высказанное, изречение так выясняет дело, что становится ненужною длинная речь. Привести в беседе или поучении то или другое изречение, будет, кажется нам, для пастыря церкви и законоучителя полезно и удобно.
X. Наконец, в состав нашей книги вошли вообще некоторые статьи богословского содержания о разных предметах христианского нравоучения и именно те, кои при своих научных достоинствах отличаются глубиною содержания, ясностию и общедоступностию изложения. В этих статьях более подробно и более всесторонне и основательно излагается и развивается то нравственное учение, которое только в кратких и определенных, но далеко не всегда ясных для учащихся выражениях, изложено в учебном катехизисе. Подействовать на разум, склонить его свободно и с любовию принять то или другое требование нравственного закона, – показать, что всякое нравственное предписание требуется и одобряется всяким здравым непредубежденным мышлением, было между прочим задачею статей этого рода.
Вообще в этих статьях, как и во всех вышепоименованных, мы старались наглядно и подробно объяснит катехизическое учение, помещенное в третьей части првославного катехизиса.
В этих статьях катехизическое учение по данному частному вопросу изложено более подробно, живо и интересно и оттого почти всегда более вразумительно для мало подготовленных детей и слушателей, чем в учебном катехизисе приснопамятного святителя Филарета, митрополита московского, который, поместив на нескольких страницах учебного катехизиса почти все догматическое и нравственное учение православной церкви, по необходимости должен был прибегнуть к необычайной краткости и сжатости изложения, нередко переходящего в краткий конспект. Этот великий святитель, как это всеми признается, составил такое изложение огласительного учения православной церкви, которое в силу своих высоких внутренних достоинств: замечательной точности, определенности и верности изложения по всей вероятности навсегда останется «учебной книгою церкви», „правилом веры для всех и свидетельством исповедания нашего пред иноверными»4. Посему думаем, что все, что содействует надлежащему усвоению этой учебной глубокосодержательной книги церкви, должно быть принято во внимание и внесено в состав катехизической христоматии, первым опытом которой в русской богословской и педагогическом литературе являются наши книги: „Уроки и примеры христианской веры, надежды, и любви“, не чуждые, без сомнения, некоторых недосмотров и пробелов, которые просим указать нам. При дальнейшем издании, если мы доживем до него, они без сомнения будут устранены.
Таким образом при выборе статей, вошедших в состав настоящей книги, мы старались с одной стороны иметь в виду главнейшие условия пастырской деятельности при преподавании в школе и церкви катехизического учения, а с другой – все свойства человеческого духа, которыми воспринимается духовно-нравственное учение, т. е. не только способност запоминания, но и способность разумного усвоения, сердечного восприятия и деятельного подражания усвоевному. Мы думаем, что только при всестороннем воздействии на человеческий дух изучаемого предмета, в данном случае важнейшего из предметов человеческого ведения (ибо наука, как угодить Богу и спасти свою бессмертную душу, для истинного христианина должна быть важнее всех наук и искусств, имеющих только временное назначение), возможно плодотворно преподавать огласительное учение, прочно внедрить в ум и сердце слушателей основные истины христианской веры и нравственности, расположить сердце человеческое любить все святое и небесное и отвращаться от всего земного, суетного, скоропрехоходящего и наклонить человеческую волю подражать святой жизни тех христиан, которые в своей деятельности представили живые примеры христианских добродетелей по требованию десяти заповедей закона Божия, осуществленных ими в духе требований евангельского учения.
Насколько мы успели в своей задаче, – судить об этом предоставляем другим. Здесь только позволим себе сказать, что мы употребили все старания к тону, чтобы сделать настоящую книгу соответствующею своему назначению: служить пособием для пастырей церкви при составлении ими не только катехизических поучений, но и всех видов церковной проповеди, на что мы обратили особое внимание в настоящем – третьем – издании, употребив все усилия к тому, чтобы оно было полным справочным пособием по собеседовательному Богословию и преподаванию православного катехизиса для пастырей церкви и законоучителей, а равно полным справочным пособием для родителей и воспитателей при религиозно – нравственном воспитании вверенного им юношества, за которое они, в случае пренебрежения его воспитанием, дадут строгий отчет Господу в день Его грозного суда. Вместе с тем мы желали, чтобы в нашей книге всякий любитель духовноназидательного чтения нашел для себя полезную, занимательную, изложенную в общедоступной Форме, духовную пищу, отвечающую требованиям его ума и сердца.
Для достижения этой цели мы пересмотрели и изучили в течение более чем 16 лет главнейшие произведения духовной литературы, весьма многочисленной и разнообразной5, старались отметить все лучшее, идущее к нашей цели, при чем из массы статей, вошедших в состав нашей книги, только немногие статьи заимствованы нами без изменения из указанных в своем месте источников (в конце каждой статьи) и помещены в наш систематический сборник, расположенный, по возможности, в стройной системе катехизического учения, – большая же часть статей подверглась существенной переработке6 со стороны плана, языка, слога и даже содержания, во многих местах исправленного, дополненного или сокращенного, снабженного необходимыми примечаниями и проверенного по тем источникам, которые мы в состоянии были иметь под рукою; кроме того, значительное число статей составлено нами заново и подписано нашим именем.
В заключение всего обращаемся с усерднейшею просьбою во всем, которые найдут настоящую книгу (как и несколько месяцев тому назад изданные книги: „Уроки и примеры христианской веры» и „Уроки и примеры христианской надежды») хотя несколько полезною для себя при своей проповеднической, воспитательной и законоучительной деятельности, помянуть в своих святых молитвах потрудившегося составителя этой книги. Священник Московской Трифоновской церкви Григорий Дьяченко. 1894 г. 17 марта. Москва, 3-я Мещанская ул., д. церкви св. муч. Трифона.

* * *

1При сем не можем не выразить глубокой благодарности нашей тем архипастырям, которые, признав наши книги: „Уроки и примеры христ. верн, надежды и любви» весьма полезными в деле ведения церковной проповеди, законоучительства и внебогослужебных собеседований с народом, обратили внимание духовенства своих епархий на вышеозначенные наши издания. Равным образом мы приносим глубокую благодарность и многим церковным братствам, приобревшим у нас одновременно значительное количество экземпляров поименованных книг в давшим нам возможность уплатить весьма значительные издержки по изданию.
2Одобрительные отзывы о названных книгах во 2-х их издании можно читать в 11, 17 и 44 „Церк. Вед.“, изд. при Св. Синоде за 1892 год; в № 43 журн. «Воскресный день» за тот же год; в № 10 – 11 Богословск. библ. листка, изд. при „Рук. для сельских пастырей"1 за тот же год, в № 13 журн. „Вера и Разум“ в отделе епарх. известий за тот же год, в „Моск. Церк. Ведомостях» № 14; во Владимирских, Донских, Тульских, Литовских и мн. др. Епархиальных Ведомостях за тот же 1892 год; в Московск. Ведомостях в №№ 87 в 128 и некоторых других духовн. и светских органах печати.
3Эти слова взяты из опред. Св. Синода о проповедовании слова Божия в наше время, напеч. в «Церковных Ведомостях“, над. пря Св. Синоде за 1690 № 26.
4Эти выражения взяты из речи ректора М. Д. Ак. прот. А. В. Горского в день 50-ти летнего юбилея митр. Филарета.
5Все источники, которыми мы пользовались, с которыми справлялись, из которых делали те или другие выдержки или по которым составляли статьи, нами указаны в конце каждой статьи. Называть их все было бы слишком продолжительно в это заняло бы много места. Мы поименуем только главнейшие из этих источников: 1) Книги св. Писания ветхого и нового завета. 2) Творения св. отцов как восточной, так и западной церкви, а равно и русской, в особенности творения св. Вас. В., Гр. Богослова, св. Иоан. Злат., св. Ефр. Сирина, блаж. Иеронима, св. Дмитрия ростовского, св. Тихона задонского и др. 3) Творения св. подвижников и аскетов: св. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Исаака Сирина, Нила Синайского и др. В тех случаях, когда мы не могли иметь под руками всех означенных творений и сочинений, мы пользовались «Добротолюбием» – этим превосходным руководством к жизни духовной. 4) Сочинения по нрав. богословию: сочинения епископа Феофана, недавно в Бозе скончавшегося: «О пути ко спасению», „Что есть духовная жизнь?“ „Письма о христ. жизни», „Начертание христ. нравоучения». „Нравств. богословие» архиеп. Платона, „Очерки нравств. православного христ. учения“, прот. Н. Фаворова, „Нравств, богословие» М. Олесницкого, „Нравств. богословие» Мартенсена, в перев. на рус. яз. проф. СПБ. Дух. Ак. Лопухина, „Собесед. богословие» прот. Толмачева и друг. 5) Жития святых – Четьи-Минеи св. Дмитрия ростовского, а также Жития святых Филарета арх. черниговского; Агиология Сергия арх. владимирского и сузд. и др. 6) Прологи и патерики (скитский, древний, афонский, киевопечерский и др.). 7) Разного рода духовно-назид. сборники, напр. „Луг духовный», „"Лавсаик"», Дост. сказ. о подвигах св. и блаж. отцов, „История боголюбцев», „Училище благочестия», «Дух. цветник“ и т. п. книги. 8) Апологетические труды Лютардта, Готтивгера, Эбрардта, проф. Рождественского, проф. Гусева и наше сочинение: «О приготовлении рода человечесв. в принятию христ. Богословсвое и историко философское исслед.» и нек. др. 9) Проповеди Филарета, м. московского, Иннокентия и Димитрия, архиепископов херсонских, и нек. др. 10) Дух. журналы: Воскр. чт., Душ. чтеней, Труды Киевской Дух. Академии, Прибавления в твор. св. отцев, Христ. чтение и нек. др. 11) Словари богословско-библейские: прот. Михайловского, Гильдебрандта (к нов. завету), в др. 12) По библейской истории: Библейский словарь (в 5-ти том.) прот. Солярского, „Евангельская история о Боге-Слове» прот. П. Матвеевского, Библейская история (иллюстрированная) проф. А. Лопухина, труды Фаррара в пер. А. Лопухина и нек. др. 13) По изьяснению св. писания – св. Иоанна Златоустого, блаж. Феофилакта и др. святоотеческие творения, а также экзегетические труды по изъясн. свящ. писания нов. завета преосвящ. Феофана, ее. Махаила, Иванова и др. 14) По церковному законоведению – труды преосвящ. Иоанна смоленского, статьи по тому же предмету в Христ. чт., Правила св. апостолов, св. вселенских и поместных соборов с толкованиями изд. Общ. любит. духовн. просвещения и нек. др. соч. 15) По церк. истории – труды митр. Макария, Филарета Гумилевского, рассказы графа М. Толстого, Бахнетьевой, Робертсона, Фаррара и др. 16) Отдельные сочинения и брошюры, напр. „Минуты паст. досуга“, преосвящ. Гермогена. „Сборник по истолк. и назид. чтению четвероевангелия», Барсова, «Моя жизнь во Христе», о. прот. Иоанна Сергиева, „Царский путь креста Христова», изд. Оптиной пустыни, „Илиотропион“, митр, тобольск. Иоанна Максимовича, „Письма в матери“ Амвросия, оптинского старца и мн. др. 17) Сочинения противосектантские: архимандрита Павла, проф. А. Гусева, направленные против гр. Л. Толстого и нек. др.
6Только библейские тексты, святоотеческие наречения, выдержки из символических книг приводились нами с буквальною точностию в кратких извлечениях; здесь мы не позволяли себе никаких вставок в пересказа своими словами.

Источник: Составил Священник, Магистр Богословия, Законоучитель Реальнн. Михайловск. Училища в Москве Григорий Дьяченко. Москва. Типография Е.Г. Потапова, Старая Басманная, д. Мараевой. 1894. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Марта 28-го дня 1894 года.