Источник

Часть 3, Глава 25Часть 3, Глава 27

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

В. Посты православной церкви

1. Сырная седмица, или масленица, как начало или преддверие великого поста

Не всякому известны внушения церкви касательно того, как нужно проводить сырную седмицу и какие мысли и чувства нужно иметь в продолжение этой недели130 потому что в эти дни редкие из христиан посещают храмы и внимают свящ. песням церкви, – почему не бесполезно будет напомнить, по крайней мере, о тех из сих песней, в коих преимущественно показывается цель и назначение сырной седмицы.

В самом начале ее церковь обращается к нам с следующим воззванием: «отверзошася божественного покаяния преддверия, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа»... Такого же содержания и многие другие песни, которые поются в церковных храмах в продолжение сырной седмицы, – наприм.: «светлая предпразднества воздержания, светлая предпутия поста днесь»; или: «се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы;... се время покаяния, предпразднственный сей постов вход;... постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством»...

После этого всякий видит, что есть и чем должна быть, по духу православной церкви, наша масленица. Она есть начало и преддверие поста, – мера исправления легкая, долженствующая расположить нас к мерам строгим, – врачевство души, приготовляющее к способам врачевания более решительным и сильным. Нужно, поэтому, проводить ее в воздержании; нужно в наступающие дни ее поступать осторожнее и воздержнее, нежели как мы поступали в дни прошедшие; надобно помнить, что церковь, как сердобольная мать и искусный врач, дала нам это время для того, чтобы мы мало-по-малу привыкли к подвигу поста. Для того то она в сию седмицу наложила запрещение на многое такое, что позволено ею во дни других седмиц. Так запретила употреблять в пищу мясо, венчать браки, и даже в среду и пяток не позволила совершать литургии; в сии же дни приучает нас читать с коленопреклонением молитву св. Ефрема, дабы тем явственнее показать нам, что настало уже время сетования и поста, – притом, окружила неделю сию такими событиями, воспоминание о коих должно заставить каждого сетовать и скорбеть. Ибо какими днями ограждена наша масленица? Какое начало ее и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую церковь воспоминает будущий страшный суд Христов; а оканчивается неделею сыропустною, в которую воспоминается падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас всех. Воспоминая эти два великие события, из которых одно ужасным образом решило, а другое решит еще неизвестно как судьбу нашу, – кажется, нельзя бы и подумать об увеселениях, играх и забавах!

И однако многие безумно веселятся даже и тогда, когда церковь побуждает нас к скорби и сетованию. «Стыд лице мое покрывает», говорит св. Тихон задонский, «когда я празднование сие на средину привожу: люди обоего пола убираются в платье лучшее, жены сверх того украшают, или, паче сказать, портят лица свои красками на прельщение юных сердцем и уже из естественной красоты делают притворную личину; приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье; а далее чем еще веселие сему празднику делают? Не держится зло между стенами, не сокрывается в домах, но является по улицам, по стогнам, по дорогам, и бывает зло сугубейшее – зло соблазнами».

Посему весьма мудро поступит тот, кто проведет масленицу в надлежащем воздержании! Он вступит в дни св. четыредесятницы с готовностию и с сердечным расположением к подвигам поста. Ничто не будет побуждать его возвратиться вспять: его не будет отзывать от трудов добродетели ни желание египетских мяс, ни жажда к мирским увеселениям, ни воспоминание минувших дней, – ибо все это, как давно прошедшее, уже им забыто: пост – для него бремя легкое, – ибо он уже привык к несению его. (Сост. по «Воскр. чтен.»).

2. Великий пост

а) О причинах установления св. четыредесятницы.

Первая причина установления св. четыредесятницы есть та, чтобы мы могли подражать, по силе нашей, Иисусу Христу, Который ест глава наша. Пребывая в посте, иы подражаем Самому Господу, постившемуся нас ради 40 дней131. И так как в это самое время мы воспоминаем неповинно страждущего за нас Иисуса Христа, то прилично и справедливо нам сострадать, по мере сил наших, страдавшему за нас Господу и распинать плоть нашу со страстями и похотяни, по примеру Того, Кто распялся за нас. Хотя Господь наш Иисус Христос и не заповедах нам подражать Ему в посте сорокодневном, однако этой заповеди о посте мы не видим в словах, а в примере (образе) Его видим. Ибо в другом месте Он говорит: образ дах вам, да якоже Аз сотворих и вы творите (Иоан. 13, 15). И верховный апостол Петр говорит: Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1Петр. 2, 21). И апостол Павел тоже говорит: бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная. И ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас (Ефес. 5, 1, 2). И еще: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор. 11, 1).

Вторая причина установления св. четыредесатницы состоит в том, чтобы все христиане почитали святую четыредесятницу как бы общим и всенародным прибежищем покаяния. Если и всегда покаяние необходимо, то особенно в то время, когда воспоминаем И. Христа, страдавшего за наши грехи. Время покаяния будет для нас благоприятно, когда мы по той же причине вступим в поприще поста, по какой Иисус Христос вступил в подвиг страдания; и за что Христос умер, за то и мы должны умерщвлять (распинать) плоть свою.

Третья причина есть та, чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовил себя к достойному вкушению пасхи, т. е. к надлежащему приобщению тела и крови Христовых, лишение коих в это время будет делом не христианским.

Четвертая причина заключается в том, чтобы исполнились (на нас) слова Христовы: егда отъимется от них жених, тогда постятся (Матф. 9, 15). Но что означает отъятие жениха, как не страдание и смерть И. Христа?

Пятая причина содержится в том, что сорокодневвым постом целый год одесятствуется, т. е. как бы десятая часть приносится в жертву Богу, как об этом назидательно богомудрствуют Василий Великий, Авва Дорофей, Кассиан, блаженный Симеон фессалоннтокий и другие. (Заимств. из «Камня веры» Стефана Яворского).

б) Установление великого поста. Великий пост установлен еще св. апостолами и освящен примером Господа нашего И. Христа. Апостолы сами соблюдали строго этот пост и всем христианам заповедали соблюдать его в точности. Они даже установили особое правило, по которому не постящийся в великий пост должен лишаться общения с церковию: «если который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, – говорится в 69-м правиле апостольском, – не постится в продолжение четыредесятницы, то такового должно извергнуть, кроме того случая, когда препятствует поститься болезнь: если же мирской человек не постится, то его должно отлучить». Преемники апостолов, св. отцы и учители церковные, соблюдая в точности апостольское правило, внушали христианам поститься в св. четыредесятницу еще и потому в особенности, что этот пост составляет подражание И. Христу и его жизни: «четыредесятницы не пренебрегайте, – пишет св. Игнатий Богоносец к христианам в Филиппах, – она составляет подражание жительству Христа». («В.чт.», 1886 г. № 10).132

в) О том, как древние христиане проводили великий пост. Самое провождение св. четыредесятницы христианами первенствующей церкви было таково, что они не только не позволяли себе употреблять в продолжении ее мясной или другой скоромной пищи, но воздерживались, по возможности, и от употребления постной пищи. Только разве больным и слабым разрешалось на скоромную пищу. Так, 56-м правилом трульского собора употребляющие в великий пост сыр, яйца и мясо осуждаются на отлучение от церкви; а Вальсамон, патриарх антиохийский, пишет: «не дозволяется никому, даже в случае смертной болезни, в четыредесятницу есть мяса; на сие не дано позволения на соборах». (Epist. dе Iejunio арud Соtеlеr. Monum Eccl. Рr. m. 2). С своей стороны, православные до того иногда простирали свою ревность в воздержании от мясных и молочных яств, что заставляли, по свидетельству Никифора Каллиста, самых торговцев такими яствами удаляться с рынков.

Вместе с скоромною пищею, по словам Григория нисского, оставлялось в великий пост и употребление вина. (De рaupertate аmanda).

Вообще, пища христиан состояла почти исключительно из огородных овощей и плодов древесных, приправленных елеем, и даже просто без всякой приправы; многие же христиане довольствовались во все продолжение св. четыредесятницы только хлебом и водою: «строжайший пост, говорить блаж. Иероним, состоит из воды и хлеба». И св. отцы упрекали тех, которые скудость постной пищи старались восполнить множеством и разнообразием яств или изысканною их приправою; они называли такой пост не делом набожности, а делом прихоти, и потому совершенно бесполезным. (Аugustin. Sermо 210). Пищу вкушали христиане первенствующей церкви в великий пост однажды в день, и притом только к вечеру; того, кто обедал, не называли и постящимся: «чтобы принять пищу, мы ожидаем вечера», говорит св. Василий Великий. (Hom. 1. Dе Iеjun. т. 1 р. 284. Сlеmen. Аlex. Раеd. Lid. II, с. 1). Некоторые более ревностные подвижники продолжали говение до двух дней сряду, а другие – даже до пяти.

Наконец, постясь телесно, христиане первенствующей церкви постились, вместе с тем, и духовно, т. е. воздерживались от страстей и совершали дела любви и милосердия. Помощь бедным и несчастным, посещение больных и заключенных в темницах, примирение враждующих, чтение слова Божия, рассматривание своей жизни, неусыпная молитва и всенощные бдения, – вот те дела, которыми они обыкновенно упражняли свою душу во все время великого поста. (Сост. по «Воскресн. чт.» 1886 г, № 10).

г) Свидетельства св. отцов и учителей церкви о св. четыредесятнице.

I. Св. Кирилл в огласятельном слове своем говорит: «столько лет провел ты в напрасных трудах для мира и сорок ли дней не посвятишь молитве на пользу души своей? Тебе довольно на это времени: сорок дней имеешь для покаяния». (Предогласит. слово).

II. «Для чего мы постимся 40 дней?» спрашивает св. Златоуст и отвечает: «многие прежде приступали к тайнам просто и как случилось. Отцы, видя вред, происходящий от такой небрежности, собравшись назначили 40 дней для поста, чтобы все мы, тщательно очистившись в сии дни молитвами, милостынею, постом, бдением, слезами, исповеданием грехов и другими добрыми делами могли по силе своей с чистою совестию приступить в причащению». (26 беседа. 820).

III. Блаж. Иероним говорит: «мы готовимся к таинству Господню сорокодневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постялся за наши беззакония». (Бес. о четыредес.).

IV. Св. Амвросий медиоланский говорит: «желая быть христианином, поступай также, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди яе после сего: какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился»? (Sermo XXV).

3. Петров пост

Петров пост установлен в честь и память святых верховных апостолов Петра и Павла, пред их праздником 29 июня, и всего собора 12 апостолов, пред их праздником 30 июня. Св. апостолы преводали нам учение Христово и ввели нас в церковь Христову; терпели, проповедуя евангелие, безчисленные беды и труды и почти все за проповедь свою вкусили смерть: кто был усечен из них мечем, кто распят на кресте, кто сожжен огнем. Благодарно ли будет, если мы ни чем не почтим память таких великих наших благодетелей? А чем не почтить их поты, кровь, слезы и скорби всего приличнее, как не св. постом? Во время этого поста устав церкви предписывает еженедельно по понедельникам, средан и пяткам воздерживаться от рыбы, вина и елея; и ясти в 9-й (12) час после вечерни сухоядение; в прочие же дни только от рыбы; во дни же памяти какого-либо великого святого или храмового праздника, совершаемых в Петров пост, равно и в субботы и воскресенья сего поста, разрешается и на рыбу. (Церковный устав, гл. 51).

4. Успенский пост

Успенский пост, продолжающийся две недели: от 1 до 15 августа, то есть – до праздника успения пресвятой Богородицы, церковь установила подражая Божией Матери, Которая пред Своим преставлением непрестанно пребывала в посте и молитве, и сим высказывая к Пречистой Деве Богородице любовь. Строгостию правил успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но уступает св. четыредесятнице. В понедельнике, среду и пятом устав церкви в успенский пост предписывает сухоядение; во вторник и четверток варение без елея; по субботам и воcкресеньям разрешает на вино и елей; а в день преображения Господня и успения пресвятые Богородицы, которым оканчивается, и на рыбу. (См. кн.: «Правила христ. жизни» священника Масловского).

5. Рождественский пост

Рождественский пост, продолжающийся от 14 ноября до 25 декабря, то есть, около шести седмиц, иначе называемый в просторечии постом Филипповым, от имени апостола, коего память 14 ноября, установлен в воспоминание и честь рождения Христа Спасителя нашего. Важность этого события указывает на то, что оно додхно быть празднуемо не иначе, как по предварительном подготовлении к празднованию. Но это христианское подготовление наше, наиболее конечно молитвенное, не может быть без поста, почему и соединяется с ним. Правила воздержания, предписанные церковию в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. В понедельник, среду и пяток запрещаются уставов церкви рыба, вино и елей и предписывается ясти сухоядение после вечерни; в прочие дни запрещается одна рыба, на которую разрешается в субботы, воскресенья и великие праздники, как например, в праздник введения во храм пресвятой Богородицы. От 20-же числа декабря, то есть, со дня предпразднества рождества Христова, и до 2 6, до дня самого рождества, «аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбу». (Устав церковн. в 14 ноября). Последний день Рождественского поста в просторечии называется сочельником, от сочива, то есть, кутии с медом, которую положено уставом есть на трапезе в сочельник. (Ц. У. 25 дев.). Есть обыкновение в этот день не есть до звезды; оно напомннает о явлении звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, и внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника рождества Христова, (Смотри книгу «Правила христианской жизни», свящ. Масловского).

6. Пост в среду и пяток

«Церковь, – говорит митрополит Петр Могила, возбуждая нас в среду и пяток своим священным песнопением в размышлению о милостях, дарованных Иисусом Христом чрез крест, установила в сии дни пост для того, чтобы мы, делаясь чрез то способнее к духовному размышлению, были благодарны к Искупителю не только духом, по и телом, усмиряя плоть воздержанием от вкусных и утучняющих мяс и других яств, и таким образом сими чувствами благодарности и благоговения хотя мало участвуя в страданиях Спасителя нашего. Бог и от израильтян требовал не одного внутреннего памятования о чудесном избавлении их от рабства египетского, но и внешнего, чтобы они, посредством чувственных знаков, как-то, чрез отложение всего квасного и употребление опресноков, смешанных с горькими травами, усмиряя тело, являли тем благодарность свою». (В слове о кресте).

* * *

130

Примеч. О значении и необходимости постов было сказано выше, в отделе: Вторая заповедь закона Божия.

131

Сорокодневный пост Господа нашего Иисуса Христа. Господь постился, совершенно воздерживаясь от пищи, (ср. Лук. 4. 2: ничего не ел в сие дни) сорок дней и сорок ночей; примеры такого долго временного поста известны из ветхого завета. Так постился пророк Илия (3Цар. 19, 8) 40 дней, столько же постился Моисей (Исх. 34, 28). И. Христос постился не для того, что Ему нужен пост, но для нашего научения... постился сорок дней, но не простирал далее, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сожнительною самую нетину воплощения... Если бы Он далее продолжал пост, то многим и это могло бы послужить поводом сомневаться в истине воплощения (Злат., ср. Феофил.). – Напоследок Господь взалкал: по истечении сорока дней Он почувствовал потребность в пище, «показуя человеческое» («Толк. Еванг.» еп. Михаила, т. I, стр. 50).

132

«Церковные правила пощения в великий пост. Правила пощения во св. четыредесятницу следующия: первую и последнюю седмицу ее св. церковь предписывает проводить с особенною строгостию, повелевая в первый день первой недели четыредесятницы, то есть в понедельник отнюдь «не ясти, такожде и во-вторый; в среду же, по совершении преждеосвященных, ядим хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается и укроп (горячая вода) с медом. Не могущие сохраняти двух дней первых ядят хлеб и квас по вечерни, во вторник; подобне же и старии творят. Могущии же да пребудут постящеся до цятка». Устав церковный (типик) святой горы в первый день отнюдь не повелевает ясти; во вторник же, в среду и четверток ясти подобает но единой литре (по фунту) хлеба и воду, а ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом; в субботы же и воскресенья разрежаем на елей точию и вино. В прочих же седмицах постимся пять дней до вечера и ядим сухоядение, кроме суббот и недель. Рыбы же во всю 40-цу никако же дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятой Богородицы и вербного воскресения (Церк. Уст. глав. 32; последование св. 40-цы в понедельник первой седмицы). Итак пост 40-цы состоит не только в воздержания от мясной и сырной пищи, но даже и рыбной: состоит в сухоядении, а в первую седмицу в сухоядении и притон не ежедневном. Пост св. 40-цы оканчивается пятком шестой седмицы в навечерие Лазаревой субботы, на когором церковь поет: душеполезную совершивше 40-цу», и проч. Сколько пост св. 40-цы строже прочих постов, столько пост страстной седмицы строже самой 40-цы. «Все в страстную седницу, говорит св. Епифаний кипрский, отец IV века, довольствуются сухоядением; а ревностные к благочестию продолжают пост свой до двух, трех и четырех дней, и даже всю седмицу проводят без пищи» (Ехроsitiо fidеi, 22). «Многие подкрепляют себя пищею только в четверток (Наеres. 29)». В два последние дня великой седмицы, когда отъят был Господь от апостолов, по установлению их, не должно ничего есть, «аще кто немного немощен и не престарелся, или, по крайней мере, в субботу». (Устав. цер. в великий пяток).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle