Источник

Часть 3, Глава 31Часть 3, Глава 33

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

Шестая заповедь закона Божия. Не убий.

1. Библейские изречения о шестой заповеди закона Божия

Шестою заповедью запрещается:

а) непосредственное убийство: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо чедовек создан но образу Божию (Быт. IX, 6).

б) гнев и бранные слова в гневе: вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. (Исх. 20, 13). А Я говорю вам, что всякий гневающийся ва брата своего напрасно, подлежит суду; кто не скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной (Матф. V, 21 – 22). – Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медленен на слова, медленен на гнев. Ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. I, 19 – 20).

в) ненависть и непримиримость: всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1Иоан. III, 15). – Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, – тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Иоан. IV, 20 – 21). – Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего; тот еще во тьме (1Иоан. II, 9). – Ибо если вы будете прощать людям согрешении их; то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Матф. VI, 14 – 15). – Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем (Ефес. IV, 26).

г) мстительность: не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Втор. 32, 35) . (Римл. XII, 19). – Не воздавайте злом на зло, или ругательством за ругательство; напротив благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1 Петр, III, 9). – Будучи злословим, Он (т. е. Христос) не злословил взаимно, страдая, не угрожал; но предавал то Судии праведному (1Петр. II, 23).

д) немилосердие: суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. II, 13). – Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук, VI, 36). – Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут (Матф. V, 7). – Итак, если враг твой голоден, накормим его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Притч. 25, 21, 22). (Римл. XII, 20). – А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но де- лом и истиною (1Иоан. III, 17 – 18).

е) соблазн (чрез который погибает душа ближнего): кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня; тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18,6).

ж) раздражительность и вспыльчивость: ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость (Сирах. XXX, 26).

з) чрезмерная печаль и заботы: сердце сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости (Притч. ХVII, 22). – Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или, во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники; и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Матф. VI, 31 – 32) . – Все заботы ваши возложите на Него; ибо Он печется о вас (1Петр. V, 7).

и) невоздержание в пище, питье и удовольствиях: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Римл. ХIII, 13 – 14). – Сын мой! в продолжении жизни испытай твою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того (Сирах. XXXVII, 30). – И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом (Ефес, V, 18). – Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лук. XXИ, 34). – Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. XI, 9).

й) ожесточение сердца в грехах: упорное сердце будет обременено скорбями, и грешник приложит грехи ко грехам (Сирах. III, 27).

к) скупость и презрение к средствам, могущим восстановит здоровье: человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою (Притч. Сол. XИ, 17). – Почитай врача честию по надобности в нен; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от Царя получает он дар (Сирах. ХХХИШ, 1 – 2). – Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (Сирах. XXXVIII, 4).

2. Объяснение шестой заповеди закона Божия

а) Тяжесть греха человекоубийства, Убийство есть самый тяжкий грех и самое страшное преступление. Убийца, лишая других жизни, поступает вопреки своей природе, которой противно убивать существо равное себе. Он не боится Бога, Который желает, чтобы всякий из нас жил, – желает нам вечной жизни и спасения.

Убийца еще и здесь на земле несет тягчайшие наказания за совершение своих преступлений. Вам известно, какой несчастной участи подверг себя Каин, убийца брата своего Авеля? – Он не нашел спокойствия в своем родительском доме, удалился в другую землю, и – там мучился до конца своей жизни своим преступлением; – так осудил его Сам Бог, положив на челе его страшное знамение убийцы, осудил и всех потомков Каина на скитальническую, бродячую жизнь. То же самое бывает и со всеми убийцами. Здешняя жизнь для них – чистое мучение; они не находят спокойствия ни днем, ни ночью, а в будущей жизни их ожидают вечные мучения, ибо сказано, что творящии убийства не наследят царствия Божия (Гал. 5, 21); им, т. е. убийцам, часть в озере огненном (Апок. 20, 8).

б) Человекоубийца, при всех усилиях скрыть свое злодеяние, раньше или позже, так или иначе открывается и уличается, или же сам, обличаемый совестию, сознается в преступлении. Как часто самые маловажные обстоятельства, самые случайные признаки дают основание и повод опытным судиям узнать и уличить скрывшегося человекоубийцу... Правда, иногда Бог попускает человекоубиице скрыться на время от законного преследования; но и тогда как поразительно праведный суд Божий изобличает убийцу!

аа) Чаще всего обличают угрызения и мучения совести. Совесть – это голос нелицемерного, неподкупного суда Божия в душе человеческой. Примеры такого действия совести в обличении человекоубийства многочисленны и разнообразны. Один разбойник, по имени Давид, до того привык убивать людей, что проливал кровь человеческую без всякого смущения совести, как кровь животных. Раз, по устроению Божию, в минуты уединенного размышления, вдруг пробуждается в нем совесть и наказывает его таким душевным терзанием за совершенные злодеяния, что он оставляет все, совершенно изменяет свой образ жизни и предается самому строгому покаянию. Представим и другой подобный пример: один разбойник, по имени Варвар, своими злодеяниями наводил ужас на все окрестные страны. Однажды после грабежа и пролития крови человеческой, обремененный сокровищами, он уединяется в пещеру, чтобы пересмотреть сокровища, добытые новым убийством. В уединении пещеры его ничто не развлекало, и тогда, смотря на сокровища, он спросил себя: «для чего все это?» В эти минуты совесть восстала страшным обличителем разбойника, как молния осветила всю его прошлую жизнь, полную злодеяниями, итог, кого не могли уловить никакие преследования, является сам пред служителем Божиим и говорит: «и разбойник! злодеяния мои бесчисленны: я грабил, терзал, убивал! если знаешь, отец мой, что Бог примет мое покаяние, то чем угодно обяжи меня, я все готов исполнить. Если же нет, вот меч: вели им убить меня!»

бб) Иногда бывает так, что человекоубийца, страшась законного суда, тотчас по совершении злодеяния, старается только о том, чтобы скрыть преступление; но при этом в смущении совести своими странными поступками более открывает, чем скрывает следы убийства.

вв) Бывает и так даже, что смущение совести производит в нем некоторое помешательство, так что преступно проливший кровь человеческую выдает себя убийцею и признает над собою непосредственно суд Божий.

в) Но не всякое отнятие жизни у ближнего есть законопреступное убийство. Когда, напр., преступника наказывают смертию по правосудию, или когда убивают неприятеля на войне за государя и отечество, то это не есть беззаконное убийство. Господь велел наказывать преступников, велел защищать государя и отечество. Здесь действует правосудие и закон; тут охраняется благосостояние общества и государства; здесь проявляется высшая христианская добродетель – самопожертвование, готовое душу свою положить за св. веру, царя и отечество.

г) Кроме непосредственного убийства к этому преступлению могут относиться следующие случаи.

аа) Ежели судья по каким-либо побуждениям освобождает виновного и присуждает к наказанию невинного: судите, не убийца лк он?

бб) Ежели опять кто-либо укрывает убийцу или скрывает злодеяние его, и этот убийца после произведет новое убийство: не виновен ли будет в убийстве и тот, кто скрывал прежде злодеяние и злодея?

вв) Ежели начальник жестоко обращается с подчиненными, или господин с слугами, хозяин фабрики с рабочими, изнуряет и отягощает их тяжкими работами и наказаниями, и штрафами, и тем лишает их здоровья, средства для жизни и для пропитания семейства, и сокращает их жизнь: не убийцы ли они?

гг) И муж, если жестоко обращается с женою и причиняет ей побои, что не редко бывает между простолюдинами, и тоже лишает ее здоровья и тем сокращает ее жизнь: не убийца ли он?

дд) Ежели кто видит погибающего и мог бы подать ему помощь, но не подает: не убийца ли он?

ее) Ежели богатый не помогает другим в нуждах или в каких либо несчастных обстоятельствах еще утесняет их, напр., во время голода продает хлеб по чрезмерно – высоким ценам, и тем допускает иных умереть с голоду: не убийца ли он?

д) Мы иногда сами бываем виновниками своей преждевременной смерти.

аа) Скупой, напр., мучит себя и скудостию в пище и заботою о целости своего добра, чахнеть, и со временем умирает.

бб) Сластолюбец, напр., пьяница, от невоздержания и пресыщения расстраивает свое здоровье, и впоследствии теряет самую жизнь.

вв) А что сказать о сладострастии, о плотском невоздержании? Каким гибельным последствиям не подвергаются те, которые ведут нечистую жизнь и раболепно служат своей блудной страсти? Кто же все эти, как не самоубийцы?

гг) Мы не говорим уже о прямом самоубийстве. Самоубийца, лишая себя временной жизни, вместе с тем лишает себя и вечной жизни. Он восстает против законов природы; ибо если противно природе лишать жизни другого, то тем более противно природе лишать жизни самого себя. Он восстает против Бога, Который даровал нам жизнь для того, чтобы мы здесь все более и более приготовлялись в вечности. Самоубийца произвольно сокращает Богом дарованное ему время для приобретения блаженной жизни за гробом. Св. церковь всегда признавала и признает самоубийц страшными преступниками и лишает их христианского погребения и поминовения.

Вот сколь много неприметных случаев и обстоятельств в отнятию жизни и как часто можно быть виновником смерти и для других и для самих себя.

е) Ненависть есть грех против шестой заповеди. Знаете ли еще, что говорит апостол и возлюбленный ученик Христов? Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1Иоан. 3, 16). Что это значит? То, что можно быть убийцею для ближнего и словом и делом, противными благу его и неправедно нарушающими спокойствие его. В самом деле, каково терпеть ненависть, гнев огорчения, досаждения, брань, обиды? Не сжимается ли сердце у того, кто подвергается таким неприятностям и огорчениям? Не унывает ли, не скорбит ли он? Не снедает ли его печаль, не уменьшает ли его здоровье и не совращает ли хотя медленным образом его жизнь? Ведь дознано в последнее время, что душа одного человека может действовать чрез большие расстояния на душу другого человека. Ненависть, питаемая против нас каким недругом, болезненно сжимает наше сердце, хотя бы враг наш жил далеко от нас. Здесь происходит таинственное, хотя несомненное взаимообщение душ. Вот и еще преступления, подвергающие нас ответственности пред Богом за человекоубийство. Но и этим еще не оканчиваются грехи против шестой заповеди закона Божия. Есть еще один весьма тяжкий грех, запрещаемый законом Божиим, – это соблазн.

ж) Соблазн, как грех против шестой заповеди. Соблазняющий другого и отклоняющий его от истинной веры и добрых дел отнимает у человека жизнь души и всякую надежду ва блаженство в будущем веке.

Горе тем, которые соблазном в вере и благочестии убивают души неопытных. Господь сказал: горе от соблазнов! Горе человеку тому, им же соблазн приходит (Мф. 18, 7)! Вот это-то и нужно бы хорошо помнить тем, которые для благ земной жизни и по действию диавола и сами проводят жизнь неблагочестивую, которые по похотям своего развращенного сердца и сами отказываются веровать в Бога и в жизнь будущую, и других увлекают в нечестие и неверие; которые, своим поведением, подают худой пример другим. «Соблазн, то же что моровая язва, говорить св. Тихон задонский. Язва моровая зачивается в одном человеке, а сотом весь дон, все село весь город, и наконец вся страна заражается: так и соблазн, начинается в одном человеке, а от него переходит к многим». (4 част. стр. 146) В одной священной книге (Судей израильских; повествуется, что один человек, именем Миха, сделал кумир для себя и для своего дома и нашел левита, чтобы приносить ему жертвы. Об этом узнали воины племени Данова и похитили его. Таким образом идолослужение одного человека сделалось всеобщим. И действительно, сколько есть примеров быстрого распространения зла вследствие соблазна. Вот напр., кто-нибудь сказал какое-нибудь худое слово; это слово слышали другие и приняли его в сердцу, начали повторять его и таким образом это слово пошло гулять по белу свету на погибель другим, или кто-либо сделал что-либо постыдное; его поступку станут подражать другие, и вот зло будет расти и развиваться.

Вот сколько грехов запрещает нам шестая заповедь закона Божия! Будем же не только избегать их, но и творить добрые дела, противоположные грехам шестой заповеди.

з) Добродетели, предписываемые шестой заповедью. Будем хранить и беречь жизнь ближнего, помогать бедным, служить больным, утешать печальных, всеми силами, если не делом, то по крайней мере словом облегчать состояние несчастных и скорбящих, дабы предохранить их сердце от тоски и Страха, гибельно действующих на здоровье человека; будем кротко, дружелюбно, любовно и назидательно обходиться со всеми, дабы ни словом раздражительным или гнилым, ни холодностию обращения, ни каким-либо греховным поступком не соблазнить ближнего, не нарушить его духовного мира, не оскорблять его доброго сердца, – будем примирять гневающихся, прощать обиды, благотворить врагам и платит им за зло добром и любить всех, как самого себя (Лук. 12, 31). Как христиане будем помнить, что «Божие творение есмы, создани во Христе Иисусе на дела благая, да в них ходим» (Ефес. 2, 10). (Свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle