протоиерей Григорий Дьяченко

Часть 3, Глава 35Часть 3, Глава 37

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

А. Грехи против седьмой заповеди

1. Блуд

а) Гибельные следствия блудодеяния для души и тела человека. Порок, противный целомудрию, который называется вообще сладострастием, или частнее блудом, есть смертный тяжкий грех (1Кор. 7, 9, Евр. 13, 3).

I. Бог создал людей разного пола и сообщение определил для рождения людей, а не для возбуждения и питания плотских вожделений, и потому кто любодействует, тот употребляет тело свое против намерения Божия, – которое есть святость наша; а блудом нарушается святость, так что этот порок преимущественно называется в св. Писании скверною (Марк. 7, 21 – 23. Еф. 5, 3. Кол. 3, 5) и грехом против собственного тела, без сомнения, потому, объясняет св. Лествичник, что «блудом скверним самую сущность плоти, чего не может быть в другом грехе». (Степ. 15, от. 41. 1Кор. 6, 18).

II. Тела ваши суть члены таинственного тела Христова и должны быть орудием жизни и благодати Христовой; но любодействующий порабощает члены свои плотским вожделениям (1Кор. 6, 15). Так как тело ваше есть храм Духа Святого, то плотскими нечистотами из гоняется из тела нашего Дух Божий и дается место диаволу (1Кор. 3, 16, 6, 19). Мы искуплены великою ценою – бесценною кровию Сына Божия для того, чтобы служит Богу душою и телом: какое же будет оскорбление Господу Иисусу, если наше тело, искупленное Им для святости, оскверним гнуснейшим вожделением плоти? (1Кор. 6, 20; 2Кор. 15, 15. Тит. 2, 11 – 12).

III. Дело весьма опасное – порабощать себя похоти плоти, ибо величайший вред от этого происходит (Притч. 5, 4 и проч. 7, 7 и проч.): сладострастие лишает человека имения, богатства, довольства, изобилия и приводит в нищету и скудость. Иже пасет любодейцы, погубит богатство свое (Притч. 29, 3). Пример этого можно видеть в блудном сыне, который, расточивши имение, дошел до такой нищеты, что питался пищею свиней (Лук. 15, 13); невоздержный блудник теряет здоровье тела, благолепие лица, светлость очей, стройность голоса, бодрость, храбрость, крепость и силу, особенно если случится скаредная болезнь, которая, по свидетельству св. Дмитрия, «как червь неусыпающий снедает тело, острупляет от ног до головы, смрад зол испускает, и всем мерзка творит человека, и бегают того, яко лютейшего вреда». (Соч. св. Дмитр., т. 4. М. 1827. Отделен. 2, стр. 106); наконец он губит лета жизни своей и прежде времени стареется и умирает.

IV. От блуда умаляются внутренние душевные блага, – слабеет память, помрачается разум, свобода воли порабощается прихотям любодейцы, теряется всякий стыд.

V. Но что всего ужаснее: преданная греху любодеяния душа лишается благодати Божией и царства небесного. Бог угрожает блудникам жесточайшими наказаниями. (Чис. 25 и проч. 1Кор. 6, 9. 2 царств. 19, 15. Евр. 13, 4. Ап. 21, 8). (Сост. по «Прав. нравств. богослов.», архим. Платона, стр. 177 – 179).

б) Примеры, объясняющие ту истину, что иметь сладострастные помыслы и услаждаться ими есть великий грех.

I. В одном женском монастыре находилась при игумении иночествовавшая племянница ее. В этот монастырь хаживал один юноша для свидания с своею сестрою. Увидав его, молодая инокиня полюбила его и пленилась им. И питая страстную к нему любовь, постоянно услаждалась нечистым желанием сблизиться с ним, если бы могла найти благоприятствующие обстоятельства. В этом греховном состоянии она занемогла и умерла, не исполнив своего похотения. Пред смертию она исповедалась в прочих грехах и причастилась св. таин, но из-за стыда не открыла духовному отцу сладострастных своих помыслов и похотений.

Огорченная смертию ее, игумения с постом и слезами молила Господа показать ей, в каком она обретается месте, надеясь видеть ее в сонме чистых и непорочных девственниц. И вот, чрез несколько дней, когда она в келейной тишине ночи стояла на молитве, узрела в видении несчастную свою племянницу: она явилась ей объятою геенским пламенем, и на вопрос испуганной старицы о причине осуждения ее на такое мучение, высказала то обстоятельство, о котором мы упомянули выше. «Как могло статься, сказала изумленная старица, – чтобы милосердый Бог за одни помыслы, за одно плотское похотение, которого ты не совершила делом, предел тебя вечному мучению?» Она отвечала: – «не удивляйся, мать моя, я праведно осуждена; ибо праведный Господь вменяет в дело греховные помыслы и похотения, если они не очищены искреннею исповедию». С этим словом несчастная исчезла от глаз глубоко смущенной и пораженной игумении. («Письма святогорца», т. I, письмо 16).

II. Один инок в лавре преп. Евфимия Великого, близ Иерусалима (Евaфимий умер в 174 г.), по имени Емилиан, в одну ночь на рассвете воскресного дня, по действию бесовскому, возгорелся плотскою похотию и, смущаемый скверными мыслями, услаждался в сердце своем греховным вожделением. В это время случилось преп. Евфимию идти мимо того места, где находился брат, смущенный похотью. Обоняв смрад блудного беса и уразумев случившееся, преподобный сказал: «да запретит тебе Бог, проклятый нечистый дух», и тотчас брать тот упал на землю, испуская пену и беснуясь. Когда собрались к этому месту братия и принесена была свеча, преподобный сказал братиям: «видите ли брата сего, свято жившего от юности и доселе в чистоте тела своего? Ныне же ослабев немного, с вожделением помышлял о плотской сладости, услаждался теми скверными мыслями, и вот отдан бесу... Вразумимся же мы несчастием его, и да знает каждый, что если кто и не прикасается к чужому телу, не совершает скверного греха телом, а любодействует умом, принимая скверные мысли, удерживая их, соизволяя им и услаждаяс ими, – тот есть блудник и бес обладает им; а теперь помолимся о брате сем, Емилиане, Богу наказующему, да освободит его от беса и плотских страстей». И когда святой помолился, бес вышел, взывая и говоря: «я дух любодеяния», и наполнил все то место смрадом как бы от серы горящей. С этого времени Емилиан освободился от скверных вожделений и был избранным сосудом Божиим. («Чет.-Мин. янв. 20 д.).

III. Благочестивый епископ фундский между многими другими добродетелями, украшался девственным целомудрием и чистотою. Сделавшись епископом, он не хотел одну инокиню, жившую прежде при нем, лишить своих попечений, но, твердо уверенный в своем и ее целомудрии, дозволил ей жить при епископии. Хотя оба они далеки были от всякого невоздержания, но исконный враг, желая воспользоваться этим случаем, не переставал сеять семена искушения и внушать епископу нечистые на нее помыслы, и довел его до того, что он, при всей чистоте и непорочности своей, в один вечер не воздержался, чтобы не прикоснуться к ней. В тот же день один Иудей, шедший из пределов Кампании в Рим, близ фундской горы застигнут был ночью, и, не видя нигде пристанища для ночлега, зашел в капище Аполлона, мимо которого лежал путь. Страшась этого бесовского жилища, он как бы невольно оградил себя крестным знамением, хотя чужд был христианских таинств и не веровал кресту. В полночь, когда самая ночная тишина наводила страх, и он не мог заснуть, вдруг он видит, что в капище пришло множество злых духов, которые в виде святы последовали за своим начальником. Тот из них, который казался главным, сел среди капища и каждого из сопровождавших его духов начал расспрашивать о его действиях и занятиях, желая знать, сколько каждый из них сделал зла. Каждый спрошенный им дух рассказывал, чем он соблазнил людей добродетельных. Потом тщеславно выступил один из них и сказал, что он в епископе Андрее чрез представление воображению его образа жившей при епископии инокини возбуждал плотскую похоть, впрочем успел довесть его только до того, что он ныне вечером с страстною мыслию прикоснулся к ней. Трудно описать, с каким торжеством был принят этот рассказ: начальный из духов хвалил его и обещал ему первенство перед другими духами, если он с успехом докончит погибель такой души; все прочие приветствовали его и поощряли продолжать начатое, считая тем важнейшим это предприятие, что он имеет привесть и погибели душу св. человека. Трепетавший от этого видения иудей еще большим поражен был страхом, когда начальствующий дух, заметив его, приказал своим подчиненным узнать, кто осмелился ночевать в их капище? Злые духи подошли к иудею и увидев, что он огражден бы л крестным знамением, воскликнули в страхе: о, это пустой запечатанный сосуд!» После этих слов все множество злых духов исчезло. Иудей тотчас встал и поспешил к епископу. Нашедши епископа в церкви, он отвел его в сторону и подробно рассказал ему свое видение. Горько восскорбел человек Божий, что легкомысленностию и поползновением своим доставил такое торжество демонам и, раскаиваясь в своей опрометчивости, немедленно удалил из епископии не только жившую здесь инокиню, но и всех других женщин; иудея же, в благодарность за свое спасение, привлек в недра церкви, омыв его в водах крещения и сподобив святых таинств. (Из твор. св. Григор. Двоесл. папы римского).

2. Прелюбодеяние

а) Библейские изречения о прелюбодеянии.

Прелюбодеяние запрещается: не прелюбодействуй. (Исх. XX, 14).

Похоть глаз есть прелюбодеяние: Я говорю вам, (говорит И. Христос), что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Матф. V, 28). – Глаза у них (беззаконников) исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия (2Петр. II, 14).

Брачный союз с разведенными супругами есть прелюбодеяние: Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Матф. V, 32). – (Посему), если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею: если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа (Римл. VII, 3).

Прелюбодеяние было наказываемо смертию по закону Моисееву: если найден будет кто лежащий с женою замужнею; то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину, и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая деница обручена муку, и кто-нибудь встретится с нею в городе, и ляжет с тею: то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя (Втор. XXII, 22 – 24).

Тот, кто совершает прелюбодеяние, погубляет свое душу: кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч. VI, 32).

Бог будет судит прелюбодейцев: брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. ХIII, 4).

Прелюбодляние исключает из царства Божия: знайте, что никакой блуд- ник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Ефес. V, 5).

б) Жалкое положение души того, кто нарушает супружескую верность. «Смотри на прелюбодея, говорит св. Иоанн Златоуст, и ты увидишь, что он в тысячу раз несчастнее окованных цепями: он всех боится, всех подозревает: и свою жену, и мужа прелюбодействовавшей с ним, и ее саму, и домашних своих, друзей, знакомых, и самые стены, и свою тень, и себя самого; и что всего бедственнее – совесть его вопиет и терзает его ежедневно, – если же представит он суд Божий, то не может и стоять от страха. И удовольствие от греха кратко, а печаль продолжительна; ибо вечером и ночью, в пустыне и в городе – повсюду следует за ним обвинитель, показывающий не острый меч, а нестерпимые мучения, поражающие и убивающие страхом». (Бес. 22 на 1 Кор.).

«Чем извинится нарушитель супружеской верности? спрашивает в другом месте тот же святитель. Не говори мне о страсти природы: затем и установлен брак, чтобы ты не преступил границ, ибо Бог, промышляя о твоем спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты укрощал разжжение природы чрез супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь собственную свою славу.

Зачем обращаешь взоры на чужую красоту, зачем рассматриваешь лице, не принадлежащее тебе, зачем нарушаем брак, бесчестишь свое ложе, зачем оскорбляешь член твоего тела, – жену твою?» (Бес. на 12 псалм.).

в) Воззрение на жену с вожделением есть уже прелюбодеяние. «Иже воззрит на жену, ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем. Любодействует с женою в сердце, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место, или время, или страх гражданских законов. В том же, что многие, не совершив злочестивого дела, наказаны, как прелюбодеи, не трудно удостовериться примером Олоферна. Когда опешил он совершить ненавистное дело, тогда Иудифь, как закон правды, извлекши меч, отсекла ему голову, призвав на помощь и в защиту, как законодателя и споспешника целомудрию – Бога. Так и два старца, сказавши Сусанне: се в похотении твоем еммы (Дан. 13, 20), хотя не сделали сего, однакоже наказаны и подверглись смерти, как прелюбодеи. Посему, если кто таков и ныне, т. е. похотлив, невоздержен, вожделевает чужих жен; то любодействует он в мысли своей; а кто владеет страстями, блюдет себя чистым от нарушения долга и от осквернения, тот не прелюбодей, но властелин страстей; он Божиим страхом останавливает стремительность сластолюбия, как морской волне препятствует твердая в незыблемая скала». (Твор. св. оо. т. ХХІV; твор. Афанасия алекс., ч. 4, 478).

г) Правило 20-е святого поместного собора анкирского о грехе прелюбодеяния. «Аще чья жена прелюбодействовала, и кто-либо прелюбодействовал: таковым надлежить в седмь лет приити в совершенное общение, по степеням к тому ведущим».

Объяснение этого правила: прелюбодейца и прелюбодей да будут отлучены на семь лет. И восемьдесят седьмое правило шестого собора, бывшего в Трулле, назначает прелюбодею епитимию на сем лет, как говорит и настоящее правило; так чтобы он один год находился в числе плачущих, два года в числе слушающих, три года в числе припадающих и в седмой год стоял вместе с верными и таким образом удостаивался причащения, если принесет покаяние со слезами. (Аристин). («Правила св. апостол...»).

д) Св. Феодора, представляющая собой пример сердечного раскаяния во грехе прелюбодеяния.

Дочь богатых родителей, прекрасная собою, Феодора выбрана была в замужество за доброго молодого человека. Молодой муж любил молодую жену, и жизнь их была примером счастливой супружеской жизни. На несчастье, некто молодой богатый человек страстно влюбился в Феодору. Он сыпал подарки и деньги, уверения и ласки, чтобы совратить Феодору с пути долга. Та не поддавалась греху. Он обратился за помощью в ловкой женщине, занимавшейся обманами разного рода; продажная душа взялась за молодую, неопытную женщину; после многих сатанинских обольщений, она успела внушить Феодоре ту мысль, что Бог не видит грехов ночных, и преступление совершилось ночью. Но едва совершен был гнусный грех, Феодора почувствовала жгучее раскаяние; терзаемая совестию, она не могла переносить присутствия своего мужа, своих родных и знакомых; напрасно говорила она себе, что грех ее неизвестен добрым людям и Богу; совесть ее обличала в неверности мужу и не давала ей покоя; наконец приняла она твердое намерение бежать из дома и в пустынном месте загладить свое падение строгим покаянием.

Сперва явилась она в женский монастырь, где приняли ее с любовию. Игуменья, заметив тоску ее, дала ей читать евангелие. Когда прочла она здесь: ничто же покровено есть, еже не открыется, она обомлела от ужаса. Терзая на себе волосы, призналась она теперь настоятельнице в своем преступлении. «Если есть для меня покаяние, говорила она, то разрываю связи с миром и стану молить Бога о помиловании!» Боясь того, что муж найдет ее в женском монастыре и не допустит ее выполнить подвигов раскаяния, она положила скрыться в мужском монастыре. В мужской одежде пришла она в октодекадский монастырь. Настоятель на первый раз не велел давать ответа до утра; она осталась ночью за монастырем. Потом ей было сказано; «ты евнух молодой и изнеженный, а устав монастыря строг, – суров; нельзя принять тебя». – «Умру с голоду, но не уйду от монастыря», отвечал евнух. Настоятель уступил. На нее возложена была работа в монастырском саду, разноска воды, где она требовалась, наконец очистка всего двора; вместе с тем не освобождала она себя от поста, бдений, молитв келейных и общих.

Феодора с смирением говорила себе, что, судя по важности ея преступления, послушания, возложенные на нее, слишком легки и снисходительны. Она сама хотела усилить свои труды и довела ревность свою до того, что принимала пищу только один раз в неделю. Успехи ее в духомных подвигах привлекали на нее милосердие Спасителя, и она приводила в изумление игумена и братию своими подвигами; до того распялась она на кресте умерщвления, беспрестанно припадая, как новая блудница, к ногам Христа, день и ночь омывая их слезами покаяния, что не только грех ее прощен был, но она стала на высокой степени духовного совершенства.

Только при кончине Феодоры открылась тайна ее пола. Провидению было угодно привесть и мужа ее в обитель; он узнал только в это время, как о причине удаления жены из дому, так и о подвижничестве ее; глубоко пораженный примером, он оставил свет, продал свое имущество, принял монашество, поселился в келье Феодоры и был погребен в одной с нею могиле. Блаженная Феодора подвизалась при императоре Зеноне (474 – 490 г.) (Из кн. «Св. подвижницы восточной церкви», Филарета, арх. чер. Спб. 1871 г., стр. 45 – 47; 50).

3. Кровосмешение

а) Тяжесть греха кровосмешения. Кровосмешение – грех, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники. Вот что говорить об этом постыдном грехе св. апостол Павел: есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего... Да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело... и я решил предать его сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. (1Кор. V, 1 – 5).

б) Голос природы против кровосмешения (или печальные последствия браков, заключенных в близких степенях родства). Одно из оснований запрещения браков в близких степенях родства кроется в существе физической (телесной) природы, которая отнюдь не терпит их. Один и тот же Творец есть виновник и нравственной и физической природы, а потому ничего нет удивительного, если они согласны между собой, и так сказать проникаются взаимно до того, что неуважение или нарушение требований нравственных законов отзывается вредными последствиями на физической природе, влечет за собою соответствующие преступлению наказания: ослабление сил, болезни и т. д.188.

Столь же ощутителен вред и в духовном отношении... Тупоумие и вообще слабость психических сил, как и телесные недостатки, медицина относит к печальным последствиям браков, заключенных в родстве, вопреки законам природы.

Чем чаще в одном и том же племени нарушается этот закон природы и церкви, тем более вреда нарушителям; тем гибельнее отзывается это нарушение как на их собственном здоровье, так и еще более на телесном и духовном развитии потомства, и можно сказать, что этим путем вся фамилия хотя медленно, но неуклонно приходит к окончательной гибели, – постепенно вымирает. Так именно вымерли многочисленные и знатные роды в XVII столетии. Желая сохранить свой древний блеск и фамильные богатства, они замывались в тесном круге близкого родства, вступая в брак с кровными родственниками (Девэ). По признанию многих ученых, в целой природе нет закона несомненнее того, по которому все произрастающее из земли постоянно требует для себя все новой и новой почвы.

Семена дурно прозябают в той же самой почве, на которой они произошли... Посему хлеб, сжатый в долине, должно сеять в следующем году на возвышенном месте и наоборот. Опытные хозяева и землевладельцы требуют семян для засевов издали. Тот же закон господствует и в царстве животных, и в обществе существ разумных. Но странное дело! Издерживая громадные капиталы для того напр., чтобы приобресть новые семена, или чтобы для домашнего животного найти новой породы пару, человек без малейшего колебания иногда берет себе жену из семейства родственного по крови. Такое ослепление и невнимание к законам природы и церкви поистине достойны сожаления. Еще счастливы мы тем, что наши грубые ошибки не тотчас влекут за собою гибельные последствия... Но не должно думать, что они и останутся безнаказанными; природа отрога и неумолимо беспристрастна; она не прощает даже малейшего небрежения или нарушения ее законов, и нигде и не для кого не допускает исключений. Закон этот, начертанный Богом в природе, яснее и определеннее выражен Им в церкви, воспрещающей брачные сопряжения в родстве и строго преследующей нарушителей ее правил. (Сост. по кн.: «О браке, как таинстве в христ. церкви». В. Пляшкевича, Москва, 1883 г., стр. 71 – 82).

* * *

188

Пагубные следствия браков между близкими родственниками. В текущем столетии один французский ученый, именно Девэ (Dеvау), в своем обширном труде (Du dangeur de maruag. соnsanguin, sous lе rарроrt sаnitaire), основанном на фактах, самых очевидным и для всякого убедительным образом показывает, как велики пагубные следствия браков между ближними родственниками. На основании своих изысканий он утверждает, что большая часть наследственных болезней в некоторых семействах, напр. все более и более возрастающая слабость потомства, золотуха, кретинизм и т. п., суть следствия супружества, заключенного в том же семействе, или в близкой степени родства; потому что зародыш известной болезни, лежащий в организме супругов, переходи в их потомство, всегда удвояется и становится корнем всех хронических болезней у детей, так что целые семейства вымирают. Наблюдения эти подтверждаются статистическими данными, взятыми из тех стран, где, по малочисленности населения, жители нередко должны бывают, уступая необходимости, заключать брак в близких степенях родства. Так в одном из ронских округов упоманутый ученый нашел, что из 120 браков между родственниками 22 были совершенно бесплодными; в 17 супружествах рождались не вполне развитые организмы и т. п.; причем он не скрывает, что родители в большей части подобных случаев были и здоровее и сильнее детей. В заведении для глухонемых почти 4-я часть находившихся там детей, по дознанию Девэ, произошла от браков в запрещенных степенях родства, хотя такие браки относятся там как один к двадцатт. В северной Америке, в некоторых округах, преимущественно между детьми черных, на 47 приходится один глухонемой; я не удивительно, потому что у них браки в родстве слишком многочисленны. Напротив у белых, в тех же самых областях, один глухонемой приходится на 4,292, потому что подобные супружества у них весьма редки.


Источник: Уроки и примеры христианской любви [Текст] : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 740 с.

Комментарии для сайта Cackle