протоиерей Григорий Дьяченко

Уроки и примеры христианской любви.
Опыт катехизической хрестоматии.
Часть 2

  Часть 3, Глава 36Часть 3, Глава 38 

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

Б. Средства борьбы с блудною страстию

1. Молись о помощи к Богу и святым Его

Первое средство к побеждению в себе блудной страсти есть молитва. «Возведи горе, если можешь, учит св. отец (св. Иоанн Лест.), душевное, а если нет, то наружное око; неподвижно, в образ креста, держи руки, чтобы крестным образом посрамить и победить тебе Амалика. Возопий к Могущему спасти, употребляя не ухищренные выражения, но смиренные речения, начиная так: помилуй мя, яко немощен есмь (Пс. VI, 3). Тогда опытом познаешь силу Вышнего и невидимо невидимою помощию прогонишь невидимых». Тогда не будешь говорить: нет сил бороться: в Боге найдешь эту силу. Так молитвою обезоруживали духа блудного св. Иаков персянин, преподобная Мария египетская и другие великие подвижники.

I. Преп. Максим исповедник советует молиться против блудных помыслов словами пророка Давида: радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс. 31, 7) и преп. Иоанн Лествичик приводит образец такой молитвы против помыслов блудных: Боже, с помощь мою вонми (Пс. 62, 2). Полезно в этом случае призвать на помощь тех святых, которые подвизались особенно за целомудрие и чистоту. Так преп. Даниил скитский приказал брату, борцмому от блуда, молиться, призывая на помощь св. муч. Фомаиду, за целомудрие пострадавшую, – и молиться так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды помози мне. И сей брат, помолившись так у гроба мученицы, тотчас избавился от блудной страсти. Хорошо также призывать в молитве преподобн. Моисея Угрина и Иоанна и преподобн. Мартиниана. (Д-ко).

2. Читай св. писание и др. душеполезные книги

Чтение полезных книг приносит различную пользу. Занимая ум, оно предохраняет нас от дурных желаний и мыслей. Полезное чтение, рождая здравые мысли, заставляет глубже вникнуть в то, о чем бы мы без него и не подумали. Настраивая душу к благоговению пред Создателем, закрывая вход в нее всему грубому и безнравственному, оно возносит ее в мир духовный. Из всех чтений самое действительное и ни чем незаменимое – это чтение слова Божия.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим. 3, 16, 17). Ибо слово Божие и действенно, и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, составов мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12).

«Люби свящ. писание, говорит блажен. Иероним, и тебя полюбит мудрость; люби мудрость – и она будет охранять тебя; почитай мудрость – и она примет тебя в свои объятия». (Хр. чт. 1838 г. стр. 311).

3. Избегай чтения соблазнительных книг и рассматривания соблазнительных картин

От такого чтения и рассматривания кровь волнуется и разгорячается, чувственные желания становятся пламеннее, порок сладостнее и, затем, падение в грех неизбежно совершается.

О картинах соблазнительных скажем словами знаменитого нашего архипастыря проповедника.

«На что часто смотрим, чем всегда окружены, то невольно входит в душу, отпечатывается в сердце, а потом и в поступках. Как после сего быть чистой душе у хозяина такого дома, где на стенах и столах соблазнительные изображения? Особенно у детей его? Будет ли целомудренною дочь его, от колыбели привыкшая смотреть на соблазн?» (Слова и речи преосвящ. Иннокентия ч. 2, стр. 318).

4. Сознавай всю тяжесть греха нецеломудрия

В ветхом завете нарушители целомудрия подвергались проклятию (Втор. 27, 23); им изрекалась смертная казнь, – их побивали камнями. (Лев. 20, 10). Новый Завет, везде, где только говорит о нарушителях целомудрия, преследует их всею строгостию своего закона. Христос Спаситель преимущественно пред прочими грехами именует сей грех скверною (Мар. 7, 31 – 23). Св. апостолы и их преемники: пастыри и архипастыри и все ревнующие о славе Божией грозят нецеломудренным вечными мучениями. Ап. Павел пишет: не обманывайтеся, ни блудники, ни прелюбодеи цартвия Божия не наследуют, (1Кор. 9, 10). Ап. Иоанн говорит: часть их в озере горящем огнем и жупелом, еже есть вторая смерть (Ап. 21, 8). Св. церковь не соблюдающим целомудрия налагает строгие эпитимии. (Блудник отлучается от св. причащения св. таин от 4 до 7 лет; а прелюбодей от 7 до 15. Вас. Вел. прав. 64 – 69, 77 Соб. Ап. 20). (Д-ко).

5. Помни, что блудник отвергается Христа

Тело христианина, против которого грешит блудник (Кор. 6, 18), омыто водою св. крещения, на членах его положена печать дара Духа Святого в таинстве миропомазания, потом оно многократно уже преискренне соединялося с пречистым телом и кровию Господа. Как же, подумай сам, как такому телу, по истине жилищу Св. Духа (1Кор. 6, 19), оскверняться такою мерзостию, о которой и говорить запрещает апостол? (Еф. 5, 3). Знаешь ли, бедный грешник, что ты совершая сей грех, отвращаешься от Христа Спасителя и преклоняешь колено пред диаволом, принося ему жертву в своей гнусной страсти? Послушай, что говорит апостол: вкрались некоторые люди, обращающие благодать Бога в повод к распутству и отвершющиеся единого Владыки Бога и Господа наишо Иисуса Христа (Иуд. ст. 4), на каковые слова апостола св. Димитрий, митр. ростовский, делает вопрос: «кто же суть Бога нашего благодать в скверну прилагающие»? и отвечает: «во истину не ин кто, точию христиане, приимшие на крещении благодать христианства. Те, вдавшися на блудное сквернодейство, Божию приятую благодать в скверну прилагают и отметаются Христа, если и не словом пред мучителями, то делом пред господином своим диаволом; а отметающиеся Христа делом блудным, не есть ли идолопоклонники?» (Поуч. на 23 нед.).

6. Живо представляй гибельные последствия нецеломудрия

Первое гибельное следствие этого греха состоит в том, что после совершения его образуется в человеке столь упорная наклонность к нему, что совершающий его с трудом отстает от него даже по вступлении в брак. Св. Иоанн Златоуст говорит: «как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену, и когда-нибудь пренебрег ею; так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любих свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. А если не будешь жить целомудренно и после брака, то это уже верх беззакония. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление, как потому что они, наслаждаясь удовольствием, устремились к такому распутству, так и потому что это дело не только блуд, но признается и прелюбодеянием; это тяжелее всякого греха». (Хр. чт. 1862 г. стр. 459).

Далее за сим пороком всегда следует бедность и нищета. Иже пасет любодейцы, погубит богатство свое (Пр. 29, 3). Всяк бо пияница и блудник обнищает, говорит премудрый (23, 21). За сим следует потеря здоровья с приобретением болезней, которые по вступлении в брак разливаются со всеми вредными последствиями своими на жену, ни в чем тут невиноватую и особенно на детей, многда даже на внуков и правнуков. Тогда человек несколько припоминает прежнее свое состояние – спокойствие души, крепость телесных сил, свежесть лица и приятность голоса. Тут пробуждается в нем совесть, которая, как червь адский, предначинает свое нескончаемое мучение над грешником. Между тем ужасная болезнь идет быстрыми шагами вперед, и часто в несколько лет, прежде цветущий здоровьем, человек делается полусгнившим, заживо дряхлым и болезненным страдальцем. Хорошие люди уже чуждаются его, худые еще более растравляют его сердце и он, сотавленный Богом и людьми, нередко посягает на свою жизнь. Вот конец здесь человеку, увлекающемуся плотскою страстию. (Д-ко).

7. Страшись наказания за любодеяние в будущей жизни

Блудников и прелюбодев будет судить Бог (Евр. 13, 4). Знайте, пишет апостол, что никакой блудник или нечистый не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5). Где же их наследие, их часть? На сие отвечает Сам Господь в апокалипсисе: часть их в озере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Ап. 21. 8). И дым мучения их восходить будет во веки веков (14, 11). (Д-ко).

8. Будь бдителен над собою

К бдительности относятся особенно охранение внешних чувств: зрения189, слуха, вкуса, обоняния и осязания, чрез которые, по словам пророка, смерть входит как чрез окна (Иер. 9, 91), обуздание воображения, чтобы оно не наполнялось сладострастными мечтами, и удаление от всего того, что сильно возбуждает страсти и привлекает к плотскому удовольствию. Преподобный Иоанн молчальник говорит: «к бдительности относятся также: частое размышление о высоком достоинстве нашего существа, очищенного кровию Христовою (1Кор. 6, 96) и о высоком назначении нашем, также размышление о смерти, страшном суде, вечном мучении грешников и о блаженстве праведных.

Весьма полезно живое и постоянное памятование присутствия Бога, и ангела хранителя, которые видят все наши дела, слова и помышления. Препод. Нил Сорский говорит: «когда смущают тебя блудливые помыслы, тогда наиболее ограждай себя страхом Божиии и напоминай себе, что от Бога нельзя ничего утаить, даже самого сокровенного помышления, что Он есть Судья и истязатель всех тайн сердечных. При всем этом нужно избегать праздности, сластолюбивой жизни, излишнего сна, покоя, неги тела и особенно неупиваться вином, в нем же, по слову апостола, есть блуд" (Евр. 6, 18).

9. Имей смирение

Смирение не только полезно, но и совершенно необходимо при борьбе с плотскою страстию. Смирение, соединенное с надеждою на Бога по свойству своему ослабляет всякую страсть в душе, охлаждает жар похоти и при- влекает в душу благодать Божию, которую Бог дает только смиренным (1Петр. 5, 5). Справедливо говорят, что за скрытную гордость, излишнюю самонадеянность и за осуждение других, Бог часто наказывает попущением впадать в явную скверну греха. Кто приобретет истинное смирение, тот с помощию Божиею в корне может истребить блудную страсть. Об этом же так говорит св. Иоан. Лествич.

«Скажи мне, моя мучительница – плоть моя: как мне сделаться неуязвляемым от тебя? как мне избежать естественной беды, когда дал уже я обет Христу враждовать против тебя? Как преодолею мучительство твое, когда мне наперед велено быть притеснителем твоим?» И плоть в ответь душе моей сказала: «отец мой во мне – самолюбие; если узнал ты явную и глубокую немощь мою и свою, то связываешь мне руки; если томить будешь голодом гортань, то свяжешь мне ноги, и отымешь у меня возможность итти далее; если вступишь в союз с послушанием, то расторгнешь союз со мною; а если приобретешь смирение – то отсечешь мне голову». (св. Иоан. Лествичн. 86 о целомудрии).

10. Прибегай к посту, как надежнейшему средству упрощения плотской страсти

Пост содействует обузданию плоти. А это весьма угодно Богу, Который желает, чтобы мы распинали свою плоть со страстями и похотями. Св. ап. Павел говорит: «умерщвляю тело мое и порабощаю» (т. е. духу).

Все святые подвижники, достигшие высокой степени целомудрия, признают, что пост есть превосходное средство для обуздания своих страстей и для порабощения тела духу. «Как тучные птицы не могут высоко лететь, так и угождающему своей плоти невозножно взойти на небо». (Лествица св. И. Леств. «Возоглавление.» §§ 15 и 16).

Блаж. Августин пишет: «если вас спросят: для чего вы поститесь и мучите себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирить голодом и жаждою». (Влаж. Авг. о посте). (Д-ко).

11. Помни, что распутно живущий делается жилищем бесов

«Во св. евангелии, говорит св. Димитрий ростовский, читается: моляху бет Иисуса, глаюлюще: аще изгониши ны (от человека), повели нам ити в стадо свиное. И рече им: идите(Мф. 8, 31, 32). Достойно удивления, что бесы, существа прегордые, не просят у Христа, Бога нашего, позволения войти в львов или слонов, а в свиной. Почему это? Потому, что любят себе подобных. Нечисты бесы, как говорит Сам Господь одному из них: изыди, душе нечистый, от человека. Нечисты и свинии, почему в ветхом завете и запрещено было употреблять в пищу их мясо. Смотри, говорит один толкователь св. писания: где сатана желает пребывать? – В нечистых животных. Это потому, что и сам любит всякую нечистоту. Вот почему учители церковные, изъясняя евангельскую историю в таинственном смысле, под свиниями разумеют грешников, которые любят нечистоты плотских грехов, как свинии любят грязь».

«Вот что говорит, например, св. Златоуст: «какого зла не делает греховное угождение плоти? Из человека оно делает свинию, и даже хуже свинии: та валяется в грязи и питается нечистотой, а блудник питает свою душу скверными блудными помыслами. Блудник во многом подобен свинии: это животное всегда смотрит в землю и не может взглянуть на небо: в землю смотрит и грешник, весь занятый блудными помыслами, и не хочет поднять своих душевных очей к небу и помыслить о Боге сердцеведце. Итак, просят бесы у Господа позволения войти в стадо свиное, потому что эти нечистым животные изображают собою грешников, – а бесы любят пребывать в блудно живущих людях».

Приведем два примера, подтверждающие эту мысль.

а) «В древнем Карфагене был такой случай: стоял там в одном месте идол Венеры, языческой богиня, которая изображена была бесстыдно обнаженною. Однажды проходил мимо сего идола юноша – девственник, случайно взглянул на эту статую и соблазнился. И в то время, как он услаждался в сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, вдруг вошел в него бес и стал его мучить... Видишь, как блудный грех, еще неисполненный делом, а только задуманный, уже делает душу человека вертепом разбойника – диавола! Что же сказать о блудной нечистоте самым делом исполненной?.. Не живет ли диавол в блудном, как в собственном жилище?»

б) «Преподобный Иларион изгонял некогда из одной девицы беса и спросил его: почему он не вошел в того юношу, который волхвованием послал его в сию девицу? Бес отвечал: в сем юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. Видите: в блуднике живет бес блуда я мучит его разжжением блудным! Бесы просят у Господа позволения войти в свиней, я Господь допускает, даже повелевает им войти в свиней. Для чего же Он попускает? Для того, чтобы показать, что диавол имеет власть над – теми, которые живут подобно свиньям, и для того, чтобы явить над теми грешниками Свой суд праведный, как написано: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр. 13, 4). И воистину так! Господствует или, лучше сказать, царствует диавол над блудными людьми, как над своими рабами, ибо, как сказано: творяй грех от диавола есть (Иоан. 3, 8); он не Христу, а диаволу работает». (Из твор. св. Димитр. рост.).

12. Помни о своем высоком достоинстве, о том, что ты – ты христианин, что сделался храмом Божиим и Дух Божий живет в тебе

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1Кор. 10, 16)? «Когда же и как мы сделались храмами Божиими? спрашивает святитель Димитрий, архиепископ херсонский. Это было тогда, когда мы очистились от греха и обновились банею паки – бытия и обновления духовного в таинстве св. крещения, когда прияли печать дара Духа Божия в таинстве св. миропомазания. Тогда и душа и тело наше соделалось воистинну храмом Божиим – святым и непорочным: тогда Сам Господь Бог вселился в нас и усыновил нас Себе во Христе Иисусе, как обещал Он чрез пророка: вселюся в них и похожду, и буду им во Отца, и тии будут Мне в сыны и дщери; ибо можем быть неверными обетам своим мы, но не может быть не верен Своим божественным обетованиям Господь Бог наш».

«Это высочайшая почесть, какой может удостоиться бренное, а тем паче падшее и погибшее существо, и какой удостоил нас Отец небесный ради возлюбленного Своего Сына. И самые херувимы и серафимы не имеют высшего достоинства и чести, как быть престолом Господа Вседержителя. И самых великих подвижников христианства св. церковь отличает названием духовных и богоносных мужей, как самым высшим титулом в царстве Божием. В втом и высочайшее счастие наше; ибо, вселяясь и обитая в нас, чрез сие самое Господь творит нас Своими чадами возлюбленными, украшает и обогащает нас многоразличными дарами благодати Своей, благословляет нас всяцем благословением о Христе, всегда готов услышать всякое моление наше, даровать нам, как чадам Своим, всякое благопотребное прошение, явить нам Свою божественную помощь во всякое время. Это и есть весомненный залог вечноблаженной жизни нашей в Боге, что в нас вселяется и обитает Он Сам Источник жизни и бессмертия, вечной радости и блаженства».

«Но это же самое побуждает и нас хранить тщательно храм души нашей в истине и святости, стоять бодренно на страже сердца своего, чтоб не подкрались тати духовные, не подкопали храмину души нашей, не похитили у нас небесного сокровища благодати Божией и не внесли в нее своей нечистоты и скверны».

«Посему нам должно внимательно наблюдать: цел ли в душе нашей этот нерукотворенный храм Божий? благоукрашен ли он так, чтобы мог вселиться и обитать в нем Сам Господь Бог со всею Своею святостию и правдою? или же он весь пуст я пался есть? или же вместо храма Бога живого он соделался нечистым напишем страстей и пороков? ее поставился ли в нем идол своекорыстия, сребролобия и лихоимания, которое апостол Христов именует прямо идолослужением? не водворился ли в нем кумир гордости житейской, которая, по слову писания, есть мерзость пред Богом? не воцарился ли в нем дух зависти, вражды и недоброжелательства к ближним, которые ученик любви Божественной именует человекоубийством, а одержимых ими людей – пребывающими в смерти? не возобладал ли сердцем нашим бесстудный истукан плотской похоти и нечистоты, которая, как смрадный дым, далече отгоняет от нас все чистое, святое, небесное и привлекает к нам духа злобы со всею его нечистотою и скверною? Сюда ли приити Господу? В такой ли запустевшей храмине вселиться и обитать Ему? Кое бо общение свету ко тме, или кое согласие Христови с велиаром? Кое же сложение церкви Божией со идолы (2Кор. 6, 14, 16, 16).

Что же делать нам в таком случае? Тоже, что делают с разрушившимся и оскверненным храмом: его воссозидают, украшают и освящают вновь.

Обновим храм души своей искренним покаянием, омоем и очистим все нечистоты и скверны греховные слезами умиления и сокрушения сердечного; украсим храм души своей, подобно как украшаются храмы вещественные, образами Самого Господа и святых Его, т. е. богомысленным размышлением, представлением, воображением деяний Самого Господа Иисуса Христа, Его смирении и уничижения, Его спасительных страданий и смерти, – воспоминанием веры и добродетелей, терпения и подвигов св. пророков и апостолов, мучеников и исповедников, преподобных отцов и святителей; паче же всего будем убегать тех душетленных зрелищ, тех безумных бесед и забав, которые могут растлить и воображение и сердце наше нечистыми образами страстей человеческих, которыми оскорбляется целомудренное око и ухо христианина; облагоухаем храм души вашей благоуханием слова Божия и молитвы; освятим, наконец, храм души своей благоговейным причащением таинственной вечери Христовой, вкушением божественного тела и крови Его: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, говорит нам Сам Единородный Сын Божий, во Мне пребывает, и Аз в нем. Это верх высоты и совершенства, и вместе счастия и блаженства, до которых может возвыситься душа человеческая!» (Извлеч. в сокращ. из «Полн. соб. проп.» Димитрия, архиеп. херс. и одесского, т. I, стр. 242 – 3).

13. Борись с плотскою похотью

Святые представляют удивительные примеры борьбы с блудною страстию, которую они с помощию Божиею и побеждали. Приведем некоторые примеры из них.

I. Чтобы умертвить в себе похоть плоти, преподобный Макарий однажды несколько месяцев просидел в болоте нагим, и был так искусан болотными большими комарами, что все тело его было покрыто ранами, как у прокаженного, и иноки могли узнать его только по голосу. («Ч.-Мин.» янв. 19).

II. Некто Пахон, семидесятилетний подвижник, так говорил одному иноку, открывшему ему свои блудные помыслы; «не смущайся от сего искушения; это терпишь ты не от беспечности; в пользу твою говорят место, скудость в необходимых потребностях и невозможность видеть здесь женщин: напротив, это навел на тебя враг за твою ревность к добродетели. Брань блудная – троякого рода: иногда нападает на нас плоть, преданная неге; иногда страсти возникают в нас от помыслов; а иногда сам диавол восстает на нас из зависти. Я узнал это из многих наблюдений. Вот я, как видишь, старый человек; сорок лет живу в этой келье и пекусь о своем спасении; но не смотря на мои лета, доселе еще подвергаюсь искушениям». И здесь он с клятвою присовокупил: «в продолжение двенадцати лет, после того как я достиг пятидесятилетнего возраста, – ни дня, ни ночи не проходило, чтобы враг не нападал на меня. Подумав, что Бог отступил от меня, и потому демон мучит меня, я безумно решился лучше умереть безрассудно, нежели постыдным образом предаться сладострастию плоти и, вышедши из своей кельи, пошел по пустыне, и нашел пещеру гиены; целый день лежал я в ней ногой, чтобы звери, при выходе из пещеры, пожрали меня. И вот, когда настал вечер, лев и львица выходят в это время из пещеры, с ног до головы обнюхивают меня и облизывают. Я уже думал, что буду съеден; но они оставили меня. Итак, пролежав всю ночь, и не быв съеден, я уверился, что конечно помиловал меня Бог, и тотчас возвратился в свою келью. Демон же, переждав несколько дней, опять восстал на меня еще сильнее прежнего, так что я едва не произнес хулы на Бога. Я стал поэтому унывать еще более, и наконец в отчаянии пошел скитаться по пустыне. Нашедши небольшого аспида, я взял его и стал подносить к своему телу, чтобы, как он ужалит меня, умереть мне: но сколько я ни подносил его, он не ужалил меня, промышлением благодати; после этого услышал я говоривший моему сердцу голос: «иди, Пахом, подвизайся! Я для того попустил демону такую власть над тобою, чтобы ты не возмечтал, будто можешь победить демона сам; но чтобы, познав свою немощь, ты никогда не уповал на свое житие, а всегда прибегал к помощи Божией».

Успокоенный этим гласом, я возвратился в свою келью. С того времени ощутил я в себе бодрость и, не тревожимый более плотскою похотью провожу, после борьбы, остальные дни свои в мире. Постыжденный демон, увидя мое презрение к нему, уже не приближался ко мне». Этими словами святой Пахон укрепил инока на борьбу с сатаною, сделав более бодрым на подвиги, научил легко выдерживать брань с демоном блуда и, отпуская его, велел ему всегда хранить мужество. («Лавсаик», стр. 124).

III. Один отшельник, которого искушала во греху одна дурной жизни женщина, чувствуя, что вожделение воспламеняется более и более, сказал: «так как удовлетворяющие вожделениям пойдут в муку, – испытай себя, можешь ли выдержать огнь вечный». С этими словами, он наставил один из ручных пальцев на огонь лампады; палец начал гореть, но он не чувствовал боли по причине необыкновенного воспламенения плотской страсти, и до дневного рассвета сжег себе все пальцы у руки. Женщина, увидев, что делает отшельник, от ужаса как бы окаменела и впоследствии покаялась в своем грехе и начала проводить жизнь благочестивую. («Отечник» еп. Игнатия, стр. 484).

IV. Подобный же рассказ о дивной победе над блудною похотью известен и о препод. Мартиниане, о благочестивой жизни которого знали все, жившие в Кесарии и ее окрестностях, и много говорили о нем. Подслушав эти речи, одна блудница решилась искусить его на грех. Переодевшись в роскошные одежды, она надела на себя дорогие украшения и предстала пред Мартинианом во всем блеске своей красоты. Угодник Божий, окрепший в духовной жизни, не поддался козням искусительницы. Он разложил посреди келлии огонь и стал на него босыми ногами. Ноги его жестоко опалились огнем, «Теперь подумай, Мартиниан (говорил он сам себе), каков огонь вечный, геенский. Если хочешь геенского огня, пожалуй, подойди к этой женщине». Пораженная терпением и страданием праведника, блудница как бы проснулась от греховного сна, бросилась к ногам отшельника, исповедала грехи свои и со слезами умоляла его, чтобы он простил ее и помолился за нее. Чрез 12 лет после своего обращения, она почила с миром, с именем преподобной Зои. («Четьи-Минеи» февраля 13). (Д-ко).

14. Избегай обращения с женщинами

«Подойди лучше к горящему костру, нежели к юной женщине, когда ты и сам юн: ибо, почувствовав боль от огня, когда в нему приблизишься, тот час же отскочишь прочь, а разнежась женскими речами, не вдруг отойдешь». (Пр. Нил син. сн. «Доброт.», т. ІІ, ср. 251).

«Вид нарядной190 женщины потопляет хуже волн. Из волн по любви к жизни можно еще выплыть; вид же женщины, прельстив, заставляет пренебречь и самою жизнию», (Он же; сн. «Доброт» т. II, стр. 251).

«Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся к в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой». (Св. Ефрем Сирин; сн. «Доброт.», т. II, стр. 407).

15. Берегись роскоши

Роскошь изнеживает наше тело и предрасполагает его в разным порочных удовольствиям.

Роскошь отнимает у человека силу бороться с своими страстями, которые для своего не только подавления, но даже малого ослабления, требуют иногда суровой жизни и простой обстановки. Все святые бегали роскоши, как моровой язвы.

Все святые подвижники умеренность и простой образ жизни считали необходимым условием для успеха нравственной жизни человека. «Из всего, говорит св. Иоанн Златоуст, даже потребного нам, должно иметь необходимое, а не излишнее»191. (Д-ко).

16. Убегай дурных обществ

Остерегая от развратного сообщества и соблазнительных бесед, премудрый Соломон решительно говорит, что такие беседы и сообщества неизбежно гибельны.

Может ли кто взят себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходит по горящим углольям, чтобы не обжечь ног своих? (6. 27, 28). Св. ап. Павел пишет: тлят обычаи благи беседы злы (1Кор. 15, 33), т. е. худые общества развращают добрые нравы.

17. Размышляй о смерти в минуту искушения ко греху блудодеяния

Размышляй о смерти твоей, о будущем страшном суде, о воскресении, об аде, о блаженстве праведников... С такими мыслями ты больше будешь удаляться от всяких дурных желаний и дел.

Мысль о смерти, которые лишает нас всех земных удовольствий, мысль о том, что наше мертвое тело положат в гроб, где скоро закишат черви, укротит волны чувственных страстей. Мысль о воскресении тела заставит уважать и хранить его в чистоте до самой смерти. Мысль о всеобщем суде укоренит в сердце спасительный страх. «Помни о суде, и не усилится в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство» (Св. Кир. иерусал.). Мысль об аде представит тебе всю опасность временного греховного наслаждения. Размышление о вечности, к которой ежеминутно приближаемся, может сделать, что не будешь чувствовать наклонности в суетным удовольствиям, и на все преимущества здешней жизни станешь смотреть как на простую суету и томление духа.

18. Не отчаивайся в милосердии Божием в случае падения

Св. Амфилохий, епископ иконийский, передает следующий весьма замечательный рассказ, предохраняющий от отчаяния впадших в блуд.

«Один достойный удивлении старец рассказывал, что некоторый брат был побежден демоном блуда до такой степени, что весьма часто впадал в грех сей; но также весьма часто умилостивлял и Господа своего слезами и молитвами. После такого раскаяния, побуждаемый навыком, опять падал в грех. Но и опять по падении стремился в церковь, и там, взирая на честное и славное изображение Господа нашего Иисуса Христа, повергался пред ним с горькими слезами, и говорил: «Господи! помилуй меня. Отъими от меня страшное искушение сие, поелику побежден от него, и жестоко уязвляюсь, пленяемый горечию удовольствия. Не могу лицом моим и взирать с дерзновением на святое Твое изображение, о Владыко! и видеть недостаточную лепоту лица Твоего, дабы сердце мое, зря Тебя, возвеселилось». После таковых слов выходил из церкви, и снова низвергался в ту же пропасть. Однако и тогда не отчаивался, но спешил в церковь и вопиял, подобно как и прежде, к человеколюбивому Господу. Много лет так он делал; не переставал грешить, не переставал и раскаиваться.

Однажды он такой дал обет милосердому Богу. «Господи! Тебя с сего времени делаю поручителем в том, что отселе никогда уже более не сотворю греха сего. Только, Благий, прости те согрешения, которые соделаны от начала до ныне». Когда он учинил толь страшный договор, опять сделался повинным греху. Здесь видно неизреченное человеколюбие Божие и бесконечная благость, терпеливо переносящая безмерные преступления брата, и по множеству милости ищущая покаяния его, и ожидающая, когда он возненавидят до конца греховную свою привычку. Кроме того не год, не два, не три протекли в такой жизни, но десять лет, или и более. Видите, возлюбленные, безмерное терпение, бесконечное человеколюбие Господа, как Он всегда долготерпит, милосердствует, переносит и еще переносит ужасные беззакония наши. И это тогда, когда мы, жалкие, посмеиваемся Ему. Здесь должно изумляться богатству милосердия Божия, ибо подвижник, дав пред Богом обещание не делать греха, скоро оказался лжецом: выходя из церкви, нарушил клятву преступлением. В сем случай нельзя не видеть бесконечной благости человеколюбивого Бога, которая даже пренебрегла слова пророческие: погубтии вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7).

В один день, когда сие случилось, и когда по худому навыку сделан был грех, несчастный борец с блудною похотью снова идет в церковь. Справедливо говорится: навык есть как бы долг. Если кто привык грешить, невольно и без желания грешит навыком, подобно как заимодавцев нудимый. И так, сделав грех, поспешно идет он в церковь, повергается лицом своим на землю, плачет, рыдает, стенает, умоляя милосердного Владыку сжалиться над ним и подать руку помощи, дабы он ног изъять себя из нечистоты сладострастия. Когда он так поступал, диавол, видя, что нисколько не успевает, ибо что он соплетал грехами, то сей разрывал упованием на Господа – бесстыдный является очам его. Вшед я сам позади его в церковь и став пред дверьми, когда увидех его ниц повергнувшегося в слезах, обратился к святому изображению Господа нашего Иисуса Христа, и громко возревел: «что мне и Тебе, Иисусе Христе? Твое сострадание бесконечно. Побеждаешь меня и низвергаешь множеством милости Твоей и безмерною Твоею благостию. Для чего приемлешь сего блудника, сластолюбца нечистого, оскверненного с ног до главы, который обманывает Тебя ежедневно, шутит властию Твоею и презирает владычество Твое, изменяя слову истины? Для чего же не сожигаешь его страшною Твоею молниею, но долготерпишь и ожидаешь и снисходишь? Мы слышали, что Ты будешь судить блудников и прелюбодеев, и однако не хочешь погубить ни одного грешника! Подлинно Ты несправедливый Судия, и не Своему желанию превращаешь суд и склоняешь взоры на неправду. Меня за гордость – неважное преступление – Ты стремглав низвергнул с небес в преисподнюю, не пощадив ни мало; а сей и лжец, и блудник, и сластолюбец, и пияннца, и прожора, повергнувшись пред лицом Твоим, проливает слезы, – Ты милостиво приклонешь к нему уши Твои, кротким являешь пред ним величество Твое, и спешишь поминовать его! За что же называют Тебя праведнейшим Судиею? Ибо вижу, что и Ты по великому милосердию произвольно смотришь на лица и нет правды в суде Твоем». Так говорил диавол, с яростию столь великою, что из рта его выходило пламя. После того, как умолкнул безумный, исходит глас от жертвенника, подобный отголоску сильнейших ударов, и еще страшнейший. Так вещал Он к нему: «о змий лукавый и губительный! не насытил ты злобы своей тем, что поглотил весь мир, коварный! но и прилепившегося к неизреченной милости благоутробия Моего спешишь похитить и пожрать, жадный! Или столько у него грехов, что ты уравновесил их с пречистою кровию, Мною за него излиянною на кресте? Вот страдания, смерть и кровь Моя исходатайотвовали снисхождение к малым проступкам его. И ты сан, когда он идет ко греху, не отгоняешь его, но с радостию принимаешь, надеясь завладеть им, и не отрицаешься от приобретения его себе; а Я – столь благий и милостивый, непостижимый в милосердии, повелевший ученику и апостолу Моему Петру прощать седмижды семьдесять раз в день оскорбившему его, неужели не пощажу? не сжалюсь? не помилую? Нет! так как прибегает ко Мне, не отвращусь от него, доколе не приобрету его. Ибо за блудных, за беззаконных, за грешных Я распяися, и пречистые Мои руки за них не распростер, дабы хотящий спастися притекал и опасался. Никого не отвращаюсь, и никого не отгоняю от Моей благости, хотя бы кто тысячу раз в день приходил ко Мне и исходил, и опять приближался ко Мне. поелику Я приходил не праведных, но грешных призвать на покаяние». Когда исходил глас сей, диавол не в силах был бежать и удалиться. Потом опять был глас: «выслушай, обольститель, и то, за что обвиняешь. Праведен Я, и в чем кого обрету, за то и сушу. Вот, Я нашел его в покаянии и исповедании и в праведности, поелику лежит у ног Моих и является победителем твоим. Посему прииму дух его, и обращу душу его, как единого из святых, ибо в течении столь многих лет не отчаялся в спасении своем, стяжав известную надежду – Мою благость. А ты зри славу души сей, и мучься завистию и рвением, погибельный»! Тогда брат, лежавший ниц на лице своем в слезах и рыдании, предал дух свой. Немедленно мщение ниспало в виде горящего огня на сатану, и пожрало его, поелику не устыдился я Господа Бога». (Из Беседы о покаянии св. Анфилохия, епископа иконийского. Киев, 1894 г. Изд. Киево-печерской лавры).

* * *

189

I. «Смотреть не грешно, но остерегайся, чтобы это не послужило случаем ко греху. В глазах – зрение, в сердце – грех». (Св. Амвросия de dignit. sасеrd). II. «Хочешь ли сохранить свое сердце? остерегайся взирать на то, чего непозволительно желать». (Бл. Иерон. ad Ruff.)

190

Свидетельства св. отцов и учителей церкви о вреде для нравственной жизни щегольства в женских уборах и нарядах. I. Григорий Богослов так обличает суетность и вред женских нарядов и украшений: «не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте на показ нежной шеи; не покрывайте Божия лика гнусными красками, и вместо лица не носите личины. Женщине не прилично показывать мужчинам открытую голову, хотя бы золото вплетено было в кудри, или несвязанные волосы... развевались туда и сюда нескромными ветерками. Ей неприлично носить на верху гребень, на подобие шлема, или видную издали мужчинам и блестящую башню. Не прилично и то, чтобы сквозь тонкий лен просвечивали твои волосы, вместе покрытые и открытые, и сиял как золото, где сбежало покрывало, выказывали мастерство твоей трудившейся руки, когда, поставив перед собою слепого наставника – бездушное изображение своего лица, с его помощию писала ты свою красоту. Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее притираньями, но чистую храните для одних своих супругов, и не обращайте на постороннего жадных очей; потому что вслед за очами неблагочинно ходит и сердце. А если при рождении не получили вы в дар красоты, то избегайте второго безобразия, т. е., не заимствуйте красоты у рук, – красоты, которую доставляет земля, которую легкомысленные (распутные) женщины покупают, и покупают за несколько оволов, красоты, – которая стирается и стекает на землю, не может удержаться на тебе во время смеха, когда веселие приводит в трепет ланиту, – красоты, которую изобличают в подлоге ручьи слез, увлаживающий ланиты страх, и уничтожает капля росы. Теперь блестят и полны прелестей твои ланиты; но вдруг (к великому смеху) являются они двухцветными, где темными, а где беломраморными. Ибо тебе, подсурмившаяса и подрумянившаяся, возможно ли удержать на себе обличаемую в подлоге красоту?.. Если и достанет у тебя хитрости сокрыть что-нибудь от супруга, хотя и не удобно Божий образ закрыть смертной личиной; то смотри, чтобы прогневанный Бог не сказал тебе так: «отвечай, чуждая Мне тварь! Кто и откуда этот творец? Я не пса живописал, но создал собственный Мой образ. Как-же вместо любезного Мне образа вижу кумир?»... Есла ты к супругу своему питаешь такую-же любовь, какую и он к тебе с тех пор, как цветущею девою введ тебя в брачный чертог, то сие приятно ему; но если стараешься понравиться взорам других, то сие ненавистно твоему супругу. Лучше тебе внутрь дома своего скрывать прелести, дивные природой, нежели не благочинно выставлять на показ прелести поддельные, – ибо супругу довольно и природной твоей красоты. А если красота выставлена для многих, как сеть для стада пернатых; то сперва станешь любоваться тех, кто тобою любуется, и меняться взорами, потом начнутся усмешки и обмен словами, сначала украдкой, впоследствии же с большею смелостию. Но остановись, говорливый язык, и не прозноси того, что последует за этим». (Из твор. Гр. Богослова глава V, издан. 3, 195 стр.). II. Св. Иоанн Златоуст так обличает жен в излишнем пристрастии их к нарядам. «Как ты, говорит он, обращаясь к разодетой женщине, можешь воздыхать? Как можешь плакать? Как можешь усильно молиться, будучи одета в такой наряд? Если и будешь плакать, то слезы твои покажутся достойными смеха для того, кто будет видеть их, потому что плачущей не следует носить золота, ибо это лицемерие и притворство. И в самом деле, как это не лицемерие, когда таже самая душа, от которой родились и это великолепие, и это тщеславие, – таже самая душа проливает и слезы!"(Бес. на 1-е посл. в Тимоф. 112 стр.). «Не думай, говорил Златоуст, обращаясь к разодетой женщине, – чтобы кто-нибудь удивлялся тебе, когда ты выходишь на зрелище, чтобы показать себя; напротив все смеются над тобою, как над щеголихою, как над женщиною гордою и заботящеюся только о теле... Ты составляешь предмет общего внимания и не можешь оставить в покое язык многоречивого злословия». (Бесед. на еванг. Матф. 3 т. 521 – 3 стр.). – «Такая женщина, говорил Златоуст, – выходя из церкви, ничего не выносит с собою, кроме ругательств, поношений и язвительных насмешек» (там же стр. 523 – 4). – «Церковь для того создана, – продолжал он, обращаясь в разодетой женщине, – чтобы ты выказывала в ней не украшения свои, а духовное богатство. А ты как-бы на зрелище приходишь сюда в таком украшении и, подражая на сцене играющим женам, одеваешься с такою величавостию». (там же, стр. 624). – Кроме того «от роскоши происходят прелюбодеяния мужей». (Бес. на пс. 2 т. 629 стр.). «Когда вы, говорил Златоуст женщинам, предающимся роскоши, побуждаете своих мужей не в любомудрию, а заставляете их находить удовольствие в том, чем украшаются любодейцы, они очень скоро уловляются. Ибо если бы вы научили их питать в этому презрение и утешаться непорочностью, благочестием, смирением; то они бы не так легко могли быть уловляемы любодеянием. Украшаться таким образом, и даже лучше, может и блудница, а облекаться добродетелями не ее дело. Итак приучите их находить удовольствие в таком украшения, которого они не могут видеть на блуднице». (Бес. на еван. Матф. 8. т. 625 стр.).

191

Обличение роскоши. (Из творений св. Иоанна Златоустого). Тем, которые «лежали, простершись на мягком ложе, св. Иоанн Златоуст советует представлять мучеников, которые лежали на железных решетках, где не постель была подослана, но подложены горячие уголья» (Слова к бес. на разн. сл. 1 т. 12 стр. и 2 т. 87 стр.); тех «которые жили в великолепных домах, в широких портиках, в пространных оградах,» он просит вспоминать о Христе, «Который не имел где главу приклонить» (там же); а тех, которые носили золотые украшения, он убеждал чаще вспоминать об апостоле Павле. «Ты хочешь носить украшения? – говорил он женщине, зараженной страстью к роскоши, – Приведи на память узы Павловы, и все это тебе покажется презреннее всякого грязного рубища. Или ты захотела убирать свои волосы и казаться красавицею? – Подумай о том, какой жалкий вид имел Павел в темнице, – и поверь, ты воспламенишься любовию в той красоте, а эту будешь считать крайним безобразием, к тяжело будешь вздыхать об этих вожделенных узах. Хочешь подкрасить себя притираньями, румянами и еще чем-нибудь в этом роде? – Подумай об его слезах; три года день и ночь плакал он беспрестанно». (Бес. на посл. к волос. 160 стр.). – В то же время св. И. Златоуст указывал и то, чек можно и должно заменить роскошь. Это прежде всего милостынею. «Возьми свои украшения, говорил он, и передай их чрез бедных в руки Христовы. Он сбережет все ваше богатство и, когда тела воскреснут, Он доставит как украшение большее, нежели настоящее ничтожное и смешное». (Сл. и бес. на разн. сл. 2 т. 303 стр.). «Снимите с себя драгоценности, говорил он еще, вы дадите хлеб бедняку. Вы обременены золотом, а ваш ближний гибнет. Вы из тщеславия надеваете на себя золото, а у вашего ближнего нечего есть. Эти золотые цепи – грешные цепи» (Труд. Киев. Дух. Ав. 1862 г. 8 ч. 461 стр.).



Источник: Составил Священник, Магистр Богословия, Законоучитель Реальнн. Михайловск. Училища в Москве Григорий Дьяченко. Москва. Типография Е.Г. Потапова, Старая Басманная, д. Мараевой. 1894. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Марта 28-го дня 1894 года.

Комментарии для сайта Cackle