О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
Девятая заповедь закона Божия. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна
1. Библейские изречения о девятой заповеди
I. Девятая заповедь закона Божия запрещает следующие грехи:
1) Лжесвидетельствование пред начальством: оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом(Притч. Сол. ХVII, 15). – Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, а не спасется (Притч. XIX, 5). – Что молот и меч и острая стрела, то человек, произвосящий ложное свидетельство против ближнего своего (Притч. Сол. XXV, 18). – Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды (Исх. ХХIII, 1).
2) Лжесвидетельствование в обыкновенной жизни:
а) мы не должны лгать на ближних наших: посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг другу (Ефес. IV, 25). – Кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1Петр. III, 10). – Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь (Псал. V, 7). –
б) не должны изменять: кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся (Притч. Сол. XX, 19).
в) не должны злословить: не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата, или судит брата своего, тот злословит закон, и судит закон: а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья (Иак. IV, 11).
г) не должны клеветать: не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим: ибо на воре – стыд, и на двоязычном – злое порицание (Сирах. I, 16 – 17).
II. Девятая заповедь предписывает следующие добродетели:
а) мы должны говорить истину: горе тем, которые зло называют добром, и добро злому, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким (Исаии I, 20).
б) хорошо отзываться о ближних: сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь (Сир. VI, 5). – Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Матф. VII, 1 – 3).
в) избегать празднословия и многословия: обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло (Сирах. XIX, 6). – Пред собранием старших не многословь, и не повторяй слова в прошении твоем (Сир. VII, 14).
2. Объяснение девятой заповеди заrона Божия
а) Виды грехов против девятой заповеди. К несчастию нашему мы ничем так не злоупотребляем, как даром слова, а злоупотребляя им, сколько мы произносим худых слов, ложных мнений и неосновательных суждений о ближних!
аа) Первый тяжкий грех против злоупотребления слова есть клевета. Клевета – исчадие врага рода человеческого – диавола, который, желая искоренить между людьми любовь, внушает ложное подозрение, старается все перетолковать в дурную сторону, возбуждает зависть, вражду, ссоры и раздоры между людьми. Не то же ли делает и клеветник-человек, стараясь очернить доброе имя ближнего, распуская о нем худую молву? Да, он делает тоже самое, и потому и заслужит от Бога страшное наказание. Сколько есть примеров наказания Господня за клевету на ближих! Верно в этом случае говорить слово Божие: «свидетель лжив без муки не будет, оклеветаяй же неправедно, не убежит от нее» (Притч. XIX, 5).
Клевета – ужасное зло. Она подобна моровой язве, говорит св. Тихон воронежский. «Как моровою язвою зараженный повреждает того, кто с ним сообщается, так и клеветник повреждает того, кто слушает его клевету». От зараженного человека заразительная язва переходить к другому, а от другого – к третьему, от третьего – к четвертому, и так по всем людям, если не остерегутся: так и от клеветника, один услышит клевету и скажет другому, другой – третьему, третий – четвертому и так все слышат и повреждаются клеветою. «Сколько людей, достойных доброй участи, погибло от клеветы, сколько расторгнулось уз дружбы и родства от клеветы; сколько подозрений пало на людей; сколько людей потеряло доверия и благорасположенности вследствие злой клеветы человеческой»! Верно в этом случае говорит св. Писание: «триязычные уста многих потрясли и изгнали от народа в народ, разрушили твердые грады и ниспровергли домы князей; они изгнали доблественных жен и лишили их своих стяжаний» (Сир. 28. 17). Клевета – такое ужасное зло, что служит даже препятствием в исполнению заповедей Христовых. Св. псалмопевец царь Давид молился ко Господу: «Господи, избави мя от клеветы человеческие и сохраню заповеди твоя» (Псал. 118, 144). Вот какое ужасное зло клевета.
бб) Осуждение ближних. Грех осуждения ближних – самый распространенный между людьми и нужно сказать, что на него почти не обращают внимания, не считают грехом. Везде и всюду можно видеть и слышать, как осуждают других. Осуждение ближних – самый любимый предмет наших разговоров. Загляните в хижину убогого, войдите в палаты богатого, и там и тут наверное услышите суждение о других, в большей или меньшей мере обидное и несправедливое. Есть даже люди, у которых страсть к пересудам до того усилилась, что они не могут жить без того, чтобы не говорит чего-нибудь обидного относительно ближних.
Братие христиане! Прежде времени ничто же судите, Дóндеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы и объявит советы сердечные (1Кор. 4, 5). Правильный суд о поступках и поведении ближнего возможен только для одного Господа, Которому открыты все тайники души и сердца нашего; Ему и принадлежит суд. Он один 3аконоположник и Судия, могущий спасти и погубить; ты же кто, который судишь другого, спрашивает св. апостол Иаков (Иак. 4, 12). Поэтому не извинителен всяк человек, осуждаюший другого, ибо тем же судом, каким судим другого, осуждаем себя (Римл. 2, 1). Но как не сказать о ближнем чего-нибудь худого, когда он действительно худо поступает, делает то-то и то-то. А мы всегда ли хорошо поступаем? Наше поведение безукоризненно? Притом, долго ли худому человеку исправиться и получить прощение у Бога. Мы видим, что известный человек худо поступает, но знаем ли как он сокрушается, скорбит и как он плачет о своих грехах пред Богом? Быть может в ту минуту, когда мы осуждаем его, он на коленях, весь в слезах стоит пред милосердым Господом и молится Ему из глубины души о прощении грехов своих? Быть может в ту минуту, когда мы говорим: этот человек сделал то-то и то-то, Господь говорит ему: отпущаются тебе грехи твои! Да, мы судим о ближнем по наружным, большею частию, его действиям. Но всегда ли правильно мы можем судить таким образом о ближнем? Как мы решаемся постигнуть сердце ближнего? Кто лесть от человека, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем (1Кор. 2, 11)? Одному только Богу известны все сокровенные изгибы сердца человеческого (1Иоан. 3, 20). Следовательно, по наружному виду мы не можем судить о ближнем. Наружность часто бывает обманчива, что нередко видим на опыте. Люди, суровые в словах и в обращении, бывают иногда с добрым сердцем и наоборот: люди кроткие по наружности – злы. Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, иудеи, судившие людей по наружным действиям, считали Фарисеев великими праведниками, мытарей же, напротив, всех – великими грешниками, и сильно ошибались (Мф. 23; Лук. 18, 10, 14). Точно также и мы можем ошибаться, судя о ближнем по наружному виду. (См. кн. «Беседы об основных истинах христ. вероуч. и нравоучения». Свящ. Данкевича, стр. 260 – 1). Обличая страсть осуждать ближнего по поводу какого-либо его нравственного падения, один замечательный западный проповеднях говорит: «один из наших ближних пал!.. Итак, если вы действительно проникнуты духом Христа, то позвольте мне выразить впечатление, которое произведет это падение на вашу душу.
Он пал. Но вы, осуждающие его, разве никогда не падали сами? Будет ли вам приятно, когда враждебный голос начнет рассказывать ваше предосудительное прошлое, и разве нас не успокаивала та мысль, что забвение похоронило его навсегда?
Ваша жизнь, вы скажете, была свободна от больших погрешностей. Согласен. Но себе ли вы обязаны этим? Если вам не доставало случаев для падения, то не стремилось ли ваше сердце к ним тысячу раз, не жаждало ли и не домогалось ли их? Покажите-ка нам, если осмелитесь, историю вашей внутренней жизни! Расскажите нам о тех тайных мыслях, которых никто и не подозревал, о тех постыдных вожделениях, глухих страстях, недостойных желаниях и успехах самолюбия, которые вы лелеяли и осуществляли, по заранее обдуманному плану, в ущерб смирению и к скорби других... Всего этого не видел ни один человеческий взгляд. И в то время, как эта бездна греха бродила в вашей голове и душе, ваша внешняя жизнь была всегда благоустроена, всеми признаваема и уважаема. Предположим теперь, что в одну из тех минут, когда страсть зажгла ваше сердце и обольстила вашу совесть, явилось искушение, действительное, живое, со всеми своими прелестями и очарованием, что сталось бы с вами? Куда девалась бы гордость беспорочной жизни и беспозорного прошлого? Предположим, что это первое падение обратило на себя взгляд человека, который по недостатку терпимости осудил бы и изобличил вас, как вы осуждали ближнего, что сталось бы с вами? Бог вас пощадил в Своем милосердии. Тысячи обстоятельств отвращали ваше падение, но будьте уверены, что предоставленные своим инстинктам вы погибли бы, и что высшая причина вашего спасения заключается не в вас самих.
Ваш ближний пал! Но знаете ли вы его историю? Знаете ли вы, какие заблуждения окружали его, какие обольщения обуревали, какие искушения застилали ему свет, загромождали ему путь? знаете ли вы, что в роковой час падения ему недоставало братской руки, могущей его поддержать и спасти, и что эта рука могла быть вашей?
Ваш ближний пал!... Но знал ли он то, что знаете вы? Было ли у него прошлое, полное благословений и чистых влияний, могущих его предохранить? Изведал ли он, подобно вам, от своей колыбели молитвы, слезы, предостережение матери христианки? Было ли ему открыто евангелие с самого начала? Видел ли он на своем пути крест, простиравший к нему надежду спасения? Слышал ли он многочисленные предостережения, в которых никогда не нуждались вы? Итак в глазах Бога, взвешивающего все на Своих весах, кто из вас виновнее? Кому Он дал больше талантов? К кому Он будет требовательнее?
Вот, братия, первое впечатление, которое должно производить на вас падение одного из наших ближних; оно должно являться скорбным обращением в самому себе, искренним смирением пред Богом.
Первое побуждение влечет другое: это действительное и глубокое сострадание к тому, кого постигло зло.
Читая прекрасные главы, в которых евангелие рассказывает нам о рождении Спасителя, и в особенности о дивном гимне, которым ангелы оглашали равнины Вифлеема, вы никогда (быть может) не размышляли, сколько трогательного в том факте, что ангелы, т. е., существа, остающиеся чистыми, первые радуются и благословляют Бога за спасение падшего человечества? Таким образом, чем ближе к Богу и чем святее любовь, изъявлянная Ему, тем более способны к состраданию и милосердию. И зачем ссылаться на ангелов, когда Тот, Кому поклоняются сами ангелы, Кого Писание называет Святым и Праведным, представляется нам всюду бесконечно сострадательным и милосердым к павшим существам!
И если те, которые остаются чистыми, и Тот, Кто был самою святостью, тронуты виновностью самих ближних, что-же чувствуем мы к ним, мы, которые все виновны в различных степенях, и причастны их заблуждениям?» (См. Беседы г. Берсье, т. III, стр. 603). вв) Деватой заповедью закона Божия запрещается далее вообще всякая ложь. Всякая ложь есть злоупотребление самым прекраснейшим даром Божиим – даром слова. Ложь разрушает порядок человеческих обществ, уничтожает общественное доверие и унижает слово. Ложь оскорбляет Бога, Который есть – Истина. Он Сам сказал: мерзость Мне устне лживы (Прит. 12, 22). Ложь бесчестит того, кто ее составляет, изобличает в нем душу низкую, характер слабый, пороки постыдные, и мало-по-малу влечет его к погибели: уста лжущая убивают душу (Прит. 1: 11), говорит Премудрый, Ложь есть порок, мерзость не только пред Богом, но и в глазах людей. По учению Господа нашего И. Христа – мы должны, по самому званию своему, любить друг друга. А между нами может ли быть любовь, когда мы станем говорить ложь друг на друга, особенно ложь с враждебным настроением? Постараемся же всемерно избегать лжи!
гг) Наконец этой заповедью запрещается всякое празднословие. Спаситель и за одно праздное слово, если бы оно даже не было со вредом для ближнего, потребует от нас ответа ва страшном суде. Глаголю вам, говорит Он в евангелии, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят, о нем словов день судный (Матф. 12, 36). Посему-то св. апостол Павел остерегает нас от дурных слов. Всяко, говорит, слово гнило, т. е. соблазнительное, вредное, да не исходит из уст ваших (Ефес. 4: 29). А св. царь и пророк Давид представляет нам в себе и пример воздержания языка: я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим: буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мной (Пс. 38, 2).
б) Средства, содействующие исполнению десятой заповеди закона Божия. По выражению апостола Иакова, язык человеческий, это – огонь (Иак. 3. 5 – 8), а потому, чтобы избежать грехов против девятой заповеди, необходимо, согласно наставлению апостола,
аа) удерживать язык свой от всякой лжи, обмана и празднословия. Хотяй бо, говорит он, живот любити и видети дни благи, да удержит язык свой от Зла, и устне свои, еже не глаголати льсти (I Петр. 3, 10).
бб) Всею душою любить истину и правду, и всеми силами к ним стремиться.
вв) Необходимо помнить, что чрез ложь, мы наносим самые тяжкие обиды и страдания нашим ближним. Добрее мне паче умрети, говорить апостол Павел, нежели похвалу мою кто да испразднит (уничтожит) (1Кор. 9, 15).
гг) Нужно сознавать что кто лжет, тот подражает диаволу, отцу лжи (Иоан. 8,14).
дд) Наконец, для большего успеха в обуздании своего языка, необходимо обращаться в Богу, хотя с такою молитвою: «положи, Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения о устах моих». Или: «Владыко живота моего, дух празднословия не даждь ми! (Г. Д-ко).