О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
Б. Добродетели, предписываемые восьмой заповедью
1. Уважение чужой собственности
а) Примеры строгого исполнения восьмой заповеди.
I. Один брат, пришедши к авве Агафону, сказал: «позволь мне жить с тобою». Идучи же к нему нашел он немного селитры и принес с собою. Старец спросил: «где ты взял селитру?» – «Я нашел ее на дороге, когда шел сюда, и взял ее». Старец сказал ему: «если ты шел жить со мною, то для чего взял то, чего не клал!» Я послал его отнести селитру туда, где он взял ее. (Из «Скит. пат.»).
II. Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, рассказывал, что старец говорил о себе: «когда был и отроком, вместе с другими детьми пас 2 коров. Сверстники мои пошли воровать смоквы, и когда бежали назад, уронили одну; я поднял ее и съел. Ныне, когда вспомню об этом, сажусь и плачу». (Из «Скитского патерика»).
III. Однажды авва Агафон шел по дороге с учениками своими. Один из них нашел на дороге небольшую связку зеленого мелкого гороха и сказал старцу: «отец, если ты благословишь, то я возьму это». Старец внимательно посмотрел на него и, как бы удивясь, спросил: «разве ты положил тут эту связку? Брат отвечал: «нет»! Старец сказал: «как же ты хочешь взять то, чего не положил?» (Из «Отечника», еписк. Игнатия, стр. 64).
IV. Однажды преп. Зинон, путешествуя по Палестине, утомился и сел отдохнуть подле одной усадьбы. Увидав на огороде огурцы, он захотел сорвать хоть один. «Сорвать огурец – дело не важное», подумал он; но потом, убоясь как бы самого себя, он вдруг сказал себе: «хищники присуждаются к наказанию, а ты, Зинон, можешь ли перенесть наказание?» Сказав это, он стал на солнечном зное для испытания себя. Простояв так пять дней, он истощился в силах и сказал: «Зинон не может больше переносить наказания; следовательно, не может и прикоснуться к чужой собственности». (Пам. его 30 янв.).
V. Однажды авва Иоанн персянин занял у одного подвижника золотую монету и купил на нее льну для своего рукоделия, который вскоре и роздал просившим, потому что не желал огорчить их отказом. Пришел, наконец, к нему и ссудивший его золотою монетою, желая получить ее обратно. Авва Иоанн сказал ему: «я схожу и принесу ее тебе». Не нашедши у кого бы занять монету, он пошел к авве Иакову, заведывавшему роздаянием милостыни, с тем, чтобы попросить у него златник для уплаты своего долга. Идя к авве Иакову, он увидал на дороге лежащий златник. Авва Иоанн не прикоснулся к нему, но, сотворив молитву, возвратился в келлию. Скоро опять пришел ссудивший его золотою монетою, прося возвращения долга. «Я забочусь об этом», отвечал старец, и опять пошел к авве Иакову. На дороге он опять увидел золотую монету на том же месте, на котором она была и прежде; сотворив молитву, старец возвратился в келлию. Золотодавец пришел и в третий раз, прося возвратить ему его деньги. Старец отвечал ему: непременно схожу и принесу тебе». Он пошел на то место, где прежде нашел монету, она лежала там же. Сотворив молитву, он взял ее, принес к авве Иакову, и сказал ему: «авва! идя к тебе, я нашел на дороге этот златник: окажи любовь, повести в окрестности, не потерял ли кто его? если найдется потерявший, отдай ему». Авва Иаков ходил три дня и объявлял о найденной золотой монете, но не нашлось никого, кто бы потерял златник. Тогда старец сказал авве Иакову: «если никто не потерял этого златника, то отдай его такому-то брату (При чем он назвал имя своего заимодавца): я должен ему; я шел к тебе просить милостыни, чтоб отдать долг, и нашел этот златник». Удивился авва Иаков, что старец, будучи должен и нашедши монету, не взял ее тотчас и не отдал долга. («Отечн.» еп. Игнатия, стр. 296).
VI. Препод. Исаак (родом из Сирии) сообщает следующий случай замечательно осторожного отношения к чужой собственности; он рассказывает: «я знаю подвижника, который когда жал на поле и захотел съесть пшеничный волос, спрашивал хозяина: «позволишь ли мне съесть пшеничный колос?» Так был осторожен этот инок от неправедного стяжания, которое начинается обыкновенно с малого и незаметно доводит человека до великого злоприобретения. («Ч.-М.»). (Гр. Д-ко).
2. Бескорыстие
Примеры бескорыстия.
I. Некто из святых, именем Филагрий, живя в пустыне иерусалимской, усердно занимался работою и тем снискивал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на рынке и продавал свое рукоделье, кто-то уронил кошелек с тысячью монет. Старец, нашедши его, остановился на том же месте, говоря: «конечно, потерявший воротится». И вот, потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот ухватил старца и хотел дать ему что-нибудь из денег; но авва ничего не принял. Тогда потерявший начал кричать: «пойдите, посмотрите, что сделал человек Божий!» Но старец уже скрылся и вышел из города, не желая прославиться. (Дост. сказ. о подв. св. и блаж; отцов).
II. Достойно было удивления в авве Иоанне персиянине, что если кто приходил к нему взять что-нибудь в долг, он не сам давал из своих рук, а говорил брату: «пойди, возьми себе, что нужно». Когда взявший приносил долг, то старец говорил: «положи это опять на свое место». Если же кто не возвращал долга, то старец и не напоминал ему о том. (Из «Скитского патерика»).
III. С одного подвижника требовали настоятельно долг и он не имел, чем уплатить. Нашел он на дороге деньги, и – казалось бы тотчас уплатит этими деньгами свой долг. Но нет, он и в крайности не воспользовался находкою, но объявил об ней. Так он был бескорыстен! (Древ. патер. гл. 6, сказ. 8).
3. Правдивость
Поучительные примеры правдивости в обыкновенной жизни.
I. Однажды, находясь в крайности, мать Епифания, по вере еврея, впоследствии обратившегося ко Христу и сделавшегося епископом кипрской церкви, послала сына в ближайший город, чтобы продать осла, потому что не на что было купить хлеба; к тому же осел был очень упрям и не годился для работы. Мальчик привел осла на базар, и скоро подошел один еврей, желавший его купить. Видя, что Епифаний единоплеменник его, он сказал ему: «мы с тобою поклоняемся одному Богу, Который любит справедливость и истину; не следует нам обижать никого. Оценим осла твоего в настоящую его цену, чтобы нам не прогневать Бога, обманывая друг друга». Услышав эти слова, мальчик отвечал: «я вовсе не продам тебе осла: он бьется и не годится в работу. Мать от нужды послала продать его, потому что нам нечего есть; но так как ты мне говоришь, что грешно ради приобретения обижать ближнего, то я и не продам его, ибо боюсь Бога и не желаю тебе зла. Еврей удивился разуму и честности мальчика, дал ему денег, чтобы купить хлеба, и Епифаний, купив хлеба, отправился домой на осле своем. На обратном пути ему встретился человек, который тоже хотел купить осла; но Епифаний отказался продать его, объяснив ему ту же причину, какую он высказал и еврею. («Ч.-М.» май).
II. Св. отцы и подвижники благочестия строго заповедывали христианам избегать всякого притворства, лукавства и скрытности. Вот какой пример мы находим в житии преп. Феодора, ученика Пахомия Великого. В один жаркий день, когда преп. Феодор сидел при вратах своей келлии в одежде раздранной, пришел к нему для беседы один мирянин. Ученик тотчас вынес Феодору другую одежду, но он отослал его назад и продолжал беседовать о спасении души. Когда мирянин ушел, то пр. Феодор сказал своему ученику: «когда исполняем дело Божие, то не должны думать об угождении обычаям человеческим: я исполнил свое дело, и если кто хочет пользоваться, то пусть пользуется, а если кому соблазнительно видеть меня в разодранной одежде, пусть соблазняется. Я не хочу применяться к лицам; как меня застанут, так и встречаю приходящих. И впредь повелеваю тебе всем говорить о мне правду и не поступать, как поступают в мире. Когда ем, скажи, что Феодор ест; когда сплю, скажи, что спит, – чтобы ни делал я, пусть дела мои будут известны. Того нельзя считать совершенно честным, кто имеет причину скрываться»202. (Из «Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отцев»).
4. Правосудие
Правдивость или верность на суде носит название «правосудия».
а) Судьи должны творить правый суд.
При отправлении правосудия судьи должны помнить: 1) что их суд есть суд Божий (Втор. 1, 16). "Смотрите, говорил некто благочестивый иудейский царь Иосафат поставленным от него судьям, что вы делаете; вы творите суд не человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. И так да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно; ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства». (2Пар. 19, 6 – 7).
2) должны изрекать не иной суд, как изрекаемый Самим Богом в Его слове, в законах государства и в их совести. «Правосудие, в отношении к телу общества, есть род врачевания: если членам, потерпевшим лишение, не доставят судии восполнения, поврежденным исправления и не отсекут зараженных смертною язвою: то может заразиться все тело. В этом случае они грешат не только пред Богом, но и гражданским законом». (См. Нрав. богосл. архиеп. Платона стр. 283 изд. 4). Только при добросовестном исполнении своих великих ответственных обязанностей судьи могут иметь надежду на оправдание себя на страшном и праведном суде Божием203 (2 Парал. 19, 6 – 10; сн. Прем, 6, 9–7). (Г. Д-ко).
б) Примеры правосудия. Св. Епифаний имел при себе иеродиакона, по имени Савина, человека благочестивого, Честного и лучше всех знакомого с законами церковными. Поэтому св. Епифаний определил его судиею духовных дел, подведомых епархиальной власти. Однажды пришли к Савину два человека, один богатый, а другой бедный, для судебного разбирательства. Все обстоятельства дела показывали, что богатый был прав, а бедный виноват, но Савин, по врожденному ему состраданию к бедным, склонил свое решение в пользу бедного. Между тем св. Епифаний в это время, желая знать, как поставленный им судия исправляет свою должность, стоял в сокровенном месте и слышал все. Чтобы исправить допущенную неправду, святитель Христов тотчас вышел и кротко обличил Савина, сказав: «в законе Моисея сказано: не делай неправды на суде, не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого, но по правде суди ближнего твоего (Лев. 19, 15). Конечно, бедные и убогие больше требуют от нас милосердия и заступления, но есть нищие с дурными нравами, есть и богатые с добрым сердцем». Сказав это, святитель Христов устранил Савина от должности, чтобы всем показать, как строго должно соблюдать правду и избегать нарушений ее по побуждениям личных пристрастий. (Чет.-Мин.).
5. Милосердие к бедным
а) Четыре побуждения благотворить бедным. «Будем прилагать великое усердие к милостыне, говорит св. Иоанн Златоуст, и не станем говорить, что такой-то порочен и недостоин благодеяния, такой-то низок, такой-то презрен: ты смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а только на нужду, ибо, хотя бы он был негоден, низок и презрен, И. Христос вценяет тебе это в награду тая, как бы Он Сам чрез него получал благодеяния. Чтобы не взирали на достоинство тех, кому оказывается благодеяние, послушай, что говорит Он: взалкахся, и даше Ми ясти204; потом, когда те отвечали: когда Тя видехом алчуща, и напитахом, Он продолжает: понеже сотвористе единому сих братий Моих менmших, Мне сотвористе (Матф. 25, 36 – 40). Таким образом нам не осталось никакого предлога. Не пробегай без внимания этих слов.
Выражение: алчуща Мя видесте и напитасте, представляет четыре побуждения к милостыне: а) достоинство просящего, ибо просящий есть Господь; б) потребность нужды, ибо Он алчет; в) легкость подаяния; ибо Он просит напитать Его и требует только хлеба, а не наслаждений; и г) величие воздаяния, ибо за эту малость он обещает царство.
Ты бесчеловечен, жесток и немилостив? Постыдись, говорит Он, достоинства Того, Кто просит.
Но тебя не преклоняет Его достоинство? Тронься несчастием.
Но и несчастие не преклоняет тебя на милость? Подай по легкости прошения.
Но ни достоинство, ни потребность нужды, ни удобство подаяния не может убедит тебя. Подай же нуждающемуся ради величия обещанных за это благ. Видишь ли четыре причины, которые могут тронуть и самый камень, и скупого, упорного, жестокого и бесчувственнейшего из всех людей? Какое же будет прощение тем, которые после такого увещания и совета не обращают внимания на нуждающихся»205. (Из творен. св. Иоанна Златоуста, сн. кн. «Собр. поучений, избранных из твор. св. Иоанна Златоуста» т. II, изд. 1882 г. Оптинской пустыни, стр. 280).
б) Примеры милосердия.
I. Свят. Иоанн милостивый не мог заснуть под шелковым одеялом, которого дороговизна по-видимому и не могла бы беспокоить его, потому что это была не покупка, а подарок ему. Отчего же он не мог заснуть? – Оттого, что тем одеялом, по убеждению его, могли покрыться многие бедные семьи. И – вот он продал дорогую вещь, а деньги раздал нищим.(«Чет.– Мин.» 12 ноября).
II. Авва Иоанн, фивейский подвижник, младший ученик аввы Аммона, двенадцать лет служил больному старцу до самой его смерти, сидя с ним на рогоже и с радостью готовый на всякую услугу больному. (Скит. пат.).
6. Нестяжательность
а) Преимущества добродетели нестяжания.
Сколь ни много добра можно сделать из имущества чрез раздаяние его бедным и употребление на другие дела Богоугодные и спасительные; но добровольная нищета или нестяжательность выше милостыни (Исаак. Сир, сл. 56. стр. 349. 360). Нестяжательность есть дело высшего совершенства: аще хощеши, говорит Спаситель, совершен быти, иди, продажд имение твое и дажд нищим (Матф. 19, 21); ибо 1) нестяжательный, по свидетельству Иоанна Лествичника, «есть властитель мира, все заботы вверяющий Богу и верою всех приобретающий себе в рабы. 2) Нестяжательный делатель, сын беспристрастия, о том, что есть у него, думает, как бы не было у него; он все вменил в уметы. 3) Человек нестяжательный чист во время молитвы» (сл. 17, 2. 3. 4). 4) Нестяжательпость предоираняегь от многих пороков и учит воздержанию (Исаак. Сйр. сл. 60. стр. 274. сл. 56, стр. 360). Посему истинные подвижпики веры и благочестия благодарят Бога, когда Он лишает их всякого имения и считают бедность своим богатством. (Антон. Вел. См. Историю православн. монашества на Востоке. 1854 г. стр. 62).
б) Примеры нестяжательности.
I. Иисус Христос есть совершеннейший образец нищеты. Так Он родился в яслях, жил, не имея где главы подклонити, и умер на кресте. Он Сам, подавая Собою нам образ произвольной нищеты, поучает так жить на земле и всех ищущих царствия небесного. Аще хощеши, говорить Спаситель, совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим (Матф. 19, 21).
II. Св. Антоний Великий, услышав в храме слова Господня о совершенной нестяжательности (Мф. 19, 21), принял их к своему сердцу так, как бы они лично были ему сказаны: роздал имение свое бедным, удалился в пустыню и сделался славным основателем монашества на востоке.
III. Св. Николай чудотворец, получив от родителей наследство, роздал его бедным, при чем особенно любим раздавать милостыню тайно. («Ч.-М.»).
IV. Св. Павлин, епископ ноланский, также роздал все имение бедным, и когда все удивлялись этой великой жертве, смиренно сказал: «я подобен борцу, пртотовляющемуся к борьбе, или человеку, желающему переплыть реку. Оба они ничего еще ни сделали чрез то, что скинули с себя одежду». Под одеждою же он разумел земные стяжания, препятствующие христианину плыть по житейскому морю в небесное отечество. («Ч. М.»).
V. Св. Макарий египетский, когда тать пришел обокрасть его, сам пособил ему свои скудные пожитки вынести из келлии и положить на коня: «ничего, думал при сем св. муж, не внесли мы в этот мир, ничего и не вынесем». (Древн. пат.).
VІ. Однажды напали разбойники ночью на св. Илариона, думая что-нибудь найти него, но всю ночь искали и не нашли. По утру сказали ему: «если бы на тебя напали разбойники, чтобы ты сделал?» Он сказал: нагий (ничего неимеющий) разбоя не боится. «Но они могут тебя убить?» Святой сказал: я умереть готов и потому разбойников не боюсь. (Четьи Мин. окт. 21).
VII. Один богатый человек принес много золота в скит братии. Но ни настоятель, ни братия не коснулись его золота. Он положил целую корзину с золотом у церковных дверей, чтоб желающие брали, сколько хотят. И тут никто не подошел к его деньгам. (Древ. патер. гл. 6, сказ. 23).
в) Свидетельства св. отцов и учителей церкви о пользе нестяжательности.
I. Св. Амвросий медиоланск. учит, что удалившись от всего, что мятет и волнует чад века сего, нестяжательный «возлетает превыше облаков, обнов- ляется и окриляется, подобно орлу, и с обновленными крылами направляет смелый полет к небу». (Хр. чт. 1836 г. ч. 2).
II. Препод. Нил пишет: «таковый (нестяжательный) монах посмевается настоящему, возносится выше и выше, отрешается земного, – жительствует в горних. Ибо крыла его легки, не отягчаются заботами. Случилась неприятность, – он без печали оставляет место; пришла смерть, он с веселием исходит из жизни: ибо ни к чему другому непривязал души своей». (Хр. чт. 1826 г. ч. 24. Св. Нил об 8 порочных помыслах).
III. Св. Василий В. учит: отречение от благ мира «есть узда греховным действиям, удаление препятствий в стяжанию того, что вожделенно паче злата и камене честна многа (Пс. 18, 11) – восторжение человеческого сердца в небесное жительство, по причине моего можно говорить: наше житие на небесех есть (Филип. 16, 20). Но что всего важнее, – оно есть начало уподобления нашего Христу, Который нас ради обнища, богат сый (Св. Василий В. простр. правил ответ 8. Хр. чт. 1834), и Ко- торый есть как бы таинственная извне и внутри написанная книга, в которой иноки читают сию превосходную истину: иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси (Матф 9, 21). «Без отречения же, продолжает тот же учитель церкви, не возможно достигнуть жизни сообразной Христову благовествованию. Ибо связываясь богатством, житейскими заботами, пристрастием и привычками, можно ли сокрушить сердце свое, уничтожить гордый ум, обуздать гнев, скорбь, возмущение и вообще гибельные страсти своей души? – Кому не позволено заботиться даже о необходимом, как то: о пище и одежде, тот имеет ли какую-либо причину отегощать душу свою злыми заботами о богатстве, которое, подобно тернию, препятствует оплодотвориться семени, посеянному Возделывателем душ наших? Ибо так Господь говорит: а еже в тернии падшее, сии суть слышавшии, и от печали и богатства и сластьми житейскими ходяще подавляются, и не совершают плода (Лук. 8. 14)». (Хр. чт. 1834 г.).
* * *
Правде научитеся, живущии на земли. Из глубины времен давно минувших, за три тысячи лет, весется к нам грозное слово пророка Божия Исаии: правде научитеся живущии на земли! (Ис. 26, 9). Видно и тогда было мало правды на земле, и тогда люди «зло называли добром, и добро злом; тьму почитали светом, а свет тьмою; горькое сладким, а сладкое горьким"(5, 20). Но ведь тогда люда не могли еще знать во всей полноте правды Христова учения, не сиял им свет божественный от святого евангелия: а теперь наши дети больше знают о Боге, о Христе Спасителе, и о том, чему учит Божий закон, знают больше, чем сколько знали все мудрецы греческие, египетские и другие... И при всем том, как ни темны были люди в старину, а когда присяушивались в голосу своей совести, то часто и в правде Божией бывали ближе, чем мы, грешные. Есть древнее еврейское предание, что к царю Давиду пришли на суд два соседа: один купил у другого землю, стал копать себе на этой земле погреб и нашел клад. В чем же они просили суда у святого царя? Вы думаете, что прежний хозяин потребовал себе у нового долю из найденного клада? – Ошибаетесь. Тот, кто нашел клад, сказал царю: «когда я покупал эту землю, то не знал что в ней зарыт клад; поэтому клад – не мне принадлежит, а прежнему хозяину земли; я и хочу, чтобы тот взял его, а он отказывается». А прежний хозяин сказал: «и я не знал, что тут есть клад; я продал землю со всем, что есть и в земле. Поэтому и клад пусть берет тот, чья теперь земля». Спорили оба, и ни тот, ни другой не хотели уступить; царь предлагал им разделить клад пополам, но и на это они не согласились. Тогда мудрый сын Давидов, юный Соломон, присудил отдать сокровище детям этих честных и великодушных людей. Скажите, после этого, найдете ли вы теперь таких правдолюбцев? А в недавнее старое время они были еще нередки: наши деды и прадеды жили в простоте и любили правду Божию. «За правду Бог и добрые люди», говорили они: «кто правду хранить, того Бог наградит; кто правды желает, тому Бог помогает». И вот, бывало, верит торговый человек совести покупателя, а покупатель верит совести продавца, и оба довольны друг другом, и Бог благословляет обоих Своим благословением небесным. Едет, бывало, по деревне торговец с своим товаром, отпускает бедным людям в долг, и этот долг пишет для памяти углем на двери, на воротах должника. Приезжает он в другой, в третий раз, напоминает должнику о расплате, тот просит «потерпеть», подождать пока справится – с деньгами соберется. И вот если должник оттягивает расплату со дня на день, с недели на неделю, тогда торговец говорит – ему: «смотри, брат, если в следующий раз ты не уплатишь, то я долге твой сотру и делу конец»... Долг сотру – это значит: прощу тебе долг, но тогда уж не мне будешь отвечать, а Богу Самому; я скажу: Бог с тобой и с деньгами твоими; обойдусь и без них, а тебе Бог судья да добрые люди! И эта угроза для добросовестного человека была страшнее всякой жалобы в суде, действительнее всякого судебного приговора. Вот как в старину любили правду Божию! Правде научитеся живущи на земли! Бог Сам есть вечная правда. Он и в нас правду любит. Правда и от смерти избавляет. «Много людей погибло от неправды"', говорит один древний учитель «Уразумей же, бедный род человеческий, что тебя победила неправда! Познай, человек, познай хотя ныне, кто сильнее: Бог ли, правда вечная, или диавол – лжец от начала? Рассуди, что для тебя лучше: правды ли держаться и Богу – правдолюбцу угодить, или ложью себя погубить и вечно во аде с диаволом быть? Рассмотри, что лучше: грех ли погубляющий, или закон спасающий? Правда или ложь, рай или мука вечная? Ни богатства, ни славы, ничего мы с собою на тот свет не возьмем, – одна правда пойдет туда с нами». Оттого и наказывал так строго своему сыну наш древне-русский православный простец-писатель (Ив. Посошков): «ни о чем тако не старайся, чадо, яко о правде, правда бо не токмо в животе добро, но и по смерти благо: ибо доведет тебя до царства небесного». (Извлеч. в сокращ. из № 52 «Церк. вед.» издающихся при Св. Синоде, за 1889 год).
Побуждения к хранению правосудия. (По учению св. Тихона задонского). 1) Бог – вечная правда, Который правдою благоугождается и неправдою раздражается, Который к судиям чрез пророка Своего глаголет: не сотворите неправды в суде (Левит. 19, 15). 2) Если всем христианам необходимо нужно правду хранить, когда хотят быть христианами: кольми паче судиям, которые, как лучшие и разумнейшие, из всех избраны, и как светила – на высоте поставлены? 3) Клятвенное обещание учиненное пред Богом и св. евангелием – правду хранить, защищать, а неправду искоренять. 4) Целость и благосостояние общества, которое от правды хранимой созидается и сохраняется, от неправды – разоряется И падает... Правда судейская искореняет зло, а неправда научает злу. 5) Видим в Писании, что страшный суд Божий гремит на неправедных судей: проклят, иже уклонит суд нищему, и сироте и вдове. И паки: проклят, иже возмет дары поразити душу крови неповинные (Втор. 27, 19, 26. Исаии 10, 1, 2). Судии неправедному отвсюду тесно будет, когда станет на суде Христовом. Обличит его совесть, общее всех человек правило и закон; обличит его обещание, при святом крещении учиненное; обличит присяга; обличит Божие слово; обличат слезы вдов, сирот и прочих бедных, пролитые, но по мздоимству ничего не успевшие. Сильнии сильно будут мучены! (См. «Учение иже во святых отца нашего Тихона задонского». СПБ. 1864 г., стр. 310).
Как понимать то, что Господь Иисус Христос каждую услугу, оказанную ближнему, усвояет Себе? Услугу, оказанную ближнему, Господь усвояет Себе: 1) как Промыслитель. Бедность и другие последствия греха вошли в мир вопреки Его воле: Он предназначал всех к блаженству. Богатый, идя на помощь бедному, исполняет для него как бы дело провидения Божия, и бедняк, получивший от него милость, воздает за нее славу Богу. Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздает ему за благодеяние его (Пр. 19, 17). – 2) Как Спаситель. Ближний наш – бедствующий и нуждающийся – искуплен Его кровию и член Его тела – церкви. В таинстве святого причащения Господь самым теснейшим образом соединяется с нами, так что тела наши становятся, по выражению апостола, членами Христовыми. (1Кор. 6, 14). Посему и оказавший помощь бедному, оказывает ее Самому Господу, в нем пребывающему. (См. кн. прот. П. Смирнова: О законе Божием и заповедях, стр. 102 изд. 1875).
О христианском милосердии и примерах этой добродетели сказано подробно в нашей книге под названием: «Уроки и примеры христ. надежды», в отделе: пятая заповед блаженства. Этот отрывок из творений св. Иоанна Златоуста приводится здесь только по требованию системы катехизиса, которой мы держимся.