СВОЙСТВА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ (Довольство своим состоянием, терпение и мужество в скорбях и страданиях и преданность в волю Божию)
11. Мысли о терпеливом перенесении скорбей
I. «Скорбь можно сравнять с горьким лекарством, которое, если завернуть или закатать в терпение, легко можно проглотить; но когда, по негодованию, станем его жевать, оно оказывается отвратительным и несносным». (Из кн. «Утешение скорбящим, почерпнутое из Св. Писания». Москва, 1855 г., стр. 219, 157–158).
II. «Ты скорбишь, – говорил св. Антоний В. св. Дидиму, жаловавшемуся на свою слепоту, – что лишен зрения, глаз, которыми смотрят комары и мошки, ничтожные животные; лучше радуйся, что имеешь глаза херувимские, которыми видишь Бога и воспринимаешь свет, а это дороже зрения телесного!» (Сократ, кн. 4, гл. 25).
III. Мать Синклитикия говорила: «Испросив себе позволение, дьявол поражает тяжелыми болезнями, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страдает сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты – грешник, то страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после Суда и не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс.117:18); ты – железо, и огонь очистит твою ржавчину; если ты праведник и подвергаешься болезням, то через это от великого переходишь к большему, ты – золото, и через огонь делаешься чище. Ты искушаешься горячкой? Наказуешься простудой? Но Писание говорит: «проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс.65:12). Достиг ты первого, ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: «Нищ и боляй есмь аз» (Пс.68:30). Эта двоякая скорбь соделает тебя совершенным, ибо Псалмопевец говорит: «в скорби распространил мя еси» (Пс.4:2). В этих училищах нужд и страданий будешь образовывать свою душу подвигами». (Скит. пат.).
IV. Авва Исаак заболел тяжкой болезнью и долго страдал от нее. Один брат приготовил для него немного варенья, в которое положил слив; но старец не хотел отведать. Брат просил его, говоря: «Поешь немного, авва, ради немощи». Старец отвечал ему: «Поверь, брат, тридцать лет желал бы я провесть в этой болезни» (Из Скит. патер.),
V. «Все святые жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении: ты ли один хочешь оставаться без всякого страдания и печали? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего потерпеть? Да не будет сего!» (Св. Димит. Рост.).
VI. «Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение; помяни Матерь Господа, стоявшую при Кресте Его» (Филарет, митрополит Московский).
VII. «Если и Христос, не сотворивший греха, пострадал; можно ли нам грешным роптать на страдание?» (Он же).
VIII. «Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил переносить скорбь и тугу смертную; ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за некие вины твои перед Богом, хотя, может быть, и безвинно перед человеками?» (Он же).
IX. «Терпи до конца со Христом и Христа ради, если хочешь со Христом царствовать» (Фома Кемп.).
X. «Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашие сердца» (Иаков, архиеп. Нижегор.).
XI. «Когда отец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя; так, когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божьей милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий» (Св. Тихон Задон.).
XII. «Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои«» (Авва Ор).
XIII. «Не говори: «Ах! как я несчастлив!», но говори: «Еще мало мне этого за грехи мои!»» (Иннокентий, митроп. Москов.).
XIV. «Какая в том добродетель, чтоб охотно принимать приятное? Но скорбное принять благодушно, по благоговению к воле Божьей, – вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды!» (Филарет, митроп. Москов.).
XV. «Золото жгут, дабы оно сделалось чище, а праведников Бог поражает скорбями для того, чтобы возвысить их святость» (Иаков, архиеп. Нижегор.).
XVI. «Терпи скорби; потому что в них, как розы в тернах, растут и воспитываются добродетели» (Св. Нил Синайский).
XVII. «Если желаешь войти в Небесное Царство, то желай себе скорбей; ибо кто не имел скорбей, тот никак не войдет в него, потому что “врата узкие”» (Мф.7:14). («Духов. цв.»).
XVIII. «Все скорби земные против наслаждения будущей жизни суть не что иное, как мгновенная боль от укушения малого насекомого» (Там же).
XIX. «Будем терпеть настоящее мужественно, веселяся будущим» (Филарет, митр. Москов.).
XX. «Во время тишины ожидай бури, во время здравия – болезни, во время богатства – бедности; во время довольства – глада, и не падешь под тяжестью находящих бедствий» («Дух. маргар.»).
XXI. «Проси Бога не столько о том, чтоб Он избавил тебя от настоящих бедствий, но более о том, чтоб Он дал тебе силы перенести их» (Иннокентий, митр. Москов.).
XXII. «Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтоб исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям» (Филарет, митр. Москов.).
XXIII. «Встречай бедствие, не как врага и мучителя, но как справедливого наказателя грехов, как врача душевных болезней, как посланника Божия, как вестника благодати: “его же бо любит Господь, наказует”» (Евр.12:6). (Он же).
XXIV. «Пластырь, прикладываемый к ранам, тогда оказывает свое действие, когда больной терпеливо носит его на язвах. В противном случае самый лучший пластырь, безвременно сброшенный с язвы, не сделает больному пользы. То же можно сказать и о скорбях: нетерпеливое перенесение скорбей может сделать их недействительными, бессильными достигнуть благотворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посылаются» (Филарет, архиеп. Черниг.).
XXV. «Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, – веруй, что все делается с нами по воле Божией» (Схимон. Парфений).
XXVI. «Бог наш Вездесущ: следовательно, Он слышит каждый наш вздох, видит каждую слезу, пролитую нами; Бог наш Всемогущ: следовательно, Он может избавить нас от всяких врагов, исхитить из челюстей самой смерти; Бог наш Преблаг: следовательно, Он хочет, чтобы мы наслаждались благополучием в настоящей, дарованной от Него, жизни. Итак, если при всем том угнетает нас какое-либо несчастье, то это значит, что оно, по Суду Божию, признается для нас полезным и необходимым» («Духов. цв.»).
XXVII. «Если Благой посылает страдание, то, конечно, и в страдании есть некоторое благо» (Филарет, митр. Москов.).
XXVIII. «Внушайте сколько угодно дитяти, держащему в руках своих острое орудие, чтобы оно не сделало себе им какого-либо вреда, но если не лишите его этого орудия, то все ваши наставления, все даже угрозы останутся тщетными; так и Бог остается иногда принужденным отнять у человека здоровье, стяжания и прочие блага, когда человек, пользующийся ими, не слушая ни упреков совести, ни увещаний закона, обращает их во вред себе» («Духовн. цв.»).
XXIX. «Не страшит тебя ни отец, ни учитель, ни начальник, ни законодатель, ни судья? Не пристыжает тебя друг? Не исправляет тебя и совесть? – Так приходит телесная болезнь, и нередко исправляет все» (Златоуст).
XXX. «Смиряйся в счастии, доколе тяжкая рука Бога не смирила тебя через бедствие» (Прот. П. Соколов).
ХХХI. «Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в сем мире... Минута нетерпения может расстроить годы и века» (Филарет, митр. Москов.).
XXXII. «Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, ни дарования духовного, ни спасения, ибо “Царствие Небесное нудится”»13 (Мф.11:12). (Митр. Филарет).
* * *
«Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф.10:22). «Спастися, в обыкновенном употреблении сего слова, значит избавиться от опасности, от врага, от беды, от страдания, от смерти, от погибели, – учит святитель Филарет, митрополит Московский. – Так Ной посредством ковчега спасся от вод потопа, Лот бегством спасся от огня содомского. В высшем духовном разуме, спастися значит избавиться от врага-дьявола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться или очиститься от греха, как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечного правосудия, быть безопасным от поглощения бездной, «идеже червь не умирает, и огнь не угасает», где жизнь и бессмертие непрестанно убиваются смертью неумирающей. Кто таким образом спасется от всякого зла, того жребием, очевидно, должно быть благо и блаженство. Вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца. Христос Спаситель поставляет терпение в ближайшем соотношении с гонениями за имя Его. «Се, Аз, – говорит Он, – посылаю вас, яко овцы посреди волков... предадут... вы на сонмы, и на соборищах их биют вас... и будете ненавидимы всеми имени Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет». Гонение за истинную веру есть открытое и торжественное поприще терпения; и славный в Церкви чин претерпевших до конца и спасшихся суть святые мученики. Начальник нашего спасения преподал учение о спасительном терпении вслед за предречением о гонениях за веру, по естественной последовательности, но сим не ограничил области терпения. Посему все мы, если желаем спастись, должны стяжать терпение, и сохранить оное до конца. «Претерпевый до конца, той спасен будет». Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в сем мире. С терпением – человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол: вышед из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла, или, что не менее бедственно, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и века. Без терпения нет подвига; а без подвига нет добродетели, ни дарования духовного, ни спасения. Ибо «Царствие Небесное нудится» (Мф.11:12). Хочешь ли, по заповеди Христовой, стяжать совершенную любовь, объемлющую и врагов? – Размысли, как сие возможно. В людях встречаешь ты часто недостатки, нередко пороки, иногда и ненависть к тебе: а это располагает к неуважению людей, к отвращению от них, к взаимной ненависти, а не к любви. Как же стяжать любовь ко всем? – Если решишься и приобучишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей и на самую ненависть к тебе, то можешь возлюбить всех, не переставая ненавидеть порока; а без терпения не можешь. Хочешь ли, по апостолу, быть «чадо послушания» (1Пет.1:14)? – Размысли, как сие возможно. Если начальствующий или старейший будет тебе повелевать только то, чего ты и сам желаешь; то ты будешь исполнять свою волю, исходящую из уст другого. Трудно признать здесь добродетель послушания. Послушание несомнительно тогда, когда ты очевидно не своему следуешь мудрованию и не своим желаниям, но рассуждению и воле повелевающего. Посему надобно, да и неизбежно, чтобы тебе нередко повелеваемо было то, что тебе не по мысли, не по желанию, не по вкусу, что тягостно для твоей неги, непокойно и обременительно для твоей беспечности; но чтобы сие исполнить без противления, без прекословия, без ропота, для сего нужно терпение. Итак, если имеешь терпение, то можешь иметь послушание; а без терпения не можешь. Подобно сему и всякая добродетель требует некоторых лишений, труда, подвига, брани против страстей, вожделений, искушений, не всегда легко и скоро увенчиваемой победою и, следственно, требует терпения. Если поколеблется терпение, не устоит и другая добродетель. И поскольку добродетель есть обязанность всей жизни до конца, то и терпение есть потребность всей жизни до конца» (Из слова в день памяти преподобн. Сергия, Т. 3-й, стр. 92–93, 95).