святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Часть VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку

О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку удобно заключить из слов св. апостола Иоанна: «Всякий рожденный от Бога, греха не творит, ибо семя Его в нем пребывает, и не может грешить, так как рожден от Бога» (1Ин. 3:9). Бессилие плоти по отношению к сокровенному сердца человеку, хотя и является свойством его отрицательным, однако всегда ему принадлежит, поскольку именно им различаются сыны Божии и сыны диавола368. Это свойство весьма выразительно описывает Св. Писание, когда говорит, что в человеке возрожденном действует Божественная сила, которая производит и хотение, и действие (Флп. 2:13) и никогда не перестает производить добро369, и человек никогда не обращается к делам плоти. Потому что между силой духовной и делами плоти нет ничего общего, как нет согласия между светом и тьмой, между Христом и велиаром (2Кор. 6:14–15). Возрожденные столь тесно соединены с Богом, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни какая иная тварь не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим. 8:38–39), или, как говорит Спаситель, «никто не может похитить их от руки Его» (Ин. 10:28–29).

«Нужно быть чистым, насколько возможно, чтобы Свет приемлем был светом; нужно говорить о Боге перед людьми усердными, чтобы слово, падая на бесплодную землю, не оставалось бесплодным. Нужно богословствовать, когда внутри нас тишина и ум не кружится по внешним предметам, чтобы не прерывалось дыхание, как у всхлипывающих. При этом можно богословствовать лишь постольку, поскольку сами постигаем Бога и Он может быть постигаем. Так, сами приобретя познание и другим его передав, приступим к изложению богословия по образу Писания. Направлять же слова предоставим Отцу и Сыну и Святому Духу: Отцу – да благословит, Сыну – да содействует слову, Духу – да вдохновит его. Лучше же сказать: да будет на нем – единое озарение Единого Божества, целостное в разделении и разделенное в целостности, что уже выше разумения». Свт. Григорий Богослов

* * *

368

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие... Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Ин. 3, 4, 10).

369

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф.7,17–19). «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф. 12, 34–35). «Он же сказал им в ответ: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны царствия, а плевелы – сыны лукавого"" (Мф. 13, 37–38).

Комментарии для сайта Cackle