СВОЙСТВА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ (Довольство своим состоянием, терпение и мужество в скорбях и страданиях и преданность в волю Божию)
2. Святоотеческие изречения о преданности в волю Божию
I. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как глина принимает всякий вид, какой только дают ей руки обделывающего ее; так и человеку должно сообразоваться с тем, что повелевает Бог, и что Бог посылает, то и принимать с благодарностью, нисколько не противореча и не делая никаких исследований; потому что судьбы Божии непостижимы не для одних нас, но и для людей святых и чудных, которые жили прежде нас» (Св. Иоанна Злат. слова, т. 3, стр. 276 и 277. Спб. 1860 г.).
II. Он же в другом месте говорит: «Господь наш Иисус Христос молился, чтобы научить нас молиться и всегда просить об избавлении от бедствий; но если это будет невозможно, то с любовью принимать угодное Богу. Потому Он и сказал: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф.26:39), не потому, чтобы иная воля Его и иная Отца; но чтобы научить людей, хотя бы они бедствовали, хотя бы угрожала им опасность, хотя бы не хотелось им расставаться с настоящей жизнью, несмотря на это предпочитать собственной воле волю Божию. Так и Павел (апост.), научившись этому, исполнил то и другое на самом деле. Он и просил избавить его от искушений: “О сем, – говорит, – трикраты Господа молих” (2Кор.12:8); и, так как это не угодно было Богу, говорил: “Темже благоволю в немощах, в досаждениях... во изгнаниях” (2Кор.12:10). Эти слова, может быть, не ясны; посему и поясню их. Павел подвергался многим опасностям и молил Бога, чтобы избавиться от опасностей. Но, услышав от Христа: “довлет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается” (2Кор.12:9)... он подчинил волю свою воле Божией. Итак, этой молитвой Христос научил нас тому и другому, чтобы мы не стремились к опасностям и даже молились, чтобы не впасть в них, но если они постигнут нас, то переносили бы их мужественно и предпочитали собственной воле волю Божию. Посему, зная это, будем молиться, чтобы нам никогда не впадать в искушение, а если впадем, то будем просить Бога, чтобы Он дал нам терпение и мужество, и станем предпочитать волю Его всякому нашему желанию. Таким образом, мы и настоящую жизнь проведем безопасно, и достигнем будущих благ» (Из Бес. на сл.: «Отче, аще возможно» и проч.).
III. «Все управляется благостью Владыки, – пишет св. Василий В. – Что ни случается с нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы в настоящем и чувствительно трогало оно нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо; однако же должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно, или нам самим по причине награды за терпение, или душе, у нас похищенной, (т. е. через нашу смерть), чтобы она, замедлив долее в сей жизни, не заразилась пороком, водворившимся в мире» (Вас. В. в русск. пер., т. 6, стр. 239).
IV. «Мы не знаем путей Промысла Божия, – пишет св. авва Дорофей, – и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до нас... Ибо если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя... Из всего, что творит Бог, нет ничего такого, чтобы не было благо, но все добро, и добро зело. Итак, никому не должно скорбеть о случающемся, но все возлагать на Промысл Божий и успокоиваться... В чем Божий Промысл, то вполне хорошо, и служит к пользе души, ибо все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас... Во всяком случае мы должны взирать горе. Добро ли нам кто-нибудь делает, или злое потерпим от кого-либо, мы должны взирать горе и благодарить Бога за все, случающееся с нами, всегда укоряя самих себя и говоря, как сказали св. отцы, что если случится с вами нечто доброе, то это дело Божия Промысла, а если злое, то это за грехи наши, ибо поистине все, что мы ни терпим, терпим за грехи наши». (Преп. Дороф. поуч. и посл., в русск. пер. 1866 г., стр. 215, 143, 164, 98).
V. «Спаси меня, Спаситель мой, по Твоей благости, а не по моим делам, – взывает святитель Димитрий Ростовский. – Ты хочешь меня спасти, Ты знаешь, каким образом меня спасти: итак, спаси меня, как хочешь, как можешь, как знаешь: “имиже веси судьбами, спаси мя!”. Я на Тебя, Господа моего, надеюсь, и Твоей воле святой себя вручаю: “твори со мною, еже хощеши!”. Если хощешь меня иметь во свете: буди благословен! Если хощешь имети меня во тьме: буди паки благословен! Если отверзешь мне двери милосердия Твоего: добро убо и благо; если затворишь мне двери милосердия Своего: благословен еси Господи, затворивый ми во правду. Если не погубишь меня со беззакониями моими, слава безмерному милосердию Твоему; если погубишь меня со беззакониями моими, слава праведному суду Твоему: “якоже хощеши, устрой о мне вещь!”» (Молитва св. Димитрия, митр. Ростовского).