Источник

О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ

Да приидет Царствие Твое!

1. Обяснение второго прошения молитвы Господней

В этом прошении под словом «Царство» разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, непрестанно должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного.

I. Необходимость Царства благодатного. Если человек, по падении своем, находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни «мыслить» (2Кор.3:5), ни творить что-либо благое без Бога (Ин.15:1–5), – если душа его, как сухая ветвь, не может приносить сама собою никакого плода, когда не будет на Животворной Лозе – Иисусе Христе; то очевидно, что только одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к добродетельной жизни, и созидать все возможное его благополучие в сем месте странствования, и вести его к приобретению вечного блаженства. Очевидно, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное в нем воцарение Божие.

II. Возможность приобрести Царство благодати. Но сколько необходимо для нас Царство благодати, столько же возможно и прибрести его, ибо – и Сам Всевышний благоволит жить не столько в «рукотворенных церквах» (Деян.7:48), сколько «внутрь» нас (Лк.17:21), избирая обителью Своею сердца, любящие Его (Ин.14:23); и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена (Еф.2:14), так как умилостивлен к нам ныне Отец Небесный посредством крестной жертвы Агнца Божия, Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, – да и Сам Искупитель наш, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование послать «иного Утешителя, да будет с ними, вовек, Духа истины» (Ин.14:16–17).

Это обетование Иисуса Христа, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение его продолжалось и потом во все веки, продолжается ныне и будет продолжаться до скончания мира. Никто не должен сомневаться в том, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, т. е. всем православно верующим и проводящим истинно христианскую жизнь, ибо и пророческое слово об этом предмете весьма ясно: «излию от Духа Моего на всяку плоть» (Иоил.2:28); и Сам Богочеловек столь же ясно говорит об этом во Св. Евангелии: «аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:13). Средствами же к приобретению даров Духа Святого могут служить: усердная молитва и Таинства. (См. «Простран. христ. катехизис»).

III. Понятие о благодатном царствовании Божием в христианах. О Царстве Божием благодатном дает нам понятие ап. Павел, называя его «правдою, миром и радостью о Дусе Святе» (Рим.14:17).

Праведности христианин может достигнуть тогда, когда он, с одной стороны, всемерно будет стараться, чтобы не попускать «греху царствовать в мертвеннем его теле» (Рим.6:12); а с другой – станет всем сердцем своим прилепляться к закону Божию, «и в законе Его поучится день и нощь». В то время он, «яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое», при содействии свыше благодати Божией, может с успехом (Пс.1:2–3) шествовать по пути заповедей Господних, может расти в жизни духовной, в жизни беспорочной, добродетельной и святой, расти и приносить плоды духовные (Гал.5:22), – в чем и состоит праведность.

Но вместе с праведностью водворяется в душе христианина и мир Божий, превосходящий всякий ум; ибо Бог, Источник и Податель этого мира, избирает Своей обителью души, любящие Его и соблюдающие Его заповеди (Ин.14:23), т. е. души праведные; вместе же с праведностью исполняется также христианская душа и радости во Духе Святом, радости чистой и святой, проистекающей из чистого источника веры и благих дел, и твердой надежды на исполнение обетований, предоставляемых благочестию в жизни настоящей и грядущей (1Тим.4:8).

IV. Церковь Христова есть благодатное Царство Божие. Человек, поставленный Самим Богом и Творцом владыкою земли и получивший в наследие обилие небесных благ, как известно, лишился через первородный грех того и другого из своих преимуществ. Преступив волю Вседержителя, он отдалил себя от Источника блага – Бога и затмил в себе царственный образ Божий. Будучи изгнан из Рая, человек сделался рабом возмутившейся против него природы и из Царства Небесного удалился на путь греха, страстей и пороков. Но Бог, богатый милостью и щедротами Своими, так любил Свое создание, что Сам, без всяких заслуг со стороны человека, оскорбившего Его своим непослушанием, готовил уже и помилование ему. Осуждая человека на жизнь скорбную, многотрудную и смертную, – в то же время обещал избавить его от этого осуждения через Искупителя. По исполнении времен, обетованный Искупитель пришел на землю просветить мир светом Своего Божественного учения, вознес Себя на крест, как жертву примирения падшего человека с правосудием Божиим, – исходатайствовал у Небесного Отца помилование роду человеческому и отверз ему опять доступ к Небесному Царству. И вот, чтобы человек, уже поврежденный грехом, шел и достигал Небесного Царства, Он открыл на земле Царство благодатное, снабдив его всеми благодатными дарами в таком изобилии, что все люди, или лучше – весь род человеческий может пользоваться ими без всяких со своей стороны заслуг, пользоваться с той целью, чтобы, постепенно очищаясь и освящаясь, делать себя достойным небесного жилища. Так как все это есть плод милости, любви и благоволения Божия к роду человеческому, – где все: и начало, и основание, и совершение дела нашего спасения совершается единственно по благости Божией, – то это учреждение и называется Царством благодати или благодатным. Это-то благодатное Царство на земле и есть матерь наша – Христова Церковь.

V. Общий долг христиан стремиться к приобретению Царства благодати, а потому и молиться о том. Но если Царство Божие благодатное существует: то как же мы просим, чтобы оно пришло? Ведь оно уже есть, – давно пришло и утвердилось на земле; почему же мы молимся: да приидет оно? – Правда, Царство Божие благодатное утвердилось на земле, но спрашивается: для кого же оно основано здесь? – Отвечаем: для людей, для их освящения. Все ли люди, живущие на земле, вошли в состав этого Царства? На всех ли простирает оно свое благотворное действие? – Далеко нет. Между людьми есть много таких, к которым оно вовсе не приходило; есть еще и такие, к которым оно хотя и приходило, но не удержалось у них. Так, например, язычники не знают Истинного Бога и кланяются различным мнимым божествам. Какое же в них Царство Божие? А их, между тем, очень и очень много. Иудеи отказались от Господа Иисуса Христа и остаются с нечестием и враждой против Бога. Какое же в них Царство Божие? – Магометане чтут лжепророка и грубую плотскую жизнь. Может ли быть у них Царство Божие?..

Но вот многие вошли в состав Царства Божия, вкусили благих плодов его благодатной жизни; но спросишь: в сердцах и умах людей, именующих себя христианами, во всех ли царствует Христос Своей благодатью? – Царствует ли Он, например, в еретиках, искажающих чистое Христово учение примесью новых измышлений разума? – Нет. Царствует ли в отделяющихся произвольно от союза с Церковью Христовою раскольниках? – Тоже нет. Эти последние не признают Православной Церкви и ее иерархии; многие из них не принимают Богоучрежденных Таинств: причащения, покаяния, священства; следовательно, не получают освящающей благодати. Можно ли же после этого сказать о них, что у них есть благодатное Царство Божие?!.. Да и между православными христианами есть много таких, которые служат страстям; значит, в них «царствует грех» (Рим.6:12), а не Христос. Есть много таких, которые хлопочут только о том, чтобы устроить как можно удобнее и как можно веселее жизнь свою земную; можно ли сказать, что в них царствует благодать Христова? – Сам Господь сказал, что путь неумеренных желаний и страстей не есть путь к Царству Небесному, а к погибели (Мф.7:13); значит, в них Царство Божие не водворилось... Как же нам христианам не молиться нашему общему Отцу Небесному, Который «всем... хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим.2:4), – не молиться о том, чтобы и они освятились благодатью Божиею?

VI. О признаках благодатного Царствия Божия. Ищущие Царствия Божия и молящиеся о пришествии его не должны думать, чтобы оно могло прийти к ним приметным образом. Однажды фарисеи спросили Христа Спасителя: «Когда приидет Царствие Божие? Отвещав им рече: не приидет Царствие Божие с соблюдением... Се бо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20). Впрочем, всякий христианин облагодатствованный может и ныне несомненно удостоверяться о пребывании в себе Духа Святого по действиям Его, подобно тому, как дерево познается по плодам. «Всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф.7:17–18). Плоды же Духа суть: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23).

VII. По силе этого прошения заповедано нам стремиться и к Царству Небесному и молиться о нем. «Кроме Царства благодатного этим прошением верующий, по учению св. отцов, испрашивает у Бога и того Царства, которого удостоятся праведники во второе пришествие Христово, когда Иисус Христос скажет им: «Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25:34). «И испрашивать Небесного Царства со стороны верующего есть дело мудрого сына Божия по благодати, – как выражается св. Иоанн Златоуст, – сей сын не привязывает сердца своего ни к чему видимому, считает все настоящее суетою и стремится единственно к Отцу Небесному и к наследию будущих благ» (См. св. Иоан. Златоуст. 19 беседу на Еван. Матфея). К сему Царствию стремилась непрестанно душа великого ап. Павла, говорившего о себе: «Желание имый разрешитися и со Христоме быти, много паче лучше» (Флп.1:23); к сему же Царствию стремилась и душа великого царя и пророка Давида, взывавшего ко Господу: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господи; сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» (Пс.83:2–3); к нему же, конечно, в этой жизни были устремлены и как бы пригвождены взоры, желания и ожидания и всех других чистых и св. душ, в вере почивших. Следовательно, и мы, проходящие еще путь жизни этой, должны каждодневно устремлять желания свои к небесному нашему наследию и из глубины сердца возносить ко Господу молитвенное об этом прошение.

VIII. Условия успеха молитвы о Небесном Царствии. Но нельзя не заметить, что молящемуся о сем необходимо иметь чистую совесть, ибо иначе как он может желать и просить Небесного Царствия, когда совесть его, грехами оскверненная, грозит ему Судом Божиим и вечной мукой? Стяжавший же чистую совесть не только может устремлять желания свои к небесному сокровищу (Мф.6:20–21), но еще и здесь, на земле, достигает возможного благополучия, ибо при таковой совести христианин, по мнению Златоустого, ни в счастливых обстоятельствах жизни сей не надмевается собою, ни в несчастных не теряет своего великодушия и спокойствия, но от всех таковых перемен совершенно свободна бывает душа его, обитающая как бы на небе49. (См. св. Иоанна Злат. бес. 19 на Ев. Матф. См. соч. свящ. П. Цветкова: «О молитве Господней»).

2. Библейские изречения о втором прошении молитвы Господней

I. Свойства Царствия Божия: «С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). – «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин.18:36–37). – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим.14:17–18). – «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор.4:20). – «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).

II. Распространение Царствия Божия.

а) между нами: «Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21). – «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2Пет.3:18). – «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11–13).

б) между язычниками: «Тогда говорит Иисус Христос ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:37–38). – «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). – «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16). – «Господь сказал ему (апостолу Анании) иди, ибо он (ап. Павел) есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян.9:15).

III. Ц а р с т в о Б о ж и е и л и Н е б е с н о е о з н а ч а е т

а) верховное господство Господа над всем: «Господне есть царство, и Он – владыка над народами» (Пс.21:29). – «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102:19).

б) распространение Евангелия или Царство Мессии: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). – «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк.1:14). – «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать» (Лк.8:1).

в) Царство благодати Божией в мире и в душе верных: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). – «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9:27). – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

г) Церковь, видимую на земле, всех тех, которые участвуют или будут участвовать в Царстве Божием: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого» (Мф.13:38). – «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф.13:47).

д) Небо и блаженство вечное: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). – «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3). – «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царствия Божия не наследуют» (1Кор.6:10). – «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим.4:18).

е) не есть ни пища, ни питие, но правда, мир и радость :«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

IV. Ц а р с т в о Б о ж и е о б е щ а н о

а) нищим духом: «Блаженны нищие духом, ибо их Царство Небесное» (Мф.5:3).

б) бедным и любящим Бога: «Послушайте, братия мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его» (Иак.2:5).

в) исполняющим волю Божию: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

г) тем, которые терпят гонение за правду для Христа: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:10). – «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11).

д) тем, которые уподобляются малым детям: «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).

е) необходимо всецелое самоотвержение, чтобы войти в Царство Божие: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мк.9:47).

V. В х о д в Ц а р с т в о Б о ж и е б у д е т з а п р е щ е н

а) лицемерам: «Не всякий говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

б) неправедным: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Кор.6:9).

в) порочным и злым: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10).

г) плоть и кровь не наследуют Царства Божия: «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:50).

д) трудно богатому войти в Царство Божие: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23). – «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). – «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10:23).

3. Как нам войти в Царствие Божие?

Другого средства нет, кроме того, которое указал нам Господь: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Мф.4:17). Покаяние, соединенное с верой во Иисуса Христа, за которым для некрещеных должно следовать крещение, для крещеных – всецелое исправление жизни – вот единственное средство войти в Царство Божие. Грехом мы отпали от Царства Божия, следовательно, покаянием во грехах мы и войдем в него. Грехом мы удалились от Бога и св. общества Ангелов; через покаяние во грехе мы и снова будем приняты в это общество. Слезы покаяния суть благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную и соделывает нас способными во всякому нравственному совершенству. Покаяние истинное, т. е. то, которое сопровождается сердечным сокрушением о грехах, твердым намерением исправить жизнь, устным и искренним исповеданием грехов перед пастырем Церкви и крепкой верой во Иисуса Христа и надеждой на Его милосердие, может соделать из нас все, и все может доставить нам. Без покаяния, и среди Царства Божия, мы можем остаться чадами тьмы и погибели. Покаемся убо; приближися бо Царство Небесное. (Д-о).

4. Мысли о Царствии Божием

I. Царство света и царство тьмы. «Посмотри в ясный день на каплю воды: в ней изображается весь лик солнца. Так отражается и духовное солнце в душе, когда она живет в светлом царстве благодати. Но посмотри в пасмурный день на воды, – и ты не увидишь солнца в целом океане. Так нет там образа Божия, где не наступил день благодати, а продолжается темное царство греха» («В. Ч.» V. 180).

II. «Плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут»(1Кор.15:50). Следовательно, для получения Царствия надобно обесплотеть и обескроветь, т. е. утвердиться в таком характере жизни, что крови и плоти словно нет. Это достигается совершенным отречением от дел кровяных и плотских. «Явлена же суть дела плотская, яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние... вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пьянства, безчинни кличи и подобная сим». Перечислив все это, апостол прибавляет: «яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящии Царствия Божия не наследят» (Гал.5:19–21). «Имеяй уши слышати да слышит». (Из кн. «Мысли на каждый день года» еписк. Феофана, стр. 87).

5. Изображения облагодатствованного состояния души человеческой, в которую пришло благодатное Царство Божие

(Мысли Макар. Велик. 18 беседа.)

а) «Если кто в мире богат, и есть у него сокрытое сокровище, то на сие сокровище и богатство приобретает он все, что захочет. Так и те, которые обрели и имеют уже небесное сокровище – (благодать), сим сокровищем приобретают себе всякую добродетель и тем же сокровищем присовокупляют себе еще большее небесное богатство. Апостол говорит: «Имамы... сокровище сие в скудельных сосудах» (2Кор.4:7), т. е., будучи еще во плоти, сподобились обрести в себе оное сокровище – освящающую силу Духа».

б) «Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уже без понуждения и затруднения. Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду».

в) «Надлежит понуждать себя к тому, чтобы просить Господа, да сподобит обрести и приять небесное сокровище Духа, и прийти в состояние без труда и легко совершать неукоризненно и чисто все заповеди Господни, которых прежде не могли исполнить и при всем усилии. Приобретается сие сокровище через усердное искание, веру и терпение в трудах по сему исканию. С сердечной болезнью и верой надлежит просить у Бога, чтобы дал нам обрести в сердцах своих богатство Его, в силе действенности Духа».

г) Что бывает с теми, у которых благодать Божия начала ощутительно проявлять свои действия, св. Макарий изображает так:

«Иногда бывают они обвеселены, как бы на царской трапезе, и радуются радостью и весельем неизглаголанным. В оный час бывают, как невеста, божественным покоем упокоеваемая в сообществе с женихом своим. Иногда же, как бесплотные Ангелы, находясь еще в теле, чувствуют в себе такую же легкость и окрыленность; иногда же бывают как бы в упоении питием, возвеселяемые и упокоеваемые Духом, в упоении Божественными духовными тайнами; иногда такою любовью разжигает их Дух, что, если бы можно было, вместили бы в сердце своем всякого человека, не отличая злого от доброго; иногда, в смиренномудрии Духа, они столько уничижают себя перед всяким человеком, что почитают себя самыми последними и меньшими из всех; иногда душа их упокоевается в некоем великом безмолвии, в тишине и мире; иногда умудряется благодатью в уразумении чего-либо, в неизреченной мудрости, в ведении того, чего невозможно изглаголать языком; иногда же человек делается, как один из обыкновенных».

Какое вожделенное состояние! А вот и еще очерк просветленного благодатью внутреннего состояния:

«Когда душа взойдет к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей и в неизреченном общении пришедши в единение и растворение с Духом Утешителем, и, сорастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, тогда делается она вся светом, вся – оком, вся – радостью, вся – упокоением, вся – любовью, вся – милосердием, вся – благодатью и добротою».

Вот чего добивались и чего достигнуть старались св. подвижники! Согласитесь, что было и есть из-за чего трудиться. Но ведь доступ в эту область всем открыт. Это – не заповедный луг или сад. Всем обетованы такие блага, и задаток дан стяжать их – благодать Св. Духа в крещении и миропомазании. За нами стоит только порыться в себе и достать сие сокровище. Клад в нашем саду, только лопату взять и начать рыть. С первых же ударов заступа начнет позвякивать сребро и злато. А там – глядь – вот и все сокровище. Радости тогда меры не будет. (См. кн. «Что есть дух. жизнь?» Еп. Феофана, стр. 120).

* * *

49

Три вида Царствия Божия. Что это за Царствие Божие, о котором мы просим Бога в молитве Господней? Бог царствует в мире видимом или во вселенной от рода родов, во все веки, над всеми и во всех, следовательно, Царство Его обнимает все, что живет, существует в мире как видимом, так и духовном. Но по времени проявления этого Царства оно является в трех видах. а) Бог царствует в мире видимом со времени создания его. Он сохраняет бытие и силы тварей, дарованные природе законы и направляет все к тем благим целям, для которых создано все живущее в природе. Без Его ведения ничто не совершается здесь: «Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает», – говорит Псалмопевец (Пс.102:19). Но это царство началось давно, продолжается непрерывно и доселе; а человек с самого своего сотворения введен был в это царство, как владыка всего живого и сотворенного Богом; следовательно, не этого царства просим мы в молитве Господней, когда говорим: «да приидет». б) Господь царствует еще особенным образом в роде человеческом, – именно Своей спасающей благодатью; царствование это состоит в том, что Он руководит род человеческий к духовному совершенству, святости и вечному блаженству. Это Царство благодати – достожеланное для всякого человека и, следовательно, оно должно составлять предмет наших забот и молитвы. в) Господь, наконец, царствует в мире высшем, духовном, небесном, открывая сонму Ангелов и достигших совершенства праведников Свою вечную славу. – Это Царство славы, к которому направляет и подготовляет Царство благодати. Всякий христианин должен стремиться и многие действительно стремятся к достижению православия на Небе: следовательно, и это Царство должно составлять предмет нашей молитвы к Богу.


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle