Источник

Часть 10, Глава 9Часть 10, Глава 11

Четвертый член Символа веры

10. Мысли об искуплении

I. «Представьте, что дети какого-либо великого отца, за свои вины, подверглись гневу и проклятию его, и вследствие того испытывают и позор и бедность, и все беды и скорби. Но вот один старший брат их, несогрешивший пред отцом и им один любимый, для блага других братий предпринял чрезвычайные труды и подвиги, чтобы заслужить им милость отца, и потом оказал величайшие заслуги пред ним и, заслужив все сокровища его, все это, по возвращении к братьям, разделяет с ним. Что должны почувствовать к такому, благодетелю братья? Не примут ли они его, и с радостью и любовию, самою нежною? Не признают ли его вторым отцом своим? Не посвятят ли ему всей жизни своей? Такою-то любовию, – нет! любовию несравненно высшею и сильнейшею мы обязаны Божественному Спасителю, единородному Сыну Божию, и по человечеству, брату нашему, ибо те блага, какие заслужил и принес Он нам, несравненно превосходнее всех земных сокровищ, какие может земной отец передавать своим детям» (Еф. 3:17–19) (Из кн. «Катихиз. поуч., гов. в Киев. Соф. соборе в 1854 г.»).

II. «Вообразите, что кто-нибудь из нас, во время дальнего плавание по морю, попал в плен и в такую землю, где пленников продают, как невольников, или лучше – как скот. К несчастию, это доселе так бывает на земле. Он попал таким образом в руки жестокого господина, который мучит его тяжкими работами и морит притом еще голодом. Так проходят многие годы. Наконец, весть о его злополучном положении доходит до его родины, и там всех больше принимает в нем участие один богатый и добрый человек. Сердобольность его до того простирается, что он продает все свое имение, дом, землю, словом, всю свою собственность и отправляется в этот дальний край, чтобы выкупить так или иначе несчастного пленника. Что ж открывается? Господин его ни за какие блага в мире не хочет расстаться с ним. Добрый человек решается, наконец, сам сделаться его невольником, лишь бы только пленник получит свободу.

Предложение сделано и принято. С пленника снимают оковы и налагают их на его искупителя. Пленник возвращается домой к своим родным и друзьям, начинает вкушать сладость жизни, приятность свободы, но – увы! – забывает о том, кто возвратил ему и эту жизнь, и эти блага жизни; не говорит о нем, не пишет к нему, не благодарит его даже мысленно, не питает даже чувств любви ни к нему, ни к его друзьям! Вообразите, говорю, все это, и скажите мне, на что похоже это человеческое сердце, если только оно человеческое? Теперь смотрите, как это прилагается к нам. Мы все взяты были в плен и сделаны рабами греха. Все были в рабстве и все погибали. Христос Господь был на небе, с Отцом. Он сжалился над нами и, не имея ни в чем нужды, благоволил, ради нас, обнищать. Подобно Ангелу, Он спустился на крыльях любви в сей дольний мир, где мы живем бедными рабами. И здесь искупил нас «не истленным сребром или златом, но честною Своею кровию" (1Пет. 1:18, 19). «Господь предаде Его грех ради наших... и мы язвою Его исцелехом» (Ис. 53:5, 6). Так не должны ли мы любить Христа Спасителя, не должны ли любить Его всем сердцем нашим? («Воскр. чт.» 1867 г.).

IIІ. «Представь, что царь найдет какого-нибудь нищего, у которого на всех членах проказа, и не постыдится его, но приложит врачевства к язвам его и излечить его струпы, а наконец введет его за царскую трапезу, и возложит на него порфиру, и сделает его царем. Так и Бог поступил с человеческим родом: омыл у людей язвы, исцелил их, ввел в небесный брачный чертог. Поэтому велико достоинство христиан: оно ни с чем не сравнимо» (Св. Макарие Египетского бес. 15, гл. 45).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle