Источник

Часть 10, Глава 2Часть 10, Глава 4

Четвертый член Символа веры

3. Объяснение пророчества Иакова о времени пришествие Мессии

Патриарх Иаков, благословляя пред смертию своею детей своих и предсказывая им судьбу их потомства, когда дошла очередь до Иуды, между прочим, сказал ему: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков» (Быт. 49:10 – по тексту LХХ), или, как в еврейском тексте: «не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не приидет Примиритель и Ему покорность народов». Так действительно и было с коленом иудиным. Особенно судьба колена Иудова начинает отличаться резкими чертами от судьбы прочих колен по разделении еврейского царства на две части135. Тогда как десять колен, составлявшие царство израильское, были преемственно управляемы с тех пор царями из разных колен и разных династий, одно колено Иудово, как бы поглотившее собою небольшое колено Вениаминово, соединившееся с ним в одно царство, не переставало иметь у себя непрерывный ряд парей из одного только дома Давидова, и следовательно от чресл своих. Далее: десять колен израильского царства, после разрушения сего последнего ассирийским царем, уже никогда не составляли какого-либо политического тела, управляемого отечественною властию и законами; но в колене иудином самоуправление не прекращалось и в плену (Дан. 13); а по возвращении из плена, оно по-прежнему продолжало иметь своих князей, старейшин и судей по законам Бога своего, находясь под главным ведением сперва вождей, каковыми были: Зоровавель, Ездра, и Неемия, потом первосвященников, и наконец народоначальников Маккавеев. Но, наконец, лет за 60 до Р. X., Помпей овладел Иерусалимом и сделал иудеев данниками римлян. С этих пор и в колене иудином самостоятельность управления стала видимо упадать, пока, наконец, от меча римской власти был совершенно разрушен самый город Иерусалим, и народ, предавший смерти истинного Мессию, лишился навсегда своего политического бытие136. Таким образом пророчество Иакова с точностию определяло время пришествие на землю Христа Спасителя, именно в период прекращение самостоятельности управление в колене иудином, это время, когда прокуратором Палестины был Понтий Пилат137 и на это-то обстоятельство, в силу которого самая смерть Иисуса Христа последовала на кресте, т. е. уже по иноземным законам, а не по закону Моисееву, по которому за хулу на Бога побивали камнями, – и указывается в Символе веры. (Извлеч. из кн. «Уроки по простран. христ. кат.», прот. Г. Титова. Кн. 1-я, стр. 271).

 

* * *

135

До этого разделение каждое колено израильского народа управлялось своими частными князьями, хотя под главным управлением сначала Моисея, потом Иисуса Навина, затем судей, и наконец царей: Саула, Давида и Соломона (См. Числ. I, 4; Нав. XXII, 13, 14 и др.; Суд. XI, 5 и след.; 1Цар. V, 3).

136

При императоре Веспасиане, около 70-го года по Рождестве Христове или спустя 36 лет после вознесение Господня на небо.

137

Примеч. Понтий Пилат был римским прокуратором Иудеи. По низложении Архелая, сына Ирода Великого, Иудея, Самария и Идумея присоединены бали к римской провинции – Сирии. С этого времени Иудея и Самария управлялись прокуратором, который находился в зависимости от проконсула Сирии. Понтий Пилат был пятым римский прокуратором Иудеи. Он получил это достоинство от импер. римского Тиверия в 26 г. по Р. Хр. и проходил это звания 10 лет. Обыкновенным местопребыванием правителя была Кесария Палестинская по временам, особенно в праздники, он переселялся в Иерусалии, где занимал великолепный дворец Ирода, который, так как там было судилище (Иоан. XIX, 13), назывался также преториею. Во время его управления совершились величайшие событие веры. При нем явился на проповедь Иоанн Креститель; при нем Сам Господь вступил в Свое служение спасению человеков и проходил его до самой Своей смерти; при нем Господь распят был и пострадал и умер на кресте и потом воскрес из мертвых и вознесся на небо (Лук. III, 1; Мф. XXVII, 2; Мрк. XV, 1; Лук. XXIII; Иоан. XVIII. 28 – 40, XIX, 1 – 22, 31 – 38; Деян. III:13, IV:27, ХIII:28; 1 Тим, VI, 13). Но в столь знаменательное время Пилат явил себя самым недостойным правителем. Он осудил на смерть Христа Спасителя, тогда как знал Его невинность, видел несправедливую злобу врагов Христовых, видел и от Ирода подтверждение Его невинности, и самою женою своею был предостерегаем не осуждать Праведника (Лук. 23:4, 13–15, 22; Иоан. 18:38, 19:6; Мф. 17, 18–24). Некоторые хотят видеть в Пилате только недостаток силы воли и слабость характера; но он не имел ни уважения к религии, ни правосудия, ни гражданского благоразумия, и в десятилетнее свое правление ничего не сделал, чтобы расположить к себе народ; напротив, неоднократно сам был виновником различных народных возмущений: то вносил он в Иерусалим кесаревы изображения составлявшие знамена римского войска (Древн. ХVIII, 3, 1; Церк. ист. Евс. кн. 2, гл. 6); то посвящал Тиверию золотые щиты, поставив их во дворце Ирода, и по Филону – не столько из преданности к императору, сколько из ненависти к иудеям; то похищал из храма сокровища для построение водопроводов, раздражая тем народ (Древн. ХVIII, 3, 2; Евс. ц. ист. кн. 2, гл. 6). Из евангельской истории мы видим, что однажды, по его приказанию, побили были галилеяне в самом храме, во время жертвоприношений (Лук. ХIII, 1). Неизвестно, кто были эти галилеяне; может быть, они принадлежали к одной из политических партий; но все же это не могло не раздражать народ, оскорбили его религиозное чувство. Флавий рассказывает, что по случаю собрание одним обманщиком самарян на горе Гаризин, для открытие там сокрытых будто бы Моисеевых свящ. сосудов, Пилат, припяв это за народное возмущение против римлян, явившись сюда с войском, множество взбил здесь самарян и знатнейших из них велел казнить. Самаряне жаловались, наконец, на его несправедливость и жестокости правителю Сирии, Вителлию; дело это передано было в Рим, и Пилат, вызванный туда на суд, был низложен и сослан в заточение в Галлию, и там, мучимый угрызениями совести, сам лишил себя жизни (Евсев. «Церк. ист.» кн. 2, гл. 7; «Древ.» КН. ХVІII, гл. 4, § 1 – 2).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle