Источник

Часть 12, Глава 4Часть 13, Глава 1

Шестой член Символа веры

5. О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца

(Из твор. св. И. Златоуста)

«Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих» (Пс. 109:1). Для чего Господь говорит Христу седеть одесную Его? Для того, чтобы показать, что Он имеет с Ним и равную честь, и равную власть, а отнюдь не низшию, ибо слуги не сидят пред господином, но предстоят пред ним. Седение есть признак владычественного достоинства и власти, также как предстояние показывает подчиненное и служебное существо. Посему то и пророк Даниил говорит: «зрях дóндеже престолы поставшася, и Ветхий деньми седе... престол Его пламень огненный... река огненная течаше исходящи пред ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему» (Дан. 7:9, 10). Равным образом, пророк Исаия говорит: «видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне... И серафимы стояху окрест Его, шесть крыл единому и шесть крыл другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема же летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6:1–3). Пророк Михей свидетельствует тоже: "Видех, – говорит он, – Господа Бога Израилева седящего на престоле своем, и все воинство небесное стояше окрест Его одесную Его и ошуюю Его» (3Цар. 22:19).

Итак, везде в Писании ты находишь, что умные силы небесные предстоят, а Господь восседит. Посему, когда слышишь, что и Сын Божий имеет седение одесную Бога Отца, то и Его достоинство должен представлять себе не как служебное, но как господственное достоинство Владыки. Посему-то и блаженный Павел, постигая совершенно и то и другое, т. е. что предстояние свойственно существам служебным, а седение показывает повелителя и владыку, отделяет особо одно от другого и вот каким образом говорит: «И ко ангелом убо глаголет: творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ. К Сыну же: престол Твой, Боже, в век века, жезл правости жезл царствия твоего» (Евр. 1:7, 8). Чрез престол, он показывает здесь ясно царственное достоинство Сына Божия. – Итак, поскольку сими местами Писания явно доказывается не служебное, но царственное и владычное достоинство Сына Божия, то мы должны чтить и преклоняться пред Ним, как перед Господом нашим, равночестивым и равнопрестольным Отцу177 («Воскр. чт.» гл. XIV, стр. 55).

* * *

177

„Ты слышишь иногда, что человек говорит о другом человеке: он – моя правая рука, и не думаешь, чтобы человек сделался рукою, а разумеешь сие так, что он близок к другому, подобно как его собственная рука, и по воле его превосходно действует, подобно как правая рука превосходно действует в сравнении с левою“. Слова Филарета, митр. московск. изд. 1861 г. III, 6.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle