Источник

Часть 15, Глава 1Часть 15, Глава 3

Девятый член Символа веры

2. Что значит веровать в церковь?

Что значит веровать в церковь? Веровать православно в церковь Божию значит не только с убеждением признавать за истину все принятое ею и все, чему она учит; но, веруя, любить и чтить ее, как общую матерь нашу и пребыть ей верными и послушными во всем детьми, ревнующими о распространении духовных благ ее повсюду.

Притом выражение веровать в церковь значит нечто особенное, значит более, нежели верить церкви. Первое выражение (с частицею в) указывает на Божественное достоинство церкви, так что верование в нее будет тоже, что благоговейное к ней расположение.

На понятие сие, по его важности, нарочито обращено внимание в трех писанных в нашем отечестве, исповеданиях православной веры: а) в «Православном исповедании восточной церкви», б) „Православном Катехизисе нашей церкви», и в) у св. Димитрия Ростовского, в его «Кратких вопросах и ответах о вере». Из этих православных исповеданий видно, что выражение «веровать в церковь» употреблено в Символе ради того, что в церкви есть невидимого и Божественного: в такой силе надобно принимать это выражение!

а) В «Пространном Катехизисе» нашей церкви сказано, что вера по апостолу «есть вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1), а в церкви невидима усвоенная ей и освященным в ней благодать Божия, которая и есть собственно предмет верования в церковь.

б) В «Православном исповедании восточной церкви» нарочито предложен вопрос (96-й, 1): «Почему говорится, что веруем в церковь, которая есть творение, когда мы должны веровать в единого Бога?» – Уже по смыслу вопроса можно догадываться, что в ответе укажется на нечто Божественное в церкви. И точно такой сделан ответ, – что хотя церковь и есть творение Божие, составленное из человеков, но она главою имеет Самого Христа, истинного Бога, и Святого Духа, непрестанно ее наставляющего через учение Божественное, а в сие учение мы должны веровать, как сказано: «веруйте во Евангелие» (Мк. 1:15). Тот же Дух Святой и освящает церковь – невесту Христову, т. е. через таинства (церковь освящена, по апостолу, «банею водною во глаголе», т. е. крещением. – (Еф. 5:26).

в) У св. Димитрия Ростовского все это совмещено в немногих словах. Он спрашивает: «Когда веруем в церковь, в кого веруем?» – И отвечает: «Веруем во Христа – Главу церкви, в учение Христово евангельское и апостольское, в тайны Святые, Христом церкви преданные».

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle