Источник

Часть 15, Глава 46Часть 15, Глава 48

Девятый член Символа веры

47. Святоотеческие изречения о почитании св. мощей

I. Григорий Богослов в первом обличительном слове на Юлиана (богоотступника) говорит: «Непостыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников, Иоанна оного, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы, и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям, и возвещаемым, якоже в чуждих телесех и безтелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великие чести и торжества праведно учреждена суть: от нихже и демоны прогоняются, и недуги врачуются; ихже явления и их же пророчества; ихже едина телеса равномощна суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают; ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем. («Перв. облич. слово на Юлиана Богоотступника»).

II. Св. Иоанн Златоуст с особенною ясностью изображает как то, что Бог посредством многоразличных проистекающих от остатков святых чудесных действий привлекает всех к достодолжному их чествованию, так и те благие намерения Божии, по отношению к людям, какие через это достигались и достигаются. «Не смотри, – говорит он, – на то, что лежит перед тобою нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а смотри на то, что в нем присутствует иная сила, высшая самой души, благодать Св. Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения. Ибо если мертвым и обратившимся в прах телам Бог сообщил силу большую, нежели у всех живых, то тем более Он даст им жизнь, лучшую прежней и блаженнейшую, в день раздаяния венцов» («Беседа в память св. священном. Вавилы». «Сл. и беседы на раз. случ.» Т. I, стр. 127. Петерб. 1864 г.).

«Будем же постоянно приходить к ним (мученикам), прикасаться к гробнице их и с верою обнимать их останки, дабы получить от них некоторое благословение» («Похв. сл. муч. Иувент. и Максим.» Там же, стр. 229. Снес. бесед. на посл. к Рим. 32, стр. 715 – 719. Москва, 1844 г.).

«Может, поистине может приходящий сюда с верою получить великие блага, ибо не только тела, но и самые гробницы святых исполнены духовной благодати. Если с Елисеем случилось, что мертвый, прикоснувшись к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более ныне, при обильнейшей благодати и большем действии Духа, прикасающийся к этой гробнице с верою может получить от ней великую силу. Бог для того и оставил нам мощи святых, чтобы расположить нас к подобной же ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас. Посему убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком-нибудь другом житейском несчастии, или в глубине грехов, пусть с верою приходит сюда, и он избавится от всего этого и возвратится с великою радостию, получив облегчение совести от одного даже взгляда (на сии мощи). Или лучше не одним только находящимся в несчастиях необходимо приходить сюда, но хотя бы кто находился в счастии, в славе, во власти, или имел великое дерзновение к Богу и тот пусть не пренебрегает этою пользою, ибо он, пришедши сюда и увидев святого, сделает свои блага непреходящими воспоминанием об его добродетелях, научив душу свою смирению и не допустив совести своей превозноситься своими делами» («Похв. сл. св. свящ.-муч. Игнатию». Там же, стр. 344 – 345. Сн. «Похв. сл. египет. мучен.» Там же, стр. 348).

III. Но особенного внимания заслуживает учение о сем св. Иоанна Дамаскина, который, обобщая все, доселе прежними учителями церкви сказанное, писал между прочим следующее, что Бог вселяется через ум и в тела святых, свидетельствует апостол: «Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть?..» (1Кор. 6:19). Как же не почитать одушевленные храмы, одушевленные жилища Божии?.. Святые не суть мертвые. Ибо с тех пор, как имеющий Сам в Себе жизнь и виновник жизни причтен был к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него. Да и как может чудодействовать мертвое тело? Каким образом через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всяко благое даяние от «Отца светов» нисходит на тех, которые просят с несомненною верою» (Иак. 1:17). – («Точн. излож. прав. веры», кн. IV, гл. XV, стр. 263 – 264. Москва, 1844 г.).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle