Источник

11. Примеры чудесного обращения язычников ко Христу чрез Святое таинство Крещения

I. В Персии, в царствование Хозроя старшего (в VI в.), была одна молодая и красивая женщина, персидским именем называемая Голиндуха, из славного рода великих вельмож, вышедшая замуж за знаменитого начальника волхвов. Вразумляемая божественным просвещением, эта жена, после 3-х летнего супружества, начала познавать заблуждение персидского нечестия и размышлять об истинной вере. Слыша о чистой и высокой вере христианской, она думала сама в себе, эта ли есть истинная вера или иная какая? Когда она размышляла об этом, в одну ночь было ей во сне такое видение: она увидела явившегося ей светлого Ангела Божия, который, взяв ее, повел к некоему темному и огненному месту, исполненному великого страха и ужаса, в котором было множество мучимых людей. Она спросила Ангела: «Что это за место страшное и кто те, которые в нем мучатся?» Ангел сказал: «Место это есть казнь грешных и неверных, и в нем твои прародители, покланявшиеся кумирам, мнимым богам персидским». И скорбела Голиндуха о погибели своих прародителей и плакала. Затем Ангел повел ее на другое место, где был рай Божий – селение праведных, и показал ей, сквозь небольшие двери, бывший там внутри великий свет, и в нем многих мужей и жен, ликующих в неизреченной радости; показав это Голиндухе, Ангел вошел в те малые двери; хотела было и она войти вслед за ним, но Ангел не позволил ей, сказав: «Не можешь войти сюда, потому что ты не христианка, ибо никто сюда не входит из тех, кои не приняли Св. Крещения Христова». После столь чудного видения Голиндуха пробудилась и, с ужасом удивляясь виденному, усердно возжелала быть христианкою, а персидским идолопоклонством и волхованием мужа своего начала гнушаться. И вот она стала заботиться о том, как бы сподобиться св. крещения, со слезами молилась о тои христианскому Богу и вскоре получила просимое. Наставляемая Ангелом Господним, вышла она из своего дома никем незамеченная и руководительством того же Ангела приведена была к одному священно-служителю Господню, пребывавшему в одном сокровенном месте; от него научена была вере, окрещена и в Св. Крещении наречена была Мариею («Чит.-Мен.» 12 июня).

II. Ирина, дочь правителя одной греческой области, в язычестве называвшаяся Пенелопией, в числе наставников имела старца Апелиана, тайного христианина, внушавшего ей христианские добродетели, хотя и неговорившего с ней пока о христианской вере. Уже родители девицы помышляли о ее замужестве, как однажды случилось странное событие: девица сидела с наставницею в комнате своей, вдруг в окно влетел голубь с масличною веткою, которую положил перед Пенелопией на стол; вслед за этим влетел орел и оставил на столе венок из цветов; наконец, в противоположное окно влетел ворон и положил на стол небольшую змею. Пенелопия и наставница смотрели на это с удивлением, и когда вошел к ним Апелиан, рассказали ему о случившемся. Старец, подумав немного, сказал: «Знай, девица, что это значит: голубь знаменует добронравие твое, кротость и целомудрие, – ветка масличная означает благодать Божию, которая сообщится тебе Святым Крещением; орел, образующий царя и победителя, означает, что ты будешь царствовать над страстями своими и возвысишься богомыслием; а венец есть воздаяние, которое получишь от Бога за подвиги свои; ворон же со змеей означают врага диавола, который хочет отвратить тебя от добра; но укрепленная помощию Божиею, ты твердо вытерпишь скорби за Бога, Царя Небесного».

Эти слова открыли девице новый мир, о котором она еще не слыхала Она стала распрашивать Апелиана, и он стал говорить ей о Христе и о вере христианской. Слушая его, Пенелопия исполнялась любовию ко Христу Богу. Вскоре затем родители посетили ее и сообщили о своем намерении выдать ее замуж. Пенелопия выпросила себе несколько дней на размышление, и когда родители ее удалились, она подошла к идолам своим и вопросила их о том, что ей делать, ибо ей не хотелось выходить замуж. Идолы, разумеется, не дали никакого ответа. Тогда девица, взглянув на небо, воскликнула: «Если Ты Бог истинный, Ты, Которого галилеяне исповедуют, то молю Тебя, наставь меня!» В туже ночь ей во сне явился Ангел и сказал: «Ты послужишь во спасение многих, и тысячи людей тобою обратятся к Богу; что сказал тебе Апелиан, то правда. Придет к Тебе человек Божий, Тимофей, преподаст Святое Крещение и наставит тебя, и будешь отселе называться не Пенелопиею, но Ириною» (Ирина значит мир).

После этих слов Ангел сделался невидимым, и девица проснулась с чувством невыразимой радости. Действительно Тимофей, ученик апостола Павла, руководимый Ангелом, пришел к девице. Он проповедовал ей о Христе и окрестил ее и всех, живших с нею. При крещении Тимофей назвал ее Ириною, предрек ей страдания за имя Христово и увещевал не ослабевать в вере. После этого он оставил ее. Ирина выбросила идолов, находившихся во дворце, и полная любви и веры, проводила дни и ночи в молитве и тщательно изучала Священное Писание («Чет.-Мин.», май).

III. Екатерина, дочь богатого язычника, была весьма прекрасна собою, весьма умна, весьма благородна и весьма богата; и потому, когда ей минуло 18 лет, родители ее стали подумывать о достойном женихе. Но Екатерине никто из молодых людей не нравился; все казались ей то не довольно умными, то недовольно благородными, то не довольно прекрасными. Тогда мать Екатерины идет с дочерью к одному уважаемому старцу (христианину) и просит у него совета. Заметивши в Екатерине девицу мудрую, старец возымел намерение обратить ее в христианство. «Есть у меня, – сказал он Екатерине, – один краснейший и достойнейший Жених: и если хочешь, можешь увидать Его». – «О, покажи мне его, св. старец!» отвечала Екатерина. Тогда старец вручает Екатерине икону Богоматери с младенцем Иисусом, велит идти с этою иконою домой, запереться в комнате и всю ночь молиться этому Младенцу, пока Он не покажет Себя. Екатерина все это исполнила. Она унесла икону домой, заперлась в комнате и молилась до тех пор, пока от утомления не заснула. Тогда она видит во сне видение: ей является Богоматерь с младенцем Иисусом на руках; но лице Иисуса было отвращено от Екатерины. Чтобы увидеть лице Его, Екатерина зашла на другую сторону; но Иисус снова отвратил от нее лице Свое. И так повторилось трижды. – «Посмотри же, Сыне Мой, как прекрасна и благородна эта девица», молвила наконец Иисусу Богоматерь. – «О, нет – отвечал Иисус; она не прекрасна и благородна, а безобразна, безумна, и нища, и худородна; не могу смотреть на нее». – «Что же сделать ей, чтобы сподобиться видеть лице Твое?» вопрошает Богоматерь. – «Пусть идет к старцу, он научит», отвечал Иисус. Узнавши о чудном видении, старец научил Екатерину христианской вере, крестил ее, и повелел снова заключиться в комнате и всю ночь молиться перед иконой. Тогда снова явилась ей во сне Богоматерь с младенцем Иисусом, но Иисус уже не отвращался от Екатерины, как прежде, а простирал к ней очи и руки Свои, глядел на нее самым любвеобильным взором, и соделал ее невестою, надевши на руку ее драгоценный перстень. С этих пор Екатерина жила только для Бога и думала только о Боге («Чет.-Мин.»).

IV. Св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, из Иерусалима, места своего жительства, отправилась в Грузию с целию проповедовать слово Божие и научить христианской вере живущих там язычников. В Грузии она поселилась в небольшом домике близ царского сада у сторожа и сделалась известною в окрестностях, потому что Бог освятил ее молитвы чудодейственной силою исцелять все болезни приходящих к ней за советами, страдающих разными недугами, людей. Народ начал во множестве стекаться к ней, и тогда, леча и исцеляя от болезней, Нина вместе с тем проповедовала народу об Иисусе Христе. Слова ее и дивная жизнь сильно действовали на народ, и многие начали принимать веру в истинного Бога, но за неимением священника, не были еще просвещены Святым Крещением. Многими чудесами и знамениями Бог утверждал истину благовестия св. Нины.

Слух о чудной страннице дошел до царя. В это время сильно занемогла жена его Нонна. Не получая никакой помощи от лечивших ее врачей, она обратилась к прославившейся исцелениями больных св. Нине. Именем Иисуса Христа исцелила ее Нина. Царица уверовала в силу учения Христова, вскоре обратился к истинному Богу и царь Мириан. По совету Нины, он послал в Константинополь просить императора Константина прислать епископа и священников для совершения таинства крещения. Прибывшего в столицу епископа с иереями и диаконами царь и весь народ – по сильному желанию принять крещение – встретили с великим почетом и радостию, и вскоре началось совершение Святого Крещения (326 г.). Прежде всех принял Св. Крещение царь, за ним царица с детьми. После этого, приготовив крещальню у моста, на реке Куре, епископ совершил водоосвящение и крестил всю знать царскую, – место это до сих пор носить название «Купели вельмож», а несколько ниже купели вельмож два иерея и диаконы крестили в то же время весь народ, который принимал Св. Крещение так усердно и стремился к тому с такою поспешностию, что в исполнении таинственного обряда было не мало замешательств (Из кн.: «Жития святых», архиеп. Филарета Гумилевского, янв. 14 д. стр. 166 – 168).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle