протоиерей Григорий Дьяченко

  Часть 1, Глава 6Часть 1, Глава 8 

Предварительные катехизические понятия

7. Что значат слова: вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11:1)?

«Вера... есть, – говорит св. ап. Павел, – уповаемых извещение, вещей обличение невидимых», или по-русски: «Вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Эти слова, заключая в себе определение веры, содержат две самостоятельные мысли. Первая половина текста (т. е. «вера есть уповаемых извещение», или «осуществление ожидаемого») скорее должна быть признана определением надежды, чем веры; поэтому здесь мысль будет следующая: вера делает возможною надежду, заставляет надежду, как бы покоиться на основе действительного владения, считать возможное действительным, без чего надежда не могла бы ни существовать, ни возникнуть, или кратко: «вера есть сущность надежды» (при чем остается, очевидно, еще неопределенным, что такое собственно вера). Таким образом, определением веры приходится признать лишь вторую половину текста: есть же вера вещей обличение невидимых, или по-русски: вера есть уверенность в невидимом, как и определена вера в Катехизисе митр. Филарета: «Вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем». Слово обличение (обличать, облик, лик) – уяснение подлинного облика, образа, усмотрение в предмете наглядных, очевидных (конкретных) и потому непреложно убедительных свойств предмета (см. Словарь велик. слов Даля: «книга обличает глубокую ученость в авторе; всякая неправда обличится – т. е. выйдет наружу, откроется»). Приведя слова ап. Павла: «вера... есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых», преосвященный Феофан пишет: «Сделать надобно, чтобы сии невидимые вещи действительно получили в нас свойственный им облик, получили имя, были ведомы, как принесенная весть. Не то это значит, что должно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы ни напрягался кто раскрыть их. Но, хотя непонятно существо предмета и сокрыты основания, усвой и содержи его так, как учение о нем содержится, точными и определенными словами. Словом – познавать, означается не мудрование, а смиренное и беспрекословное принятие уроков святой веры». (Сост. по соч. «Письма о христ. жизни», в 4-х частях, еп. Феофана, стр. 305 и соч. А. Введенского: «Вера в Бога, ее происхождение и основание», стр. 455 и 466).

 


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Вам может быть интересно:

1. Уроки и примеры христианской любви. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 2 протоиерей Григорий Дьяченко

2. Плоть и дух – XVIII. Взаимная христианская обязанность святитель Тихон Задонский

3. Записки по дидактике – О преподавании Закона Божия священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

4. Собрание сочинений. Том 1 архиепископ Амвросий (Ключарев)

5. [Рец. на:] Новые пособия для изучения Священного Писания Александр Алексеевич Жданов

6. Беседы сельского священника к прихожанам архиепископ Антоний (Амфитеатров)

7. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – ВЕРА святитель Феофан Затворник

8. Единый Человеколюбец – Жизнеописание Господа Нашего Иисуса Христа святитель Николай Сербский

9. Размышления на пути к вере протоиерей Вячеслав Резников

10. Духовные беседы – Прощальная беседа преподобный Софроний (Сахаров)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс