Источник

13. Что требуется от приступающих к таинству покаяния?

Для того, чтобы приступающий к таинству покаяния мог действительно получить отпущение грехов, от него требуются, по учению православной церкви («Прав. испов.», ч. I, отв. на вопр. 111 и 113; «Простр. Катих. о покаянии»), следующие условия:

1. Сокрушение о грехах. Это необходимо по самому существу покаяния: кто истинно кается, тот не может не сознавать всей тяжести своих грехов и их гибельных последствий, не может не чувствовать своей виновности перед Богом, своего недостоинства, не может не скорбеть сердцем, не сокрушаться, – и там, где нет истинного сокрушения о грехах, там нет и истинного покаяния, а одно только наружное. Посему-то св. отцы и учители церкви единогласно признавали сокрушение о грехах самою существенною и необходимою принадлежностию покаяния.

«Вы, братие возлюбленнейшие, – писал св. Киприян, – каясь и сокрушаясь, рассмотрите ваши грехи; сознайте тягчайшую вину своей совести, откройте очи сердца к уразумению вашего преступления... Чем больше мы согрешили, тем более мы должны оплакивать» (De lарsis сар. XXXV, in Patrolog curs. compl. Т. IV. р. 492).

«Если плач Петра, – внушал так же своим слушателям св. Златоуст, – изгладил столь великий грех, то как тебе не загладить греха, если будешь плакать? Ибо отречься от своего Господа – было преступление не малое, но великое и весьма важное, – и однако ж слезы загладили грех. Плачь же и ты о грехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как (плакал) Петр; изведи потоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешение» («Бесед. о покаянии» III, п. 13, в т. бесед. к Антиох. народу, стр. 320 – 321. Спб. 1850).

«Кающиеся должны, – учил св. Василий В., – горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца» («Нравств. прав.» I, гл. ІІІ, там же VII, 360). «Покаяние требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других, а для сего соделал себя слышимым, и объявил образ покаяния» (Толков. на гл. XV Исаии, там же VI, 422).

«Когда согрешишь, – говорит св. Златоуст, – стенай не о том, что тебя накажут, но о том, что ты оскорбил Бога твоего, так милосердого, так тебя любящего и так заботящегося о твоем спасении, что Он предал ради тебя Сына Своего на смерть» (на «Кор. Беседа 4», т. 6.).

«Дождь и роса ниспосылаются даром, – говорит св. Ефрем. Сирин, – но земледелец не должен поэтому спать и прекращать сеяние и возделывание земли. Врачество для грешника всегда готово; но поэтому не должны мы переставать молиться об оставлении грехов. Если земледелец не посеет, не поможет ему дождь; если грешник не будет молиться, не исцелит его и благодать. Как врач человек, так и Бог взывает: покажи мне язву твою, и исцелю тебя. Ему желательно видеть твое обращение; тогда уврачует тебя» (Св. Ефр. Сир.).

«Видал ли ты, – говорит св. Тихон, – что делает сын, когда отца своего, от которого рожден и воспитан, ослушанием и грубыми поступками оскорбит? Окаявает себя, плачет и сердцем сокрушается, и судит себя достойным наказания отца, ради того единого, что отца своего прогневал и оскорбил. Сей пример научает нас каяться и жалеть, что грехами Бога прогневляем и оскорбляем. Если сын по плоти, отца своего прогневав, жалеет, тужить и окаявает себя: кольми паче – христианам должно жалеть, сокрушаться, тужит и окаявать себя, и достойными наказания признавать, когда прогневают Бога, Небесного Отца, Который есть единая любовь, благостыня и святость» (Т. XV «Келейн. пис.» 13, стр. 24).

2. Твердое намерение впредь исправить свою жизнь. Св. ап. Петр в речи своей к иудеям сказал: «Покайтеся... и обратитеся, да очиститеся от грех ваших» (Деян. 3:19).

Св. Василий Великий говорит: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел (Пс. 35:3). Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнию крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так нет никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве – продолжающему жить распутно... Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах, и потом дающий обет востать к здравой жизни, положил конец прошедшему, и после содеянных грехов сделал некоторое начало, как бы обновившись в жизни через покаяние» («Толк. кн. Ис. I, ст. 14, в Тв. св. отц.» IV, 58, 59). «Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды достойные покаяния» («Нравств. прав.» И гл. IV, там же VII, 361).

Св. Амвросий: «Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился...» («De роеnit. II», 5, п. 35).

3. Вера во Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. "Ибо о сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь» (Деян. 10:43), и «несть иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. 4:12). Он один примирил нас с Богом Своею крестною смертию (Рим. 5:1, 2, 8:24, 25), один есть вечный наш Первосвященник, «темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас» (Евр. 7:25). Следовательно без веры во Христа Спасителя и надежды на Него, как бы ни было глубоко наше сокрушение о грехах и твердо наше намерение исправить свою жизнь, мы никогда не удостоились бы получить от Бога отпущение грехов.

4. Устное исповедание грехов перед священником. Необходимость этого исповедания сама собою очевидна из того, что разрешить грехи в таинстве покаяния должен священник, а чтобы разрешить или не разрешить какие-либо грехи, надобно наперед знать их. В церкви постоянно существовало и соблюдено было это учреждение. Св. Ириней повествует, как некоторые жены, увлеченные в ересь и нечестие гностиками, при своем возращении в церковь, исповедали и грехи свои, и заблуждения, – а другие, не желая подвергнуться этому испытанию, впадали в отчаяние («Adv hаеr.» 1, 6, п. 3, 13, п. 5, 7).

Св. Григорий Нисский внушает кающемуся: «Пролей предо мною горькие и обильные слезы, да и я соединю мои слезы с твоими: в соучастника и общника твоей скорби прими священника, как отца... Священник столько сокрушается о грехах того, кого имеет по вере вместо сына, сколько скорбел Иаков, узрев одежду Иосифа... Почему на родившего тебя в Боге ты должен полагаться более, нежели на родивших тебя по телу. Смело показывай ему свои сокровенности; открывай ему тайны духа, как тайные раны врачу: он позаботится и о твоем здравии (Homil. in еоs, qui аlvоs асerbius judicant, in Орр. Т. II. р. 137 Моrel).

Второе правило Лаодикийского собора гласит: «Впадающих в различные согрешения, и пребывающих в молитве, исповедании и покаянии, и от злых дел совершенно обращающихся, после того, как по мере согрешения дано им время покаяния, ради милосердия и благости Божией, вводите в общение» (См. так же Анкир. прав. 2, 5, 7; Неокес. прав. 3; Никейск. 1 прав. 17; Васил. Вел. прав. 84).

В 102 правиле собора Трульского читаем: «Приявшие от Бога власть решати и вязати, должны рассматривати качество греха и готовность согрешившего к обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратить спасения недугующего».

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle