Библиотеке требуются волонтёры

О четырех иерархиях

Источник

Содержание

[1.] О скольких говорят иерархиях и как они отличаются. Определительное созерцание [2.] О каждом наименовании и чине иерархий [3.] О церковной иерархии [4.] Каков порядок среднего монашеского состояния [5.] Объяснение иерархии [6.] Какова иерархия монашеского жительства сообразно добродетели и как она совершается [7.] Объяснение о различии иерархического порядка [8.] Каково одеяние монашеского жительства и какова истина каждого символа? [9.] Объяснение [10.] Какова иерархия по монашескому жительству и как она совершается по добродетели [11.] О первоначальном [значении] вида монашеского одеяния [12.] Каковы символы церковного и иерархического порядка? [13.] Созерцательные определения

[1.] О скольких говорят иерархиях и как они отличаются. Определительное созерцание

Причина всего, Троица1, получает в дар начатки и десятины от разумной иерархии, разумная же – от словесной, или монашеской, а монашеская – от символической, и символическая – от законной2. Две [из них] приносят дары вещественные, две [другие] – дары невещественные и божественные: законная – агнца, символическая же – хлеб, а монашеская – Христа в Духе3, и разумная – во плоти Слово. [И каждая из них] приносит в жертву, приобщается [сама] и преподаёт [другим], и имя всем им одно и то же – Израиль, то есть ум, зрящий Бога4. Однако первые две именуются так в несобственном смысле, другие же две по сути, и храмом для тех, [кто принадлежит первой иерархии, служит] скиния, а для тех, [кто относится ко второй,] – вещественный жертвенник, и для тех, [кто составляет третью,] – творение, всё существующее и душа, для разумных же – разумное, и невещественное, и божественное.

[2.] О каждом наименовании и чине иерархий

Как девятичинна ангельская иерархия, так и остальные [иерархии] имеют по девять своих наименований и чинов. Действительно, ангельская [иерархия] разделяется на три тройственных порядка5: первый – на ангелов, архангелов и начала6, а второй – на силы, власти и господства7, третий же – на херувимов, серафимов и престолы8. А монашеский чин и сам делится трояким образом на послушников, практиков и созерцателей9, и поэтому имеет девять различных обозначений. Послушники суть: диаконы, служители по послушанию, иподиаконы, посланники по добродетели и иеродиаконы, которые руководят служениями. Или, иначе, иподиаконы суть [те], которые по послушанию, согласно добродетели, исполняют посланничества и поручения, диаконы же [те], которые по послушанию несут труды на работах, а иеродиаконы по добродетели в вере совершают служения. Ибо поистине священными и божественными приношениями [являются] вещественные потребности для тех, кто священно приносит всю жизнь [Богу], поэтому и всё, что включает [в себя] монашеское жительство, называется приношениями и честными сосудами, словесными и вещественными. Это – первое и последнее чиноначалие, имеющее по добродетели вещественное знание и, как более вещественное, получив[шее] образ жизни по послушанию.

[3.] О церковной иерархии

Церковная же иерархия, будучи символической10, и сама разделяется на три тройственных чиноначалия, по [подобию] законной имея формой символы, а истину являя немногим по [подобию] ангельской [иерархии]. Первое [чиноначалие] делится на диаконов, иподиаконов и иеродиаконов, то есть ангелов, архангелов и начала, второе же – на иереев, архиереев и архиепископов, то есть силы, власти и господства, и третье – на одного чина патриархов11, или на серафимов, херувимов и престолы. А законная [иерархия], и сама подобным образом имея девять чинов, разделяется на левитов, книжников и иерархов, преимущественно пророческих.

[4.] Каков порядок среднего монашеского состояния

И первые12 суть практики среднего порядка – певцы (ψάλται), певчие (ψαλτωδοί) и служители (λειτουργοί)13, то есть [этот порядок] разделён на силы, власти и господства. И певцы, по подобию сил, сильны, во всякой добродетели стяжавши силу на невидимые власти, ополчаясь против которых, они остаются непобедимыми и мужественно свершают дела добродетели. Певчие же суть, по [подобию] властей, практики-власти. Покорив желательные силы души, они благодаря деланию властно отражают прилоги страстей и демонов при посредстве добродетелей. Служители же – это практики, по подобию господств, возгосподствовавшие над всеми страстями мысли и духа и самой природы и не возмущаемые никаким духом. К третьей же иерархии, а вернее, монашескому порядку, [построенному] подобно серафимам, херувимам и престолам, относятся те, кто, будучи огненными, схожими с серафимами и боговидными, имеют очищающую силу особенностью своего безмолвия, подобные же херувимам обладают просвещающей, и вразумляющей, и умудряющей силой и действием, свойственным их порядку. Безмолвные же престолы кротки, просты, непритворны и недоведомы, обогатившиеся благим неведением благодаря совершенному к Богу исступлению14, не зная чего-либо от сущих, но зная только Сущего и будучи и называясь покоем Бога. И если действительно [их] души просты, [то, как] сказано, они суть чувственные престолы15.

[5.] Объяснение иерархии

Иерархия есть, вообще говоря, приобщение и сообщение священного дара, и духовного и телесного, или, по другой мысли, иерархия есть начало, таинство и раздаяние святынь и священно живущих, или наука воздаяния по добродетели, или ещё, по великому Дионисию, уподобление и соединение с Богом16. И уподобиться Богу означает стать щедрым [подателем] божественных и человеческих благ, [полученных] через действие и приобщение; соединиться же с Богом означает стать боговидным через божественное причащение людей, по возможности; как и иерарх есть начальствующий над чистыми и святыми иереями по действию и преуспеянию. Епископ же есть боговидением наблюдающий за всеми под ним сущими чистым умом, или еще епископ есть могущий разумно назирать (περισκοπεῖν) всё тварное и божественное; назирание же божественные мужи называют созерцанием и надзирателем (σκοπός) [называют] пекущегося о чём-либо, которого народный глас именует хранителем17. Я поставил тебя, – говорит Бог, – стражем (σκοπός) дому Израилеву18.

[6.] Какова иерархия монашеского жительства сообразно добродетели и как она совершается

Символическая иерархия церковного чина имеет три благодатные силы для тех, кто истинно посвящён: очищающую, просвещающую и совершительную, в которых она [иерархия] очищается, просвещается и совершается, приобщаясь и сообщая посредством действия, имея просвещение по подобию [небесных] умов. Монашеская же [иерархия] и сама подобным образом имеет три науки воздаяния по добродетелям: начальную, практическую и созерцательную, в которых она [иерархия] богоподражательно очищается и просвещается и совершается: для новоначальных дело иерархичное и достойное воздаяния – служение послушания, в котором очищаются, уменьшаясь, страсти. Для практиков же – делание, аскеза, непрестанное псалмопение и бдение, в которых просвещается мгла изгоняемых страстей. Для созерцателей же – очищающее, просвещающее и совершающее созерцание и безмолвие, в котором они совершаются, и становятся таинственными боговидными иерархами, и достигают совершенства.

[7.] Объяснение о различии иерархического порядка

Исследуем, как [Бог] Слово избрал и показал более высоким, чем церковная иерархия, монашеское жительство по добродетели. Ведь через неё оно совершается в соответствии с божественными установлениями и, как в рождении, в возрождении образа и благодати приобретает матерь, пусть даже чином и состоянием оно имеет различие и восхождение19. И полагаем, что как церковная иерархия равносильна ангельской по богоносному порядку, а не по явлению символов, которому многие радуются, прельстившись единственно благолепием одеяния, исполнение которых явным будет для них, ибо они, сами в себе носящие наказание, когда после смерти будет снят покров с глаз, и они увидят себя лишёнными божественной и человеческой славы и, оплакивая свою беду, предстанут взорам всех мирскими, а не священными, – так и боголюбивая монашеская иерархия по добродетели равночестна умной [иерархии] по бедности, безбрачию и ревностной любви к Богу, [если] проводит жительство невещественно и чисто, ибо, как говорит [апостол], наше жительство – на небесах20. По символам образа [монашеская иерархия] немного меньше, ибо образ, как сказал божественный Ефрем21, ничто без делания, так же как делание без образа – ничто для состояния монашествующих, но делание мирское, [если] совершается без покорности. И поэтому ясно из символов схимы, что в [подражание] ангелам монах носит символы, и для Небесного Царя воюет, облёкшись во всеоружие Божие, и ополчается всегда против начал... и властей... тьмы22. Ибо он надевает на себя броню правды23 – слаженное делание всех чувственных добродетелей, держащих одна другую, словно пращи; берёт щит веры24 – светлый душевный навык богоподобного состояния в Духе, имею в виду целомудрие; и носит шлем спасения25, каково сияющее и чистое благоразумие Духа; и меч Духа26 на врагов всегда навостряет, каково мужество раздражительной силы [души], ибо истинный монах всегда жительствует и вооружается в соответствии с образом своих оружий, чтобы не явиться носящим чуждую одежду, как говорят отцы27. Если же кто исследует образ монашеского жительства и символической иерархии, то найдёт символы соответствующими истине, имеющими одежды добродетелей образом состояния души в Духе, как заповедали божественные отцы, чтобы мы имели или возымели жизнь, соответствующую образу, и истину, равночестную поведению.

[8.] Каково одеяние монашеского жительства и какова истина каждого символа?

Пострижение волос являет истребление всяких житейских помышлений и попечений, чтобы чистым умом и неприкровенной мыслью служить Богу и Его непрерывно созерцать28, отречение же и бегство от мира являет всплывание из бездны или восхождение от земли на небо как в гавань нашего спасения или как на другое второе земное небо, [которое монах] находит в обители. Камилавка являет три образа: шлем спасения29, и покрывало ума, и каску духовного войска.

[9.] Объяснение

Шлем спасения30 есть [проистекающая] из послушания наставнику божественная защита31 и покров благодатного света в уме. Покрывало же ума есть мрак страстей32, в символ которого камилавка по виду черна. Каска же есть символ военного сражения, сохраняющий голову от стрел. А мафорий, некоторыми называемый мантией, – или погребальная плащаница и знак смерти33, или, по другому толкованию, – подобие ангельских крыл34. Паллий же есть щит веры35, а куколь – знак незлобия и младенчества36, не только начального младенчества, которое [бывает] сразу после восприятия второго крещения, но и стремления по добродетели стать немудрым через многократное исступление (ἔκστασις) к Богу, по божественному апостолу37. Схима же являет диадему царскую и ангельскую и облечение в правду света, как бы в двойной плащ38. А пояс обозначает мёртвость похотей, происшедшую через целомудрие. Крест же являет умерщвление в отношении ко всему и бездеятельность телесных страстей39, чтобы стать мёртвым ото всего и пригвоздиться Божественной любовью, как сказано с дерзновением апостолом: Для меня мир распят, и я для мира40.

[10.] Какова иерархия по монашескому жительству и как она совершается по добродетели

Итак, символическая иерархия священноначальствует одними символами, и большинство на них только и взирает, даже если истина таинственно совершается [и] через благочестие, ибо очень немного [тех], которые, посредством символов священноначальствуя истиной, и через подражание умной иерархии приобщались бы и преподавали блага света. Иерархия же монашеского жительства по добродетели, один раз причастившись символов, всегда уготовляет себя воспринять к ним и истину образа, под руководством благого наставника иерархически получая причастие истины. Таким образом эта иерархия совершается сама собой, по Божественному глаголу, как мы сказали уже в другом месте.

[11.] О первоначальном [значении] вида монашеского одеяния

Чёрное же монашеское облачение имеет разнообразное символическое значение, ибо оно являет образ скорби и покаяния, бедности и смирения, и овдовевшей без Бога души, и плоти, носящей траур по своей супруге душе, как по умершей, и души, носящей одеяние страстей, и царскую порфиру, и символ добродетелей – всё это образ монахов41.

[12.] Каковы символы церковного и иерархического порядка?

Поскольку чины обоих – символические, давай-ка обдумаем оба, и посмотрим, и научимся, какова цель символов и какова истина, на которую символы указывают, ибо не без толку и не как придётся их употребление установили божественные законы, но имея цель, чтобы мы через символы и образы восходили к истине первообразов и к воспоминанию и делу таинственного душевного состояния, которые имеют символы знамениями, чтобы, согласно пророку42, иереи не были как народ, а монахи как мирские, только одеждами красуясь в последние дни. О монашеском порядке уже прежде сказано, о церковной же иерархии скажем, что фелонь иераршего порядка есть символ чистой и простой, свободной от страстей и световидной души, а крестоносный омофор есть двойной плащ благодати, он обозначает также славу и умерщвление страстей и сохраняет ангельский образ, [который состоит в том, чтобы] светом быть и в свете жить, имея светозарный навык и силу просвещаться и просвещать. Или иначе: омофор, по другой мысли, обозначает заблудшую овцу, которую пастырь добрый, придя, взял на плечи43, очистил, и просветил, и освятил её, и привёл её к Отцу через крестную жертву, дал ей умерщвление от всего и славу и неизменно стал одно с ней. Епитрахиль же есть, с исторической точки зрения, верёвка, которую протянули злодеи, распявшие Владыку44, по символическому же созерцанию – царская и ангельская диадема. А стихарь являет чистоту и световиднейшую красоту тела. Поручи же придуманы только для благочиния и умеренности.

Подобным образом объясняющие церковные символы полагают далее, что храм – это сей мир; а святилище – [мир] таинственный, в котором совершаются служения45; трапеза же есть Иерусалим, в котором Господь воцарился и воссел как на престоле, Закланный за нас; и предложение есть Вифлеем, в котором [Он] родился46; а просфора имеет три смысла: и по первому мнению, она обозначает овцу, идущую за нас на заклание47, а по другому мнению, – наше приведение, по иному же всеобщему представлению, являет Пречистую Богородицу, из Которой родился Агнец Божий48. И проскомидия обозначает одновременно два праздника: рождество и заклание. Совершаемые вместе, они представляют начало и конец таинства. Вместе с ними и копие, и губка являются символами Страстей49. А звездица есть звезда, показавшая волхвам великий свет; покровцы же – как пелены младенца и как бы символы добродетелей; и теплота – кипение и посещение Духа; а возвышение хлеба – восход на небо; возвращение же обратно в предложение есть возвращение в Вифлеем, чтобы оттуда, где родился Христос, снова начать священнодействовать Его таинства. Антиминсы же, и потиры, и дискосы, и остальные сосуды, используемые при совершении богослужения, достойны почтения, однако и они, по строгому созерцанию, обозначают Промысл и божественное наслаждение и царство достойных.

[13.] Созерцательные определения

Потир – в крови страдания смерти, потир – это смерть, распоряжение через страдания или ещё страданием разлучение души от тела, смерть есть разрешение души от тела через страдание, и опять разрешение души есть божественною силою разлучение от тела. Потир – кипение злого духа по домостроительству против кого-то или ещё обычное падение, оставленность вследствие гнева. И опять потир есть от божественного наслаждения исступительное опьянение Духа, [ведущее] к созерцанию, или ещё потир есть исступление обожения в веселии естественного смысла50.

* * *

1

Ср.: Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 1, 3 (P. 66:7–8). Ταύτης ἀρχὴ τῆς ἱεραρχίας ἡ πηγὴ τῆς ζωῆς ἡ οὐσία τῆς ἀγαθότητος ἡ μία τῶν ὄντων αἰτία, τριάς. Рус. пер.: «Начало этой иерархии, источник жизни, сущность благости, единая причина сущего – Троица» (Прохоров 2002. С. 573).

2

Упоминание законной иерархии в «Ареопагитиках»: Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 1, 3 2, 1; 3, 3, 10; 5, 2 (P. 69:17; 89:20; 105:5, 25).

3

См.: Gregorius Synaita. Capita acrosticha 112 // Φιλοκαλία τῶν νηπτικῶν καὶ ἀσκητικῶν. Θεσσαλονίκη, 1996. Τ. 20. Σ. 424. «Духовное святилище есть разумное действие ума, таинственно священнодействующего на душевном жертвеннике в знак обручения Богу и приобщающегося Агнцу прежде будущего непостижимого наслаждения. Принимать же в пищу Агнца Божия на мысленном жертвеннике души не значит только постигать [Его] и находиться с Ним в общении, но и быть самому Агнцем по принятии в будущем Его образа. Здесь только слова, там же мы надеемся получить самые предметы таинств» (Вениамин (Милов), еп. 1999. С. 53).

4

Gregorius Synaita. De quiete 1 // Φιλοκαλία τῶν νηπτικῶν καὶ ἀσκητικῶν. Θεσσαλονίκη, 1996. T. 20. Σ. 476. «Возрадуется Иаков и возвеселится Израиль (Пс.13:7), то есть деятельный и созерцательный разум, с помощью божией побеждающий страсти путём деятельности» (Вениамин (Милов), еп. 1999. С. 95). Ср.: Gregorius Nyssenus. In diem luminum (ed. E. Gebhardt. Leiden, 1967. S. 232:13): οὐδεὶς δὲ τὸν λίθον ἀπεκύλισεν εἰ μὴ Ἰσραήλ, ὅς ἐστιν νοῦς ὁρῶν ϑεόν. «И никто не отвалил камня, кроме Израиля, который есть ум, видящий бога» (Григорий Нисский, свт. Слово на день светов, в который крестился наш Господь // ТСО 45. 1872. кн. 1. ч. 8. С. 14).

5

Ср.: Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia 6, 2 (P. 26:12–13). «Всего богословие назвало выявляющими именами девять разрядов небесных существ. Божественный наш священносовершитель разделяет их на три троичных устроения» (Прохоров 2002. С. 99).

6

Ср.: Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia 9, 1 (P. 36:1–3). «Остался нам для священного рассмотрения порядок, замыкающий ангельские иерархии, образуемый богообразными началами, архангелами и ангелами» (Прохоров 2002. С. 135).

7

Ср.: Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia 8, 1 (P. 32:1–3). «А теперь надо нам перейти к среднему порядку небесных умов, рассматривая надмирными очами, насколько доступно, эти господства и воистину возможные видения божественных властей и сил» (Прохоров 2002. С. 123).

8

Ср.: Dionysius Areopagita. De caelesti hierarchia 6, 2 (P. 26:15–18). «Ибо святейшие престолы и многоокие и многокрылые чины, именуемые на еврейском языке херувимами и серафимами, помещаются в превышающей всех близости, непосредственно около Бога» (Прохоров 2002. С. 100–101).

9

Более привычное деление – на новоначальных, средних и совершенных. См., например: Gregorius Synaita. Capita acrosticha 101 // Φιλοκαλία. Θεσσαλονίκη, 1996. Τ. 20. Σ. 416. «Ночное бодрствование имеет три порядка: для новоначальных, средних и совершенных» (Вениамин (Милов), еп. 1999. С. 46).

10

Ср.: Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 1, 5 (P. 68:1–3). «Наша иерархия, соответственно нам самим, в некотором роде символична и нуждается в том, что доступно чувствам, чтобы мы от этого восходили к более божественному, постигаемому умом» (Прохоров 2002. С. 579).

11

Св. Григорий подчёркивает равность патриархов. Ср.: Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 5, ϑεωρία, 5 (P. 112:17–20). «И ведь сам корифей учеников вместе с равночинным ему иерархическим десятком, придя на священническое совершение двенадцатого из учеников, благоговейно возложил избрание на Богоначалие» (Прохоров 2002. С. 689).

12

Практики названы первыми, видимо, потому, что название главы уже её содержания: кроме среднего монашеского состояния, она включает в себя также описание высшего состояния – монахов созерцательных.

13

«Служитель» – термин, который употребляет автор «Ареопагитик» применительно к одной из степеней церковной иерархии. Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 5, 6 (P. 108:15–18). Г.M. Прохоров в своём переводе «Ареопагитик» использует слово «литург»: «Чин же литургов, очищающий и служащий для различения неподобного, прежде выхода иереев для священнодействий очищает пришедших, делая их чистыми от всего враждебного и пригодными для созерцания и участия в священнодействии» (Прохоров 2002. С. 681).

14

Gregorius Synaita. Capita acrosticha 111 // Φιλοκαλία. Θεσσαλονίκη, 1996. Τ. 20. Σ. 424. «Начало умной молитвы есть действие, или очистительная сила, Святого Духа и таинственное священнодействие ума, подобно тому как начало безмолвия есть удаление [от обычных забот], середина – просветительная сила и созерцание, а конец – экстаз и восхищение ума к Богу» (Вениамин (Милов), еп. 1999. С. 53).

15

Притч.12:23. ἀνὴρ συνετὸς ϑρόνος αἰσϑήσεως, καρδία δὲ ἀφρόνων συναντήσεται ἀραῖς. Рус. пер.: Муж благоразумный – престол чувства, сердце же неразумных встретит погибель. Ср. синод. пер.: Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

16

Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 3, 2 (P. 17:10–11); De ecclesiastica hierarchia 1, 3, 2 (P. 66:12–3; 68:16–17).

17

Cp.: Constitutiones apostolicae 2, 6. 33–34 (Ed. В.M. Metzger. P., 1985 (SC 320)).

19

О том, что чин монахов совершается через священство, см.: Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 6, 3 (P. 116:11–14). «Из совершаемых же чинов высочайшим является священный разряд монахов... совершенствующим силам иерархов вручаемый, и их божественными осияниями и иерархическими преданиями пониманию увиденных в относящихся к нему священнодействий священных свершений научаемый, и к их священному знанию соответственным образом в совершеннейшее совершение возводимый» (Прохоров 2002. С. 697).

21

Ephraem Syrus. Ad correctionem eorum qui vitiose vivunt et honores appetunt (Ed. K.G. Phrantzoles. Thessalonica, 1988. P. 293:2).

26

Там же.

27

Ср.: Apophtegmata, coll. system. 4, 68:4 (Ed. J.-C. Guy. P., 1993 (SC 387)). ὦ μοναχέ, ἀνδρίζου ἵνα μὴ ἀλλότριον σχῆμα φορῇς. Ср. похожее место в русском переводе древнего патерика: «мы, снедая малые хлебцы монахов, (вместе с тем) вкушаем всякий покой, а на деле не исполняем обязанностей монашеских и думаем, что сделались монахами! не мечтай, принимая на себя чужой вид» (древний патерик. К., 2008. С. 52–53).

28

Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 6, Θεωρία, 3 (P. 118:7–12). «А пострижение волос знаменует чистую и без-о́бразную жизнь, не приукрашающую без-о́бразность ума притворными образами, но саму по себе возводимую к богообразию не человеческими, а единственными монашескими красотами» (Прохоров 2002. С. 701).

30

Εф.6:17.

31

Ср.: Joannes Climacus. Scala paradisi 4 // PG 88, 677:22–24. «Имеют они и шлем спасения – молитвенный покров своего наставника» (Иоанн Синайский, прп. Лествица. СПб., 2007. С. 44).

32

Macarius Aegyptius. Sermones 64 (coll. В). 2, 3, 13:2–3. «Таинственно совершается сие в каждой душе. Ибо сердце облегается вокруг покрывалом тьмы (под тьмою же разумею огнь мирского духа)» (Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послания и слова. ТСЛ, 1904 (р1998). С. 385).

33

Symeon Thessalonicensis. De poenitentia 274 // PG 155, 500B:5–7. ἀλλὰ καὶ ὅτι νεκρὸς ὁ μονάζων τῷ βίῳ, καὶ ὡς ἐν τάφῳ ἐστί· διὸ καὶ ὡς τάφος μὲν ὁ μανδύας· ἐντάφια δὲ τὰ ἐντός, ὁ χιτὼν δηλαδὴ καὶ τὰ λοιπά. «Но и поскольку монашествующий мёртв для жизни и пребывает как бы во гробе, потому и мантия [есть] как бы гроб, и погребальные пелены – то, что под ней, то есть хитон и прочее». (Здесь и далее при отсутствии ссылки на издание перевод наш. – Т.С.)

34

Germanus Constantinopolitanus. Historia ecclesiastica 19:22–29 (ed. P. Meyendorff. Crestwood, New York, 1984). τὰ κουκούλλια... ἐμφαίνοντα διὰ τῆς τοῦ μαντίου ἀπολελυμένης ἀπλώσεως τὴν πτερωτικὴν τῆς τῶν ἀγγέλων μιμήσεως, καθότι ἀγγελικὸν σχῆμα λέγεται. «Куколь... свободным распростертием мантии являющий [распростертие] крыльев по подобию ангелов, поскольку и называется ангельским образом».

35

Еф.6:16. Ср.: Symeon Thessalonicensis. De poenitentia 274 // PG 155, 500D:13–15. τῷ παλλίῳ... καὶ τῷ μανδύᾳ, στολὴν ἀφθαρσίας ὡς θώρακα ἱσχυρὸν περιέθετο. «Паллием и мантией облёкся [монах] в одежду нетления, как в прочную броню».

36

Apophtegmata, coll. anon. 55. Ἔλεγον οἱ γέροντες ὅτι τὸ κουκούλιον σημεῖόν ἐστι τῆς ἀκακίας. «Старцы сказали, что куколь – знак незлобия».

38

«Двойной плащ» – διπλοΐς. Ср. Вар.5:2: περιβαλοῦ τὴν διπλοΐδα τῆς παρὰ τοῦ ϑεοῦ δικαιοσύνης. Синод. пер.: «Облекись в одежду правды от Бога».

39

Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia 6, Θεωρία, 3 (P. 118:6–7). «А печать крестовидного образа, как мною уже было сказано, являет бездеятельность всех вообще плотских устремлений» (Прохоров 2002. С. 701).

41

Symeon Thessalonicensis. De sacramentis 52 // PG 155, 197B:5–8. Διὸ καὶ μέλαν ἐστίν, ἐπειδὴ ϑανάτου καὶ πένθους μέμνηται, καὶ οὐ ζῇ ἐν τῷδε τῷ βίῳ, ἑτέρας δὲ ζωῆς ἐπιθυμεῖ τῆς ἀφθάρτου, καὶ πρὸς ἐκείνην τρέχειν ἐπείγεται «Поэтому и черна [одежда монаха], что [он] помнит о смерти и скорби, и не живёт в мире сем, но другой жизни желает, нетленной, и к ней устремляться поспешает».

44

Может быть, речь идёт о верёвке, которой Христос был привязан ко кресту (ср. Ин.19:23–24). Свт. Герман Константинопольский видит в епитрахили символ верёвки, которой первосвященники связали Христа, предавая Его на страдания (Мф.27:2): Germanus Constantinopolitanus. Historia ecclesiastica 18. τὸ ἐπιτραχήλιόν ἐστι τὸ φακιόλον μεθ’ οὗ ἐπεφέρετο ὑπὸ τοῦ ἀρχιερέως δεδεμένος ἐπὶ τῷ τραχήλῳ ὁ Χριστὸς καὶ συρόμενος ἐπίπροσθεν ἐν τῷ πάθει αὐτοῦ ἀπερχόμενος. Рус. пер.: «Епитрахиль – это верёвка, обвязанная вокруг шеи Христа, за которую архиерей тащил Его вперёд, идущего на страдания».

45

Ср.: Maximus Confessor. Mystagogia 2:26–29 // PG 91, 669В. «Горний мир в ней – словно алтарь, посвящённый вышним силам, а мир дольний, предоставленный тем, кому выпала на долю жизнь чувственная, подобен храму» (рус. пер.: Максим Исповедник, прп. Творения / Пер., вступ. ст. и комм. А.И. Сидорова. М., 1993. Кн. I. С. 159).

46

О том же пишет до прп. Григория Николай Андидский и после прп. Григория повторяет Симеон Солунский: Nicolaus Andidaeus. Protheoria 10 // PG 140, 429C:12–14. οὕτω τοιγαροῦν ἀφίεται τὸ ϑεῖον σῶμα ἐν τῇ προϑέσει, ὥσπερ ἐν Βηϑλεέμ, ὅπου γεγέννηται ὁ Χριστός. «Итак, после этого помещается Божественное тело в предложении, как бы в Вифлееме, где родился Христос». Thessalonicensis. De sacro templo 137 //PG 155, 348A:1–3. Ὁ ἐκ πλαγίου δὲ τοῦ σκευοφυλακίου τόπος, ὃς καὶ λέγεται πρόθεσις, τὴν Βηϑλεὲμ καὶ τὸ σπήλαιον διαγράφει. Рус. пер.: «Место сбоку сосудохранительницы, которое и называется предложением, изображает Вифлеем и пещеру».

48

О том, что просфора (речь, конечно, идёт об агничной просфоре) знаменует собой Матерь Божию, находим, например, в: Nicolaus Andidaeus. Protheoria 9 // PG 140, 425A:14–В3.

50

Gregorius Synaita. Capita acrosticha 58–59 Φιλοκαλία. Θεσσαλονίκη, 1996. Т. 20. Σ. 392, 394). «Изумление есть полное возвышение сил души к познанному, свойственному великолепной славе [Божества]. Или ещё: изумление есть чистое и всецелое устремление ума к пребывающей в свете беспредельной силе. Экстаз же представляет не только восхищение к небу душевных сил, но и совершенное исступление самих чувств. Ревность по Богу двояка: она есть духовное опьянение, возбуждающее желание [спасения]. В душе главным образом имеют место два [вида] ревности – сердечный и исступлённый. Первый принадлежит лишь просвещаемым, а другой – уже усовершившимся в любви. Оба [вида ревности], действуя, отвлекают разум от чувств, так как Божественная ревность есть упоение духа тем, что выше естественного разума, и благодаря ей [у человека] похищается даже чувство внешних отношений» (Вениамин (Милов), еп. 1999. С. 24–25).


Источник: Григорий Синаит, прп. О четырех иерархиях (Пер. с древнегреч. и публикация славянского текста иером. Тавриона (Смыкова)) // Богословский Вестник. 2015. № 16-17. С. 273-308.

Комментарии для сайта Cackle